🍚 Возвращение мультибитов: ЦАП Ricercar Audio PCM56P-K (NOS) — ЗАВЕРШЕН

РАСПИСАНИЕ ТУРА И ОБЗОРЫ

КРАСНОЯРСК
@OldSaiобзор

ЕКАТЕРИНБУРГ
@ebsysert1983обзор

КИРОВ
@Sashasherобзор

СЫКТЫВКАР
@signalystобзор

КАЗАНЬ
@satteraобзор

САМАРА
@Klimiweобзор

НИЖНИЙ
@3kcnepmобзор

МОСКВА
@bahobahoобзор
@hoqosобзор
@dennisобзор
@Ledgippoобзор
@dnmобзор
@pusto58обзор

ПИТЕР
@Padovaniобзор

ВЫБОРГ
@doomwoodyобзор

Для тех любителей музыки, которые испытывают ностальгию по винтажной технике, по винилу, мастер ленте и по первым проигрывателям компакт дисков. Данный ЦАП именно про это.

Реализован ЦАП на микросхемах Burr-Brown PCM56P-K (c повышенной линейностью), работающих в режиме NOS (no oversampling (без цифрового фильтра), идеология короткого тракта. Входной приемник — винтажный Yamaha YM3623b.
ЦАП имеет бортовой реклок для снижения джиттера на базе ЭСЛ Motorola MC10116 первых выпусков, в керамическом корпусе, передача данных осуществляется асинхронно.
Выходной преобразователь ток/напряжение реализован дискретно, на транзисторах, операционные усилители на выходе отсутствуют, ровно как и общие обратные связи. Выходной каскад — ламповый, на базе миниатюрного триода 6н16б с позолоченными сетками.
ЦАП имеет качественную элементную базу, среди которой электролиты Nichicon Fine Gold, углеродистые резисторы Allen Bradley и танталовые Audio Note. Выходные конденсаторы бумага в масле. Два линейных блока питания на тороидальных трансформаторах, отдельно для цифровой и аналоговой части.
Позолоченные RCA разъемы CNC. 2 входа SPDIF и оптический. Принимаемый сигнал 16 бит/44.1 кГц. Выходное напряжение 2.4В (RMS).

25 лайков

Здравствуйте. Модель Артема относится к individual edition. Такая более не выпускается. Текущий вариант очень похож на версию Артема, отличается только внешне и немного перенастроеной цифровой частью. Цена на текущий ЦАП 40т.р.

11 лайков

Можно я, как один из разработчиков (мы все таки команда), вставлю свои пять копеек… Немного предыстории, как появился этот ЦАП и для кого этот ЦАП :slightly_smiling_face: Появился он при весьма интересных обстоятельствах, видимо ему было суждено появиться. Мультибитным ЦАПами заинтересовались сравнительно давно. PCM56 лежали у меня про запас, совершенно для другого проекта, для себя, но так случилось, что в последствии решили поэксперементировать именно с ними, в итоге получилось то, что получилось. Данная микросхема мне давно импонировала, хотя бы потому, что, по легенде, это любимый ЦАП Хирояши Кондо. Когда ЦАП уже был готов и отслушан, мы решили показать его нашему кругу знакомых аудиолюбителей, у нас, в Красноярске. После прослушивания, кто то попросил сделать такой же ЦАП и для них. Правда как позже выяснилось, у первой версии ЦАПа был недостаток, она хорошо звучала, но у нее было сравнительно небольшое выходное напряжение и поэтому, по просьбе народа, был разработан новый выхлоп, в котором выходное напряжение было увеличено до стандартных 2.4вольта (RMS). Так появилась новая версия ЦАПа, которая в последствии обросла еще и более качественной элементной базой и получила новый внешний вид. В чем основные отличия данного ЦАПа от большинства аппаратов на pcm56: Мы постарались сделать все максимально по “фен-шую”. Короткий аудио тракт, честный режим NOS, асинхронный реклок для снижения джиттера, дискретный выхлоп с лампой без общих обратных связей, раздельные линейные блоки питания с правильными стабилизаторами и все это в относительно компактных размерах. У большинства CD проигрывателей на этих чипах, да и не только на этих, реализовано (на наш взгляд) все более прозаично… Для кого этот ЦАП? Пожалуй этот ЦАП стоит позиционировать как доступный. То есть рассчитаный на широкий круг аудиолюбителей с различным достатком. Как крепкий фундамент, основательный начальный уровень в нашей планирующейся линейке ЦАПов. Для тех людей, которые устали от свербящей в ушах цифры и хотят чего то более уютного и теплого. Наверное описание звучания аппарата от лица разработчика будет некоторым моветоном, но я постараюсь быть честным. Этот ЦАП не из разряда аппаратов с вау эффектом. Где супер гипер прозрачные ВЧ или громоподобные НЧ. Он про другое. Наиболее подходящим эпитетом для описания звучание пожалуй будет - естественное. В большинстве систем звучит спокойно, мягко и округло, но при этом достаточно выразительно.

25 лайков

По ссылке идет обсуждение поддельных микросхем… Мы с таким сталкивались, посему тестируем и проверяем на подлинность, перед установкой в аппарат, к тому же стараемся отбирать микросхемы в пары, с минимальным разбросом параметров… К слову старые оригинальные микросхемы сразу видно, по характерным потертостям и возможным окислам на ножках (которые нужно чистить перед пайкой)

4 лайка

P.S. Маленькое лирическое отступление: Поскольку участников тура набралось довольно много, у всех самые разнообразные системы, со своими особенностями, поэтому стоит сказать о возможных (не обязательно) артефактах, с которыми они могут столкнуться. 1) Было замечено, что при использовании ЦАПа с некоторыми CD проигрывателями (или иными источниками цифрового сигнала), при перелистывании треков, может быть слышен небольшой щелчок. Так бывает далеко не со всеми проигрывателями. Возможно это как то связано с прерыванием spdif сигнала или возможными переходными процессами. Используется при этом spdif или оптика не важно. 2) Наличие лампы на выходе с не стабилизированным источником питания даёт (измеренный) суммарно шум+фон на уровне -80дБ. Поэтому при наличии усилителя с очень высокой чувствительностью по входу, слушатель может услышать небольшой фон в паузах между треками, если ручка громкости будет вывернута существенно, правда и уровень громкости сигнала при этом будет очень большим, поэтому при прослушивании музыки он не оказывает негативного влияния. Каких то других сюрпризов по идее быть не должно.

1 лайк

Так же стоит отметить, ЦАП довольно чувствителен к кабельной обвязке и даже (иногда) к той поверхности, на которую он установлен (дерево, стекло, камень и т.д)

1 лайк

Основание корпуса, во избежании возможного соприкосновения печатных плат и их элементов с ним, проклеено стеклотканью. Цифровая часть в целях сокращения габаритов платы имеет некоторое количество SMD элементов производcва Murata и Bourns а так же микс карбоновых и металлопленочных резисторов. Резисторы в аналоговой части ЦАПа сориентированы по направлению.

3 лайка

Важное дополнение по эксплуатации аппарата: Вент.отверсия на верхней крышке корпуса не перекрывать, аппарат не помещать в слишком тесные полки и не ставить “на ребро”! Стабилизаторы и выходная лампа внутри корпуса греются и им требуется нормальное охлаждение. Пренебрежение данной рекомендацией может привести к выходу аппарата из строя! Так же не рекомендуется использовать слишком тугие кабеля. Кабель должен вставляться в разъем плотно, но легко. Не нужно проворачивать кабель на разъеме при подключении/отключении аппарата. При частых подобных манипуляциях (а их в туре будет не мало) RCA разъемы данной конструкции имеют свойство ослабляться (раскручиваться) и разбалтываться. Будьте аккуратны!

11 лайков

Lets get started :relaxed:

9 лайков

С Юрием встретились, чаем напоили, аппарат передали :grinning:

15 лайков

Аппарат у меня (в подтверждении правая рука/нога на снимке). Первые впечатления и фото будут завтра, а пока впечатления номер ноль:
Первое знакомство произошло в не известном для меня формате, прослушивания незнакомой системы хорошего уровня.
Итак, источником был CD Teac, усилитель Densen и 2,5 пары самодельный акустики (подробнее о системе, думаю, расскажет Александр @Ricercar). Ну и соперником выступал мой Monarchy. Слушали в основном джазовые/блюзовые вещи, пили чаёк и вели разговоры ниочем…
Первая комбинация небольшие компактные полочники: звук лёгкий, светлый с Ricercar_ом с лёгким уклоном в тёмную сторону, подключаем Monarchy зкук ещё более светлее, возможно добавилась детализация, но и раньше её недостаток не ощущался, а значит не факт.
По просьбе Александра подключаем напольники и тут я на пару/тройку минут просто вываливаюсь из разговора. Звук родился полноценный телесный при этом не страдающий избытком жира, всё это было на Monarchy, сразу же предположили, что с Ricercar_ом получится слишком жирно и, конечно же, подключили его. На удивление жир из колонок не потёк, а звук только набрал ещё больше полноты. Самый вкусный вариант на мой ух!
Несколько спонтанно получилось…
Спасибо Александру @Ricercar и Андрею, приютившему нас на три (три часа пролетели как пять минут) часа у себя за бесценный опыт и хорошую беседу!

26 лайков

Спасибо, Юрий, были рады гостям единомышленникам :slightly_smiling_face: Маленькое дополнение, источником сигнала выступал TEAC vrds-20, усилитель Densen Beat 100 (модернезированный, с регулятором громкости на трансформаторе). Акустика авторская Asagri (сокращенное от Акустические Системы Андрея Гриценко). 1) Мониторы реплика ProAc Studio 100 2) Напольные двухполосные АС скромного вида но с нескромной начинкой :grinning:, на базе динамиков Dynaudio. ЦАП Ricercar Audio (такой же как туровый). Сделали мы его Андрею в январе 2019 года. А поскольку он используется на постоянной основе, то, на сегодняшний день, имеет “выдержку” в течение 9 месяцев :grinning: Туровый аппарат довольно свежий, 2-3 недели прогона. Поэтому, возможно может несколько отличаться от ЦАПа Андрея, но с прогревом наберет тот самый “вкус” :grinning:

3 лайка

На данный момент играет чуть светлее чем у Андрея.
Щелчков при смене треков нет. Щелчки при смене альбома победил… сейчас пытаюсь понять, как я это сделал.

4 лайка

С компьютера или с Малинки?

С Малинки.

У меня компухтер древний, шум БП любую музыку заглушить…
С Малинкой эксперементирую, да сидючок обещали завтра подогнать.
Аппарат греется, реально заметно, как набирает тельце и силушку!

5 лайков

Немного фото…


14 лайков

Итак, гравиЦАПа покинула меня и отправилась к следующему туристу, пришла пора подводить итоги.
Напомню, что при нулевом прослушивании хорошо прогретый аппарат поразил меня глубиной баса. Первое включение турового экземпляра принесло лёгкое разочарование, колючий, звонкий звук, да ещё и довольно таки слабенький. Слабость, впрочем, ушла примерно после 3 часов прослушивания, реально периодически подходил и убавлял громкость, пока не пришёл к обычному положению рукоятки. В дальнейшем аппарат перепадами громкости не страдал и честно отработал/прогрелся в режиме 24/5 с редкими отключениями для перекомутации.
Непосредственно о звуке: Примерно на третий день аппарат сделал выбор и плавно перешёл ближе к тёмной стороне, верха подобрались, потеряли резкозть, низы сформировались и набрали силу (к слову, до темноты, ранее слушанного так и не дошли). В целом звук ровный с достаточной (для меня) детализацией, изюминку добавляют ламповые “послезвучия”, однако они удивительным образом приходятся к месту. Например на The Mule (Made in Japan) ,барабаны стали живыми, почувствовался материал мембраны, её дыхание. После этого сразу послушал электронику, где это было бы лишним, лишним не было, ибо не было совсем, чёткий удар без всякого проявления излишней жизни. Ну и конёк всех мультибитов - серединка, она просто вкусна до невозможности, что голоса тёток, что струны на гитаре. К верху небольшая претензия, он не давит (всё, как я люблю), но металла в нём маловато, колокольчики/треугольники достаточно звонкие и заливистые, но маловато металлические (похоже те самые послезвучия размягчили металл).
Теперь об интересных особенностях Ricercar_а, я на нём услышал разницу в качестве некоторых альбомов из Тидал и с винта, в пользу “винтовых” версии, на Монархии этой разницы не ощущалось. Самое интересное, из разговора с Андреем (у которого проводилось нулевое прослушивание и осталась моя Монархия), у него прямо противоположные впечатления…
Ну и косячок о котором предупреждал Александр @Ricercar - треск при пояблении сигнала на входе ЦАПа. Такая проблема имеет место быть, как при включении Малинки, так и при включении топового блюрэйника Пионэр (сидюк не получилось найти). Далее при работе, переключении песен этого не наблюдалось, появлялся треск только при смене альбомов. Причём на сборка Димаса альбомы АПлеере переключались абсолютно беззвучно, при переходе на MPD треск появлялся. И вот тут интересный момент, смена алюбома непосредственно из сборки сопровождалась треском, смена альбома из M.A.L.P. проходила абсолютно беззвучно. В общем, найдя на третий день решение проблемы, я о ней вполне успешно забыл и вспомнил только при написании отчёта.
В общем, Ricercar весьма достойный аппарат со всеми плюшками, присущими мультибиту и лампочкам! Однозначно рекомендую его послушать тем, кто только думает открыть для себя эти темы.
Огромное спасибо за столь интересны опыт Александру @Ricercar, ГлавБармену @dmitre и Артёму @crocodil78!!!

31 лайк

Спасибо за Ваш отзыв, Юрий! Да, некоторая колкость и худосочность звучания новоиспечённых, не гретых аппаратов имеет место быть. Связано это с недостаточной приработкой деталей и свежестью паёк, впрочем аппарат приобретает стабильность и набирает “свой звук” в течение 100-150 часов работы. Так наверное происходит с большинством новой аппаратуры :thinking: И это хорошо, что Вы имели возможность послушать гретый аппарат для сравнения. Смягченность звучания металла исправляется подбором межблочных кабелей, а так же может быть связана с применением масляных конденсаторов на выходе. Тут опять же как аппарат встанет в Вашу систему. Для ярких или рупорных систем обычно приходится кстати. Масляные конденсаторы хоть и несколько сглаживают ВЧ диапазон, но были выбраны за естественность и отсутствия синтетики в звуке. Впрочем они установлены на специальных колодочках и пользователь сам может легко заменить их на любые другие по своему вкусу. Андрей, к слову, заменил выходные конденсаторы в своем Ricercar’е на Audio Core Red Line. Артём @crocodil78 так же экспериментировал с заменой конденсаторов, но позже предпочел вернуться к штатным. Возможно поделится своими впечатлениями.

8 лайков

А я пробовал ставить медные дженсен на выход цапа , сначала не понял юмора , ощущения будто ни чего не стоит вообще , звук действительно как на прямую сигнал идет , снял и опять воткнул ОЗР , чем то напоминают к 42 , уже не хватало этого очерченного и красивого звука , которы так сочетается с лампой !

2 лайка