Обзор работы системы румкоррекции RoomPerfect от Lyngdorf, TDAI-1120.
Часть 3. Транзиенты с таймингом
На второй примерно день зацепился я ухом за эту некоторую “дополнительную теплую ламповость” после коррекции RoomPerfect, начал обращать внимание и на некоторые другие моменты. Сцена в общем “добавляет” после коррекции. Чего-то добавляет, но начал подмечать, что не везде привычного чего. Сравнивая с тем же Дираком (хотя там все несколько иначе) или ручной коррекцией, когда подобным образом действуешь: АЧХ крупным мазком по полосам, а ФЧХ через Рефаз выравниваешь отдельно, до кучного импульса. Или голоса где-то в теле имеют некоторый специфичный окрас.
В общем не то, чтобы меня это сильно напрягало, но где-то тут и расчехлил микрофон чтобы глянуть че ж делает RoomPerfect. Про АЧХу выше отчитался, посмотрим теперь на другие аспекты. И вот тут сюрпрайз!
Фаза, ой! Оранжевое, напомню, с румкоррекцией:
У нас м̶о̶л̶о̶к̶о̶ ̶у̶б̶е̶ж̶а̶л̶о̶ 4 с хвостиком мс ГВЗ набегает где-то в районе 500 Гц:
Ну и степ соответственно расползается по-полной:
Сначала подумал что я чето не то сделал. Перекалибровал RoomPerfect. Нифига, тот же результат. Потом подумал что это неадекватная реакция на кросс, хотя он и выше, но может пытается система чето править… Но ответ оказался проще и веселее.
Помните, система отдельно меряет НЧ+СЧ и СЧ+ВЧ. Так вот, правит она их тоже отдельно, с фильтрами разной длительности, соответственно и собирает потом обратно вот с такой задержкой! Подтверждения тому быстро нашлись путем гугления, есть отчеты пользователей примерно с такой же ГВЗ:
Т.е. это как бэ не баг, а фича RoomPerfect делает из обычных АС большие рупорные! (шутка, ну в смысле что странный тайминг в середине диапазона у других АС вряд ли встретишь)).
Вообще такую ГВЗ в середине диапазона заиметь так себе идея. Но я, если честно, оказался весьма удивлен, насколько это не очевидно на слух. Признаюсь, если бы не было опыта жизни с румкоррекцией, самостоятельных настроек, сведения полос и прочего — я бы это мог вообще не заметить, и привыкнуть к такой подаче (или не использовать румкоррекцию, если бы не зашло, например). Золотые уши бы заметили сразу, конечно…
Хотя стоп, о чем это я Золотые уши вообще нихрена не заметили, это я сейчас про все обзоры, нигде не нашел о том, что в середине чето не то.
Понятно, что за обзоры платят, они там хвалят, но есть ряд обзоров, где весьма точно описывают характер звучания усилителя, по классическим канонам (темный характер звука, не глядя на настройки, сама подача, некоторая сдержанность в некоторых моментах, хотя с очень цепкой хваткой и большой динамикой и т.д.). Но коррекцию почти все хвалят, и описывают как раздвигается сцена и становится голографичной почти все. Выходит, олдскул-обзорщики о голографичной сцене имеют весьма посредственное представление. Изменения в сцене не всегда значит большая голографичность или правильность.
Часть 4. Резюме
Мои выводы таковы. Система RoomPerfect не точна, имеет достаточно крупный косяк на видном месте, точно не может считаться лучшей в мире ни в каком смысле.
То что в мурзилках пересказывают как она успешно отделяет мух от котлет, в смысле звук АС от помещения — реализовано достаточно примитивно, хотя и элегантно. Это работает, но решение плюс-минус трамвайная остановка (в смысле, правятся полосы крупным мазком и никаких сложных решений система не принимает). В отличии от конкурентов типа Dirac или Trinnov (но акцентирую, это именно про инженерную часть, это не делает однозначно Dirac или Trinnov лучше, просто они решают задачу несколько в другой плоскости, сложнее и пожалуй точнее; но результат может нравится меньше кому-то, это норм). И да, система сохраняет больше звукового почерка АС, и меньше ощущения химии, по крайней мере при неудачном подходе к измерениям, для нуба она может быть действительно проще в плане получения благозвучного результата.
Но! При этом субъективно коррекция звучит действительно весьма хорошо! Не знаю, че там за собаку на психоакустике съели г-н Линдорф и компания, но они все же чето знают. Возможно, область в районе 500 Гц не такая чувствительная к ГВЗ, как кажется, может быть даже это добавляет некоторого разделения в сцене. А может просто как сделали, так и работает, я хз.
Могу ли рекомендовать RoomPerfect? Пожалуй, да, по крайней мере в рамках готового устройства, если оно устраивает по остальным возможностям (а они на высоте) и звуку (имхо тоже в порядке)). Может у меня пока романтический период с девайсом, но несмотря на оптисанное, да, мне нравится усилитель, его возможности настройки и RoomPerfect в целом тоже нравится. При желании этот косяк не сложно решается при помощи Rephase, вот сейчас сижу слушаю настройку убирающую ГВЗ — сцена становится точнее и голоса более слитными.
В конце концов, если функция есть — ее можно отключить, а если нет — надо городить что-то внешнее. Для первого знакомства с системами румкоррекции это точно подойдет, можно понять что такое не гудящий бас (если в обычной комнате без микрофона до этого было дело), общие эффекты, да и почерк АС сохраняется хорошо.