Уже полтора года у меня этот усь, а вот благодаря новым лампам снова узнал его с новой стороны. Переслушиваю старые диски…
Что удалось узнать.
OTO сконструировал в 1991 молодой тогда еще инженер Andy Grove. С некоторыми изменениями усилитель выпускается до настоящего времени.
Внешний вид изменялся так:
потом так (пути с японцем разошлись):
Затем так:
Предпоследний внешний вид - самый распространенный на б/у рынке такой:
Лет 6 назад усилитель переехал на новое универсальное шасси и стал выглядеть так
В настоящее время выпускается в следующих версиях:
- SE Phono - на 7 лампах (у меня такой, только часть плат зеленые)
- SE Line - на 6 лампах
(обращает на себя внимание отсутствие компьютерного шлейфа от RCA-входов усилителя. Еще совсем недавно было так:
По поводу различия в количестве ламп, представитель фирмы Martin в 2014 году говорил так:
The circuit design of the OTO Line SE has changed somewhat over the years, and the current version - which has been current since the late 90s, <…> - has six valves in total.
We decided to remove the extra gain stage in the Line version of the OTO SE as the amplifier both measured and - more importantly to us - sounded better with the more simple circuit. The extra gain is now supplied by using higher gain valves at the input of the circuit.
The Phono versions of the OTO SE still use the older design with added gain stage, as the phono stage requires this extra gain and for simplicity, all line inputs are all routed through this also.
(Плохо понял, что тут с gain - не технарь, если кто с комментариями переведет, буду признателен)
-
SE Phono Signature. Выпущен в 2012 году и имеет лучшую элементную базу.
Ранний вариант (сразу после 2012 года):
Поздний вариант (выпускается сейчас) - вместо шлейфа пучок проводов.
еще фото
-
OTO Line Signature - фото в сети не нашлось,но уже понятно, что там ожидать.
(позже. А вот и нашлось)
Кроме того, периодически встречаются кастомные версии с самого производства, сделанные по заказу, как на серебряных проводах, так и с кенотронным питанием.
Также стало известно, что часть усилителей в последнее время было произведено на подразделении в Австрии.
Мне недавно удалось сравнить обычную и Signature версию. И несмотря на то, что сравнение некорректное (слушались через встроенные фонокоры, которые УЖЕ разного уровня), общие фирменные свойства хорошо понятны - Signature сильно аудиофильней, сцены и различных подробностей раза в два больше. Поэтому соглашусь с мнением о том, что Audio Note OTO SE Signature - квинтессенция усилителя на EL84.
Теперь о фоно-секции. В более ранних версиях была реализована на четырех лампах, сейчас на двух. Как мне объясняли, ранее реализовывалось с участием обратной связи и было хуже (подтверждаю - слышал).Сейчас же уровень встроенного корректора очень неплох - после полутора лет экспериментов, с удачным подбором ламп решил остановиться именно на встройке. В любом случае что-то внешнее лучше, судя-по всему будет оочень сильно дороже.
Пути апгрейдов.
Усь чрезвычайно апгрейдопригоден. Есть много правильных мнений, что не стоит туда с паяльником, но исходя из накопленной информации о том что на производстве сами не прочь покалдырить над ним, думаю аккуратно можно пробовать. Из самых безболезненных - смена конденсаторов на BlackGate - всегда можно вернуть обратно и замена шлейфа на отдельные кабели (как мы видим последние версии - так это и вообще по фэншую). Можно проложить их чем-то более значимым. Например так:
Ну и tube rolling - как же без этого. Встречал на просторах интернета выдержки из переписки с Квотрупом - он сам советует пробовать Amperex. Я попробовал в фоносекции (не Bugle Boy, но тоже очень приличные) -мне не понравилось. Пока удачные рецепты складываются из российских 6П14П в выходном каскаде. Идеально 70-х80-х годов выпуска. Tesla удачно встает в остальных местах. в выходном каскаде фоносекции лучше всех Philips. Но это мой рецепт.
Должен сказать что от ламп общее впечатление очень сильно зависит. Я думаю неудачный обзор в АВ-салоне, на который чаще всего приводит поиск сабжа в интернете как раз определен был именно неудачными лампами. Сам слышал, насколько безвольным и вялым может быть ОТО при неудачном подборе. Особенно если акустика не очень чувствительна, то прям убийство какое-то. Подраскачать можно установкой в предусилительную часть отчетственных Совтеков - несколько кондово, зато мощно и динамично. Звук не очень элегантный, но вкусный. Как компромисс - самое то.
В общем, если есть добавления, или собственные рецепты, давайте.