📏 Правильная расстановка акустики в комнате — экономим время на перебор компонентов и снимаем аудио-неврозы

Правильный - имеется в виду и ачх в зоне прослушивания, и сцена.

1.1 м - до фронта акустики, выходит?

Да, примерно так.

Я все настраивал изначально на слух, а потом купил микрофон и замерил АЧХ - ровненько все оказалось, практически кривая Harman. Только внизу еще немного хотелось бы сгладить - для этого планирую поэкспериментировать со вторым сабвуфером

У меня сейчас так

На полу по всему периметру комнаты офисный нетолстый ковролин, на стенах достаточно пушистые ковры из Икеи, окно завешено.

С “голым” окном заметно более резкие высокие. Без ковров на стенах было довольно звонко, много отражений, с коврами отражения ушли, стало гораздо приятнее на большой громкости и великолепно на малой

В точке прослушивания (шестиугольник) практически отсутствует звук на 60 Hz :slight_smile: как только я не воевал с расстановкой… в углах есть, справа есть, слева есть, а по центру между колонок - null.
При установке по длинной стене на 56-62 Hz нещадный гул, частот ниже почти не существует) при нынешней слышно и ощущается до 35, только 60 почти нет)

Стол выбирал максимально “прозрачный”, Икеа Тиге, на нём на специальной ноге крепится и висит в воздухе монитор. Почти во всю столешницу уложен здоровенный “мышечный” коврик. Усилитель стоит на Икеа Лакк практически под столом, дак и конвертер - на столе.

2 лайка

Вон чего мне привезли :slight_smile:

15 лайков

Тут в соседней теме @psys расставил акустику согласно рассчетам этого калькулятора и получил +146% прибавку к качеству звука.

Пользуясь случаем, хочу поделиться собственным опытом дополнительной наладки и доводки расположения акустики в комнате. Калькулятор - это отличная отправная точка. Но он не учитывает множество факторов, в частности расстановку мебели, наличие ковра, отражающих поверхностей, неправильную форму комнаты, невозможность выдвинуть акустику на расчетные полтора метра, в конце концов ваши собственные предпочтения в звуке и т.д.

В общем, доводить расстановку акустики до ума стоит собственными ушами, о чем и говорится в описании к калькулятору. Чтобы делать это эффективно, надо понимать, что происходит со звуком при тех или иных манипуляциях.Об этом и расскажу на конкретном примере.

Мои колонки - полочники KEF LS50, комната неправильной формы с полезным пространством 3 на 3. Фото системы есть выше в этой теме. Нижеприведенные советы будут работать и для других полочников и для большинства напольников, принципы те же. Вот что получается с калькулятором:

Capture

А вот как я в процессе экспериментов расставил акустику в комнате:

  1. Начинаем с рекомендованной расстановки: колонки выдвинуты от стены на 130-150 см и расположены хотя бы в полутора метрах друг от друга. Возможно вы скажете, что ваша комната (или жена) не позволяет размещать колонки так далеко от задней стены - ничего страшного, это пока только эксперимент. Выдвините акустику вперед временно, вернуть назад всегда успеете.

  2. Располагаем кресло так, чтобы сформировать с колонками равнобедренный треугольник (это очень важно!). Поначалу такая расстановка может показаться ооочень непривычной (как так близко к колонкам можно сидеть!) - это нормально, просто пока поверьте на слово и продолжайте эксперимент.

  3. Врубаем музычку, желательно такую, где есть натурально записанная сцена, например акустический джаз. Метал, конечно, тоже можно, но на нем за загромождением звуков будет сложнее наблюдать происходящие изменения. Настроить звук можно по джазу, а потом зазвучит и все остальное. Только возьмите современную запись, избегайте псевдо-стерео из 60х.

  4. Закрываем глаза и наслаждаемся музыкой. Как вам ширина сцены? А голографическое расположение музыкантов в комнате перед вами? Можете пальцем показать где расположен тот или иной инструмент? Ощущаете многоплановость и глубину сцены (вокал на переднем плане, бас и барабаны в паре метров за ним)? В этом моменте многие испытывают настоящий шок, их аудиофильская жизнь и представление о звуке переворачиваются с ног на голову. Вы и не подозревали, что ваши колонки на такое способны! Возможно вы уже начали задумываться о том, как бы уговорить супругу оставить колонки в центре комнаты. Это нормально, все мы через это проходили :slight_smile:

  5. Начинаем тюнинговать. В целом данный процесс - это поиск оптимального набора компромиссов, который в совокупности дает звук, нравящийся лично вам. Поэтому тут не может быть однозначных рекомендаций и жестких правил. Меняем, слушаем, повторяем и так пока не придет удовлетворение и чувство достигнутой цели.

  6. Расстояние между колонками - это компромисс между шириной сцены и сфокусированной картинкой в центре. Берем запись любой аудиофильской тетки поющей под простой акустический аккомпанемент, включаем, слушаем. Отодвигаем колонки друг от друга на 10 см, снова слушаем. Чем дальше друг от друга колонки, тем шире стереоэффект, но при этом вокал в центре становится размазанным, он как-будто начинает летать в пространстве, а вокалистка увеличивается в размерах. Если раздвинуть колонки слишком широко, то в центре появится дыра и вы вместо сцены будете слышать левую и правую колонку отдельно. Постепенно сдвигаем колонки назад, ближе друг к другу, пока вокал не зазвучит строго по центру, а размеры вокалистки не станут реалистичными, так как если бы она пела у вас в комнате.

  7. Если вы не можете оставить колонки так далеко от задней стены пробуем найти компромисс: двигаем колонки и кресло (!) вместе на пять сантиметров вперед и слушаем как изменяется глубина сцены. Глаза при прослушивании лучше закрыть, чтобы стена перед вами не отвлекала мозг. В изначальной позиции сцена скорее всего будет простираться далеко вперед за пределы вашей квартиры. Поначалу изменения будут небольшими. Но по мере продвижения колонок ближе к стене, рано или поздно обнаружится такая точка, в которой глубина сцены резко и почти полностью пропадает. В моей комнате я это услышал, когда до стены оставалось чуть меньше метра. Тут наступит момент истины и вы должны будете задать себе вопрос: готовы ли вы полностью пожертвовать глубиной и многоплановостью сцены, и четким разделением инструментов ради интерьера? Я не смог. Таким образом, мы нашли компромиссное расположение колонок по отношению к задней стене, при котором не теряется эшелонирование сцены.

  8. Следующий шаг. Теперь двигаем кресло немного назад, немного вперед (по 5 см, не более), слушаем. Снова следим, чтобы фантомный центр не терял сфокусированности. Находим позицию, в которой вам наиболее нравится раскинувшаяся перед вашим взором (точнее, ушами) 3d картинка. Это дело вкуса, в зависимости от того, нравится ли вам сидеть чуть ближе или чуть дальше от музыкантов, жестких правил тут нет. Примечание для напольников с тремя и более динамиками: расстояние от вас до колонок должно быть достаточно для того, чтобы звук из раздельных динамиков успел слиться в единую картину. Если тональный баланс начинает распадаться на части - отодвиньтесь немного дальше.

  9. Близость колонок к задней стене влияет на количество баса. Особенно если порт фазоинвертера расположен сзади. Ближе к стене = больше баса, но при этом падает его разборчивость. Дальше от стены - бас слабеет, но становится более чистым. В то же время, как мы уже заметили, расположение ближе/дальше от стены сильно влияет на общую сцену, особенно на ее глубину. Что делать, как найти компромисс? Скорее всего, мой совет многим не понравится. Именно по этой причине я для баса использую сабвуфер. Саб располагается в комнате так, чтобы низкие частоты звучали наиболее чисто, а колонки расположены так, чтобы получить наиболее широкую и глубокую сцену, которую только позволяет комната.

  10. Близость колонок к боковым стенам тоже влияет на бас, хотя и в меньшей степени. Также она влияет на верхнюю границу среднего частотного диапазона. В такой маленькой комнате как у меня, приоритетом было получить настолько широкую звуковую сцену, насколько это возможно. Путем экспериментов выяснил, что вполне могу расположить колонки в 45 см от боковых стен. Это дало максимально широкую стереобазу и приемлемую реверберацию (количество отраженного от боковых стен звука) в средне-верхнем частотном диапазоне, которую я со временем погасил звукопоглощающими панелями. Как можно услышать эти нежелательные отражения? Я использовал арию Peer Gynt в исполнении Anna Netrebko с альбома Solveig Songs. Или можно взять песню What’s New в исполнении Linda Ronstadt. Если на громких пассажах и высоких нотах вас начинает раздражать вокал - у вас проблемы либо с лишними отражениями в комнате, либо с усилителем, либо и с тем и с другим.

  11. Расстояние между вашей головой и стеной позади вашего кресла влияет на тональный баланс и стереокартинку. Чем ближе вы сидите к стене, тем больше услышите баса и тем более плоской будет звуковая сцена. Поэтому совет номер один: никогда не используйте кресла с высокой спинкой. По возможности лучше сидеть подальше от стены за головой, но если комната маленькая то лучше выделить больше места пространству между колонками и стеной за ними. Как видите, я сижу довольно близко от колонны позади меня, но ближе к акустике придвинуться не могу, так как портится звуковая картина. Для минимизации отражений я разместил на колонне звукопоглощающие панели и отделил кресло от колонны плотной шторой из вельвета (которая также используется для затемнения комнаты при просмотре фильмов с проектора в светлое время суток)

  12. Поэкспериментируйте с высотой стоек для колонок. Если хочется больше высоких частот - разместите колонки так, чтобы высокочастотный динамик оказался на уровне ваших ушей. Если есть желание уменьшить высокие, то иногда помогает расположение высокочастотника на 3-5 см ниже уровня ушей.

  13. Угол разворота колонок очень сильно влияет на звук. Начните с расположения, при котором колонки смотрят строго вперед. Запомните как звучат средние и высокие частоты. Разверните колонки немного в сторону кресла, снова послушайте и постарайтесь понять, что изменилось. Еще увеличьте угол поворота, снова послушайте. В силу разнообразия конструкции разные колонки будут по разному реагировать на угол разворота. В общем и целом меняются тональный баланс, сфокусированность центральной звуковой картины, звук может становиться более резким или более расслабленным и т.п. Экспериментируйте. В моей комнате колонки чуть-чуть повернуты в сторону кресла. Их воображаемые оси пересекаются где то сразу за головой. Данный угол разворота позволил расположить колонки дальше друг от друга, но при этом сохранить сфокусированный центр. Если повернуть их еще сильнее внутрь, то сцена сузится, музыканты соберутся чуть ближе друг к другу, а высокие частоты зазвучат более резко. Этот как пример, в вашем случае результаты могут быть совершенно иными.

  14. ฺНи при каких обстоятельствах не располагайте каждую колонку на одинаковом расстоянии от задней и боковой стены. При таком расположении влияние отраженных от стен звуковых волн становится максимально негативным. Я проверял и это было ужасно.

  15. Процесс оптимизации расстановки акустики может продлиться не один день и даже не один месяц. Вы можете последовать советам выше и расставить все в первом приближении. Возможно вам сразу все понравится и не захочется ничего больше менять. Но со временем ваши уши адаптируются и начнут слышать нюансы, которые можно еще улучшить. У меня этот процесс занял около трех месяцев. В результате найдено полностью удовлетворяющее меня расположение колонок и кресла с точностью ±3 см. С тех пор, вот уже более года, все остается без изменений, просто хочется каждый день часами слушать музыку.

Откуда я всему этому научился:

Книги

Руководство по сетапу от Кардас:
http://cardas.com/room_setup_main.php

Суперветка на одном из форумов из которой я понял, что сидеть так близко к колонкам это нормально:
https://www.whatsbestforum.com/threads/near-field-listening-acquired-taste-or-proper-paradigm.886/

Сорри за такой трактат, буду рад если он кому то поможет сэкономить на апгрейдах :slight_smile:

100 лайков

Ну для начала в калькулятор нужно вводить размеры по несущим стенам.

Замечание, возможно, и справедливое. Ввел 4 на 3 - получилось то же самое, только за креслом добавился метр.

Да, сам уже давно двигаю ас, ищу оптимальное расположение, и оно не особо совпадает с калькулятором. Верно вы подметили, что он, лишь отправная точка, не более.

Максим, почему рассеиватели поставили за акустикой? Где их вообще рекомендуют ставить?

Места первых отражений: между АС, боковые стены, за головой слушателя. Поставил больше на попробовать, пока ещё не определился с точным местом. В моём случае между АС особого эффекта не дало, прибирает чуть середину, которая и так с данной акустикой чуть задавлена. Сейчас поставил на боковую стену.

1 лайк

для диполей вообще калькуляторов нету, впрочем и ценных советов тоже)))

Жизненно необходим совет, как нивелировать негативное влияние расстановки по длинной стене без возможности отдаления АС от стены больше чем на 30 см. Мне повезло с АС, Neat Iota играют даже в нишах икейских стеллажей Каллакс. В моем случае есть несколько условий

  1. Горизонтальное расположение АС, твитерами внутрь, направленными на вершину треугольника (т.е. на слушателя)
  2. Развязка с поверхностью посредством специальных подставок
  3. Расстояние между АС не менее 1,5 (у меня 2) м
  4. Стеллажи довольно прилично нагружены - порядка 400 виниловых пластинок в каждом.
    Недостаток - высокая когерентность. Пару шагов влево-вправо - и все.

Далее только шторы, ковер. С полом у меня все ок - массив дуба 20мм, на фанере-двадцатке, которая в свою очередь лежит на 2-компонентном составе. Из стекла в комнате только окно. Вся мебель - дерево с глухими фасадами.

В моем случае всё четко совпадает с калькулятором. По длинной стене в моей комнате 5х3.3м по калькулятору поставить вообще нельзя. По короткой — в метре от стены можно возиться с колонками сколько угодно. Двигать их по ширине, разворачивать, садиться к ним ближе или дальше, никакого толка от этого нет. Изменения минорные и ожидаемые, чуть больше баса чуть шире сцена и тд. Если колонки по ширине еще можно двигать в пределах 10-20 см, а место прослушки можно даже в пределах метра, то отодвигать их от стены мне пришлось минимум на 140 см. Только тогда появляется настоящая магия, по другому и не назвать. Даже жена когда услышала, офигела и согласилась, что это стоит того, несмотря на то что это дико неудобно и нелепо когда колонки стоят посреди комнаты еще и на проходе.

18 лайков

Ну и отлично. Как только желание что то менять и двигать пропадает - это верный признак того, что искомое расположение найдено.

Вот это приятно слышать. У меня тоже самое - жена даже иногда подругам просит музыку поставить, чтобы произвести впечатление )
А нелепость расположения колонок - можно нивелировать дизайном интерьера. Оно того стоит.

Еще советики — Четыре секрета расстановки акустических систем [перевод] / Stereo.ru

3 лайка

фокалы наказаны :cry:

1 лайк

Нелепость это вообще не беда - главное чтобы не мешали.

Никак, к сожалению. Разве что придумать как их быстро вытаскивать и расставлять правильно. Раз нельзя постоянно поставить. Хорошо хоть они легкие. Если это тоже не вариант, то просто смириться и забить.

Max, дверь купе чем-то оклеивали?