Наткнулся на один старый форумный пост Стива Хоффмана, где собран ряд полезных советов начинающему аудиофилу по поводу того как научиться критически слушать музыку и подбирать компоненты, которые будут гарантированно радовать. Кто не знает, Стив - знаменитый мастеринг-инженер, за многие десятки лет успевший поработать над аудиофильскими переизданиями музыки всех жанров и направлений. При этом он ещё и аудиофил, поклонник Audio Note. Ниже идёт полный перевод его поста:
Учиться тому как слушать музыку и как слышать изменения в звуке, привносимые тем или иным компонентом, можно и нужно всю жизнь.
Фундаментальным показателем того как звучит система является передача ритма, времени, драйва, мелодии, гармонии и ощущения того, как музыканты играют вместе стремясь достигнуть поставленной музыкальной цели.
Большинство современных хай-енд компонентов и некоторые винтажные аппараты дадут вам все это сполна. Но наиболее важно то, чего именно вам хочется получить от звука, что вас может радовать на протяжении долгого времени.
Помните, что с 1940х годов музыка в основном записывалась с помощью микрофонов Neumann. Эти микрофоны НЕ являются нейтральными! Нет ничего нейтрального в процессе записи звука. Нейтральность - это миф. Забудьте о ней.
Сконцентрируйтесь на том, что нравится ВАМ. Что пробуждает в вас эмоции. Возьмите музыку, которую вы хорошо знаете и любите. Слушайте ее, пока не изучите все нюансы звуковоспроизведения как свои пять пальцев. Сфокусируйтесь на одной маленькой детали, например на басовой линии и задайте себе вопрос: делает ли ваш новый компонент эту деталь лучше или хуже? Улучшилась ли динамика или стала хуже? Приятно ли вам, то что вы слышите или что то раздражает? Кажется ли вам, что звук мутноват или играет чисто?
Только вы можете ответить на эти вопросы потому что только это имеет значение.
Если рядом с вами есть хай-енд салон используйте эту возможность, чтобы научиться слушать разную аппаратуру. В любом случае, потратьте время и усилия на самообразование. Прочитайте книгу Роберта Харли, например. Отметьте и осознайте для себя некоторые странности в любимой музыке, которые вы раньше не замечали, например, подъем на высоких частотах, почти до уровня искажений в звучании вокала или то как бас выдвинут вперёд и т.п. Как влияет на эти особенности ваш новый компонент: помогает их улучшить или делает все ещё хуже?
В итоге, вы сами будете знать, как поступать. Если новый компонент сразу вызывает в вас «вау!»-реакцию, будьте начеку. Столь большие изменения в звуке вполне могут через месяц набить вам оскомину.
И так далее…
Получайте удовольствие от процесса. Это хобби и оно может приносить чувство глубокого удовлетворения, если вы всегда будете помнить, что единственный человек, которому должен нравиться результат, это ВЫ сами. Если вы не можете уснуть, потому что вам доставляет кайф как звучит ваша система, если вы встаёте пораньше только для того, чтобы поскорее врубить музыку, это и есть цель. Это классное чувство, это то, ради чего мы все увлечены этим хобби и главное - при этом совсем не обязательно тратить на аппаратуру кучу денег. На самом деле, можно уложиться в достаточно скромный бюджет, если вы ЗНАЕТЕ ЧЕГО ВАМ ХОЧЕТСЯ В ЗВУКЕ и что нужно сделать, чтобы этого добиться. Вот в чем суть. Поднаберите сначала знаний и только потом решайте что вам купить. Читайте отзывы в журналах и на форумах, но никогда не воспринимайте их как истину в последней инстанции, а только лишь как обзор того, что доступно на рынке. Сравните обзоры в журналах с собственными впечатлениями и отметьте, слышите ли вы то же самое, что услышали авторы? Изучите язык, который используют для описания субъективных впечатлений профессиональные обзорщики. Расширьте свои музыкальные горизонты, послушайте джаз, классику, мировой фольклор и т.д. просто чтобы понять что вообще есть в мире из музыки, что могло бы стать вашим увлечением на всю жизнь.
Не устраивайте «гонку вооружений» со своей аудио системой. Любые апгрейды несут мало смысла по достижении определенного уровня, если только вы не сказочно богаты. Всегда обращайте внимание на рынок б/у компонентов. Многие аудиофилы в погоне за неведомым счастьем спешат избавляться от отличной аппаратуры, часто в почти новом состоянии. Если повезёт, вы заплатите всего 25% от цены нового устройства.
Изучите характерную подачу звука известных и уважаемых брендов: McIntosh, Krell, Conrad Johnson и др. Возможно вам зайдёт звук конкретной компании, но это не точно.
Никогда не покупайте ничего на основании одного обзора, если только вы не доверяете автору как самому себе. Относитесь с осторожностью к ребятам, которые постоянно твердят о «деталях» в музыке. Когда то давно я тоже парился на эту тему и слушал множество записей классики, где звучали большие струнные секции. Однажды на Рождество я услышал как в торговом комплексе играл живой струнный квартет. Я был шокирован как звучали инструменты: никакой яркости и жесткости, это был совершенно нераздражающий, мягкий звук, в котором ощущались деревянные корпуса скрипок и приятные призвуки резонансов, которых я почти никогда не слышал на аудиофильских записях скрипичных концертов. «Детали» при воспроизведении музыки могут быть опасны. Часто они совершенно не соответствуют тому как мы слышим звук живых инструментов. Не поддавайтесь этому соблазну.
В любом случае, при анализе звучания нового компонента, неважно в каком бюджете, никогда не вносите более ОДНОГО изменения в вашу систему за раз. Замените ровно один компонент: CD-плеер, головку звукоснимателя, кабель, колонки и т.п. Дайте себе время чтобы привыкнуть к новому звуку и понять, какие изменения произошли. Затем верните старый компонент. Снова осознайте, что именно вы слышите. Опять подключите новый аппарат. Звучит как скучное занятие, но это не так. Подобная настройка микронюансов делает вашу систему именно ВАШЕЙ системой.
Получайте удовольствие!