Уши как главный навигатор на пути становления человека как аудиофила

Захотелось высказаться на данную тему, потому как есть некоторое видение этого вопроса…

Конечно, наши уши и как их продолжение - мозг, обязательно, рано или поздно вынесут свой вердикт(если регулярно подвергать музыку их суждению). Но есть у меня одно наблюдение, которое я вынес ещё с поры юности, когда предпринимал попытки на музыкальном поприще. Когда в начале репитиции, строились на микшере(гитары, бас, клавиши сводили), стал замечать, как по-началу казавшийся неинтересным сетап(вроде глуховато, плосковато), во-время работы тем не менее раскрывался и становилось очень приятно работать, в отличии от тех раз, когда вроде всё класс настроили, но потом быстро устали… Со временем это стали отмечать остальные участники нашей банды и мы стали намеренно “искать” дзен именно в таком, на первый взгляд скучном звуке.

Много лет спустя, в один прекрасный день, я вдруг про себя отметил похожий эффект, когда приволок домой новую акустику. Включил… и сперва она мне показалась плосковатой и неинтересной… но вот идут недели, месяца а я со всё бОльшим и бОльшим удовольсвием, просто слушаю музыку на этой акустике… в отличии от той акустики, которая ранее мне сразу же понравилась, но через время стала выпиливать дыру в моём мозгу )))))

Всё это я к чему… если б сразу поддался я первому порыву моих ушей и мозга(и тогда в студии и потом с акустикой), то пропустил бы в итоге море удовольствий… А их залог, в моём случае таился в том, что, скажем так - комфортный для меня звук(намеренно не стану говорить про звук с ровной или близкой к ровной АЧХ, ибо точно не знаю так ли это :upside_down_face: ), по началу не вызывает никаких позитивных эмоций и видимо становится по настоящему понятным лишь в сравнении с другими вариантами, которые становится невыносимо слушать. Что-то навроде иллюзии Уайта и других схожих иллюзий… когда нам оттенки кажутся не такими какие они есть из-за окружающего их антуража…

1459839609_illyuziya9

Всем приятных прослушиваний! :v:

4 лайка

Поздравляю, вам понравился «тёплый ламповый звук» :slight_smile:
Но это нормально. Ещё компания Harman выяснила что для домашнего прослушивания музыки наиболее подходит такая АЧХ:

%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Специфику лампового звука, я отдельно про себя отметил… Всегда считал, что независимо от АЧХ, там динамика чуть лучше чем на камне. В моей же истории, всё-таки, что-то другое…

Есть ещё следующий уровень, когда ты видишь музыкантов у себя в комнате, даже умерших, ты разговариваешь с ними, а они с тобой. Потом вы все садитесь за стол, кушаете, выпиваете, общаетесь и они специально для тебя сочиняют новую песню, в названии которой есть твоё имя.

7 лайков

Я пожалуй сойду.

7 лайков

1й уровень - зарегистрировался на DAStereo
2й уровень - перестал оценивать звук по Ютубу
3й уровень - расставил акустику по всем канонам

Еще 7 уровней впереди. Как перейду на следующий - напишу, что там дальше :slight_smile:

8 лайков

Про уровни и как важно через них не перескакивать:

2 лайка

На днях в очередной раз нашёл подтверждение тому, что доверие собственным ушам помогает избегать аудиофильских неврозов.

Купил я недавно новый ЦАП, общаюсь на форуме (не здесь) с владельцами такого же ЦАПа, делимся впечатлениями. У ЦАПа два режима: NOS и OS. Перед покупкой почитал какой режим предпочитают другие владельцы: один использует OS, другой тоже, третий с ними солидарен - в общем, полное единство мнений.

Принёс я этот ЦАП домой, послушал, сравнил: NOS понравился больше, о чем я и поведал остальным. У тех тут же зародились сомнения в собственном выборе: а как же так, а почему, а вот в NOS вроде ВЧ не так играют и т.п. В ответ я рассказал, что слышу и почему предпочёл именно этот режим, а также посоветовал не обращать на мои рассказы внимания и просто доверять собственному слуху. Было бы странно если бы людям с разными системами, комнатами и ушами нравился один и тот же звук.

По той же причине нет смысла спорить с субъективными впечатлениями коллег-аудиофилов. Они так слышат, опираясь на свой опыт и уровень восприятия, и вполне вероятно что их «слабый бас» на ваш вкус будет «четким и реалистичным», а их “воздушный звон тарелочек” для вас обернётся злостным «цифритом»

6 лайков

Наткнулся на один старый форумный пост Стива Хоффмана, где собран ряд полезных советов начинающему аудиофилу по поводу того как научиться критически слушать музыку и подбирать компоненты, которые будут гарантированно радовать. Кто не знает, Стив - знаменитый мастеринг-инженер, за многие десятки лет успевший поработать над аудиофильскими переизданиями музыки всех жанров и направлений. При этом он ещё и аудиофил, поклонник Audio Note. Ниже идёт полный перевод его поста:

Учиться тому как слушать музыку и как слышать изменения в звуке, привносимые тем или иным компонентом, можно и нужно всю жизнь.

Фундаментальным показателем того как звучит система является передача ритма, времени, драйва, мелодии, гармонии и ощущения того, как музыканты играют вместе стремясь достигнуть поставленной музыкальной цели.

Большинство современных хай-енд компонентов и некоторые винтажные аппараты дадут вам все это сполна. Но наиболее важно то, чего именно вам хочется получить от звука, что вас может радовать на протяжении долгого времени.

Помните, что с 1940х годов музыка в основном записывалась с помощью микрофонов Neumann. Эти микрофоны НЕ являются нейтральными! Нет ничего нейтрального в процессе записи звука. Нейтральность - это миф. Забудьте о ней.

Сконцентрируйтесь на том, что нравится ВАМ. Что пробуждает в вас эмоции. Возьмите музыку, которую вы хорошо знаете и любите. Слушайте ее, пока не изучите все нюансы звуковоспроизведения как свои пять пальцев. Сфокусируйтесь на одной маленькой детали, например на басовой линии и задайте себе вопрос: делает ли ваш новый компонент эту деталь лучше или хуже? Улучшилась ли динамика или стала хуже? Приятно ли вам, то что вы слышите или что то раздражает? Кажется ли вам, что звук мутноват или играет чисто?

Только вы можете ответить на эти вопросы потому что только это имеет значение.

Если рядом с вами есть хай-енд салон используйте эту возможность, чтобы научиться слушать разную аппаратуру. В любом случае, потратьте время и усилия на самообразование. Прочитайте книгу Роберта Харли, например. Отметьте и осознайте для себя некоторые странности в любимой музыке, которые вы раньше не замечали, например, подъем на высоких частотах, почти до уровня искажений в звучании вокала или то как бас выдвинут вперёд и т.п. Как влияет на эти особенности ваш новый компонент: помогает их улучшить или делает все ещё хуже?

В итоге, вы сами будете знать, как поступать. Если новый компонент сразу вызывает в вас «вау!»-реакцию, будьте начеку. Столь большие изменения в звуке вполне могут через месяц набить вам оскомину.

И так далее…

Получайте удовольствие от процесса. Это хобби и оно может приносить чувство глубокого удовлетворения, если вы всегда будете помнить, что единственный человек, которому должен нравиться результат, это ВЫ сами. Если вы не можете уснуть, потому что вам доставляет кайф как звучит ваша система, если вы встаёте пораньше только для того, чтобы поскорее врубить музыку, это и есть цель. Это классное чувство, это то, ради чего мы все увлечены этим хобби и главное - при этом совсем не обязательно тратить на аппаратуру кучу денег. На самом деле, можно уложиться в достаточно скромный бюджет, если вы ЗНАЕТЕ ЧЕГО ВАМ ХОЧЕТСЯ В ЗВУКЕ и что нужно сделать, чтобы этого добиться. Вот в чем суть. Поднаберите сначала знаний и только потом решайте что вам купить. Читайте отзывы в журналах и на форумах, но никогда не воспринимайте их как истину в последней инстанции, а только лишь как обзор того, что доступно на рынке. Сравните обзоры в журналах с собственными впечатлениями и отметьте, слышите ли вы то же самое, что услышали авторы? Изучите язык, который используют для описания субъективных впечатлений профессиональные обзорщики. Расширьте свои музыкальные горизонты, послушайте джаз, классику, мировой фольклор и т.д. просто чтобы понять что вообще есть в мире из музыки, что могло бы стать вашим увлечением на всю жизнь.

Не устраивайте «гонку вооружений» со своей аудио системой. Любые апгрейды несут мало смысла по достижении определенного уровня, если только вы не сказочно богаты. Всегда обращайте внимание на рынок б/у компонентов. Многие аудиофилы в погоне за неведомым счастьем спешат избавляться от отличной аппаратуры, часто в почти новом состоянии. Если повезёт, вы заплатите всего 25% от цены нового устройства.

Изучите характерную подачу звука известных и уважаемых брендов: McIntosh, Krell, Conrad Johnson и др. Возможно вам зайдёт звук конкретной компании, но это не точно.

Никогда не покупайте ничего на основании одного обзора, если только вы не доверяете автору как самому себе. Относитесь с осторожностью к ребятам, которые постоянно твердят о «деталях» в музыке. Когда то давно я тоже парился на эту тему и слушал множество записей классики, где звучали большие струнные секции. Однажды на Рождество я услышал как в торговом комплексе играл живой струнный квартет. Я был шокирован как звучали инструменты: никакой яркости и жесткости, это был совершенно нераздражающий, мягкий звук, в котором ощущались деревянные корпуса скрипок и приятные призвуки резонансов, которых я почти никогда не слышал на аудиофильских записях скрипичных концертов. «Детали» при воспроизведении музыки могут быть опасны. Часто они совершенно не соответствуют тому как мы слышим звук живых инструментов. Не поддавайтесь этому соблазну.

В любом случае, при анализе звучания нового компонента, неважно в каком бюджете, никогда не вносите более ОДНОГО изменения в вашу систему за раз. Замените ровно один компонент: CD-плеер, головку звукоснимателя, кабель, колонки и т.п. Дайте себе время чтобы привыкнуть к новому звуку и понять, какие изменения произошли. Затем верните старый компонент. Снова осознайте, что именно вы слышите. Опять подключите новый аппарат. Звучит как скучное занятие, но это не так. Подобная настройка микронюансов делает вашу систему именно ВАШЕЙ системой.

Получайте удовольствие!

14 лайков

Путь аудиофила:

1 лайк

На самом деле все просто))). Если ваша женщина говорит сделай погромче, то́ система - класс. Если морщится и говорит сделай потише, то вы на неверном пути…

3 лайка

Новички-аудиофилы, хватит молиться на хай-эндных пророков! Ваш собственный опыт невозможно ничем заменить. И помните, идеального компонента не существует:

1 лайк

Так, теме уже полтора года. Кто как за это время продвинулся по аудиофильской лестнице? :slight_smile:

А ещё как у писателя Александра Мазина в “Стратегиях”, кроме уровня есть отрицательные рейтинги! :sleepy:

Что имеется в виду?

Да, например, при общении, нахамил собеседнику. Да ещё и неоднократно. Рейтинг себе и понизил. Невзирая на имеющийся уровень.
А акустику хоть по логарифмической линейке расставлять можно.

Куда двигаться после того как добился в своей системе правильных тембров, ровного тонального баланса, широкой и глубокой сцены с разделением и фокусировкой каждого инструмента и общего ощущения натуральности и живости воспроизведения? Переходим на следующий уровень. И помогут нам в этом советы от А.М. Лихницкого:

Чтобы избежать экспертных ошибок, необходимо представить восприятие человека как четырехуровневое:

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Это восприятие звуков как более или менее независимых друг от друга с проекцией их в сознание в виде грубой реальности. Каждый звук — даже меняющийся во времени — слушатель способен описать в терминах объективной реальности*26, например с помощью таких определений, как атака звука, затухание, динамика, а также ассоциативных определений [32]. Смыслового, эмоционального или эстетического содержания звуки на этом уровне восприятия почти не несут. Тем не менее, сравнивая передачу звуков через разные аудиосистемы, слушатель предпочитает ту систему, в передаче которой звуки больше похожи на естественные. Степень сходства передаваемых аудиосистемой звуков с оригиналом назовем звуковой точностью [11, c.*62]. Потери звуковой точности в аудиосистеме слушатели без усилия соотносят с такими ставшими общепринятыми признаками звучания, как нарушение тонального баланса, ухудшение тональной чистоты, недостаточная убедительность пространственного впечатления и стереофонического разрешения, потери в ясности, а также в динамике (подробно об этих признаках звучания мы поговорим ниже). Важно, что изменения звучания, происходящие в акустической среде, например в результате реверберации, слушатель не воспринимает как потерю звуковой точности. Подобные изменения, хотя они и вызывают ухудшение ясности звучания, воспринимаются слушателями как естественные, легко отделяются от любого вида искажений, вносимых аудиоаппаратурой.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Это восприятие тембра музыкальных звуков, вырванных из контекста самой музыки. Начиная с этого уровня восприятие отражает как грубую, так и тонкую реальность звучания. Грубая реальность тембра музыкальных звуков определяется их гармоническим шумовым составом и предстает как характерная окраска этих звуков. Тонкая реальность тембра определяется изменчивостью музыкальных звуков во времени. Вместе с грубой реальностью тонкая реальность тембра вызывает у слушателя эмоциональный отклик в виде ощущения неповторимой красоты и индивидуальности звучания натуральных музыкальных инструментов. Эта индивидуальность иногда настолько ярка, что большинcтво слушателей, которые бывают на живых концертах классической музыки, без труда обучаются узнавать тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра. Те же, кто слушает музыку только через аудиоаппаратуру, таких навыков не приобретают или приобретают с трудом. Именно слушателям, приобщенным к живому звучанию музыки, всегда хорошо заметны потери в индивидуальности тембров при передаче музыки через аппаратуру. Такие слушатели ощущают эти потери как ухудшение тембральной разборчивости музыки по сравнению с ее разборчивостью при живом звучании. Интересно, что меломаны, слушающие музыку только через аудиоаппаратуру, утрачивают способность замечать сотканную композитором тончайшую ткань голосов музыкальных инструментов, особенно в оркестровых произведениях, например в симфониях Моцарта, при этом звучание прослушиваемой через аппаратуру музыки может им даже казаться совершенным.

Сравнивая, пусть и с большим перерывом, звуки натуральных инструментов со звуками этих же инструментов, воспроизведенными через аудиосистему, мы обычно замечаем некоторое несоответствие воспроизведенных звуков естественным. Это не осознанное до конца ощущение мы уверенно связываем с нашим представлением о том, что аудиоаппаратура передает тембр ненатурально. Относительно регулярное посещение симфонических концертов позволяет поддерживать остроту этого ощущения, однако на основе каких признаков звучания слушатель делает вывод о ненатуральности тембров, до сих пор остается неразгаданным.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

Это уровень восприятия музыкальных эмоций. Воспринимая музыку в ее течении, слушатель должен настраивать себя на тонкую реальность, обращая внимание на многообразие своих меняющихся во времени эмоций. Сила эмоций слушателя управляется психоэнергетической заряженностью музыки, или энергичностью, которая передается через разные аудиосистемы неодинаково. Передаче заряженности музыки можно дать объяснение, если интерпретировать эту заряженность как труднопредсказуемую изменчивость музыкального сигнала [33, с.*38–49]. Нейрофизиологи экспериментально показали, что изменчивость любого физического стимула активизирует работу высших отделов головного мозга, заметно подавляя в них тормозные явления. Уменьшение изменчивости музыкального сигнала, наблюдаемое при передаче музыки через аудиоаппаратуру, наоборот, усиливает тормозные явления в высших отделах головного мозга [34] слушателя, что, в свою очередь, ослабляет его вовлеченность в прослушивание, делает его безразличным к передаваемым музыкой эмоциям. Прослушивая музыку через обычную хай-эндовскую аудиосистему, слушатель-эксперт, наверное, смог бы заметить обеднение спектра эмоций, ослабление их или даже некоторую эмоциональную фальшь, однако он не сможет заявить об этом с уверенностью, если прежде не слышал “живого” звучания этого исполнения музыкального произведения. Видимо, иным способом убедиться в том, что аудиоаппаратура передает музыкальные эмоции не так, как это следует, нельзя.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ

Это наивысший уровень восприятия, дающий нам ощущение эстетической организованности эмоционального содержания прослушиваемого музыкального произведения, которая открывает нам эзотерический смысл музыки. Смысл этот не разгадан, так как он адресован непосредственно подсознанию слушателей и может быть передан ему из подсознания музыкантов-исполнителей с помощью соотношения всех элементов музыкального произведения или его законченной части. Можно добиться от аудиоаппаратуры великолепной звуковой точности, замечательной передачи тембров, способности полно и точно воспроизводить весь спектр музыкальных эмоций — и при этом она не обязательно сумеет вовлечь слушателя в прослушивание музыки. Именно способность аудиоаппаратуры передавать эстетическую организованность эмоционального содержания музыки является условием возникновения у нас итоговых эмоций при ее прослушивании, таких как наслаждение или, как иногда говорят, “горение души”. К сожалению, интенсивность этих чувств зависит не только от передающей способности аудиоаппаратуры, но и от многих других, чаще всего неконтролируемых факторов: совершенства самой музыки, соответствия этой музыки менталитету и музыкальной восприимчивости слушателя, а также его физическому состоянию в момент прослушивания и пр. Непредсказуемое влияние перечисленных факторов на результаты тестирования ставит под сомнение возможность считать итоговые эмоции мерой качества звучания аудиоаппаратуры.

7 лайков

АМЛ описал путь но не дал ключ, ты получаешь ключ к двери когда уже ее открыл.
В неком измененном сознании: под влиянием его личности, тусовки и общих поисков все было скорее всего яснее и понятней, ну или ощущалось как понятней, сейчас уже надо сильно напрячься, и уже не так понятно зачем и как именно

2 лайка

Аудиофилам не помешало бы слух проверить для начала… К отоларингологу сходить, так, на всякий случай.

1 лайк

Особенно “пожилым” !