Значит, чувствуя себя вполне довольным от звука, получаемого с источника в виде Sonore Microrendu по USB на названный ЦАП, но таки начитавшись отзывов и наслушавшись мнений, очень хотелось почувствовать на себе – что же я теряю, в сравнении с использованием других входов ЦАПа, или что я могу получить нового-хорошего в звуке, добавив приличный внешний конвертер цифра-цифра.
Благодаря добрым людям и хорошим знакомым (в частности, большое спасибо Сергею @Saint и Владимиру @Samar за предоставленные железки), удалось собрать в одном месте для вдумчивого прослушивания:
Berkeley Alpha USB,
Hydra Z + ЛБП к оной,
регенератор Uptone Regen (для попытки использования, по заветам, в паре с Berkeley Alpha USB),
связку вполне достойных AES кабелей (от кабеля попроще - Apogee Wideeye AES, до весьма серьезных SAEC XR-DIG S1, NBS AES Statement III, Crystalvox AES Signature III)
Хотелось:
- сравнить конверторы между собой
- увидеть влияние регена на Беркли
- понять степень влияния качественного внешнего питания на Гидру
- банально оценить влияние на звук и слышимость цифровых кабелей на конвертерах
- выбрать на свое ИМХО лучший цифровой кабель, из имеющихся на руках
- понять равноценность/неравноценность входов на Брикасти, определить оптимальный (конкретно AES или USB)
- лично заценить хайп вокруг битвы Berkeley Alpha USB vs Hydra Z, определить лучшую (и худшую) для себя связку конвертер+цифровой кабель
Сравнить как конвертеры между собой, так и цифровые кабели было достаточно просто. Гораздо сложнее оказалось, внезапно, сравнить и сделать выводы и предпочтения относительно прямого подключения источника к USB входу Брикасти, и подключения через показавшую себя оптимальной связку конвертер - AES кабель.
Конвертеры, оба два, показали себя вполне достойными аппаратами. Серьезные девайсы, разные по почерку, но легко сопоставимые по общему уровню звука, легко лягут по вкусам в ту или иную систему.
Поддерживаю мнение, разделяемое далеко не всеми, что Беркли при прочих равных – «темнее» по звуку, чем Гидра. Более того, Беркли мне услышался заметно более неровным, с акцентированной серединой и её низом/верхними НЧ, и, что было действительно неприятно - с заметно более размазанным и нечетким басом. Беркли оказался, действительно, очень чувствителен ко всей кабельной обвязке, и если «темный» характер звука этого конвертера мне удалось в какой-то мере (но совсем не полностью) скорректировать (в частности, подбором силового кабеля), то качество баса вытянуть на приемлемый уровень не удалось никакими шнурками и способами.
Услышать какое-то сколь либо серьезное влияние Uptone Regen с ЛБП на Беркли мне также не удалось. Учитывая, что прирост качества звука Беркли от применения Uptone Regen обусловлен, как понимаю, в первую очередь, качеством питания, получаемым этим конвертером по USB, возможно отсутствие эффекта от Regen`a связано с тем, что источник Sonore uRendu был запитан вполне приличным ЛБП (Vinnie Rossi), а Uptone Regen – «стоковой» версией ЛБП от SegaE, который хорош, но я таки оцениваю его попроще по уровню звука.
Если бы Regen питался от какого-нибудь более мегазлобного мегабабкового ($$$) ЛБП, возможно прирост для Беркли альфы и был бы слышен.
Гидра относительно Беркли – сильно ровнее, «честнее», прозрачнее. Никакой выпяченной середины. Бас точный и четкий, причем даже с обычным компутерным шнурком.
При этом, я уверен, Гидра работала в не оптимальных условиях (все-таки бюджетные и сомнительные ЛБП и кабель питания БП-конвертер), а показала себя как минимум не хуже Беркли (по предпочтениям - для меня однозначно и лучше).
БП для Гидры у меня работал вот такой (верхняя коробочка с дисплеями):
По функционалу (поддержка форматов) и коммутации гидра, очевидно, объективно интереснее.
Гидра была бы совсем хорошим решением, если бы предсказуемо и гарантированно (как Беркли, который тут молодец) работала со всеми ЦАПами: только у меня она не взлетела ни по одному из интерфейсов с двумя – Stello 220mk2 и Esoteric D05. Подумал было, что Гидра не работает с ЦАПами старше определенного года, но нифига – с древним Museatex Bitstream не было никаких проблем…
Для себя по звук однозначно предпочел Гидру.
Характер цифровых кабелей на обоих конвертерах слышно спокойно, сразу, повторяемо.
Увы, тема «покупайте проф.кабель, а остальная хайендная чепуехня от лукавого» у меня в очередной раз не сработала: самый недорогой, Apogee Wide Eye AES, показал себя заметно более простым по звуку относительно остальных шнурков. Почти только одна середина, хоть и неплохо проработанная, но без хороших верха и низа; бас нечеткий, мягкий, атака размазана; сцена мала как в глубину, так и в ширину; и так далее. В итоге – мягкий, излишне комфортный звук, с неплохой передачей голоса. Меломанам only.
NBS Statement III и Crystalvox Signature III – оба показались очень достойными, с максимальным отрывом от остальных кабелей (собственно, цена вполне отражает отрыв в звуке). Никаких минусов, присущих кабелям попроще, тут нет. Есть у них определенные особенности, но это скорее вкусовщина, и тот самый сложный «выбор из хорошего и хорошего». По проработке низкочастотного диапазона, в том числе самого глубокого баса, больше понравился отечественный Кристалвокс, при этом он же дает более протяженные, детальные и резкие высокие. Кабель NBS по верхам звучит спокойнее, и легко представляю системы, в одну из которых лучше ляжет NBS, в другую – Crystalvox.
Максимально качественной и интересной по звуку для реализации цифрового балансного соединения для меня оказалась связка Hydra Z + Crystalvox Signature III AES (в связке с NBS AES Statement III тоже было вполне здорово).
Меньше всего понравилась связка Berkeley Alpha USB + Apogee Wide Eye AES. Аналоговость аналоговая, масло масляное. Не моё от слова вообще.
В итоге, AES vs USB.
Да, звук, выдаваемый Bricasti через Гидру+AES, отличается от прямого подключения uRendu к USB ЦАПа. Интегрально – в лучшую сторону. Не считая всяких диафильских мелочей, которые где-то, как-то, чуть-чуть интереснее по AES (а кое-что – и по USB), основное интегральное положительное впечатление от AES – чуть большая «текучесть», «пластичность» звука. Также из более-менее явного, в случае AES еще чуть лучше проработаны НЧ диапазон и нижняя середина (хотя, я и при подключении по USB на них не жаловался).
Собственно, основной вопрос, который ставил перед собой, и ради чего это всё затевалось: остаться на USB или переползти на AES? (или плойку купить…)
Ответ, в итоге, будет стрёмный: AES+Гидра НЕСКОЛЬКО ПОинтереснее USB входа, но измерить для себя эту дельту в качестве звука и сопоставить её со стоимостью дополнительных железок и шнурков – очень сложно. Я пока так и не смог.
Возможности у всех разные, но для себя понимаю, что если бы бюджет на конвертацию (и дополнительную «плавность» цифры, ага) укладывался в 20-30 тыс. деревянных – перепрыгнул бы не задумываясь. А когда вопрос стоит о 2-3 тыс. у.е. – гм, заставляет задуматься.
В заключение: получилось ли «унизить» USB, нормально реализованный? Я считаю - нифига. Звук, выдаваемый приличным ЦАПом по USB входу, считаю вполне себе хорошим и во многом достаточным. Мне сложно сказать, в каждой ли системе в принципе будут заметны эти нюансы звуковоспроизведения, которые я воспринимаю как достаточно заметные и позитивные при переходе на DDC и AES.
Но думать я ушёл. Быть или не быть digiral-to-digital конвертеру в моей системе, и стоит ли оно того…