Миф о влиянии переднего расположении фазоинвертора АС

Пора отдельную тему про это создавать. На форумах и даже в обзорах акустики, часто встречается заблуждение, что, мол, колонки с фазоинвертором спереди можно ставить близко к стене можно, а если фазик сзади, то нельзя. Хотя здравый смысл говорит о том, что длина звуковой волны на низких частотах это от пары десятков, до нескольких метров, бас распространяется во все стороны, а корпус АС и расположение фазоинвертора на это никак не влияют. Вот, например, Клячин поясняет на своем форуме – В гостях у Александра Клячина :: Фазоинвертер

Кто у нас тут есть из разработчиков АС, можете этот вопрос раскрыть исчерпывающе, чтобы всем окончательно понятно стало? @Maiden @Shoker @AlexeyK

11 лайков

Ну так то Клячин всё уже написал, всё так и есть - если АС склонны гудеть, то они гудеть будут. Если они попадают своим рабочим диапазоном в комнатную моду - то хоть фазик спереди, хоть сзади, в любом случае горб вылезет.
А кроме того - нормально сцена всё равно строиться не будет, если колонки к стене задвигать. Так и кому тогда вообще мешает этот фазик?

13 лайков

Я так понимаю, что все равно существует какое-то минимальное расстояние для колонок с задним расположением фазоинвертора, если придвинуть совсем уж впритык на пару сантиметров, то можно усугубить ситуацию с басом, поскольку это может повлиять на частоту его настройки?
На каком расстоянии от стены уже нет никакой разницы сзади фазик или спереди?

Фазоинвертор сзади располагают чаще, чем спереди, чтобы не было слышно призвуков движения воздуха и средних частот, которые через него могут “просачиваться”?

Даже поднимать лишний раз не хотелось эту тему. Складывается впечатление, что большинство считает иначе. Мол, поставил колонки к стене, по краям от телевизора, удобно, красиво и со сценой все нормально. Точнее, вот эту вот плоскую кашу, которая в таких условиях получается, обычно и считают сценой.

Формально да, если сечение “трубы” сформированной задней стенкой АС и стеной становится сопоставимо с сечением трубы фазика, то оно начинает влиять на частоту настройки. Но это надо реально прям вплотную придвинуть. Для большинства ситуаций нескольких сантиметров от стены уже достаточно, типа сантиметров 5.

Да скорее чтобы просто не искать ему место на передней панели, т.е. чисто из дизайнерских соображений

5 лайков

Также есть мнение, что переднее расположение фазоинвертора сильнее транслирует его призвуки.

Не должны из фазика никакие призвуки лезть, если всё правильно сделано.

3 лайка

ФИ - это труба, имеет свой четверть волновой резонанс. Его легко увидеть микрофоном в ближнем поле у ФИ. Он оказывается как раз в середине голосового диапазона.

7 лайков

Получается,что оформление кабинета АС типа “закрытый ящик” наиболее приемлемое для обычных типовых квартир?

Смысл же в другом. Пофигу какое оформление, когда на НЧ длина волны от пары десятков метров, до пары метров, бас все равно будет отражаться от стен в любом ящике, хоть с фазоинвертором спереди, сзади, снизу сбоку, хоть без него вообще.

4 лайка

Теперь понятно.

От соседей тоже будет отражаться.

Если говорить о каких-то типовых полочниках в закрытом ящике, то у них обычно просто менее глубокий бас при одинаковом объеме, в сравнении с такими же фазоинверторными полоками. А чем меньше глубокого баса, тем меньше проблем с гудежом в комнате. И да, такие АС можно поставить ближе к стене, это добавит им баса. Правда убьёт сцену и объем, но тут есть варианты, можно уменьшить количество отраженного звука с помощью акустической обработки.

Не поленюсь опять приложить вот эти два ролика, где очень доступно объясняется – как что надо располагать и обрабатывать. С проблемами на НЧ бороться намного, намного сложнее. чем с ВЧ и СЧ.

6 лайков

У зя более глубокий бас, просто у них бас падает раньше и кривизна другая. Если простым языком-среднего баса у них меньше, а инфры больше. Если надо, могу графиков добавить.

4 лайка

Правильно, чем выше частота звука, тем она правильнее звучит (переносится) в локальном пространстве.

К мифу о расположении фазоинвертора можно добавить и городскую легенду о полочниках\напольниках, и невозможности больших динамиков в маленьких комнатах :slightly_smiling_face: Комнате с её стояками и провалами, зависящими от геометрии внутреннего пространства и месторасположения акустики в нем, абсолютно без разницы какой размер динамиков их возбуждает.

9 лайков

Согласен.
Напольники на 10" в 10 метровой комнате тому подтверждение :slight_smile:

3 лайка

ЗЯ в принципе звучит лучше, чем ФИ. Спад более пологий, импульсные характеристики лучше. Но чтобы добиться такой же отдачи, как у ФИ нужно и динамик побольше, и ящик огромный. В большинстве квартир это будет как завести лошадь вместо собаки :rofl:

4 лайка

Вряд ли. Как обычно рулит реализация, при должной у ФИ все будет ок с импульсными характеристиками (в важных областях); пологость спада - может быть багом или фичей в зависимости от дружбы с помещением. У ЗЯ быстрее выбираются лимиты хода динамика, в ФИ ограничивает ход, снижает искажения и перегрузку, для одинакового давления искажений скорее для ЗЯ надо больше хода (площади, кол-ва динамиков) и т.д.

Большая часть АС на рынке, включая ТОПовые - все ж ФИ, и это все таки потому что сумма компромиссов скорее на стороне ФИ. Сам не симпатизирую резонаторным оформлениям (вообще любым)), но все ж…

3 лайка

Как бы да, лучше хороший фазик, чем плохой ящик. Но я не об этом. В реальных АС же разные динамики используют. Если сравнивать оформления сами по себе в идеальных условиях, то ЗЯ с тем же динамиком всегда будет выигрывать по импульсным характеристикам и крутизне спада и проигрывать по размеру. Фазики и прочие резонаторы изобретали только для того, чтобы повысить отдачу, у них нет других функций.

Что до большинства на рынке, так функциональность же всегда побеждает. Никто не будет покупать гробы на полкомнаты, вот их и не делают.

7 лайков

А что конкретно ты под импульсными х-ками понимаешь? И как их сравнить в отрыве от АЧХ, ибо она будет заметно разная. Нет баса нет проблем?

Для каждого динамика оптимально свое оформление, соответственно сравнивать мы можем, но толку мало… И наоборот, для оптимального решения задачи “хороший звук” нужны довольно разные (внешне) ФИ/ЗЯ, что не мешает и тем и другим бывать хорошими и плохими.

Повысить отдачу - функция неплохая, ибо обычно это ведет к снижению искажений, сложностей с усилением, размеры и тп.

Про гробы - но исходно ж ты сказал что ФИ больше при прочих равных? :slight_smile: Ведь нет. Больше будет ЗЯ или меньше но тормознее (сабовый дин), и импульсные как раз ничем не порадуют и т.д. Плохой ФИ играет средний бас, и большая часть ФИ на рынке этим и отличается. ЗЯ часто никакой не играют, но это не решение…