Audio Note CDT-6 — более аналоговый транспорт чем все цифровые!

Почему АН создал CD транспорт из двух ящиков с лампами внутри?

Друзья (да и просто умные люди) согласятся что качество воспроизведения CD все еще лучше любого стриминга или компьютерно-серверных решений. Но почему?

И почему использование отдельного CD транспорта важно при апгрейде CD системы, особенно так тщательно спроектированого и изготовленного как в наш CDT-6?

Как цифровые сигналы отличаются друг от друга?

Разве биты это не биты?

Некоторые объяснения от Энди Грува, главного дизайнера AN UK

Концепт CDT-6 возник когда я рассматривал концепт SPDIF интерфейса, повсеместно используемого для соединения транспорта и ЦАПа.
Я изучал способы его улучшить и пришел к заключению что лучший способ это сделать - рассматривать его как аналоговую линию передачи данных, а не цифровой интерфейс.

Истина в том, что когда мы говорим о “цифре”, по сути это лишь Платонова концепция, которая не возможна в реальности. Но если мы примем идею что отдельный ЦАП и транспорт будут лучше полного CD плеера, нам потребуется способ их соеденить - и какой бы он ни был, он должет существовать.
Любые линии передачи обычно требуют определенного импеданса с обоих сторон - на передатчике и приемнике, для того что бы поддерживать точность самого импулса, предотвращать отражения и звон, так вот цифровой ключ этого не даст.
В реальности, состояние меняется в реальном времени от одной формы к другой (0,1) и напряжения, представляющие эти уровни существуют. Но во время самого перехода состояние ключа не определено. Его можно хорошо контролировать например в процессоре,
в котором расстояния крохотны и паразитные емкости с напряжениями очень малы. А когда же мы переходим к нашему макро миру, мы должны принимать факт того, что микроскопические дефекты сигналов уже слышимы, даже если они не так-то просто
могут быть измерены, значит стОит пристально посмотреть на то что происходит.

В общем я решил исследовать эту тему и найти способ буфферизации цифровых внутренностей транспорта и ЦАПа для создания чистого, определенного аналогового импеданса для линии передачи. Будет сравнительно просто добиться чистого сигнала между механикой транспорта и его буффером, так же как и на другом конце, если тщательно продумать дизайн и использовать специальные кабеля. Сначала я подумал о полностью транзисторном решении, так как мы говорим о высоких скоростях и цифре и обычно это первое что приходит на ум инженеру, но потом я подумал что смогу это реализовать на лампах от и до.

(Далее идет реклама АН, о лучших трансформаторах, лампах, резисторах, серебре и т.д. - т.е. дорогих и топовых.)

Держа в уме эстетику, я разработал простой трансформаторный каскад сопряжения, сначала используя моею старую знакомую, лампу 6SH7, затем с пентодом EF800 RF, с одним маленьким трансформатором на передатчике и с другим на приемнике.

Активные каскады были широкополосными однотактными, класса А на трансформаторах, работающие в режиме проводимости, подключенные к задающему импеданс трансформатору и цепи резисторов. Ессно я использовал резисторы АН и серебрянную
проводку в трансформаторах - по взрослому. Но конечно же смысл этого в задании определяющего импеданса лампами и лучшими по качеству компонентами, а не копеечными ключами.
Этот момент частично ответственен за получаемую впечатляющую разницу от использования этой технологии.

(Конец рекламного блока)

Я собрал прототип, не помню уже приемника или передатчика, и запустил на прослушку. Результат был с одной стороны едва уловимый, а с другой разным как день и ночь - окрас заметно возрос и ВЧ стали шелковыми, давая менее цифровой звук.
То что я услышал было самым большим шагом к звуку аналога, используя при этом цифру.

Вдохновившись результатом, я посторои полную систему - приемник и передатчик, результат стал еще лучше. В общем стало предельно понятно что нужна буферизация с обоих сторон кабеля для раскрытия потенциала.

В то время у нас в АН было не мало скептицизма по поводу таких вещей, так же как и везде, наверное, потому как у всех укоренилось понятие что раз это цифра, то она либо есть, либо ее нет - типичное цифровое мышление.
Однако, мне стало совершенно точно ясно, что абсолютно все эффекты от применения технологий, материалов и компонентов которые существуют в аналоге, точно так же проявляются и в цифре. И это отчетливо видно в кабеле, соединяющим
транспорт и ЦАП. У меня есть несколько экзотических теорих об этом, но не будем в них углубляться.

Я начал предварительные эксперименты с нашими начальными ЦАПами, но после разговора с Петром и Энди Витлом, мы решили сделать что-то вроде супер версии DAC5, используя питание от преда M9 для его аналоговых цепей. Этот ЦАП будет иметь входящий буффер, а транспорт CDT6 такой же выходящий. Финальным штрихом для этого супер ЦАПа я создал новый I/V трансформатор, используя сердечник от повышающего трансформатора AN-S9. Опять же, в новый ЦАП пошло все самое лучшее, что подняло его спецификации на уровень М9 или даже еще лучше.

Нил заработал не мало седых волос, наматывая провод на трансформаторы, я собрал специальные платы и передал в сборочный цех и через некоторое время в нашей эксперементальной лаборатории появился первый ЦАП с новыми элементами и технологиями.
Я все проверил, отстроил и отнес в зону прослушки. Энди Витл и Петр уселись заценить.
Мне пришлось отлучиться к себе заняться кое-какой другой работой, так что я вернулся минут через 20, только для того что бы увидеть Энди и Петра с отвисшей челюстью.

В первый раз мы достигли воспроизведения цифрового звука по настоящему на уровне винила.

Это не было едва уловимыми улучшениями, это было новой парадигмой (срывом шаблонов). Мы слышали настоящий аналоговый звук из цифровой системы - текучую, теплую и прозрачную середину, настоящую динамику, настоящие верха, басс, никаких ощущений
цифровой обработки, никакого пластикового/электронного звука к которому все привыкли от CD. И при все этом мы должны помнить, что здесь в АН мы уже привыкли слушать одни из самых органично звучащих цифровых изделий, каждый день.

Наверное, ключевой момент, который мы вынесем из этой истории, это то что когда мы говорим о цифровом звуке, все немного не так просто как кажется.

Инженеры и математики любят цифру, потому как могут использовать мощь ПО, например Матлаба, для того что бы творить чудеса, которые чисты и на 100% точны - но этот мир существует лишь внутри компьютеров, на вкладке расчетов. Как только мы выходим из этого мира, где единицы и нули представлены реальными напряжениями, где вещи существуют ограниченное время и где вместе эти напряжения и время подвержены стохастическими и сигнальными неопределенностям, мы снова должны думать на уровне аналоговых сигналов.

Я не против математики, моделирования и измерений ни в коем разе. Я ещедневно ими пользуюсь в АН для своей работы, иначе бы ничего не работало. Однако, было создано слишком много статей, претендующих на раскрытие формулы философского камня аудио.
И как это бывает, большинство из них были написаны людьми, которые не создали за всю свою жизнь аудио инженеров ни одного нормально звучащего продукта. Это проиходит от полного непонимания проблемы воссоздания музыкального исполнения,
значащего хоть что-то для слушателя у себя дома.

Рамки, созданные математической и инженерной строгостью, рамки искусственно нами созданные, из-за нашего мышления, происходящего лишь в логическом или Платоновом мире, ограничивают доступную к пониманию широту мышления, и что более
важно - осознание факта, что кто-то может создать что-то, что действительно работает, но не вписывается в эти рамки. Думаю здесь мы можем обдумать работы Курта Годеля, в нашем случае говорившего “не все что хорошо звучит доказуемо, и именно по этому так”.
И наоборот, “использование логики и строгости не покажет всего того, что мы могли бы использовать для создания хорошего звука” - в какой-то момент мы достигаем уровня размытой неопределенности, где и требуется человеческий фактор.

Оригинал статьи:

32 лайка

Вызываю дух @Dmitry

2 лайка

Это звучит интригующе…

1 лайк

Нормально звучит!

Прочитал на одном дыхании, и только по своему же лайку понял что уже читал :joy:

4 лайка

Энди Грув хорошо выступил, в целом концепция единственно верного звука это закатать все в кремний и сделать чип который совместит в себе все, будет одна микросхема в которую мы по сети загрузим файл и из нее получим аналог, только тогда мы минимизируем большую часть проблем, расстояния проводников минимальны и все компоненты сделаны по абсолютно одной технологии и погрешностью, всякие вещи типа вибрации, тепловых коэффициентов сводятся к минимуму, хотя конечно при этом идеальный звук может оказаться барахлом, но это в принципе можно назвать образцом цифрового звука, не очень понятно возможно ли то и сколько будет стоить. Ну и проблема цифры не только в расстояниях а скорее в компонентах, чтобы заставить микросхему соответствовать параметрам даташита нужна обвязка стоимостью раз в сто больше стоимости микросхемы, и еще большими затратами на инженеров которые заставят то все работать в нужных допусках, в целом все возможно, только с такими бюджетами и уровнем инженеров в космос летают и решают задачи совершенно другой важности, так что идеальный звук упирается в обычную целесообразность и скорее всего хороший звук стоит ожидать от таких парней с нетрадиционным подходом как Энди Грув, чем от мифического гения инженера.

4 лайка

Все именно так. Мне весьма близко его мнение что цифра (1 и 0) существует только в софтовых симуляторах, а по факту это все равно аналоговые сигналы. Про это очень важно помнить

5 лайков

«Когда я слышу cлово культура Audio Note, моя рука тянется к пистолету»

AN чистая вкусовщина, никакого отношения к тру аудио не имеющая. Читаю подобное только как беллетристику для экзальтированных персон.

9 лайков

Про свой референсный тракт же забыл написать!!!

2 лайка

Это ещё зачем? Какое отношение чей-то тракт имеет к вопросу.

Но студийная техника это чисто вкусовщина… ? Не в плане работы, в плане обсуждения звука пасочек на форумах.

Или как ? Если не вкусовщина , тогда чтоиименно ?

А может быть нам надоело слушать твои нападки и мы хотим твой тракт обсудить? Норм?

1 лайк

Студийная - это, конечно, самый референс, но ее ведь редко кто покупает для прослушивания музыки…

Ну сам же пригласил? Я вообще темы АН стороной обхожу, только переводы лайкаю - труд это всёже, мне вот лень дельные статьи переводить.

А тракта нет у меня. Особенно летом :slight_smile:

1 лайк

Почему, как раз есть примеры (3 студийных DAC, два из них Weiss, у человека в стойке с FireWire - AES/EBU интерфейсом от mac), вот после “красит” как хочет, и вкусовые транзисторы и лампа есть… вполне себе подход. Недешево, но и не космический ценник, если с верхом от Анотия сравнивать.

Weiss DAC202 был белой смертью всего живого в музыке. Для меня лично.

1 лайк

Эту погремушку (на ESS вроде, точно не помню) они выпустили для хэдфайщиков, чтобы заткнуть их нытье об отсутствии usb(или fw хотя бы), я слушал в вышеупомянутой системе dac1 mk2 и mk3.

Развели в малом, разведут и по-крупному :grimacing:

Не хочется больше оффтопить, скажу что совершенно другого уровня машина и для других целей (студия), только баланс (aes), сквозные входы-выходы, выхлоп дискрет - час музыку послушали и нагревается так что на крышке цап руку уже неприятно положить.

Ну , так референс в чем ?

Что это за такой референс если все цапы студийные имеют разную подачу звука. И что именно их отличает к примеру от какого нибудь другого навернутого цапа ? В звуке я имею в виду.