Андрей Горных «Звук при капитализме»

Андрей Горных «Звук при капитализме»

image

Что такое «свой звук» — самая большая загадка аудиофилии, лежащая, казалось бы, целиком в области личных вкусовых предпочтений. Но выясняется, что настройка этих вкусов происходит, по сути, на уровне воображаемого. Самую сильную фрустрацию аудиофил испытывает по поводу слепоты. Конкретнее — по поводу так называемого «слепого теста», когда для прослушивания предлагается различная аппаратура, размещенная за непрозрачным занавесом, и ничто не должно дать даже малейшего знака слушателю, какой аппарат он прослушивает в данный момент. После серии прослушиваний испытуемый должен ранжировать аппараты по качеству звука. И тут начинается неразбериха. Испытуемые помещают любимые бренды далеко от первых мест, на первые же места ставят признанных аутсайдеров, которых и сами прослушивали ранее, а могут даже услышать существенные различия между проигрыванием несколько раз подряд одной и той же композиции на одной и той же аппаратуре. Лишенные фантазматической опоры на образы, знатоки звука «глохнут». Выясняется, что существует некая сила, структурирующая их воображаемое, которое, в свою очередь, настраивает слух. Симптоматичную форму признания этого факта вы можете встретить на тематических аудио-форумах в виде криков души того или иного начинающего аудиофила: «Господи, скажите же мне наконец, чего я на самом деле хочу!»

И на этот вопрос существует внятный ответ: ты хочешь резонанса денег, ты хочешь, чтобы деньги правильно звучали в том или ином аппарате. Ибо деньги (выраженные в бренде, дизайне) — это вещь вещей, именно они, вразрез с поговоркой, выдающей желаемое за действительное, и пахнут, и цветут, и звучат. Основная проблема аудиофила в том, чтобы вложенные в аппарат деньги зазвучали, чтобы конкретная сумма, потраченная на конкретную акустическую систему или усилитель, вошла в «резонанс» с характеристиками купленного товара, чтобы товар ответил долгим «эхо» приносимого владельцу удовольствия, а не «тишиной» неоправдавшихся надежд. Настоящее желание аудиофила состоит в том, чтобы его аппарат «отыграл свои деньги» — «каждый вложенный цент», «честно». В идеале — чтобы отыграл лучше, с «процентами», чтобы оказалось, что колонка, купленная за одну сумму, «отыграла» на деньги в два, три и т.д. раза большие. Аудио-форумы и тематические аудио-сайты с отзывами пользователей пестрят подобными историями удачных «инвестиций» и больших «процентов» прибавочного удовольствия. Кажется, что большинство современных акустических систем hi-end делается именно для того, чтобы их недоступность покупателю hi-fi создавала возможность извлечения прибавочного удовольствия из аппаратов, которые во многих случаях играют не хуже или не намного хуже, чем товары из «качественно» более высокой ценовой категории.

Поразительно то, что любители хорошего звука, которые, как выясняется, не могут положиться ни на объективные характеристики аппаратуры (амплитудно-частотные, диапазон частот, чувствительность и пр. — аппарат может нравиться или не нравиться даже вопреки им), ни на свое субъективное восприятие музыки, с легкостью оперируют такой тонкой материей, как стоимостные эквиваленты качества звука, без видимых затруднений калькулируют удовольствие. То есть в своей повседневной практике они ведут себя так, как если бы количество затраченных денег придавало товару то или иное четко ощущаемое качество, а не было несовершенным зеркалом вложенного в производство труда (феномен «практической веры», способа реализации товарного фетишизма, по Жижеку) .

57 лайков

Четко сформулировал! Перечитываю — радуюсь!

3 лайка

Введение в маркетинг?)))
Именно так всё и устроено, иначе ни чего бы не было.

2 лайка

Мой развернутый тезис — «У меня есть секрет улучшения звучания любого компонента. Способ работает на 100%! Чтобы компонент звучал лучше, его нужно купить со значительной скидкой.»

30 лайков

Меломан или товарный фетишист? Мощные медные фрезерованные радиаторы и стрелочки против двух розеток и неприметных коробочек - разные стороны одной медали

3 лайка

В такой системе, в системе деньги-удовольствие есть основа на которую можно опереться и не думать лишнего, больше заплатил-больше удовольствия получил. Но тут назревает проблема для тех, кто сначала слушал, а не покупал; все это рушится, и никакие слепые тесты и чеки из магазина не помогут, если слушал дома, довольно двумчиво и довольно много всего. Что теперь делать аудиофилам, которые сначала слушают а не покупают, на какие страдания нас обрекает стерео-бар?

4 лайка

Все хороши. Производители увеличивают маржу при любой возможности, потребители сами себя утверждают в “выгодности”, а интернет-мыслители любят разыгрывать беспроигрышную карту “ну тупые эти аудиофилы”.

4 лайка

https://ru.ehu.lt/staff/andrey-gornyih/

Он? Проф. философ на зарплате?

Очень забавно, что философ концентрируется
на такой неинтересной вещи, как слепой тест.
И субъективными оценками вполне себе оперируют. Хотя набрасыватель профессиональный-не поспоришь!

4 лайка

Это не способ улучшения звучания, это способ залезть в следующую ценовую, что при умении выбирать даёт определённые звуковые ништяки.

4 лайка

Ну, по первых сотни часов на одном аппарате вдумчиво всё равно не наслушаешь, а во вторых, в чем страдания? Не прёт с аудиожелезок-займись другим.

1 лайк

Вот не в бровь, а в глаз. Я с этими скидками вечно так попадаюсь. Вначале думаешь сэкономить, а в результате покупаешь ещё более дорогие вещи :rofl:

3 лайка

Есть нюанс… существуют же и реально богатые аудиофилы/меломаны/коллекционеры)) С возможностью прикупить какой-нибудь хай-эндный бренд целиком, вместе с фабрикой и поставщиками… но наверное тоже мучаются с выбором системы)))) Суть же именно в бесконечном выборе… А деньги интересны, только когда их нет…

1 лайк

Как и все мы :slight_smile:

1 лайк

Не выкупил посыл.
Речь именно об ощущении «играет в два раза лучше, чем стоит». В этой конфигурации не обязательно куда-то лезть.

2 лайка

Выкупил, просто у меня восприятие железа немного другое. Есть железки не то что в разы, на порядки дороже играющие. Но надо уметь искать и не бояться экспериментировать.

Так. Во-впервых, однобокий взгляд, потому что рассматривается глухота в привязке только к бренду. Во-вторых, всё.

Суть в том, что вряд ли испытуемый способен запомнить и нормально отранжировать относительно эталона какой-либо звук, не привязанный ни к чему визуально. Человеку нужно точно определить, что это именно коробочка 1 горит огоньком, а не его пытаются обмануть, запуская трек еще раз там же. Короче, в состоянии стресса, когда от тебя ожидают результат, ты боишься его провалить, нихрена не видно что играет, ты ошибаешься. И именно эта ошибка в этой же статье указывается, но почему-то никак не связывается с выводом (очевидно, ошибочным) о привязке к стоимости аппарата.

О тестах с черными коробочками, где ты бы сам мог что-то воткнуть (полностью быть уверенным в том, что запускаешь) мне не известно.

Однако, я участвовал в групповых прослушках и почти везде выводы делались единогласно. Сомневаюсь, что на основе привязки звука к ценнику. Тем более, когда о ценнике и бренде мало известно. Так однажды я себе купил по итогам прослушки межблок Acrotec.

О статье: Очередная попытка подкрепить желаемое большим набором мало связанных доводов.

И кажется, что подобные выводы делаются демагогами с какой-то своей целью и адресованы неофитам, в основном. Потому что когда ты знаешь, из чего делают аппараты, несложно перестать вестись на ценник.

14 лайков

Железо не всегда на 100% совместимо друг с другом, нужно попробовать мильон связок одной и той же железки с другими (про обвязку кабелями я вообще молчу) и только тогда это будет правильный по ней вывод. )

1 лайк

Сам для себя дома, без спешки и нервов, проводил слепые тесты коробочек. Перетыкал, слушал. Не раз приходил к выводу, что две очень разных коробочки звучат одинаково. Успокаивался… Но потом, когда дело доходило до простого спокойного слушания музыки ради удовольствия, одна из “одинаковых” коробочек почему-то давала это удовольствие, а другая нет.
Видимо слух и мозг при длительном восприятии музыкальной информации как-то подстраиваются, фильтруя грязь. И чем меньше приходится напрягаться мозгу для очистки от грязи, тем более приятно слушается музыка. А если “мозговой фильтр” очень сложный, то ты устаешь и не получаешь радости от музыки.
Вариант, когда все вычищено до стерильности (по тех. параметрам) тоже не всегда хорош. Видимо, вычищая искажения, заодно давим что-то, что мозг воспринимает на подсознательном уровне.

8 лайков

Очень много нюансов за результат отвечают. В одном устройстве 500–5000 деталей, которые звучат по-разному. И разные итоговые параметры показывают. Это к тому, что не только в грязи дело. Порядка 5 миллиардов человек слушают отвратительное аудио, получая удовольствие.

2 лайка

А ещё опыт прослушки нарабатывается сотнями часов и требования эволюционируют. Не у всех, конечно. У подобных разоблачителей все в зачаточном состоянии остаётся :grinning:

3 лайка