Приветствую вас, камарады.
В этой ветке предлагаю обсуждать этот, ну совсем незаслуженно обойдённый вниманием аудиофилов Росии бренд.
Как и несколько лет тому назад, меня снова заинтересовали Спектралы. Поменялся сетап, поменялось жилище, а вместе с ним расстановка и его акустическое оформление. И вот я решил в очередной раз замахнуться на нашего Вильяма таакскаать…
Сначала у меня побывал Spectral DMA150 , потом DMA360 -е моноблоки, а чуток погодя и MDA250 . Параллельно слушался Krell KSA100 и Marc Levinson-334 . Были у меня за последние три месяца ещё парочка девайсов, которые кроме как здравствуй странность не назовёшь. Ещё в новом жилище я провёл выделенку, а точнее две. Одна на силовую часть, другая для цифры.
Забегая вперёд, хочу сразу заметить, что всё это время я никак не мог понять, почему тогда три года назад я не понял Спектралов, что мне помешало оценить в полной мере эти просто-таки офигистические аппараты так, как это случилось сейчас.
Соединял я всё это хозяйство кабелями самой разной ценовой категории. От совсем бюджетных стоимостью за 300 Евро, до моих, ставших любимыми MIT, NBS, Puris t . Были и кабели отечественного производителя, но обо всём по порядку.
Напомню – тогда я слушал музычку на полочниках Pioneer S2EX , с которыми я удачно распрощался. Потом сидел на активе из Genelec 1037 , и была ещё парочка беспорядочных связей, о которых даже и не хочется вспоминать.
Слушалось всё на Focal Nova Utopia и Legasy Signarure SE . Последние –Сигнатуры это мои, которые стоят у меня дома. Должен особо подчеркнуть, что у меня уже сложился опыт и уверенность о тестировании чего-либо только в своих условиях и только на своих компонентах. В противном случае, иной раз даже самый очевидный результат в салоне или же у продавца дома, может привести к драматичным ошибкам в плане расставания со своими –кровно накопленными.
Когда я первый раз включил Marc Levinson-334 у себя в новой квартире, да на прогретой выделенке, я мягко говоря, офигел. Все представления о ХиЕнде тут присутствовали во всей красе. Сцена, разрешение, детальность и бас, которого от Легасей добиться не просто, были впечатляющими. Я слушал несколько дней и меня не покидала мысль, что с такой системой можно жить, а какие-либо абгрэйды это только доводка: провода, коннекторы, пред… В отношении последнего хочу также обратить внимание, что для чистоты эксперимента я специально отказался от него. У меня есть DAC Wadia15 и транспорт Wadia20 . У ДАКа имеется электронный РГ. Предвидя, как в меня уже летят тухлые яйца, я сразу скажу, был и пред, и не один, и не просто преды, а на мой ух лучшее, что можно найти до 5тысяч. Но мне были интересны именно УМы, и поэтому я долго слушал музычку именно «через» электронный РГ.
Неделю спустя в систему был подключён Spectral DMA150 . Оба аппарата подключались кабелем Acrolink 7N-P4030II на коннекторах Oayide 004 . Первые пол часа я боролся с мыслью –и это всё? Но спустя час, а точнее на следующий день DMA150 сказал: «спокойно Юра» и от вчерашних сомнений камня на камне не осталось. Первое, на что обращаешь внимание это количество музыкального материала. Да, да именно его количество т.к. звуков стало просто больше. То, что едва слышно было на заднем плане, стало гораздо более читаемо и более полноценным участником музыкального тракта. Послезвучия, границы диапазонов, тишина в паузах, те или иные акценты, всплески и затухания или всё то, что в итоге формирует эмоциональное восприятие музыки, могучей рекой выплеснулось в моих Легасях. Бас в отличии от Marc Levinson-334 более мягкий, менее ударный, но при этом глубже. Высокие значительно чище и воздушнее. Как бы я не поддавал в своих 22m², они нисколько не утомляли. Сибилянты, (т.е. их отсутствие), все шипящие, подсвистывающие, цыкающие это особая тема – то-ли это такая работа ленточных твитеров, то-ли это они так спелись со спектраловским усилением. Все эти звуки, которые раньше ассимилировались или просто терялись, сейчас отчётливо формировали музыкальные оттенки и окончания слов в устах исполнителей.
В течении дней десяти я слушал хорошо знакомую мне музыку, при этом постоянно перекидывая кабеля с одного усилителя на другой. В итоге у меня создалось стойкое впечатление –только Спектрал!
Что можно было бы ещё доработать? Я бы ещё попробовал поиграться с предохранителями. Думаю сюда бы очень пошёл Hi-fi tuning Supreme .
Ещё месяц спустя, приехал спектраловский монстр из моноблоков DMA360 .
Когда я слушал этот усь, ML-334 стоял в стороне, и над ним поднималась какая-то погребальная аура. Никакие KRELL -ы, Treshold- ы и ML -ы, которые мне приходилось слушать ранее, а они все были приблизительно той же ценовой категории, и близко не дотягивали до звука этого усЯ. Многие говорят, что почерк у этой фирмы остаётся на верхних моделях одинаковый. И так и не так! В сравнении с DMA-150 моноблоки, чуток брутальнее. Бас чувствуется даже в середине, при этом он тут какой-то особенный. Слышен самый, самый инфра низ, заполняющий, ударный низ и при этом оно всё не липнет друг к другу, всё на своих местах, чётко обрисовывая расположение инструментов и размеры сцены. Всё сказанное о 150-ом присутствует тут в каком-то ещё более совершенном виде, при этом следует особо выделить тональный баланс. Он тут невероятно точный, настолько точный, что его можно сравнить с глотком родниковой воды или звучащим перед тобой инструментом. Одним словом тут как по Станиславскому - верю!
Если DMA-150 мне чем то напоминал мой сетап на Genelec1037 с его тональной точностью и детальностью, но при этом оооочень музыкальным, (чего не было у генеликовского актива) то DMA-360 это некий образец того, как инженеры создают свои творения, не тупо сидя перед мониторами компов и осциллографов, а опираясь на внутренний мир, культуру восприятия и понимания музыкальных образов в своих самых сокровенных проявлениях. Это люди, которые через призму своих научных изысканий, старались максимально полно и бережно передать музыкальную ткань. Уверен, посещая концерты, они формировали своё восприятие музыки ни где-то на галёрке…
Я совсем не против ML, Krell, Jeff Rolland или других достойных брендов, но после знакомства со спектраловским DMA-360 , у меня к ним возникло масса вопросов, один из которых почему там так много потерь? И этот вопрос задают все, кто имел возможность не бегло на выставке или где-то в салоне послушать спектраловские сетапы, а полноценно, на знакомых треках и проверенных источниках.
Вторым этапом моих откровений стало прослушивание системы в разных обвязках. Как я уже говорил, в начале, всё было соединено проводами, которые относятся к категории - то шо было . А были кабеля из семейства КlinaevKV, Acrolink, Audioquest . Считал и продолжаю считать не самая плохая компания, но вернёмся к тестам. До этого всё было именно на кабелях этих брендов. Первым выбыли из системы сетевые Акролинки на моноблоках. Их место заняли NBS BlackLabel -ы II. Бас ушёл ещё ниже и вообще, вся гамма звуков от верха середины и вниз, стала объёмнее и вместе с тем увеличилась сцена. Затем с ЦАПа ушёл KV-Katarsis и его место занял MIT Oracle AC1 . Появилось больше воздуха, инструменты стали какими-то более певучими, а общая звуковая картина стала более ясная, но не в плане повышения высоких, а более открытая. Последний сетевой был тоже KV-Katarsis на транспорте. Его место занял Purist Dominus REv II . И тут во всей этой феерии появилась ещё и такая редкая особенность, как телесность. Этот кабель придал, прям какое-то очертание лиц вокалистов и солирующих инструментов. Kогда система была доведена до своего максимума, в эту ламбаду просился, конечно же пред. Предом стала спектраловская DMC30 -ка II. Ну что тут скажешь, так мои Легаси никогда не звучали. Почти эталонное звучание, даже не знаешь, чего можно желать ещё… Музыку в таком сетапе можно слушать долго т.к. оно совсем не утомляло. Ничего не выпирало и не проваливалось. Может кого-то такой звук и утомляет своей особой информативностью, но мне он в сочетании, особо подчеркну, с музыкальностью пришёлся по душе. Для чистоты эксперимента, мы решили заменить Тридцатку пред на ламповый Aesthetix Callisto . Не стану описывать все различия, но вот именно такая связка на мой взгляд, это если не Эверест, то Эльбрус точно. Такой, не побоюсь этого слова, гениальный пред это лучшее, что можно использовать с таким информативным концом, как DMA360 .
Что ещё мы заметили –если слушать музычку на громкости выше среднего, то наверное интереснее будет родная каменная спектраловская тридцаткка. Если же вы ждёте той же радости на малой громкости, то предпочтительнее был бы Aesthetix Callisto . Что касается последнего, то Aesthetix заслуживает столь же внимательного рассмотрения, как и обсуждаемый тут Спектрл, но это позже…))
Вот пока я всё это писАл да сравнивал, меня не покидали ассоциации с созданием, как это ни странно, семьи. Т.к. не бывает идеально подходящих партнёров. Все люди разные, но ради поиска гармонии, взаимоотношения строятся. Строятся иногда долго, с нахождением компромиссов и таким же, порой болезненным устранением противоречий.
Наверняка есть тот, кто ждёт в этой бочке мёда хоть капельку дёгдя! До сих пор не могу понять спектраловский дизайн. Вот когда я смотрю на Marc Levinson, Jeff Rolland или Manly или даже, ни к ночи будет помянутая Wadia , мне понятен ход дизайнерской мысли и от какой печи плясала мысль художника, но когда я смотрю на морду Спектралов у меня рождается такая картина. У парней в руках непонятно каким образом появился кусок алюминия, и не особо ломая голову, они спустились в бар, накатили Herradura , разогнав это хорошим косячком, а на утро вытащили из заклинившего фрезерного станка то, что сегодня зовётся спектраловским минимализмом. Бома! Хотя……, есть не мало людей, кому это очень нравится.
Соррян камарады, если кого-то утомил своей краткостью .
*to be continued*