⚖ Клуб рационального подхода к улучшению звука

Поступила информация, что 11 мая в баре объявлено днем создания клубов. Но это не точно.

Сегодня снова на глаза попался вот этот известный диалог

Почему звуковая аппаратура, например ЦАП, усилители, имеющие одинаковые и низкие значения КНИ, IMD, AЧХ, ФЧХ, и пр., звучит по-разному? Имеет ли смысл измерять все эти параметры, если они практически никак не связаны с субъективным качеством звука? Может, надо вводить какие другие параметры, проводить измерения на динамическом сигнале или измерять устройства в более широком спектре излучений, вплоть до гигагерц?

Это правильная постановка вопроса. Можно сказать так, что все известные параметры являются необходимыми для хорошего звучания, но недостаточными, поскольку пока неизвестно, какие еще параметры важны для обработки звуковых сигналов мозгом. Работы по этим направлениям интенсивно ведутся, каждый год приносит новую информацию и параметры. Но пока надо добиваться необходимого уровня по известным параметрам, это гарантирует определенный уровень звучания аппаратуры.

Вот на последнем и предлагаю сосредоточиться в этой теме. Предлагаю обсуждать тут те способы улучшения звука, который имеют адекватное научное и измеряемое обоснование. А остальные, малообъяснимые вопросы, оставить для других тем и обойтись тут без холивара. Понятно, что такое обсуждение, наверное, будет интересно для новичков. Но и они приходят в бар ничего не зная за первой системой. Было бы неплохо, если бы свое время они сначала потратили на то, что уж точно влияет на звук для всех и всегда.

22 лайка

Для начала предлагаю составить список из тех вещей, которые больше всего влияют на звук. Например, на мой взгляд пункт номер один это

  • Комната / размещение акустики в ней.

  • Совместимость устройств по электрическим параметрам.

  • Банальная исправность техники. Перепутанные фазировки динамиков, плохие контакты, пробитые или высохшие конденсаторы, цепляющие катушки… встречаются гораздо чаще, чем кажется.

Возможно я ошибаюсь предлагайте свои варианты, буду дополнять этот комментарий

16 лайков
  1. Текущее состояние психики и физиологии и слуха человека (гормоны, биохимия, нейромедиаторы).
21 лайк

Ну, это даже номер один, наверное, но в рамках данной темы мы ничем в этом вопросе помочь не сможем

3 лайка
  1. Банальная исправность техники. Перепутанные фазировки, плохие контакты, пробитые или высохшие конденсаторы, цепляющие катушки… встречаются гораздо чаще, чем кажется.
4 лайка

Полагаю этот пункт не всегда понятен на слух и желательно дома провести измерения?

Не знаю даже что и сказать, не всегда измерения возможны и полезны. Но если «не играет» то возможно, что сломано, а не техника плохая и надо другую, я вот к этому

После 7-10 лет пользования, любую аудиотехнику нужно проверять, специалистом конечно.

Пункт добавил, место его в списке определить сложно, так как индивидуально это все. Предлагаю его добавить просто как рекомендацию отдельно, а исходить о влиянии на звук будем из того, что аппаратура в состоянии новой.

Отличная тема!

Предлагаю сразу не пытаться ранжировать важные и измеримые/определяемые факторы

А воспринимать список как набор равноценных пунктов, иначе мы тут все подеремся в обсуждении степени важности и порядка важности

Статья про характеристики, которые важны для подбора АС к ламповым усилителям — Какая акустика сочетается с ламповым усилителем? Не любая!

2 лайка

Предлагаю такой пункт еще добавить, который с натяжкой но может считаться определяемым и измеримым

  1. совместимость устройств по электрическим параметрам. Работа каждого компонента системы в штатных режимах.

мы знаем что бывает:
когда рассогласуются импедансы источник-мощник и выхлоп источника работает не в А классе а в Б с перегревом

Когда источник с выходом 6вольт перегружает предвач с входом на оу, рассчитанным не более чем на 2В. Или вводит в насыщение входной трансформатор следующего каскада И так далее

Коогда усилитель не справляется с нагрузкой И так далее.

Еще бывает что источник например NOS имеет широкий спектр ультразвуковых помех, одному усилителю это неважно, а другой может в возбуждение вообще уйти.

То есть система должна быть согласована.

12 лайков

Саш, мощность - неочевидна. Почему 9 ватт на канал контролируют АС, а 50 и 70 - нет?

2 лайка

Все верно. Но можно это обобщить, как «требование согласованности всех компонентов», а потом разжежывать

Про комнату тоже можно разжевать базовые вещи

Как rt60, RFZ, требоварие к развертке импульса, тесты на порхающее эхо итд

Отличный пункт, который надо будет подробно расшифровать потом. Какие параметры с чем должны сочетаться и для чего.

2 лайка

Почему? Нужно приложить объяснение что кроме мощности важно из того что можно измерить

По мне, так ты дал ссылку на хорошее объяснение про согласование акустики и усилителя.

Надо бы еще чтобы те кто в этом разбирается подтвердили, что в статье все ок

Это очень большая отдельная тема не для этой ветки. Тут помимо мощности и демпинг фактора еще появятся нюансы устройства выходных каскадов, обратной связи, пиковые возможности схемы по току, и потом еще вопросы частотно-зависимого импеданса источника питания и также пиковые возможности по току самого источника питания тоже. А еще характер клипирования и еще что-то важное может быть.

К простым измеримым и определяемым вещам это сложно отнести.

Стереотипы есть и их стоит обсудить конечно, но и те с исключениями (border patrol на 300B качает не горюй… или D класс на 150Вт с тормозным звуком тоже встречается)

Информация по электрической совместимости устройств очень техническая стоит это начинать описывать?

Порой и проверить то все трудно без измерительных приборов или умения правильно читать даташиты.