⚖ Клуб рационального подхода к улучшению звука

Полагаю этот пункт не всегда понятен на слух и желательно дома провести измерения?

Не знаю даже что и сказать, не всегда измерения возможны и полезны. Но если «не играет» то возможно, что сломано, а не техника плохая и надо другую, я вот к этому

После 7-10 лет пользования, любую аудиотехнику нужно проверять, специалистом конечно.

Пункт добавил, место его в списке определить сложно, так как индивидуально это все. Предлагаю его добавить просто как рекомендацию отдельно, а исходить о влиянии на звук будем из того, что аппаратура в состоянии новой.

Отличная тема!

Предлагаю сразу не пытаться ранжировать важные и измеримые/определяемые факторы

А воспринимать список как набор равноценных пунктов, иначе мы тут все подеремся в обсуждении степени важности и порядка важности

Статья про характеристики, которые важны для подбора АС к ламповым усилителям — Какая акустика сочетается с ламповым усилителем? Не любая!

2 лайка

Предлагаю такой пункт еще добавить, который с натяжкой но может считаться определяемым и измеримым

  1. совместимость устройств по электрическим параметрам. Работа каждого компонента системы в штатных режимах.

мы знаем что бывает:
когда рассогласуются импедансы источник-мощник и выхлоп источника работает не в А классе а в Б с перегревом

Когда источник с выходом 6вольт перегружает предвач с входом на оу, рассчитанным не более чем на 2В. Или вводит в насыщение входной трансформатор следующего каскада И так далее

Коогда усилитель не справляется с нагрузкой И так далее.

Еще бывает что источник например NOS имеет широкий спектр ультразвуковых помех, одному усилителю это неважно, а другой может в возбуждение вообще уйти.

То есть система должна быть согласована.

12 лайков

Саш, мощность - неочевидна. Почему 9 ватт на канал контролируют АС, а 50 и 70 - нет?

2 лайка

Все верно. Но можно это обобщить, как «требование согласованности всех компонентов», а потом разжежывать

Про комнату тоже можно разжевать базовые вещи

Как rt60, RFZ, требоварие к развертке импульса, тесты на порхающее эхо итд

Отличный пункт, который надо будет подробно расшифровать потом. Какие параметры с чем должны сочетаться и для чего.

2 лайка

Почему? Нужно приложить объяснение что кроме мощности важно из того что можно измерить

По мне, так ты дал ссылку на хорошее объяснение про согласование акустики и усилителя.

Надо бы еще чтобы те кто в этом разбирается подтвердили, что в статье все ок

Это очень большая отдельная тема не для этой ветки. Тут помимо мощности и демпинг фактора еще появятся нюансы устройства выходных каскадов, обратной связи, пиковые возможности схемы по току, и потом еще вопросы частотно-зависимого импеданса источника питания и также пиковые возможности по току самого источника питания тоже. А еще характер клипирования и еще что-то важное может быть.

К простым измеримым и определяемым вещам это сложно отнести.

Стереотипы есть и их стоит обсудить конечно, но и те с исключениями (border patrol на 300B качает не горюй… или D класс на 150Вт с тормозным звуком тоже встречается)

Информация по электрической совместимости устройств очень техническая стоит это начинать описывать?

Порой и проверить то все трудно без измерительных приборов или умения правильно читать даташиты.

Ну какие-то основные вещи в разумных пределах, которые сможет понять человек не в теме

Попробую )

Начнем мы рассказ с большого взрыва, то есть с самого зарождения вселленой! ой - то есть момента зарождения аналогового сигнала )

будет больше про цифровые источники. про винил лучше расскажут те у кого большИй опыт.

Итак, дальше будет техника но с минимумом цифр:

У источников есть ряд параметров, которые определяют возможность их коммутации с последующими блоками (преды, мощники, эквалайзеры, аттенюаторы И так далее)

1) выходное сопротивление, согласование импедансов

Обычно очень низкое у цифровых аппаратов <500 Ом, часто 50-100 Ом

Но иногда бывают такие выходные каскады, сопротивление которых велико и исчисляется килоОмами

Источник с большим выходным сопротивлением расчитан на активный пред/мощник/буфер с очень высоким входным сопротивлением и может «не завестись» с пассивным предом или определенным мощником в режиме цифровой регулировки громкости.

Рассогласование импедансов на слух часто проявляется деградацией всех субъективных параметров - прозрачности, сцены, динамики…

==что делать:
взять мануалы к аппаратам и проверить значения импедансов

2) выходной ток, режим выходного каскада по току, перегрузы

Искажения всегда зависят от величины сигнального тока. Для каждого источника, его разработчики рассчитывают и оптимизируют схему под определенную нагрузку. Нагрузка и ток связаны законом Ома. Иногда этот важный параметр указан как “minimum load impedance” и может быть например 10кОм ( в большинстве случаев). А может быть и 47кОм.
Если источник перегрузить последующим каскадом, то качество звучания может резко деградировать. Например выходной каскад может перейти из режима А класса в AB класс или даже B класс с появлением неприятной “транзисторности” в звучании

Отдельные цапы и плееры хорошо работают на низкие нагрузки вплоть до 600 Ом и они как раз могут прекрасно прокачивать пассивные преды.

==что делать:
дважды подумать перед тем как использовать экзотические цапы и особенно пассивные преды, а понимаете ли вы что будет при их встрече друг с другом?

3) кол-во и спектр ВЧ помех на выходе

Все цифровые источники имеют на выходе помехи выше слышимого диапазона. И спектр и амплитуда помех могут быть различные

Тут важно учитывать, то как реагируют на эти помехи последующие каскады - пред и мощник.
Многие аппараты аналоговой эпохи выходят из штатных режимов при появлении на их входе ультразвуковых помех. Некоторые усилители 80х-90х были созданы для работы с мультибитными цапами с коротким спектром вч помех и звучат паршиво в случае их наличия сигнале.

Если чувствительный аппарат подключить к неотфильтровыванному дельта-сигма цапу или NOS цапу, то он не раскроет свой потенциал, может звучать очень плохо или даже уйти в самовозбуждение.

Современные усилители в 99% случаев к этому адаптированы либо на уровне схем, либо за счет дополнительной фильтрации. но иногда разработчики функцию фильтрации переносят в их предварительный усилитель, что приводит к трудностям в системах где такой фильтрации нет, а мощник ее очень просит.

==что делать
если вы покупаете NOS цап, то следует хорошо знать как устроен ваш пред и УМ.
при смешивании апаратов разных эпох, стоит протестировать их каждый с “себе подобным” партнером на предмет бОльшей синергии.

4) уровент сигнала на выходе по напряжению

Несмотря на стандарт для цифровых источников в 2В. Встречаются аппараты с уровнем сигнала 4В или даже 6В.

Это может вывести следующий каскад из штатного режима. Например сигнальный трансформатор может уйти в насыщение. Или вход транзисторной схемы может войти в клиппинг или в зону работы с очень высокими искажениями.

Предварительные усилители на основе фотодиодов ( LDR ) имеют сильную зависимость уровня искажений и субьективной прозрачночти от напряжения на них.
Поэтому их эксплуатация бывает очень удачной в системах где обычно громкость выставлена близко к максимуму. В системе же где нужна аттенюация вплоть до -40дб (как раз в случае источника 6В и мощного транзисторного усилителя) такой LDR аттенюатор может звучать крайне плохо.

==что делать:
вообще избегать по возможности таких ситуаций. но если у вас любимый нестандартный источник - то внимательно смотреть мануал на предмет максимального допустимого входного напряжения. при отсутствии таких данных - идти с вопросами к производителю.

5) наличие постоянной составляющей

тут скорее речь даже не про нее. это большая редкость. а то что иногда разработчики вынуждены эту постоянную составляющую убирать с помощью разделительных конденсаторов (ламповые цапы и не только).
с такими плеерами требование к согласованию импедансов намного строже, иначе может возникнуть паразитная фильтрация НЧ или ВЧ части сигнала. также могут быть спецэффекты при последовательном подключении выходной емкости такого цапа к сигнальному входному трансформатору следующего каскада (резонансный LC контур)

==что делать:
задавать вопросы производителю, а не на форумах )

6) проблема экранирования, проблема первого пина (pin1problem.com)

тоже момент совместимости который относится к источникам, часто к предам. неправильное подключение первого пина XLR выхода, а иногда и даже земляного контакта RCA разьема, приводит к тому что источник “атакует” следующий блок системы большим кол-во помех включая низкочастотный 50Гц гул. иногда это проблема себя никак не проявляет если следующий каскад сильно помехоусточив или имеет в схеме развязывающий трансформатор. с обычными же компонентами это вызывает деградацию звучания и шум в паузах разной силы.

=что делать
ничего не сделать. или уже с паяльником…

7) несовместимость блоков питания

может быть это высосано уже из пальца. но бывает и такое ))
БП бывают очень разные. они могут гадить в сеть или нет. могуть быть очень чувствительны к помехам в ней или наоборот.

проблемы возникают когда в один дистрибьютер питания включается аппарат с мощным импульсным БП и туда же другая но уже очень “нежная” коробочка, которая все эти помехи от предыдущего БП ловит и перестает функционировать нормально.

классический вариант это включение в стойку аудио сервера с обычным комповым БП. многие цапы с трансформаторным классическим питанием просто “умирают” какой-бы не был сетевик.

бывает наоборот, ЦАП с импульсным БП сам по себе может звучать классно, но “убивает” звук преда или мощника своми наводками.

==что делать
если у вас смешаны импульсные и трансформаторные БП в системе, то повыключать лишнее, послушать фон/музыку, сделать тесты с разными удаленными друг от друга розетками - все это быстро покажет наличие проблем, если они есть.

31 лайк

лонгрид вышел да ) но пусть лежит, может будет полезно, не сейчас так потом.

я писал с прицелом на источники сигнала. но про согласование пред-мощник получилось заодно тоже.

следующая по ходу следования система, где важно согласование это система “мощник-АС” и потом уже роковое для российского аудиофила: “АС-комната”

2 лайка

Сергей, а можно здесь подробнее? А то букв много, а ничего не понятно))) ну для меня конечно.
Вот например мой пред:
входной импеданс: 100 кОм, выходной импеданс: 200 Ом, макс. выходное напряжение: 30 В (RMS),

Какие параметры дб у моего источника, оконечника (ум)?
Спасибо!

2 лайка

Основные понятия и эффекты связанные со взаимодействием комнаты и АС

постараюсь развернуто, но простым языком насколько это возможно.

по теме в баре есть хорошие специалисты, пусть поправляют меня и дополняют.

я ставлю себе задачу, в этом посте актуализировать тему работы с комнатой и дать начальное понимание, того что происходит со звуком в жилище меломана.

обсуждение конкретных конструкций по обработке кдп ведется в профильных ветках, там же бояре выкладывают много фото с замерами и внешним видом разных диффузоров и поглотителей.

Очень надеюсь, что кому-то после прочтения придет понимание, что пара поглотителей может дать намного больше чем экзотические родиевые разъемы или магические коробочки с “виртуальной” землей по цене ваших колонок, а профильные темы станут популярнее и сместят фокус дебатов в продуктивное русло )

итак:

БОльшая часть звука, который мы слышим - это отраженный звук от стен и предметов в помещении. поэтому мы всегда слушаем нашу комнату не в меньшей степени, чем наши колонки!

Как же слушать комнату правильно? Или как сделать комнату правильно звучащей?

Надо правильно поставить цель и идти к ней! Задачи по доработке акустики помещения совершенно разные для таких сфер как звукозапись, репетиции, живые концерты и воспроизведение. Что хорошо для одного, то может быть плохо для другого.

Вопросами залов занимается архитектурная акустика. Проблемами кдп и контрольных комнат в студиях занимается акустика малых помещений.

Если для концерта и звукозаписи помещение должно обогащать звучание реверберацией и придавать ему колорит, то для воспроизведения уже важно чтобы комната давала услышать записанную реверберацию, с которой была сделана запись и сохранить исходный тембр.

Вот с чем мы имеем дело, когда говорим о том что комната искажает исходный записанный звук:

1) ранние отражения.

Существует удивительный психоакустический эффект - все звуки пришедшие к нам в уши в течение определенного короткого временного промежутка воспринимаются как одно целое, складываясь в “единый тембр” как бы в “один голос”. А все остальные звуки после определенного момента, воспринимаются отдельно как шлейф ревербераций.

В “маленькой комнате” к прямому звуку от АС добавляются первые отражения от ближайших стен:

Эти первые отражения значительно искажают воспринимаемое звучание и являются самыми значимыми для нас.

===что делаем:
Для того чтобы услышать тембр и “голос” записи, а не своей комнаты, надо либо погасить ранние отражения (поглощающие панели) либо сильно рассеять их (диффузоры), так чтобы эти отражение пришли к нам в уши попозже, не “сливаясь” с основным звуком от колонок. На практике намного проще первые отражения глушить и это недорого.

Такая обработка комнаты это базовая концепция создания так называемой RFZ - reflection free zone

Само собой, что при наличии такой зоны, локализация источников звука и “сцена” также будут точнее.

==что измеряем:

развертка импульса ETC (envelope time graph)

2) реверберация звонкость/глухость окрас (RT60)


Многократные, вторые и последующие переотражения складываются, в отличие от первых, в некоторое ощущение пространства “воздуха” и масштаба, что является важной информацией для мозга человека. По этим реверберациям наше ухо привыкло определять где мы находимся - в пещере или на широкой равнине. От “правильности” этих ревербераций зависит не только качество звучания системы, но и акустический комфорт в комнате в целом.

Если комнату переглушить, то она будет восприниматься как “мертвая”, а нахождение в ней вызывать тревогу. Если же комната слишком звонкая и реверберация долгая, то звучание будет плохо разборчивым.

Хорошо если фонд отражения в комнате состоит из нейтральных акустически поверхностей вроде дерева. Или другой хороший вариант - когда в комнате много самых разнообразных материалов и поверхностей, отражения от которых смешиваются в целом в некоторую единую “нейтральную” картинку. Если же все стены бетонные или стеклянные без посторонних предметов, то мозг человека по характеру ревербераций будет также воспринимать звучание как “стеклянное” или “бетонное” и это будет видно на измерениях.

==что делаем:
контролируем баланс между фондом поглощения и фондом рассеивания/отражения. следим за разнообразием и нейтральностью отражающих поверхностей.

==как измеряем
RT60 показывает время за которое звук затухает на каждой конкретной частоте.

3) порхающее эхо


Это проблемный вид реверберации, когда звук многократно переотражается между параллельными стенами без поглощения или рассеивания. Эхо всегда присутствует в пустых помещениях с “голыми стенами”.

==что делаем:
Вредно для домашнего аудио то эхо, которое образуется именно от ваших динамиков, а слышно которое на вашем любимом диване. Проверяется просто - один человек хлопает в ладоши вблизи динамика, а вы слушаете хлопки в свит споте. Если есть эхо - его надо убирать - поглощать или рассеивать.

При наличии порхающего эха звучание системы описывается обычно словами “все сломалось”

4) избирательная фильтрация (SBIR) (speaker boundary interference response)

Гадость редкостная, бороться с ней тяжело, но тут просто важно избежать самых явных проблем.

Что же это такое? Снова возвращаемся к ранним отражениям. Но теперь речь не про искажения тембра звука и его пространственных характеристик на СЧ и ВЧ, а про АЧХ которая получается при сложении прямой и отраженной волны в области низких частот, То есть мы рассмотрим результат сложения - интерференции прямого и отраженного излучения от АС

SBIR это НЕ комнатные моды, про них будет позже.

Как видно из рисунка, нас волнует отражение от задней за АС стены. Расстояние между АС и стеной определяет частоту на которой будет глубокий провал на АЧХ в результате SBIR эффекта. Обычно на практике это что-то около 100Гц (как на рисунке).

==что делаем:
двигаем АС
Забегая вперед скажу, что полностью подавить каким-нибудь поролоном или минеральной ватой частоты около и ниже 100гц почти невозможно (но частично подавить можно и нужно) . В борьбе с этой гадостью очень важно сделать так, чтобы частота на которой возникает SBIR эффект не совпадала с провалом на АЧХ от комнатной моды. Точнее чтобы сумма двух эффектов выглядела наилучшим образом. Как вариант - делать все на слух. Этому надо уделить много времени и аккуратно по, буквально, 5-10см отслушивать самое удачное расстояние от стенки до АС. Еще лучше конечно - использовать микрофон )

Также проблемы не будет, если акустика стоит почти в середине комнаты или если за колонками позади не капитальная стена, а например большое окно или тонкая перегородка.

==что измеряем:
АЧХ в точке прослушивания

ремарка:

вот так выглядит реальная АЧХ идеально ровной акустики в комнате

Конечно, помимо задней стены, SBIR также будет присутствовать при отражениях от пола и боковых стен, но уже в области более высоких частот (200-400Гц). если вы поставили хорошие поглотители в зоны первых отражений (и конечно же обязательно толстый ковер!) то проблема себя почти никак не проявит.

5) комнатные моды

возбуждать или не возбуждать…

Вечное поле боя для меломана-аудиофила-перфекциониста

Эффект прост и понятен, но борьба с ним сложная и кровавая…

На низких частотах комната себя ведет как резонатор и “басовые ноты”, многократно переотражаясь от противопложных стен, складываются в так называемую картину “стояков” - чередующийся ряд пиков и провалов на АЧХ

==что делаем:
Во первых двигаем колонки и место прослушивания.
Зачем двигать колонки если частоты резонансов определяются геометрией помещения?
Затем, что степень возбуждения этих резонансов зависит от положения АС. И можно, например, поменять продольные резонансы на поперечные и получить более приятную АЧХ. Чем дальше от стен будут АС, тем меньше будут проявлять себя самые первые самые низкочастотные резонансы.
Еще есть такой трюк - симметричное расположение АС от боковых стен - это позволяет очень сильно ослабить поперечные моды.

Во вторых поглощаем. Как уже написано выше, полностью “лишний бас” обычными методами убрать нельзя. Но на практике меры по поглощению баса принимаются на ура в субъективной оценке качества звучания. “Трехмерный” график сверху это так называемый “водопад”, на нем видно как долго затухают резонансы комнатных мод. Поглощение вряд ли уберет пик на АЧХ полностью, но позволяет сильно сократить время “гудежа”, что добавляет субъективной ритмичности и скорости звучанию.

==что измеряем:
водопад
спектрограмма

24 лайка