Из огромного множества серьезной отечественной и зарубежной литературы, посвященной проектированию аудиоаппаратуры АМЛ рекомендует ознакомиться с этой статьей в первую очередь. Прослушивание для разработчиков аудиоаппаратуры является не просто приятным времяпрепровождением, прослушивание является Альфой и Омегой звуковой техники. Именно прослушивание является итогом всей деятельности разработчика, истиной в конечной инстанции. Никакие объективные измерения не смогут ответить на вопрос, достиг разработчик аудиоаппаратуры своей цели или нет. То, что люди слышат, влияет на то, что они делают, что им нравится, и что они покупают.
Было бы прекрасно, если бы одного лишь добросовестного прослушивания было бы достаточно для совершенствования аудиоаппаратуры. Однако при прослушивании, когда «измерительным прибором» является не осциллограф или спектроанализатор, а человек, его суждения неизбежно субъективны, и не отличаются точностью и повторяемостью. В предлагаемой статье показано, как можно выйти из этого противоречия. Какие результаты прослушивания, позволят считать его ФАКТОМ ИЗМЕРЕНИЯ? Результаты прослушивания должны быть: 1) воспроизводимы в разное время, в разных местах и с разными слушателями; 2) отражать только слышимые характеристики системы, подвергаемой испытанию; 3) показывать степень слышимых различий или давать меру абсолютных значений по соответствующей шкале субъективных оценок. Автор статьи, Флойд Тул много лет проработал в области испытаний громкоговорителей, усилителей и помещений путем прослушивания, его рекомендации легли в основу стандартов МЭК, им спроектированы студии звукозаписи, контрольные громкоговорители для них, системы усиления звука для концертных залов и театров.
Испытания путем прослушивания: превращение мнения в ФАКТ
Флойд Е. Тул
Национальный научно-исследовательский совет, Оттава, штат Онтарио
Представлено на 69-м съезде Общества инженеров—звукотехников (AES), Лос-Анжелос, 12-15 мая 1981 г., вторая редакция от 25 августа
В индустрии звуковоспроизведения регулярно проводятся различные виды испытательных прослушиваний. В большинстве из них отсутствует необходимый психологический и акустический контроль, направленный на получение результатов, имеющих важное практическое значение; в то же время мнения, являющиеся следствием таких испытаний, постоянно оказывают влияние на развитие звуковой техники. В этой работе рассматриваются вопросы, касающиеся некоторых хорошо известных и не очень известных источников расхождения субъективных оценок качества звучания, а также предлагается стандартизация некоторых основных технических факторов, которые в настоящее время выбираются произвольно.
1. Прослушивание - альфа и омега звуковой техники
В коммерческой деятельности, связанной с записью и воспроизведением звука, прослушивание не является простым времяпрепровождением. Оно оказывает влияние на индустрию звуковоспроизведения на всех уровнях, от производства звукозаписей до воспроизведения звука в домашних условиях, включая крупные международные отрасли промышленности, связанные с производством звуковой аппаратуры. То, что люди слышат, влияет на то, что они делают, что им нравится и что они покупают.
Повсюду в индустрии звуковоспроизведения имеются отдельные люди или группы людей, занимающиеся прослушиванием и формируют мнения, которые, как считается, так или иначе отражают мнение более широкой публики. Такие испытательные прослушивания могут производиться на студии звукозаписи в помещении, из которого контролируется процесс записи и где небольшая группа людей дает оценку записи, решая, обладает ли продукция нужный звучанием для того, чтобы иметь успех, такое прослушивание может производиться в специальном помещении на предприятии-изготовителе, где инженеры и специалисты по сбыту принимают решение о достоинствах новой конструкции громкоговорителя; оно может производиться в гостиной журналиста, пишущего по вопросам звуковой техники, где принимается решение о тоне и содержании рецензии на пластинку и аппаратуру; в демонстрационном зале предприятия торговли, где сравнительные достоинства различной продукции демонстрируются покупателям.
В каждом случае имеет место влияние субъективных суждений на развитие и коммерческие аспекты звуковой индустрии.
Было бы прекрасно, если бы одного лишь такого добросовестного прослушивания было достаточно для совершенствования звуковой техники. Нет сомнений в том, что качество звуковоспроизведения улучшается, хотя можно спорить, что это улучшение является результатом скорее технических, чем субъективных оценок.
Тем не менее, несмотря на такой прогресс и большое внимание, уделяемое серьезному прослушиванию, имеются бросающиеся в глаза примеры несовершенства и непостоянства в особенности в области звукозаписей и акустических преобразователей. Не случайно, что это как раз те области, в которых объективные измерения получили наименьшее развитие и наибольшее значение имеют субъективные суждения.
Есть много причин, обуславливающих неустойчивость субъективных оценок. Известно, например, что различия в громкоговорителях и помещениях, в которых осуществляются прослушивания, могут обусловить весьма разные мнения о качестве звукозаписи. Принимая во внимание не только технические причины, следует признать неправильным предположение, что только качество звучания является основанием для суждений, высказываемых в результате испытательного прослушивания. По многим причинам кажущаяся простой ситуация усложняется под влиянием неуловимых, но оказывающих существенное воздействие психологических факторов.
В некоторых случаях даже основания считать, что мнение слушателя формируется в основном под действием этих факторов.
Поскольку испытания по необходимости связаны с прослушиванием музыки, слишком часто предполагается, что процесс оценки при прослушивании должен иметь скорее эстетическое, чем квази-техническое содержание. Прослушивания, носящие характер случайный, могут доставить удовольствие и в результате них у слушателя безусловно вырабатывается определенное мнение. К сожалению, мнения, возникающие в результате такого не требующего напряженного внимания прослушивания, имеют мало отношения к важной проблеме, которая здесь рассматривается.
Специалистам в области экспериментальной психологии давно известно неустойчивое поведение людей, поставленных перед необходимостью выносить решения. Людям нравится доставлять другим удовольствие, и они доставят удовлетворение экспериментатору, выражая множество мнений. Однако без соответствующей методики , эксперимента и при отсутствии соответствующих видов контроля их реакции скорее всего будут весьма неодинаковыми. Фактически широко известная ненадежность людских суждений в большинстве практических ситуаций обуславливается не присущей людям капризностью, а тем, что они поддаются влиянию множества факторов, поми- ; мо того, который представляет особый интерес. В результате всебольше людей в индустрии звуковоспроизведения применяют теперь к испытательным прослушиваниям методику экспериментальной психологии. К сожалению, такая методика характеризуется большой продолжительностью испытаний, большим числом повторений, слишком строгой регламентацией и ограничивает диапазон высказываний слушателей. Говоря короче, она почти лишает процесс прослушивания способности доставлять удовольствие. И все же существуют ситуации, в которых такие методы должны быть преобладающими. В индустрии звуковопроизведения прослушивание не является простым времяпрепровождением.