Насколько нам важны детали в музыке?

Завязался тут у нас с @E320 разговор, который на мой взгляд достоен отдельного подробного обсуждения.

Нужна ли нам абсолютно вся информация, записанная на музыкальном носителе?
Бывает ли так, что система отыгрывает какие то лишние детали?
«Лучше меньше, да лучше» – что важнее: количество деталей или их качество?

Начнем с почти канонического определения терминов, дабы избежать недопонимания:

Детали, низкоуровневая информация, тихие звуки – самые тонкие, самые деликатные частицы оригинального музыкального материала, которые в силу несовершенства аудио-компонентов обычно теряются в первую очередь. Включают в себя помимо прочего мельчайшие нюансы тембров музыкальных инструментов, хвосты затуханий реверберации звуков в помещении, микроперепады громкости в вокале, еле уловимое вибрато и т.п.

При недостаточной детализации звук нередко описывается такими словами как «туман», «размазывание», «вуалирование», «муть».

Вот что про детали пишет известный аудиофил Альтуро Сальваторе:

МОЙ ГЛАВНЫЙ ЗВУКОВОЙ ПРИОРИТЕТ

Первым и наиболее важным приоритетом является то, что компонент должен уметь точно воспроизводить низкоуровневую музыкальную информацию .

Конечным эффектом этой возможности является то, что компонент будет звучать «естественно», «музыкально», «сложно», «выразительно», «понятно», «непредсказуемо», «живо» и, самое главное, «закончено» (в отличие от звучания «механического», «простого», «мертвого» и «электронного»).

Это самое редкое и трудноуловимое качество в поисках точного музыкального воспроизведения. Самое главное, по моему личному опыту, успех здесь позволяет и даже вынуждает слушателя более «вовлечься» в музыку и забыть о системе.

PS. Про его “второй музыкальный приоритет” immediacy (“немедленность”) тема у нас уже есть – это о транзиентах

13 лайков

Дарко признаётся, что не понимает выражения «более чёрный фон», и тут же извиняется перед зрителями за громко работающий кондиционер :slight_smile:

Но в целом его описание разницы в звуке совпадает с другим видео. Тоже говорит, что Bartok более мутный чем Mola Mola

Потому что это разное, первое имеет корреляцию с музыкой при воспроизведении, второе нет, поэтому слухом легко отсеивается… при личном прослушивании, а вот микрофоном рекордера нет, поэтому на записи будет тоже иметь тесную связь со звучанием системы.

3 лайка

Кондиционер забивает 90% разницы между ЦАПами. Тихие звуки – наше все. Эмоции где то там.

4 лайка

Ещё раз повторюсь, что ключевое слово “корреляция”… именно поэтому “цифра” так подвержена любым внешним влияниям в отличии от “аналога”.

1 лайк

Ничего не понял. Как можно услышать насколько хорошо ЦАП копает тихие звуки, микроконтрасты, если их банально не слышно из-за кондиционера? Ничего там слух не отфильтровывает, комната должна быть достаточно тихой, чтобы можно было оценивать данный аспект.

1 лайк

Наш слух адаптивный, микрофон нет.

4 лайка

Хотел бы я уметь адаптироваться ))
А то поиск тихого кондиционера – одна из главных проблем аудиофила в жарких странах

2 лайка

Когда-нибудь каждый аудиофил должен перестать выслушивать только звуки… :smirk_cat:

А если более серьёзно, то слух умеет различать и отсеивать многое, особенно когда источник звука расположен в другом месте.
Не, против отбойного молотка или чего-то подобного не поможет… да.

2 лайка

Выслушивать, напрягая слух, как-раз таки приходится при шумном фоне в комнате :slight_smile:

3 лайка

не слух адаптивный, а мозг.
поэтому так не работает. мозг может фильтровать контент доставленный слухом и отделять то, что не имеет значения в данный момент как бы “не слыша”.
но если мозг нагрузить именно внимательным прослушиванием, то он ловит всё, что идет из этого канала доставки информации. и вот тут уже стать отрешенным от фонового шума не получится, так как распознается и идёт на анализ всё, как из микрофона.

2 лайка

Потому что выслушиваются детали, которые в отрыве от общей картины не имеют важности.
Подобно цифрам в технических параметрах аппаратов.

Это понятно, но есть устоявшиеся выражения.

Это как раз аудио-фильская проблема, но если бы не она, столько бы семей голодали… у производителей.

Пусть расцветают все цветы…

1 лайк

Почему обязательно в отрыве? Наоборот как важная часть общей картины. И повторюсь: если КДП тихая, а детальность системы и ее разрешающая способность высоки, то специально ничего выслушивать не приходится. Наоборот, все слышно помимо воли, без усилий, и вовлекает так, что становится невозможно заниматься каким-либо иным делом.

Это даже становится в некотором роде проблемой. Если я хочу включить музыку фоном и параллельно заняться, например, чтением форума, то специально подбираю материал, не требующий повышенного эмоционального вовлечения (например то, что слышал уже сотни раз), и переключаю кондиционер с тихого режима на стандартный, дабы снизить градус мэджика.

Про важность «тихих звуков» подробно пишет Артуро Сальваторе:

http://www.high-endaudio.com/rec.html#Pri

4 лайка

Живые выступления лучше записей?

Далеко не всегда

5 лайков

Ну, в подготовленном помещении (чтобы не утонуть в лишних мелочах), например?
Там детали тянет выслушивать?

Что значит «лишние детали»? Если с деталями слышно мысль и эмоцию выдающейся вокалистки, а без них она становится просто хорошей певицей, как они могут быть лишними? Они есть в записи, значит их важно не растерять.

Если же «детали» кажутся лишними, навязчивыми, отвлекающими, то проблема не в том, что они есть, а в том, что аппаратура некачественно их отыгрывает. Решение этой проблемы может быть двояким: либо скрыть их за виртуальной вуалью либо попытаться отыграть органично. Второе сильно сложнее и дороже.

14 лайков

Напомню предложение, что было чуть выше:

Это значит, что не будем рассматривать все возможные варианты живых выступлений, а возьмём единственный случай.

Вот, спрашивается, как тут более тонкие вещи словами описывать… :blush:

Я могу себе представить маленький клуб с интимной атмосферой и качественным звуком, в котором будут слышны всякие микро-нюансы. Но тут и исполнение должно быть на уровне и сесть нужно удачно, и много еще всего. Сравнения напрямую с звуком домашней системы по-любому не получится.

1 лайк

Вот как раз дело не в том, слышны на живом выступлении “микро-нюансы”, которые Вы привыкли выслушивать дома, или не слышны.
Даже больше, их там не слышно…
Достоинства живого выступления совсем в других “параметрах”, как раз общей картины, которая да, номинально состоит из множества частностей, но есть очень такой немаленький нюанс…

Для моделирования домашней системы — да, но это как раз путь не туда.

Если научиться слушать “другое” и пойти в этом направлении дома, то как раз всё дома получится с записями, как и с живыми выступлениями.
И невроз пройдёт, и “цифра” оживёт…

3 лайка