Naim NAIT 5. Неформат

В последнее время, я смотрю, нас захватила волна увлечения баргинами. Дошло до того, что многие из нас предпочли портативное аудио, причем в самом дешевом его исполнении. Настало время исправить это недоразумение. Предлагаю вам серию постов, объединенных в подобие обзора для удобства чтения, об известном (хм, а у Naim есть что-то неизвестное?), но так и не ставшим нетленной классикой интегральном усилителе NAIT 5.

Пролог

А дело было так. Приехав однажды в субботу во Владимирскую область, на реку Клязьму, отмечать юбилей Андрея Богатова, мы обнаружили большой лагерь с кучей машин и палаток:

который озвучивался всякой музыкой, популярной в нашей среде. Прогулявшись по лагерю, я обнаружил в одной и палаток (как оказалось, это, само собой, была палатка хозяина мероприятия), следующую картину:

Naim-клуб без Naim даже пьянствовать на природу не выезжает. :slight_smile: Усилитель выглядел довольно сиротливо, я пожалел его и забрал домой. :slight_smile:

На тесте последний интегральник Naim XX века, последний интегральник, созданный Роем Джорджем, техническим директором фирмы, и последний интегральник, выпущенный при жизни Джулиана Верекера.

DIN-наци

Когда-то это был первый, услышанный мной, аппарат из новой, «черной» серии, и на самом деле, наряду с NAP500, это был, если не ошибаюсь, один из первых из двух новых аппаратов, представленных в 2000 году, незадолго до смерти Джулиана Верекера.

Признаться, тогда, лет 12 назад, новый NAIT меня не очень впечатлил, теперь я понимаю, почему. Но об этом ниже.

Немного о конструкции. Предварительный усилитель полностью совпадает с NAC 112. Усилитель мощности отдельная разработка. Мощность 30 Вт. Разъемы только DIN. Набор входов стандартный для Naim тех лет – возможность подключения БП, возможность подключения Stageline к отдельному входу с питанием, наличие на некоторых входах еще и выходов на запись. Регулировка громкости осуществляется через матрицу резисторов, что позволило ввести отдельную регулировку баланса на каждый вход и отдельно для каждого входа выбирать коэффициент усиления.

Внешне усилитель очень похож на NAIT XS, только вместо входа 3,5 мм у него есть дополнительная кнопка Mon (монитор записи).

Аппарат довольно тяжелый, хотя и заметно легче, чем NAIT XS.

Интегральник NAIT 5 и пред NAC 112 считаются самыми неудачными аппаратами фирмы. Говорят, виной тому «не кошерная» регулировка громкости. Не знаю. Вообще, я не считаю эти аппараты неудачными. Но обо всем по порядку.

День первый

Вернулись мы уже поздно, и я сразу заменил свой NAIT XS на «пятерку», но не подключал блок питания Flatcap XS. Мне хотелось оценить собственный голос усилителя. Подключив аппарат, дал ему прогреться часок-полтора, пока сам был занят приведением себя в порядок после выходных на природе и дальней дороги.

В первую очередь надо пояснить, что на полученный результат влияет факт, что мощности 30 Вт не слишком много для моих АС. Все же не в последнюю очередь я сменил свой 5i на XS из-за того, что его не хватало (напомню, у него пассивный пред), «жидковат» был. XS полностью контролирует мои колонки, не придраться. Внушало надежду, что у «пятерки» активный пред, все же это очень большое значение имеет.

Итак, звук. На что я обратил внимание. Во-первых, чтобы получить приемлемое звуковое давление, нужно крутить ручку о-го-го как далеко, на 12 часов и далее, и это при всем том, что у усилителя очень высокая чувствительность (75 mV) входов. Что интересно, на виниле надо крутить почти до такого же значения.
Присутствует эффект мягкого клиппинга. Усилитель не доводит АС до состояния высоких искажений на предельной громкости, просто в один момент обнаруживаешь, что хочется чуть прибавить, а громкость почти не растет. Тем не менее, этой максимальной громкости в принципе достаточно. Зато при небольших громкостях очень удобно тонко подстраивать уровень звукового давления.

В целом усилитель в таком включении играет «мягко». При этом, что интересно, бас очень собранный и разборчивый, опускается довольно низко, подвижный, но не слишком драйвовый. Хотя, наверно, и драйв есть, только ритмика у него как бы пульсирующая, но такого «пулемета», на который способен иной раз XS, у него нет.

Усилитель задвигает вокал за инструменты и довольно заметно его «прячет». Поначалу он как бы имел некий слышимый завал на ВЧ, но с прогревом этот эффект ушел. Играет свою роль также, что ВЧ этот усилитель исполняет существенно по-дргуому, нежели XS (я думаю, что напишу о сравнении двух усилителей отдельный пост). Также сначала аппарат был слабоват по тембральному разрешению, реально было тяжеловато отделить инструменты с разным тембром друг от друга, но опять же далее все стало более чем достойно.

Что меня удивило уже после того, как усилитель полностью вышел на свой рабочий режим, так это очень высокая детальность и артикуляция всех инструментов, включая вокал. Услышать это помогает мой ЦАП Metrum, который просто помешан на артикуляции и требует от других компонентов того же. Инструменты и вокал звучат очень естественно с точки зрения правдоподобия и, скажем так, свободы рождения в пространстве, каждый звук как бы занимает свое место точно в нужное время. Локализация пика отдельной ноты происходит также точно в нужное время, да и само развитие атаки и затухания тоже отрабатывается очень скрупулезно, что дает ощущение натуральности всех звуков. Послезвучия усилитель «тянет» просто восхитительно. Все это говорит о том, что усилитель превосходно обращается с микродинамикой.

С большими динамическими перепадами дело обстоит похуже. Ощутимо не хватает разницы между самыми громкими и самыми тихими звуками. Если мы настроились на хорошую передачу тихих звуков, то ожидания того, что аппарат «жахнет» не оправдываются. Ну тут дело, видимо, в моих АС, которые ему немножечко не по зубам.

С пространством записи он обращается довольно пренебрежительно. Когда захочет – свалит в кучу, захочет – раскинет сцену широко и щедро. При этом может играть как прозрачно, так и слегка «зажевать» все в неразборчивом однообразии.

Эмоции аппарат передает хорошо, главным образом из-за того, что ничего не теряет в микродинамике. Возможно, где-то не хватает злости, рычания, но с другой стороны все это компенсируется прозрачностью и певучестью. Возникает ощущение, что с одной стороны это Naim, а с другой стороны вроде и не Naim. Такой вот когнитивный диссонанс.

После первого дня (точнее, суток) прослушивания, мне было в принципе понятно, за что его не любят, остался вопрос, где же тогда ценители, ибо аппарат продемонстрировал ряд важных и совершенно принципиальных, с точки зрения получения от музыки «того самого», моментов, при всем при том, что говоря о недостатке динамики я все же остаюсь в рамках формата Naim. Аппарат вовсе не вялый.

День второй

После суток работы усилителя и длительных прослушиваний, я решил, что достаточно понял его характер и подключил свой FC-XS. Переключение было максимально быстрым – выключить усилитель, заглушку долой, оба кабеля наготове, включить FC, затем усил. На всё не более минуты. На этот раз усилитель помягче обошелся с моими колонками. В первый раз, без БП, когда включались одновременно пред и мощник, я думал, динамики вылетят (разумеется, ручка громкости стояла в нулевом положении). Обычное дело для классического Naim, а я уже отвык, мой 5i так же «стрелял». “This is normal”, чо, все видели.

И тут аппарат снова явил мне свой капризный характер, но в более сильной степени. Изменения я услышал сразу. В первые секунды показалось, что звук как бы прочистился, вздохнул, ну вроде как бывает, когда избавляешься от насморка. Затем его начало колбасить. И продолжалось это без малого 3 часа. В это время слушать его было практически невозможно. Звук являл собой все неприятные ипостаси по очереди – то бубнил, то визжал, то раздувал бас, то терял целые партии инструментов, например, полностью (!) исчез из записи бас-кларнет на альбоме Нормы Винстоун. Сцена то выпучивалась за пределы комнаты, то схлопывалась до шарика, а однажды был момент, когда усилитель как бы «перепутал» каналы, сместив с привычных мест ичточники звука. Изумлению моему не было предела. Шло время, а он никак не унимался. Я уж было решил, что он в такой версии нежизнеспособен, и решил отключить БП, как вдруг, в течение минут буквально пяти, он пришел в полную норму. И тогда явил свое настоящее лицо.

Лицо это оказалось очень симпатичным и, хотя и имело некие общие черты с прошлым, но в целом заметно отличалось.

В первую очередь усилитель перестал скрывать вокал, напротив, он выдвинул его вперед, являя тот самый известный нэймовский архетип. Прозрачность звучания еще более возросла. Очень хорошие показатели по послезвучиям, реверберации, работе с пространством студии. Воздух, обертона инструментов – все это очень радует. На фоне этих показателей еще больше выделилась отмеченная ранее высокая детальность аппарата. Все ранее отмеченные положительные черты аппарат сохранил, особенно касательно микродинамики. Хорошая естественность звучания, красивые «полные» тембры, звуки округлые, даже несколько нивелировался фамильный «косяк» всех нэймов – слегка «тощая» середина с несколько схематичной и формальной подачей тембровых нюансов.

Бас также улучшился, стал более упругим, при том, что сохранилась ранее отмеченная проработка басовых деталей. Хотя ему по-прежнему не хватает эдакого «бабах».

Динамика аппарата заметно возросла, ну оно и понятно – мощник освободился от нагрузки, питание преда выделенное, и явно более высокого качества.

Аппарат отлично отслеживает ритмические партии, при этом у него такой особый, как бы пульсирующий характер ритма, чем-то он перекликается с Метрумом. Оба аппарата согласовались отлично.

ВЧ усилитель играет специфически. Он очень хорошо показывает, допустим, удар палочкой по тарелке, далее следует четкая атака, после чего звук рассыпается серебряными искрами. Никакого грязновато-жесткого звука, что порой бывает на реальных тарелках, вы не услышите, аппарат стерилизует всё. Зато очень любит всякие щетки, маракасы, всё такое шуршащее, и нюансы подобных звуков старательно и разнообразно прописывает, не жалея тонких деталей.

Недостатки все те же – неохотно «набирает обороты», когда дело касается динамических всплесков, из-за чего страдает общий накал, и некоторые композиции звучат формально. Причем, думаю, дело здесь далеко не только в колонках. Даже на низкой громкости аппарат меняет обличья – то он ритмично пульсирует в такт музыке, то вдруг начинает небрежно наигрывать, совершенно игнорируя динамические перепады в композиции.

Возможно, стоит пояснить на примерах. Dropkick Murphys аппарат в целом не любит. Хотя, интересный эффект – за счет детальности и проработки микродинамики он исполняет дивно разборчиво, но при этом остается ощущение, что он «наигрывает» композицию вместо того, чтобы «играть». Драйва не хватает, рычания, злости. Все очень деликатно. Ритмично, красиво, детально, натурально, но нет удара, оттяга, бесшабашности.

Альтернативный пример – Iron & Wine. Это аккуратная и красивая музыка, сотканная из бестелесных тонких нюансов. NAIT 5 доносит ее превосходно. Все исчезающе тихие касания струн, все оттенки голоса при пении полушепотом, вся деликатная ритмика достигает нас без каких либо потерь. Все важные мелочи бережно сохранены. Детали не утеряны. Превосходно.

Из моего описания может показаться, что архетип звука как бы и не нэймовский. Это на самом деле не так. Аппарат имеет все черты фирменного звука. Там, где ему не хватает напористости, он берет эмоциями. Он никогда не теряет ритма, чувства времени, темпа. Но, конечно, усилитель в целом противоречивый, капризный. Требует терпения и понимания. Его не полюбишь случайно, при беглом знакомстве в салоне. Лучшие свои качества он проявит на определенной музыке, в определенной, тщательно подобранной системе из близких по духу компонентов и легких в нагрузке колонок.

Сравним с NAIT XS?

Итак. В первый момент, когда я переключил усилители, в самый первый, мне даже показалось, что ничего не изменилось. Похожий эффект я испытал еще на юбилее у Андрея – играет 100% Naim – это было сразу понятно, не смотря на все негативные факторы, вроде Айпада и непонятных колонок. Мастерство не пропьешь. Но, конечно, через минуту все стало на свои места, и различия появились, да еще какие!

В первую очередь это касается общей динамики. Между аппаратами огромная разница! XS – это мощь, напор, железный контроль АС. Я не знаю, как Naim добился этого в скромных габаритах начального интегральника. Пятерка намного более мягкая, слабосильная, я бы даже сказал, женственная, в противовес грубой варварской силе XS.

Рано и очень мягко наступает клиппинг. В чем-то он напоминает ламповый усилитель. Крутишь ручку, громкость после определенного предела почти не растет, точнее, становятся громче более тихие звуки на записи, но при этом все нивелируется под общую планку громкости «выше средней». XS без проблем даст акустике развить болезненное для слуха звуковое давление. При этом вы не услышите никаких искажений. Чистая, незамутненная сила. Но при этом и пятерка даже на пределе нигде не резанет искажениями. Все очень приятно на слух. Только намного тише.

Приятно – ключевое слово. Саунд пятерки очень сбалансированный, выверенный. Очень высока натуральность, естественность тембров, звук переливается тонкими нюансами. Эмоциям ничего не мешает, у усилителя прекрасная артикуляция, очень хорошо отслеживаются малейшие изменения сигнала по уровню, каждый звук прекрасен в своем рождении, кульминации и угасании. XS склонен (в сравнении) нивелировать развитие атак и затуханий к некоему своему «любимому» пределу. Очень острому, динамичному, бойкому, зажигательному пределу, но все же одному. У пятерки нет пределов. Иными словами, по микродинамике пятерка превосходит XS, и заметно. Интересно, что следствием высокой чувствительности аппарата к микродинамическим нюансам является тот факт, что музыка на пятерке звучит более слаженно, более «в такт», чем на XS. Самый нэймовский Нэйм. В определенном смысле.

Грааль? Жаль, но нет. Тот самый недостаток динамики жутко подводит пятерку. И вот, нас захватило исполнение, все очень, очень хорошо, по телу бегут мурашки, рука тянется к пульту, самое время поддать жару, дабы испытать знакомое всем нам близкое к оргазму ощущение наслаждения, забыть о мире, постичь тот самый интимный момент, когда на свете нет ничего, кроме тебя и музыки, и-и-и… усилитель выдохся. Преждевременная эякуляция. Вот это его главный прокол. XS в данном случае восполняет недостаток любви избытком энергии. Он всегда «может». Пусть и с деликатностью виброштопки (а ведь, поди, немногие из вас клали рельсы, а?).

Ну как бы то ни было, в нужный момент XS доставляет, а у пятерки случаются приступы немощи. Ей бы более легкие АС. Но в принципе, мои Спендоры отнюдь не звери, можно было бы и сыграть повеселее.

Но вот еще важный момент. Недостатки воспроизведения XS находится в известных рамках фирменного звука – тощая, разреженная середина с зажатыми в узких рамках тембрами, пятерка здесь, будучи ренегатом, отличается и в положительную сторону – иными словами, бедра у нее полнее, а сиськи на размер больше.

Вернемся к прозе. Детальность у пятерки выше. Даже удивительно. Думаю, запросто потягается с 202/200 по этому показателю. Слышно все. Парадокс, но факт. ВЧ нежнее, но менее жизненные, чем у XS. Бас у пятерки глубже, подвижнее, свободнее, но не хватает «бабаха». XS завозит бабах вам в КдП оптом. Грубый, животный бабах. Но много.

А что в итоге? А в итоге пятерка - усилитель хороший. Есть люди, устающие от нэймовского звука. Но не желающие его покидать. По известным причинам. Да-да, доставляет. Но хочется чего-то более размеренного и нежного. Присмотритесь – естественный вариант даунгрейда.

Может, слышали, говорят, пред 112-й неудачный, поэтому и усилитель NAIT 5, мол, так себе? Знаете анекдот про маленькую девочку, которая, по утверждению воспитательницы ругается матом в садике? В смысле, что она ответила маме. Во-во, то самое.

Поиграем с переключениями?

Два интегральника от Naim – это ведь что? Два преда и два мощника, верно? То есть, 4 аппарата. И различных комбинаций аппаратов тоже 4. Так что приступим.

Мне было интересно, какой компонент привносит какой элемент звучания в общий почерк системы.

Первым делом я испытал комбинацию преда пятерки с мощником XS. В таком виде пятерка представляет из себя чистый 112-й пред, так как системы управления и вся иллюминация питаются целиком от внешнего БП. Мощник при этом полностью исчезает из системы. Шнур питания можно вытащить из гнезда.

Интересно, что ожидаемую прибавку громкости и мощи я не получил. Звук был в целом заметно более драйвовый, чем у пятерки, сибилянты обращали на себя внимание меньше, чем у XS, но данная комбинация по энергетике к полному XS приблизиться не смогла. И еще момент, прозрачность и артикуляция не достигли тех высот, как у пятерки.

Так что же, в недостатке энергетики виноват 112-й пред, а мощник XS «ворует» микродинамику и детальность?

Переключим наоборот. Интересная деталь. Подключив секцию преда XS к мощнику от пятерки, я получил нечто, похожее на двойной апгрейд 152-го преда. Объясню. В отличие от пятерки, все управление XS питается от секции усилителя мощности, а не от внешнего БП! Шнур питания XS обязательно должен быть в розетке, усилитель нужно включить. Таким образом, цепи с аудиосигналом питаются от внешнего БП, а система управления – от собственного мощника, который больше ничем не занимается. Эдакий дорогостоящий БП отдельно для управления. При этом мощник пятерки, кроме как усилением сигнала от преда XS не занимается, напомню. Все схемы управления пятерки – в преде, который полностью отключен. Эта схема не описана в мануале, но простая логика позволяет нам так сделать. И действительно, на форуме Ричард Дейн подтвердил такой вариант включения. Единственный момент – усилитель работает (мощник в смысле), но при этом ничего не светится. Это понятно, ведь все управление в отключенном преде! Может, поэтому и не стали в мануал включать такую опцию – смущать народ.

Странное дело, я опять не получил заметного прироста энергетики – ну как так, вроде мы «вялый» 112-й пред исключили, 30 ватт не так уж мало. Нет, кстати, с громкостью проблем уже не было. Но звук стал какой-то напряженный, скованный, а все равно по скорости атак не приблизился к XS. Проявились сильнее сибилянты – ну хоть здесь мы не ошиблись – их источник это пред XS. И опять артикуляция, прозрачность, детальность не достигли уровня пятерки. Странно, как бы виновником недостатка был объявлен мощник XS.

Обе комбинации мне в целом не понравились. В звучании появилась какая-то искусственность, несвобода, разбаланс. Неспроста конструкцию этих усилителей разделяет 10 лет, да и конструкторы разные, при всем том, что почерк аппаратов в целом очень похож, нэймовский. . Кстати, мощник пятерки сделан по схеме NAP500, хотя и предельно упрощен по питанию, и, конечно, другая элементная база. Ну это так, для справки.

Вернул обратно как было, то есть, подключил пятерку целиком, плюс БП внешний, конечно. И что? И все вернулось. Да, конечно, опять провалы с атаками, мощью, внезапностью. Однако деликатность, тонкие детали – на месте. Синергия. Баланс. Не случайно все это.

Эксперимент был неудачен, но полезен. Не соединяйте что попало с чем попало. Ничего хорошего не получится. Кстати, эксперимент так и не выявил “слабое звено” ни в одном из аппаратов. Никто никого не тянет назад. Никто не играет на уровень выше. Все очень ровно, продуманно. Каждый компонент на своем месте.

Вот такие у меня впечатления остались от этого усилителя. Конечно, спустя несколько лет я познакомился практически со всеми аппаратами, выпущенными за все время существования фирмы. И, казалось бы, этот скромный интегральник должен был затеряться где-то в глубинах памяти. Ан нет, все же оставил он после себя хороший багаж впечатлений. Если дешево встретите где – рекомендую, интересная штука.

21 лайк

“Тебе бы не картины, начальник, тебе книжки писать!” © :wink:

Юрий, вас не издают случайно? Если нет, очень жаль. Увлекательно читать.

Нет, не издают, да и нужды такой нет. Если понравилось, я рад.

Много букв, не осилил :grin: Хотя скорее у меня просто нет Naim :cry:

2 лайка

Скорее NAC 112

Да, конечно

Развлеку немного фоточками вас.

2 лайка

Юр, честно, золотые времена и золотые обзоры. Прям очень круто!

4 лайка

Спасибо, Ваня.

Брал тута я у @bogatovandrey пятерочку эту…
Ну что сказать…
Вроде все хорошо. НАЙМ и все на месте.
Но простенько как-то.
Звук в кучку собрался. Но зато цельная подача. И такая льющаяся…
Самое интересное, что с Харбетами он сыграл лучше, чем с Канами.
Слаб он для них
Да, да… Каны у меня тоже сейчас есть :smile:
Спасибо @dmitre за подгон босяцкий!

3 лайка

Юр, спасибо))))) а погуляли мы тогда как хорошо)))))))

Вань, чую любовь у тебя к Канам?!

Есть такое, Сережа.
Но сейчас стойки вылавливаю. Без них не очень.
Да усиление им нужно правильное.
82/250 все-таки, на мой вкус не для них.
72/250 - да!
5i - вообще супер! @mindesign все правильно писал про такую связку :wink:

82/135х2- самое оно!

82 странный предмет… не сложилось у меня с ним. И с 32 тоже. Хотя вот привозили недавно, сервисованный против всех канонов - запел не хуже 72.

Зацените, а!

1 лайк

это что за сервис? вместо танталов от Кемета воткнули электролиты?! вся фишка была именно в танталах!!!

Сервис левый, понятно. Но играет.

понятно что играет…но уже не как Найм…

А как Naim играет? Как 12? Как 72? Как 82? Они все отличаются друг от друга больше, чем этот 32.5 от 72