🌴 Клуб постигших аудионирвану

Вот уже два месяца не было ни одного дня когда бы меня чем то не устраивало звучание собственной аудиосистемы. Все играет отменно. Пожалуй, это рекорд, и нет никаких причин, почему так не будет продолжаться и впредь. С раннего утра появляется желание бежать включать музыку, которая звучит по несколько часов в день. Переслушал массу старых альбомов, прошёлся по рекомендациям Roon, открыл много нового. Желание апгрейда и опробования новой техники полностью испарилось, а вместе с ним притупился и интерес к чтению аудиофорумов.

Путь к аудионирване занял несколько лет. Текущая система вышла недешевой, но и не безумно дорогой ($13к). Моей конечной целью было добиться иллюзии живого выступления музыкантов с эффектом телепортации в концертный зал. Причем на любом материале. Эта цель достигнута. До сих пор не понимаю каким образом в мою комнату очень скромных размеров влезает БСО, но он, черт возьми, влезает. Точнее, выходит за рамки стен.

Моя аудиосистема убедительно отыгрывает любые жанры: от симфоний Малера и Раммштайна до струнных квартетов и любимого Квортрупом драм-н-бэйса. Винил, CD и стриминг прекрасно уживаются друг с другом и при прослушивании одного формата не возникает желания переключиться на другой.

В процессе развития своей системы я руководствовался следующими принципами:

  1. Доверять своим ушам на 100%
  2. Если все нравится – слушать музыку и наслаждаться, не обращая внимания на мнения посторонних
  3. Если что то не устраивает – понять что именно и произвести осознанный точечный апгрейд, решающий конкретную проблему. При этом помнить, что иногда для ее решения вместо покупки нового усилителя или провода бывает достаточно сдвинуть колонки на 5 см.

Пара примеров из практики:

Последним моим “апгрейдом” было переключение ЦАПа из режима Non-oversampling в oversampling. Процедура бесплатная и мгновенная, но именно этого шажка хватило, чтобы все вдруг идеально встало на свои места.

А буквально до этого, начитавшись отзывов на форумах, решил поменять лампы в усилителе на другую модель. Форумы обещали суперзвук, но в моей системе чуда не случилось и новоприобретенные лампы через пару недель были выставлены напродажу. Свои уши не обманешь. Результат либо нравится и ты с ним можешь спокойно жить, либо нет. Все просто на самом деле.

Несколько рандомных мыслей “с высоты прожитых лет” :slight_smile: :

Обзоры аудиокомпонентов в журналах, на форумах и Youtube по сути пользы никакой не несут, разве что помогают обратить внимание на интересные устройства. А вот как оно будет звучать у вас дома выясняется исключительно практикой. Именно сочетаемость отдельных частей системы определяет ее звук в целом.

90% звука – это не железки, а оптимальная расстановка АС в комнате. Без нее добиться иллюзии живого исполнения невозможно. Если АС стоят как попало и их взаимодействие с комнатой привносит искажения в десятки процентов, какой смысл в апгрейдах? Для меня этот вопрос закрыт раз и навсегда.

Провода влияют на звук, но не так сильно как думают многие. Опять же важна синергия. Дорогой провод способен подпортить звук системы, если он не сочетается с остальными компонентами. Подходящие провода есть в любом бюджете. У меня однажды звук пострадал после замены сетевого кабеля за $1 на кабель за $100. Мозг долго и упорно отказывался верить, что причина была именно в этом “апгрейде”. Но уши не обманешь. Если проблема слышна изо-дня в день, и настойчиво напоминает о себе на протяжении хотя бы пары недель, то она реальна. Все что слышно лишь на уровне “показалось” – отметаем в сторону.

Уши всегда выносят финальный вердикт. Но измерения бывают очень полезны в определенных случаях. К примеру, настроить ровный бас на слух совершенно нереально. А бас очень важен для достижении иллюзии живого концерта. Как минимум от 30 Гц, а в идеале – от 20. Важность баса понимаешь только тогда, когда начинаешь его слышать. Чтобы его четко слышать с места прослушивания, нужно достичь ровной АЧХ на 20-60 Гц на уровне +10 Дб. Какие АС способны на такое? Никакие, за исключением отдельных экземпляров за бешеные деньги, с активной басовой секцией и DSP, а проще говоря со встроенными сабвуферами. В условиях, приближенным к реалиям жизни, отдельный сабвуфер с DSP – самое практичное решение.

Когда я читаю на форумах, что у кого то звучание системы преобразилось после замены предохранителя, провода, роутера, подставки по ЦАП и т.п. у меня нет причин этому не верить. Вполне допускаю, что так оно и есть. Но из этого неправильно делать вывод, что в твоей системе та же манипуляция приведет к схожему результату. Опять же, играет вся система и эффект одного компонента является следствием его взаимодействия с остальными.

В общем – для чего эта тема? Как уже говорил, перебор железок стал мало интересен, а общения все равно хочется. Объявляю прием в члены клуба тех кого полностью устраивает их домашний звук. Есть еще такие у нас в баре?

Моя система на момент создания «клуба».
Текущая система

53 лайка

Никакая расстановка не привносит искажения в десятки процентов. Расстановка она вообще не про искажения, а про картину горбов на нч, сцену и взаимодействие по отражению в вч-сч диапазоне.

У меня грусть-печаль, я понял, что даже барабанить под обычные веги я уже не могу. Надо какие-то мониторы в гараж придумывать.

2 лайка

Горбы АЧХ, влияние отраженных волн – все это я включаю в искажения.
“Десятки процентов” – это на слух, я ж не инженер )

1 лайк

А, метафора? Сорри я бывший инженер :grinning:
Формально это не искажения.
Мне кажется нирвана это временно.
У меня есть концепты нескольких сетапов и я их как-то реализую. Ну и ещё что-то делается или пробегает мимо.

Но звук искажают :slight_smile:

1 лайк

Это линейные искажения

1 лайк

Линейные=падение уровня сигнала, мы же про горбы на нч. Взаимодействие комнаты с ас.

Начали хорошо, радостно, и опять у верблюда два горба.

10 лайков

Посмотрим. Надеюсь, что по достижении определенного уровня, она становится постоянной.

2 лайка

Давайте обратно про нирвану.
Ом

2 лайка

Пожалуй, я присоединюсь к клубу. Симптомы “заболевания” примерно те же: последнее обновление системы (продолжалось последние 2 года без малого и завершилось к рождеству “с лавочками”) привело к удовлетворению звуком, удовольствию от музыки на ежедневной основе, желанию слушать, расширению границ музыкального материала. Итого 4 месяца в нирване.
Про КдП согласен полностью.
Форумы, журналы и ютуб - это скорее источник информации, а не руководство к действию.

11 лайков

Ну это уже показатель. Для меня два месяца – контрольная точка. Если за это время никаких раздражающих факторов не выявлено, значит, с большой долей вероятности, их и нет.

1 лайк

Не. Есть мысли на тему добавления CD-источника в систему, но пока разбиваются о несоразмерность затрат. Предыдущий проигрыватель использовался не чаще 1 раза в месяц многие годы, сейчас временно стоит нолик-транспорт, но пока нет понимания, буду ли сколь-нибудь часто слушать свои CD, а покупать новые - это вообще вряд ли.

Сходил посмотрел что, как, когда. Ровно 8 месяцев назад, 11 октября, поставил по калькулятору и все заиграло как мне надо. Все остальные изменения в системе, что до, что после на этом фоне мне кажутся просто ничтожными. Да в общем-то, в основной, по факту ничего и не изменилось. Слушаю дешевые колонки с таким же удовольствием как и дорогие. Какое-то количество барахлишка прикупил с того момента, но скорее просто по привычке и из технофетишизма. Но раньше я за месяц зачастую больше покупал-продавал, чем за эти восемь.

По-моему, на первом месте должно стоять ровно обратное утверждение. Как раз от бездумной веры во всё что слышал, как раз и происходило большинство моих бесплодных аудиофильских метаний. Доверяй, но проверяй ©

7 лайков

не дай бог до такого докатиться :rofl:
застой и болото=скука и отсутствие желания сбычи мечт=это не про меня :monkey:
но…в текущем моменте -идет постепенное погружение в винил и накопление муз.контента кот. невозможно конечно без чарующего пения выструганной с любовью всей этой канители под названием сетап.
но …эхперименты типа апгрейдоф будоражат и грядут конечно же=
это неизбежность

2 лайка

было уже
проходили :rofl:

в 90-х я постоянно читал АудиоМагазин, ездил в салоны слушать всё подряд - и собирал потихоньку колоночную систему…
что-то в ней так и оставалось с конца 90-х… а последним приобретением был усилитель в самом начале 2000-х…
расставил всё по калькулятору из журнала (благо возможности были - комната под аудио)

и настала та самая аудионирвана
никаких журналов - как отрезало
перестал вообще интересоваться КАК у меня играет - важно было ЧТО
в те времена самым интересным было достать нужный CD - заказать (или найти и переписать на CD-r)
и так я мирно меломанил много лет - ничего я не менял в системе - только полки с CD занимали потихоньку всё пространство

потом родилась дочка - переосмыслили жилое пространство - система уехала в угол - в самое неудачное из возможных для звука положение - но мне было всё-равно :rofl:
в том углу эта система до сих пор и играет, без изменений, радуя жену и подрастающую дочку! :star_struck:

акустика TDL RTL3 se
усилитель Musical Fidelity A3.2
кабели Audio Note

лишь несколько лет назад оказалось что я проехал остановку, и давно пора на файлы переходить… но не это возродило во мне аудионевроз… :face_with_thermometer:
мой друг привез себе из Америки усилитель для наушников от Woo - я узрел, послушал…
оказалось что как всё изменилось, пока я пребывал в нирване своей… столько нового…
ну и у меня понеслось в сторону наушников
похоже это бесконечно просто :infinity:

сорвался

27 лайков

Под этой фразой я имею в виду что не стоит заранее предполагать каким будет звук исходя из цены устройства, бренда, мнений аудиофилов на форумах, обзоров и т.п. Необходимо полностью все это отмести и при прослушивании дать себе честный ответ, выбрав из трёх вариантов:

  1. Разница однозначно есть и стало лучше
  2. Разница однозначно есть и стало хуже
  3. Разницы нет или нет уверенности в том, что она есть

Понятно, что полностью удовлетворить нас может только первый вариант ответа.

Но тут есть один важнейший момент, игнорируемый многими аудиофилами. Как долго необходимо слушать новый компонент, чтобы делать какие то выводы? Часто ведь как бывает: приносит аудиофил домой, скажем, новый ЦАП, включает его и через пять минут уже бежит делиться своими впечатлениями на форумах о том что «тарелочки стали более звонкими». Или же включает - и тут же делает вывод, что не слышно никакой разницы. Но такой поспешный вердикт часто бывает ошибочным, причём этому есть научное объяснение. Связано оно с чрезвычайно ограниченной пропускной способностью человеческого сознания при восприятии аудиоинформации. Когда мы слушаем музыку при тестировании нового компонента, заранее не зная в чем именно будет разница, мы не в состоянии одновременно сосредоточить внимание и анализировать сразу несколько аспектов звуковоспроизведения, например четкость баса, воздух в тарелочках и глубину сцены. Наше сознание «гуляет» от одного аспекта к другому, причём делает это случайным образом, выискивая новую информацию, за которую можно зацепиться. Если вдруг оно натыкается на «звон тарелочек», а в предыдущий раз тарелочки слушались неосознанно, тут то и может быть сделан скоропалительный вывод о том, что вот она, разница в звучании. В случае если за короткое время отличия не найдены, опять же нельзя быть уверенным, что их нет. Возможно они есть, но нашему осознанному восприятию просто не хватило времени, чтобы случайно наткнуться на них во время этого «блуждания в потёмках».

Как обойти эти ограничения сознания? Очень просто. Прежде чем делать выводы, необходимо слушать каждый компонент или любое изменение в сетапе достаточно долгое время на разном материале. Для меня самый минимальный порог - две недели ежедневного прослушивания в расслабленной обстановке. В отдельных случаях требуется месяц. Если в течение этого времени выявляется некий положительный или отрицательный эффект от нововведения, причём он не исчезает на следующий день, а продолжает стабильно проявляться при каждом прослушивании и не пропадает при возврате на предыдущее состояние тракта, то можно с достаточной степенью уверенности считать, что эффект имеет место и тогда уже делать какие то выводы.

Об ограниченности пропускной способности сознания:
https://psy.wikireading.ru/19392

Обширная дискуссия о концепции slow listening с переводом исследования инженеров Genelec, впервые применивших исследования о работе сознания к субьективному тестированию аудиокомпонентов:

https://www.dastereo.ru/t/est-li-nedostatki-u-dvojnogo-slepogo-testirovaniya-audio-komponentov/51833/278

10 лайков

Для этого есть замечательный тестовый диск аудиодоктор.

1 лайк

А вот здесь можно ошибиться по причине привыкания к новому звуку.
Конкретный пример.
Вроде настроил кроссоверы по графикам, и благостный звук для ушей.
Уехал на рыбалку на 10 дней, вернулся, включил, и сразу стало ясно, в настройках зашел не туда. Музыка далеко не благостная.

1 лайк

Каким образом он может помочь выявить разницу, если заранее неизвестно в чем она и есть ли она в принципе?

3 лайка