Аудиофилы любят поговорить о мастеринге.
Пора наконец узнать, что это такое. Для чего делается мастеринг, что он может, а что нет, чем различаются разные типы мастеринга, что такое “война громкостей” и многое другое… Об этом мы беседуем в Студии Владимира Осинского со звукорежиссером Николаем Орсой.
Ага, сразу же признались, что мастерят так, чтобы хорошо звучало на этой «бухтелке»:
На аудиофилов с их мега-системами пофиг
Никто в этом и не сомневался.
А сейчас мастерят вообще, что с мобилки играло. Не в наушники, а прям с мобилки!
Никогда не говорил о мастеринге и сейчас не буду
Как закажут так и мастерят)
С одной стороны - да, а с другой - могут ещё и присоветовать добавить компрессии и громкости.
Мне только непонятно, почему, скажем, Берни Грундман или Боб Людвиг могут сделать так, чтобы Майкл Джексон, Мадонна, Дафт Панк отлично звучали на качественных системах и при этом не получали в свой адрес жалобы от владельцев «бухтелок», а у других инженеров так не выходит.
Ак не возможно, что бы все довольны были, законы физики неумолимы, смотрим внимательней, там все четко рассказано
Наткнулся на очень интересную лекцию известного гуру мастеринга Алана Сильвермана, который учит молодых инженеров тому, что пора уходить от старых представлений о громкости (loudness):
Суть в том, что в эпоху стриминга смысла в выведении пиков в ноль при мастеринге нет, так как все стриминговые сервисы все равно нормализуют загруженные туда треки, приводя их к единому уровню.
Ужаснули озвученные Аланом цифры динамического диапазона большинства современных поп/рок записей: всего 6-12 дБ. Согласно его исследованиям такой узкий диапазон нужен людям разве что в самолетных телевизорах, чтобы гул турбин перекрывать. (Напомню, что максимальный динамический диапазон обычного компакт диска - в районе 100 дБ)
Ой да какие 100?
Норматив шума в комнате по ГОСТу не более 55, обычно берут 60. Слушают обычно не громче 100 в пиках. 100-это громко. 100-60=40 близко к максимуму диапазона при прослушивании колонок в реальной жилой комнате. Ночью всё тише, но какие ночью пики громкости? Да и с пары небольших полочных ас при усилителе ватт в 50 трудно больше сотни ДБ снять.
Смотря какие соседи
Хотел бы я посмотреть на соседей, которые ради аудиофильского счастья будут 110 за стеной терпеть.
В той же лекции говорится, что в кинотеатре достаточно диапазона в 60 дБ. Чтобы и сверчки были слышны реалистично, и взрывы.
Я про реальную комнату реального аудиофила.
А скорее ближе даже к 30-40 ДБ потолок между той громкостью, за которую аудиофилу не даст по голове семья и шумом комнаты.
Вчера был потрясный стрим на 2.5 часа с заслуженными гуру мастеринга Bernie Grundman, Ryan Smith (Sterling Sound) и Chad Kassem из Analog Productions. Очень много интереснейших деталей о том как происходит мастеринг, какие исходники используются, что влияет на звук и т.п. Разумеется, не забыли обсудить и скандал с Mobile Fidelity. Рекомендую:
Спасибо, интересно - по ним крайне мало инфы