А так возьмите любой универсальный протрактор и не парьтесь. Ничего аутентичного в звуке не потеряете.
Сверить нулевые точки можете здесь https://www.ebay.com/itm/115469275520.
Киевский парень наверное проработал этот вопрос
то что это clearaudio я в курсе.
Киевский парень на ebay послал меня подальше, по понятным причинам…
Это всё я уже изучил, иначе не спрашивал бы в этой теме.
Ну ок, попробуем стандартным протрактором голову поставить…
Мне понравилось VTA по анализатору спектра и розовому шуму настраивать. На компьютере плюс внешняя звуковуха с входами. Очень наглядно.
По шаблону VTA , мне кажется, не настроить. В горизонт я вставочкой с пузырьком выковыренной из строительного уровня выставлял, положив на шелл.
Универсальные шаблоны стоят совершенно не адекватных денег.
Кстати, перед тем, как положить уровень на шелл, надо уменьшить прижимную силу на разницу в весе этой вставки.
Поделитесь опытом по звуковухе, интересно. Может скриншот есть, чтобы понять?
Такой можно на принтере напечатать строго для своего тонарма. Из спец софта.
Все можно вообще без шаблона настроить. Уровень, тестовый диск и двухканальный осциллограф.
Звуковая плата usb (правильнее наверное - внешний АЦП) - их полно. Я behringer umc22 использовал. Ну и софт. Можно взять REW в режиме RTA. Или Spectre, или что-то аналогичное. Или обойтись одним осциллографом если у него есть режим БПФ.
Ставите трек с розовым шумом и смотрите АЧХ. По уровню высоких определяете оптимальный VTA. Я думаю, что точнее не настроить.
Антискейтинг и прижим тоже по спецтреку и двухканальному осциллографу настроить нагляднее и точнее можно. Сочетание этих параметров получается довольно неожиданное (у меня по крайней мере).
У меня сложилось впечатление, что угол головы в горизонтальной плоскости (как он там называется) самый неважный. От него зависит распределение угловой ошибки по диску и если она съедет на несколько миллиметров, то ничего принципиально не изменится. Из геометрических очень важен VTA и азимут. Азимут просто выставить, а вот VTA я даже не представляю как на глаз и слух можно настроить.
Кстати у ямахи 5000 самый чудной тонарм - короткий и прямой, ну то есть совсем прямой - голова соосна тонарму. Скейтинга нет, а на угловую ошибку им наплевать.
Зависит от профиля стилуса. На сложных заточках имеет смысл более точное выставление головы по протрактору. Другое дело, что да, прецизионное выставление до сотых миллиметра никак картину не поменяет, и не нужно.
На практике, вот такой шаблон по Баервальду можно с достаточной точностью сделать самому за пять минут с помощью карандаша и линейки.
Специфические шаблоны для конкретного тонарма будут отличаться лишь удобством, то есть при переносе иглы с первой точки на вторую шаблон не надо будет поворачивать на диске. На точность и «правильность» настройки это никак не повлияет…)
VTA выставляется только на слух. Идеальное его положение редко совпадает с точной параллельностью шелла пластинке. Поэтому применение всяких пузырьковых уровней вообще лишено смысла.
Согласен. Горизонтальная настройка - это отправная точка, начинать настройку из произвольного положения как-то не очень.
Насчет настройки на слух - это, как я думаю, от слуха зависит. Я как-то приборам больше доверяю, но это мое личное. Начну настраивать на слух - не закончу никогда.)
На лету - это супер удобно. Почему не все так делают - загадка.
Насчет “слышно” - у меня есть скепсис личного плана. Я могу слышать каждый день разное, и соответственно всегда будет вопрос - это настроено не верно или я сегодня не форме. Все-таки холодный равнодушный прибор надежнее. Что не исключает подстройку на слух, но какой-то референс придает уверенности.
Это не только VTA касается. Наглядевшись на то, как все выглядит на осциллографе, я не очень понимаю как выставить пару прижим-антискетинг просто по шкалам. У меня две вертушки - AT-LP140XP и YAMAHA 2000L - у обоих установка прижим-антискетинг просто по инструкции дает результат совершенно не удовлетворительный, что прекрасно видно на осциллографе - не симметрия каналов. На ямахе, например, оказалось, что оптимальная настройка прижим-атискейтинг - 2,15гр и максимальный атискейтинг, что совсем не похоже на рекомендованные. Причем теоретически можно бы уменьшить прижим и уменьшить атискейтинг и получить тот же результат, но на практике так не получается - правый (внешняя дорожка) канал при увеличении уровня тестового сигнала искажается очень сильно. Было предположение, что азимут не верно выставлен, но микроскопическое его изменение туда-сюда только все ухудшало.
Плюс к этому (что меня было открытием) величина прижима влияет на АЧХ. Причем есть какой-то оптимум - больше хуже и меньше хуже. Наверное кто-то может это на слух определить, но это точно не я. А если учесть, что прижим, антискейтинг и VTA связаны, то как это на слух настроить для меня полная загадка.
В каком-то интервью кто-то из разработчиков этой ямахи говорит, что максимальная угловая погрешность у него 10% около яблока. Типичный 9-10 дюймовый тонарм дает максимальную погрешность 5%. Но у ямаховского тонарма нет скейтинга и настраивать антискейтинг не надо. Настроить антискейтинг правильно не возможно - он зависит от силы трения, а она на каждой пластинке и в каждом треке своя. То есть убрав скейтинг уменьшаются искажения от неправильно настроенного антискейтинга, но увеличиваются от угловой ошибки. Есть над чем подумать.