Ну что ж, продолжим отчёт.
Хвалить усилитель, кстати, не собираюсь, но не потому, что не за что. Авторы и так знают ему цену, а за остальных я решать не в праве. Замечу только, что описание на их сайте – чистая правда: баса хоть отбавляй (особенно мне, человеку в этом отношении не избалованному – 30 Гц, помните?), да и атаки-транзиенты быстрые (но, пожалуй, не быстрей, чем в Ямамото. Как можно быть быстрее лампы, если в ней кроме электронов, вакуума и скорости света ничего и нет? Дурная слава о ламповом звуке идёт из-за раздутых ёмкостей фильтрующих конденсаторов в погоне за нановольтами пульсаций. А питание должно быть не только чистым, но и быстрым, иначе звук и становится вязким).
опытным путём добытые соображения о звуке Шрёдингера
В том, что природа звука не так проста, как кажется, и невозможно одновременно ухватить за хвост его частотную и временну̀ю характеристики, я убедился, когда около полугода был счастливым обладателем небезызвестного на dastereo мультибита Muse 296.
Услышав (по ютубу!) в его исполнении моего любимого Чета Бейкера, был поражён тем, как Мьюз подаёт музыку. Упиваясь утончённостью и тембрами, переслушал всю коллекцию, но что-то постоянно ускользало, всё это время присутствовала какая-то недоувлетворённость, так что в конце концов пришлось снимать крышку и ужасаться дешманским компьютерным шлейфам через весь корпус от залитых компаундом блоков цифровой обработки «Axiom» к микросхемам цап. Заменил их на самодельные шлейфы из серебряной моножилы в хлопке для тонармов – что-то в звуке ещё больше прояснилось, но та самая недостаточность никуда не делась. Пишу Павлу @Paul (а он в тюнинге этого цапа уже очень далеко зашёл, и стабилизаторы на Nasa.govовские менял, и входные трансформаторы мотал, чего только не делал, из тех же, полагаю, соображений), так и так, дескать, как избавиться от недостатков Мьюза. А он и говорит мне человеческим голосом – это всё ерунда, по сравнению со шлейфами, самое главное – шлейфы на моножильные из серебра поменять. И поехал мой цап к следующему владельцу.
Но, один умный человек сказал – «ошибок нет, кроме одной: не учиться на ошибках». Моя учёба заключалась в том, чтобы понять, что музыка, как и цвет, трёхмерна (а скорее всего и больше, чем трёх-), что можно проиллюстрировать так:
Создатели Мьюза просто жертвуют временно̀й составляющей (time domain), чтобы получить свой изысканный звук (frequency domain). Скорее всего, делается это в скрытых от глаз потрохах «Axiom», но, возможно, что и pcm1702 тоже к этому причастна. По крайней мере, не раз слышал нарекания на славящуюся ещё более прекрасным звуком продолжателя этой же линии микросхему UA20400 – «шикарно, но как же мееедленно». В общем, пришлось идти другим путём – найти цап на AD1862, которая в таких фокусах не замечена, и добиваться утончённости путём упрощения схемотехники. Ведь как известно, совершенство – это не когда нечего добавить, а когда нечего убавить.
Дальше у нас в ход пойдёт дёготь. Проблемы начались буквально с первой секунды прослушивания, но тут я сам олень – забыл про предупреждение о возможном щелчке при включении. Слава Джа, мембраны не вылетели, хотя на это было очень похоже, но дальше я уже не забывал вынимать джек перед включением, правда, чертыхаясь каждый раз. Поскольку я не сделал ни одного усилителя, наверное, я не вправе критиковать это техническое решение, но что-то подсказывает мне, что это всего лишь вызов для разработчика, а не задача трёх тел. Тем более, что у AT-HA5000, которым я где-то год пользовался, задержка включения есть, и не сказать, что он играет хуже. Но ладно, что есть, то есть, поехали дальше.
А дальше, как назло, регги-альбом Midnite - Ras Mek Peace, принципиально записанный без эквалайзинга, шумоподавления и всякого такого на двухдорожечный магнитофон на студии Mapleshade, где бас должен быть как скала. И там бас, в общем-то БАС, даже БАСИЩЕ, да только размазанный и какой-то гулкий. Шляпа, а не бас. Вспомнив предупреждение, что прибор «четко отображает ваш источник. По сути усилитель ничего не вносит», решил заменить источник. Мой цап-то копанный-перекопанный, хоть тему для него заводи – «не закрывай крышку», мало ли чего, охотно допускаю, лишь бы не грешить на прецизионный прибор. Достаю из закромов Museatex Bitstream, безупречный, намоленный, доставшийся от главбармена @Dmitre, когда он им ещё не был – и тут с басом такая же петрушка. Пошёл на сайт разработчиков транзиенты смотреть – картинки настолько красивые, что хоть про ниже килогерца и нет ни одной, всё равно, как-то отлегло.
Я может, немного утрирую, и если не знать, как бас может собранно звучать, то никогда и не заметишь, тем более, что на джазовом контрабасе, в силу особенностей звукоизвлечения, такого недостатка уже совершенно не ощущается.
Спойлер
Это замечание убрал под спойлер, потому что тут не уверен, что дело в особенностях воспроизведения баса, возможно виноват недостаток динамики (но об этом позже).
Вот тут барабанщик и лидер группы, решил обойтись без контрабаса, и заменяет его партию бочкой. Ну как партию, музыка-то очень прозрачная, негромкая, нот немного, и каждая отдельно в воздухе висит. И он просто время от времени эту бочку трогает. Так вот на Ямамоте этот звук физически ощущается, как тихий, но упругий, толкающий удар, а на PhoneStage просто звучит нужная нота. Или здесь, ближе к концу, где-то после 6-й минуты, в коде, когда все играют одновременно, как с цепи сорвались, рельеф басовой линии должен продолжать ощущаться, а на подопытном усилителе некая кашка-малашка.
Ладно, слушаем, дальше, у нас уже джаз пошёл. А в джазе, где сплошь и рядом звуки из тишины рождаются, вместо тишины – шум усилителя. Негромкий, но противный, колкий. По уровню чуть громче фонового плёночного шума хорошей записи. Казалось бы, какое это отношение имеет к собственно музыке, она же гораздо громче. Однако страдает «воздух», те самые отражения-переотражения, отзвуки, которые в хорошей записи отвечают за ощущение сопричастности музыкальному событию. И ты либо находишься там, с ними, в тот самый момент, когда создаётся музыка (и это самая настоящая машина времени), либо просто слушаешь запись.
Отступление профессиональное про «воздух»
По работе пришлось сталкиваться с таким, что когда ты пишешь в студии двух ведущих, которые стоят где-то в метре друг от друга и произносят по очереди текст, но позже, если выясняется, что кто-то из них ошибся, приходится переписывать кусок, и если не поставить на место второго ведущего какого-нибудь статиста, то по характеру звук будет прилично отличаться, так, что без звукорежиссёрского шаманства так просто этот кусок не вставишь, заплатка слышна. То есть, даже на обычные радиопетли (ну как обычные, профессиональные сеннхайзеры, но не нойманы U87), с километрами проводов, и профтряхомудией (лимитеры там всякие, эквалайзеры), нюансы «воздуха» студии прекрасно пишутся. Не удивительно тогда, что на хорошей записи, сделанной на двухдорожечный магнитофон, кажется порой, что слышно, как стоит музыкант, который ещё не вступил. Может, и не кажется.
Я понимаю, что, как и с щелчком включения, причина именно в W5000, и на других ушах ничего этого не будет слышно, но было бы здорово включить в целевую аудиторию усилителя ещё и владельцев чувствительных низкоомников.
Совет, которого у меня не спрашивали
Переделывая аналоговую часть схемы цапа, неизбежно пришлось разбираться с тонкостями заземления. Одна из них касается земляной петли, от которой не избавиться, можно только уменьшить её влияние. Это земли межблоков, соединённые как на стороне цапа, так и на стороне усилителя. Чем меньше площадь этого контура-антенны, тем меньше он собирает электромусора. В идеале этому контуру не стоит заходить ни в цап, ни в усилитель, поэтому, как правило, земли каналов соединяются как можно ближе к разъёмам, да и сами разъёмы располагаются в непосредственной близости друг от друга. Если расположить их рядом по каким-нибудь причинам невозможно, земли соединяют шиной. Специально померил сопротивления между землями выходных разъёмов цапа – 0.001 Ом, между землями входных разъёмов Yamamoto – 0.001 Ом, а у PhoneStage – 0.137 Ом. Не знаю, каким сечением разведена в нём земля, но если грубо предположить 0.4 кв.мм, то выходит, что внутри усилителя собирает помехи петля проводника длиной 3 с лишним метра. Именно поэтому в усилителях по схеме «двойное моно» земли каналов соединяют только в одном месте – точке соединения выходных разъёмов.. Пока писал, понял, что «двойное моно» при небалансном подключении, где земли каналов соединяются на джеке, не имеет особого смысла, поскольку по-любому получается петля внутри усилителя. Похоже, что не только RCA-коннектор, но и стерео-джек бестолковая какая-то придумка.
Ладно, проехали, слушаем дальше всякое-разное, на джазе свет клином не сошёлся. И вроде бы всё ничего так себе, но постепенно начинает чего-то не хватать, хочется вернуться к своему усилителю. Как будто слушаю вторую магнитофонную копию. Не криминал, слушать норм, особенно, если сравнить не с чем, но тапки не слетают. Переключаюсь на Ямамоту, и вуаля, всё есть. Динамика!
Вот теперь музыка, когда надо, хлёсткая, когда надо, ошарашивает, когда надо, душу вынимает.
Немного личного опыта схемотехники
Насколько динамикой легко пожертвовать, если не слушать, а мерить, столкнулся на собственном опыте – нужно было согласовать сопротивления двух каскадов усиления в цапе. Известно, что входное сопротивление следующего каскада должно быть больше выходного сопротивления предыдущего. А на сколько? Где-то говорят в 5-10 раз, где-то в 10-15, где-то – чем больше, тем лучше. Пришлось слушать и мерить самому. Выходное сопротивление буфера на полевиках после первого трансформатора – данность, а входное, на следующем трансформаторе, можно сделать практически любым, нагружая его параллельно подключенными резисторами. Прогнав схему по диапазону соотношений от 1:1 до 1:100, выяснил, что чем разница сопротивлений больше, тем лучше измерения (меньше искажений), но звук, скажем так, «серее» становится, менее динамичным, вплоть до полного непотребства. Попутно, благодаря случайности, выяснилось ещё кое-что интересное – во время очередной коммутации отконтачился выход одной из микросхем AD1862 (а их там по 4 на канал), так что на одном канале сигнал стал на четверть слабее. Так вот, чем выше становилось соотношение сопротивлений каскадов, тем сильнее разница каналов нивелировалась, до полной незаметности. Это ж так, при желании, любой схемотехнический косяк можно замазать!
В итоге остановился на практически минимальном соотношении 1:6.5, при котором динамика – огонь, и хрен с ними, с этими дурацкими цифрами искажений, будем считать их приемлемыми.
На этом список моих претензий заканчивается, ну разве что особых стереооткровений от применения двойного моно я не услышал, ну и немного утонченности усилителю в звуке не повредило бы, но это возможно и придёт само собой, если вышеперечисленное поправить. Может показаться, что усилитель мне не понравился, но это не так, вещь годная, можно сказать, очень хорошая. Но, как известно, отличное исполнение от гениального отличается мелочами – в гениальном ни один нюанс не пущен на самотёк. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы когда-нибудь появился Phonestage v2, рассчитаный и на владельцев чувствительных деревяшек тоже, и тогда я первым займу очередь на прослушку. Закончить хотелось бы ещё одним (на этот раз перевранным) афоризмом Фриппа: «Музыка так жаждет быть услышанной, что призывает одного сделать усилитель и другого купить его». Всем peace&love, и спасибо за внимание.
Все использованные произведения в составе соответствующих альбомов выложены на яндекс-диск и какое-то время там полежат, так что, если вдруг кому что зашло, скачивайте на здоровье.