🏟 Усилитель для наушников PhoneStage московской компании Electrotone — ТУР ИДЕТ

Приветствую всех любителей музыки и читателей этой темы. Отчёт, как водится, начну с благодарности главбармену и всем сопричастным за возможность участвовать в стереотурах вообще, @Mikeeeeeee и @referee4 за этот тур, в частности.

Моя система:

комбатант – усилитель для наушников Yamamoto HA-02 (обзор на 6moons).

наушники – Аудиотехника AT-W5000, был произведён рекаблинг на винтажную моножилу Art Cable

источник – выделенный ПК, плод, без преувеличения, десятилетних НИОКР

подробности

устройство вывода – цифровая аудиокарта RME Raydat на линейном питании (земля карты тоже отвязана от земли материнской платы), выходной трансформатор заменён на авторский.
Операционная система самосборная, типа Linux From Scratch, из исходных кодов, плеер консольный MOC.

излишние подробности

Плеер был выбран из целого зоопарка линуксовых плееров, каждый из которых отличался более или менее развитым функционалом, и только он один по настоящему хорошим звуком. А секрет его (это же линукс, исходники открыты), оказался, как и всё гениальное, прост – код разделён на 4 программных потока: 1 – интерфейс (минималистичный, в стиле Нортон коммандер, если кто помнит), 2 – не помню точно, возможно взаимодействия с операционной системой, типа сетевых и считывания файлов, 3 – декодирование файловых форматов в PCM, 4 – собственно посыл декодированных данных в порт звуковой карты. И этот 4-й, самый важный, поток выполняется с реалтаймовым приоритетом. Вывод осуществляется через как следует затюненую звуковую подсистему ALSA. RME-шные драйвера тоже не обошлись без вмешательства – принудительно выставил минимально возможный для Raydat размер буфера (по идее, такой режим работы не допускается, потому что не гарантирует беспрерывную подачу потока, но, поскольку система оптимизирована, работает без пропусков, хотя загрузка карты, конечно, адовая). И у меня, кстати, совершенно нет никакого объяснения эмпирически найденному влиянию размера буфера на качество звуковоспроизведения.

Особенность сборки в том, что она занимает 15 мегабайт (плюс ещё 30Мб для протокола Samba, для сетевого взаимодействия между linux и windows, музыку закидывать) и целиком умещается в 25-мегабайтном кэше процессора Xeon E5-4627v4.

совсем загон

В этой версии серверных процессоров впервые появилась возможность закреплять программные нити – threads не просто за конкретным ядром, но и в конкретном объёме кэш-памяти, тем самым предотвращая их от «вытирания» другим кодом или данными. Таким же образом в кэше отводится место и для потока данных (музыки в цифровом формате). В результате, программный код исполняется с на порядки меньшими задержками, чем при работе просто из оперативной памяти (сейчас точно не вспомню, но, это, примерно единицы, если не доли микросекунд). Таким образом, так называемый «программный джиттер» уменьшается до предельно низких для обычных, не hard-real-time систем, величин, что положительно сказывается на ясности звучания. Там ещё вагон всяческих секретов (типа загрузки микрокода в процессор конкретной старой версии, последней перед тем, как в этом микрокоде стали исправлять уязвимость Spectre и Meltdown, добавляя массу проверочных инструкций, и заметно снижающих быстродействие и увеличивающих задержки), сразу всё и не вспомнишь, если кому вдруг стало интересно, пишите в личку.

цап – Sun Audio SV-DA800

подробности

В таблице у @vasiltech насчёт этого цапа неполная информация, моя версия на восьми AD1862n-j, цифровой фильтр и приёмник те же. Цап подвергнут глубокой переделке, оставлены только микросхемы, моточные и выходной ламповый буфер, да и тот выведен из изначально слишком щадящего лампы режима. Стабилизаторы питания @nasa.gov. Вместо преобразователя ток/напряжение на ОУ и транзисторного каскада усиления вживлёны два каскада повышающих трансформаторов 1:23.5 и 1:22 от Ивана Bisesik с первым буфером на сдвоенной комплиментарной паре полевиков 2sj74 / 2sk170 и резистивной нагрузкой в виде самомотаного манганинового резистора в первичке и Shinkoh во вторичке, и вторым буфером (изначальным) в виде катодного повторителя на лампе 12au7. Приведённое сопротивление, видимое одной микросхемой – 0.4 ом. Полностью заменена конденсаторная братия с Самвы (к её чести надо сказать, что ни у одного конденсатора Samwha номинал за 25 лет не уплыл) на положенные по феншую – в питание лампы bg wkz, в цифровую обвязку мс цап – осконы, в аналог – силмики. Межкаскадный конденсатор – jensen медь в картоне, выходной v-cap odam.

межблоки – самодельные, серебряная моножила по топологии «Геном» белорусского мастера Amur’а,
сетевые – его же

Это мой первый тур, и мотивация участия в нём очень простая – наушниковый сетап основной, а Ямамото (который в нём уже лет 15, член семьи, практически) имеет по паспорту частотную характеристику, начинающуюся всего лишь с 30Гц (-3дБ). Так что упускать возможность узнать, каково оно, усиление с 0 герц (тем более, что наушники позволяют с 5 Гц), было бы глупо. Вдобавок к этому быстрое и поканальное усиление, такое милое внутренне сопротивление, ну и не маловажный бонус – отсутствие необходимости заботиться о смене ламп, которая, хоть и возникает нечасто, но всегда невовремя, и очень времязатратно – 408А и её аналогов нет в России. В общем, планка ожиданий была установлена достаточно высоко.

Дальше, собственно, должен уже начаться отчёт, в котором мне, вроде как, полагается выкатить бочку славословий, размешать в ней ложку критики, и плюхнуть сверху мёду “тем не менее, считаю, что”, но поскольку я немного загнался с преамбулой, продолжение последует позже…

19 лайков

Приамбула претендует оказаться интереснее отчёта :grin: Но, не будем спешить с выводами!

1 лайк

Да уж, интригующе. Особенно доставляет источник, по-моему, он заслуживает отдельного внимания сам по себе.

1 лайк

Это да, но история совершенно бесперспективная с точки зрения воспроизводимости в современном железе.

Спойлер

Это было последнее поколение серверных процессоров, допускавших установку на десктопные, не серверные платы. А материнка в этом компе просто замечательная, на ней были установлены горы рекордов разгона за счет уменьшения влияния всего на всё. Там и медь дорожек толщущая, и VRM-питальники суперкачества, и возможность отключить всё, вплоть до неиспользуемых слотов (а они и не используются, кроме слота под звуковую карту, комп “безголовый”). Разница по звуку как с серверными, так и с mini-ITX-платками оказалась такая, что все дальнейшие поиски были закончены.

3 лайка

“Вчера была среда - сегодня понедельник,
А я опять стою без дела и без денег.
Но на челе моём сомнения ни тени,
Зато уверенность в конце…”

Таки да, аппарат у меня уже 3 дня, (был получен от Стаса поздним вечером среды сей недели и торжественно, лично и бережно :slight_smile: доставлен до места “турования” без происшествий). Время в компании с ним пролетело незаметно, а значит, пора делиться первыми впечатлениями. Фото и прочие красивости пока в стадии подготовки, посему коротенько обрисую что и на чем слушалось.
Да, важное замечание - тур этот для меня первый, поэтому огромная благодарность за доверие @dmitre, @Mikeeeeeee, а @referee4 - за создание Аппарата.
И так система.
Источниками на данном участке тура выступают Mac mini + Ifi IDSD pro signature (к великому моему сожалению ровно за пару дней до получения аппарата начались с проблемы с Лямбдой - стала “глотать секунды”, поэтому не “кружочки” пока).
В качестве излучателей радости - попеременно DCA Expanse и Senn-ы 800s. Домашними конкурентами являются увеселительная часть указанного выше signature и Nirvana IV. Источник и ЦАП запитаны через РТ на 600ВА от PVD аудио. В качестве подключения по умолчанию решил использовать MIT Magnum MA XLR (межблок), гибрид от Евгения на Кларках и не безызвестные RLS-70 от Art Cables на восьмисотках.
С момента первого включения (прогревался вновь собранный сетап в течении ночи с четверга на пятницу) Electronetone радует. Слушал в это время по большей части классический рок и хард&хеви. Очень неплох бас ( вплоть до его инфра части), тональный баланс и динамика. Дабы не сглазить, пока остановлюсь и постараюсь по максимуму отчитаться в ближайшие несколько дней.

Всем добра!

12 лайков

Ну что ж, продолжим отчёт.

Хвалить усилитель, кстати, не собираюсь, но не потому, что не за что. Авторы и так знают ему цену, а за остальных я решать не в праве. Замечу только, что описание на их сайте – чистая правда: баса хоть отбавляй (особенно мне, человеку в этом отношении не избалованному – 30 Гц, помните?), да и атаки-транзиенты быстрые (но, пожалуй, не быстрей, чем в Ямамото. Как можно быть быстрее лампы, если в ней кроме электронов, вакуума и скорости света ничего и нет? Дурная слава о ламповом звуке идёт из-за раздутых ёмкостей фильтрующих конденсаторов в погоне за нановольтами пульсаций. А питание должно быть не только чистым, но и быстрым, иначе звук и становится вязким).

опытным путём добытые соображения о звуке Шрёдингера

В том, что природа звука не так проста, как кажется, и невозможно одновременно ухватить за хвост его частотную и временну̀ю характеристики, я убедился, когда около полугода был счастливым обладателем небезызвестного на dastereo мультибита Muse 296.

Услышав (по ютубу!) в его исполнении моего любимого Чета Бейкера, был поражён тем, как Мьюз подаёт музыку. Упиваясь утончённостью и тембрами, переслушал всю коллекцию, но что-то постоянно ускользало, всё это время присутствовала какая-то недоувлетворённость, так что в конце концов пришлось снимать крышку и ужасаться дешманским компьютерным шлейфам через весь корпус от залитых компаундом блоков цифровой обработки «Axiom» к микросхемам цап. Заменил их на самодельные шлейфы из серебряной моножилы в хлопке для тонармов ­– что-то в звуке ещё больше прояснилось, но та самая недостаточность никуда не делась. Пишу Павлу @Paul (а он в тюнинге этого цапа уже очень далеко зашёл, и стабилизаторы на Nasa.govовские менял, и входные трансформаторы мотал, чего только не делал, из тех же, полагаю, соображений), так и так, дескать, как избавиться от недостатков Мьюза. А он и говорит мне человеческим голосом – это всё ерунда, по сравнению со шлейфами, самое главное – шлейфы на моножильные из серебра поменять. И поехал мой цап к следующему владельцу.

Но, один умный человек сказал – «ошибок нет, кроме одной: не учиться на ошибках». Моя учёба заключалась в том, чтобы понять, что музыка, как и цвет, трёхмерна (а скорее всего и больше, чем трёх-), что можно проиллюстрировать так:

Создатели Мьюза просто жертвуют временно̀й составляющей (time domain), чтобы получить свой изысканный звук (frequency domain). Скорее всего, делается это в скрытых от глаз потрохах «Axiom», но, возможно, что и pcm1702 тоже к этому причастна. По крайней мере, не раз слышал нарекания на славящуюся ещё более прекрасным звуком продолжателя этой же линии микросхему UA20400 – «шикарно, но как же мееедленно». В общем, пришлось идти другим путём – найти цап на AD1862, которая в таких фокусах не замечена, и добиваться утончённости путём упрощения схемотехники. Ведь как известно, совершенство – это не когда нечего добавить, а когда нечего убавить.

Дальше у нас в ход пойдёт дёготь. Проблемы начались буквально с первой секунды прослушивания, но тут я сам олень – забыл про предупреждение о возможном щелчке при включении. Слава Джа, мембраны не вылетели, хотя на это было очень похоже, но дальше я уже не забывал вынимать джек перед включением, правда, чертыхаясь каждый раз. Поскольку я не сделал ни одного усилителя, наверное, я не вправе критиковать это техническое решение, но что-то подсказывает мне, что это всего лишь вызов для разработчика, а не задача трёх тел. Тем более, что у AT-HA5000, которым я где-то год пользовался, задержка включения есть, и не сказать, что он играет хуже. Но ладно, что есть, то есть, поехали дальше.

А дальше, как назло, регги-альбом Midnite - Ras Mek Peace, принципиально записанный без эквалайзинга, шумоподавления и всякого такого на двухдорожечный магнитофон на студии Mapleshade, где бас должен быть как скала. И там бас, в общем-то БАС, даже БАСИЩЕ, да только размазанный и какой-то гулкий. Шляпа, а не бас. Вспомнив предупреждение, что прибор «четко отображает ваш источник. По сути усилитель ничего не вносит», решил заменить источник. Мой цап-то копанный-перекопанный, хоть тему для него заводи – «не закрывай крышку», мало ли чего, охотно допускаю, лишь бы не грешить на прецизионный прибор. Достаю из закромов Museatex Bitstream, безупречный, намоленный, доставшийся от главбармена @Dmitre, когда он им ещё не был – и тут с басом такая же петрушка. Пошёл на сайт разработчиков транзиенты смотреть – картинки настолько красивые, что хоть про ниже килогерца и нет ни одной, всё равно, как-то отлегло.
Я может, немного утрирую, и если не знать, как бас может собранно звучать, то никогда и не заметишь, тем более, что на джазовом контрабасе, в силу особенностей звукоизвлечения, такого недостатка уже совершенно не ощущается.

Спойлер

Это замечание убрал под спойлер, потому что тут не уверен, что дело в особенностях воспроизведения баса, возможно виноват недостаток динамики (но об этом позже).

Вот тут барабанщик и лидер группы, решил обойтись без контрабаса, и заменяет его партию бочкой. Ну как партию, музыка-то очень прозрачная, негромкая, нот немного, и каждая отдельно в воздухе висит. И он просто время от времени эту бочку трогает. Так вот на Ямамоте этот звук физически ощущается, как тихий, но упругий, толкающий удар, а на PhoneStage просто звучит нужная нота. Или здесь, ближе к концу, где-то после 6-й минуты, в коде, когда все играют одновременно, как с цепи сорвались, рельеф басовой линии должен продолжать ощущаться, а на подопытном усилителе некая кашка-малашка.

Ладно, слушаем, дальше, у нас уже джаз пошёл. А в джазе, где сплошь и рядом звуки из тишины рождаются, вместо тишины – шум усилителя. Негромкий, но противный, колкий. По уровню чуть громче фонового плёночного шума хорошей записи. Казалось бы, какое это отношение имеет к собственно музыке, она же гораздо громче. Однако страдает «воздух», те самые отражения-переотражения, отзвуки, которые в хорошей записи отвечают за ощущение сопричастности музыкальному событию. И ты либо находишься там, с ними, в тот самый момент, когда создаётся музыка (и это самая настоящая машина времени), либо просто слушаешь запись.

Отступление профессиональное про «воздух»

По работе пришлось сталкиваться с таким, что когда ты пишешь в студии двух ведущих, которые стоят где-то в метре друг от друга и произносят по очереди текст, но позже, если выясняется, что кто-то из них ошибся, приходится переписывать кусок, и если не поставить на место второго ведущего какого-нибудь статиста, то по характеру звук будет прилично отличаться, так, что без звукорежиссёрского шаманства так просто этот кусок не вставишь, заплатка слышна. То есть, даже на обычные радиопетли (ну как обычные, профессиональные сеннхайзеры, но не нойманы U87), с километрами проводов, и профтряхомудией (лимитеры там всякие, эквалайзеры), нюансы «воздуха» студии прекрасно пишутся. Не удивительно тогда, что на хорошей записи, сделанной на двухдорожечный магнитофон, кажется порой, что слышно, как стоит музыкант, который ещё не вступил. Может, и не кажется.

Я понимаю, что, как и с щелчком включения, причина именно в W5000, и на других ушах ничего этого не будет слышно, но было бы здорово включить в целевую аудиторию усилителя ещё и владельцев чувствительных низкоомников.

Совет, которого у меня не спрашивали

Переделывая аналоговую часть схемы цапа, неизбежно пришлось разбираться с тонкостями заземления. Одна из них касается земляной петли, от которой не избавиться, можно только уменьшить её влияние. Это земли межблоков, соединённые как на стороне цапа, так и на стороне усилителя. Чем меньше площадь этого контура-антенны, тем меньше он собирает электромусора. В идеале этому контуру не стоит заходить ни в цап, ни в усилитель, поэтому, как правило, земли каналов соединяются как можно ближе к разъёмам, да и сами разъёмы располагаются в непосредственной близости друг от друга. Если расположить их рядом по каким-нибудь причинам невозможно, земли соединяют шиной. Специально померил сопротивления между землями выходных разъёмов цапа – 0.001 Ом, между землями входных разъёмов Yamamoto – 0.001 Ом, а у PhoneStage – 0.137 Ом. Не знаю, каким сечением разведена в нём земля, но если грубо предположить 0.4 кв.мм, то выходит, что внутри усилителя собирает помехи петля проводника длиной 3 с лишним метра. Именно поэтому в усилителях по схеме «двойное моно» земли каналов соединяют только в одном месте – точке соединения выходных разъёмов.. Пока писал, понял, что «двойное моно» при небалансном подключении, где земли каналов соединяются на джеке, не имеет особого смысла, поскольку по-любому получается петля внутри усилителя. Похоже, что не только RCA-коннектор, но и стерео-джек бестолковая какая-то придумка.

Ладно, проехали, слушаем дальше всякое-разное, на джазе свет клином не сошёлся. И вроде бы всё ничего так себе, но постепенно начинает чего-то не хватать, хочется вернуться к своему усилителю. Как будто слушаю вторую магнитофонную копию. Не криминал, слушать норм, особенно, если сравнить не с чем, но тапки не слетают. Переключаюсь на Ямамоту, и вуаля, всё есть. Динамика!
Вот теперь музыка, когда надо, хлёсткая, когда надо, ошарашивает, когда надо, душу вынимает.

Немного личного опыта схемотехники

Насколько динамикой легко пожертвовать, если не слушать, а мерить, столкнулся на собственном опыте – нужно было согласовать сопротивления двух каскадов усиления в цапе. Известно, что входное сопротивление следующего каскада должно быть больше выходного сопротивления предыдущего. А на сколько? Где-то говорят в 5-10 раз, где-то в 10-15, где-то – чем больше, тем лучше. Пришлось слушать и мерить самому. Выходное сопротивление буфера на полевиках после первого трансформатора – данность, а входное, на следующем трансформаторе, можно сделать практически любым, нагружая его параллельно подключенными резисторами. Прогнав схему по диапазону соотношений от 1:1 до 1:100, выяснил, что чем разница сопротивлений больше, тем лучше измерения (меньше искажений), но звук, скажем так, «серее» становится, менее динамичным, вплоть до полного непотребства. Попутно, благодаря случайности, выяснилось ещё кое-что интересное – во время очередной коммутации отконтачился выход одной из микросхем AD1862 (а их там по 4 на канал), так что на одном канале сигнал стал на четверть слабее. Так вот, чем выше становилось соотношение сопротивлений каскадов, тем сильнее разница каналов нивелировалась, до полной незаметности. Это ж так, при желании, любой схемотехнический косяк можно замазать!
В итоге остановился на практически минимальном соотношении 1:6.5, при котором динамика – огонь, и хрен с ними, с этими дурацкими цифрами искажений, будем считать их приемлемыми.

На этом список моих претензий заканчивается, ну разве что особых стереооткровений от применения двойного моно я не услышал, ну и немного утонченности усилителю в звуке не повредило бы, но это возможно и придёт само собой, если вышеперечисленное поправить. Может показаться, что усилитель мне не понравился, но это не так, вещь годная, можно сказать, очень хорошая. Но, как известно, отличное исполнение от гениального отличается мелочами – в гениальном ни один нюанс не пущен на самотёк. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы когда-нибудь появился Phonestage v2, рассчитаный и на владельцев чувствительных деревяшек тоже, и тогда я первым займу очередь на прослушку. Закончить хотелось бы ещё одним (на этот раз перевранным) афоризмом Фриппа: «Музыка так жаждет быть услышанной, что призывает одного сделать усилитель и другого купить его». Всем peace&love, и спасибо за внимание.

Все использованные произведения в составе соответствующих альбомов выложены на яндекс-диск и какое-то время там полежат, так что, если вдруг кому что зашло, скачивайте на здоровье.

33 лайка

Очень самобытный и интересный формат отчёта со спойлерами и ссылками на всё, что только возможно. По-моему, получилось здорово!
Через текст хорошо виден объём аудио опыта.

А вот этот момент производителю, конечно, стоит поправить. Я бы вернул такое в магазин как бракованное изделие, опасаясь за свои наушники.

10 лайков

Первое впечатление от усилителя Electrotone Phonestage

Усилитель представляет собой полноразмерный компонент стандартной ширины. Если планируется установка в стойку, то это нормально, а для настольной системы он великоват.

Двухцветная передняя панель лично у меня не ассоциируется с аудиоаппаратурой, даже не пойму, на что она больше похожа. Не то на какую-то бытовую технику из 50-х годов прошлого века, не то ещё на что-то…

Коммутация как по входу, так и по выходу доступна в двух вариантах, в балансном и небалансном. Над коммутацией мне долго думать не пришлось.

Сначала решил послушать на небольшой громкости, и было впечатление, что звуковые образы какие-то мелкие, явно не хватало масштаба, наушники что-то такое пищали, словно это были вкладыши Apple. Потом система немного прогрелась, и плюс я добавил громкости. Что тут больше повлияло - не знаю, но в результате голос у системы прорезался.

В общем, первое впечатление от звука - усилитель очень быстрый и энергичный. Он дубасит будь здоров на всех ударных инструментах. Динамичность и масштабность звуков барабанов, литавров очень впечатляет.
Теперь пытаюсь разобраться, не мешает ли эта энергичность усилителю справляться с более тонкими материями. Заодно проверю, что будет с игрой на небольшой громкости в прогретом состоянии. О результатах исследований напишу уже в финальном отчёте.

11 лайков

Прошу простить за небольшую заминку с основным отчетом…

Как я упоминал в «первых впечатлениях» выше, это мое первое участие в туре, поэтому прошу не судить строго…

Тур с самого начала для меня пошел не совcем по плану. Во-первых, на две недели вперед сдвинулся по логистике, а во-вторых, мой основной источник PS Audio Lambda попросился на профилактику и поэтому, впервые на моей памяти основным источником ушной системы выступал Ifi iDSD pro signature.

Аппарат был поставлен на прогрев и первые впечатления писались после пары дней прослушки домашней медиатеки из собственноручно отрипованных дисков и хранящейся на SSD MacMini. Спасибо огромное устроителям тура за предложенные с Электротоном кабели. Если с точки зрения межблочной коммутации вопрос был закрыт «домашними» и привычными, то вот по питанию предложенный синенький пришелся очень в жилу и использовался от начала и до конца .

Что сразу бросилось в уши, так это работа PhoneStage с басом и общая динамика подачи материала. Бас весьма глубок, сух и быстр. Я в последнее время не очень часто слушаю уж совсем тяжелые жанры, но тут решил, раз транзисторы, обещан низкий бас, то почему бы не вспомнить молодость и начал с Диси и Метлы, которых люблю под настроение.

Спойлер

И

соответственно

А он могёт, тудыть его в качель, ну это если в двух словах… Дальше - больше - любимое из King Dimond, Motorhead, Salyer - аппарат отыгрывал сей репертуар только в путь, весело и бодро, без какого-либо намека на кашу. Даже подумалось, “а где мои семнадцать лет”, и единственное, что остановило от приплясывания - отсутствие алкоголя в крови и боязнь нанести психологическую травму еще не спящей дочери. Она бы, наверное, не слабо прифигела от такой картинки.
В общем в зачетке по тяжелым жанрам твердая пять. Единственное, что чуть смазало картину - немного недостоверный верх (тарелочки звенели, но не медью, а алюминием что-ли), хотя в этих жанрах не сильно мешало.

Да кстати, на удивление хорошо показал себя аппарат с Экспансами (для сравнения у Ifi iDSD Pro при его заявленной мощности на балансном выходе выше турового контроль Кларков весомо хуже, видимо сказывается дополнительность усилительной части в комбайне). А они вроде как не самые простые с точки зрения раскачки. По крайней мере на Nirvan-е только они начинают выводить стрелочки в заметные отклонения, требуют перевода тумблера Gain в Оn и раскрываются на уровне громкости ближе к 2 часам.

Следующие пару дней со временем было немного хуже – остался «усатым няней» для дочери до конца недели, потому как половине срочно пришлось уехать. Как результат музыку слушал в эти дни меньше. Но тем не менее. Следующими были поющие в гордом одиночестве сначала леди, а потом и джентльмены. И вот здесь стал значительно более заметен не вполне «черный фон» и определенный недостаток воздуха сверху. В одном из перерывов между прослушками ради интереса решил покрутить ручку громкости в сторону повыше без сигнала и обнаружил причину этого. Усилитель вроде не ламповый, но фонит. Не сильно и в верхнем спектре. Но на общей картинке это сказывается заметно. Хотя тембрально в области и женского и мужского вокала все было очень неплохо, но осадочек остался. В зачетку поставим 4 с возможностью исправления :slight_smile:

Сие открытие сподвигло меня на создание тестового листа из инструментального джаза, блюза и классики. И прогон этого листа поочередно, с переключением между усилителями. Отдельно хотелось бы остановится на двух не вошедших в спойлер композиций Жака нашего Люссьера с его альбома Болеро Равеля. Первая из них – Nympheas: III. Vivace - интересна достаточно длинным соло на ударных примерно c 1:50. Вторая - Nympheas: VI. Largo - соло на контрабасе и тоже примерно с 1:50. Покорнейше прошу извинить, что линки на них, к сожалению, вставить не смог, так как в спотифай они отсутствют, а как это сдеалть по-другому – пока не знаю). И да , в этой части Кларки из сравнения были выведены и заменены на 800s, дабы была возможность сравнения всех 3 увеселительных участников. Ну и по результатам места распределились следующим образом (в порядке убывания)

Натуральность звучания материала 1. Nirvana, 2/3 PhonoStage, 2/3. Ifi
Макродинамика 1. PhonoStage, 2. Nirvana, 3. Ifi
Микродинамика 1. Nirvana, 2. PhonoStage, 3. Ifi
Сцена (в ширину) 1. Nirvana, 2. PhonoStage, 3. Ifi
Сцена (в глубину) 1. Nirvana, 2. Ifi, 3. Phonostage

Спойлер

Ну и в качестве заключения. Понравился ли мне PhoneStage - скорее да (вот бы еще чуть заметный фоновый шум придушить). Может ли он быть единственным - скорее да, потому как почти всежанров. Оставил бы я его себе - в текущем раскладе скорее нет - третий лишний будет.

За сим, пожалуй, позвольте откланяться и ещё раз сказать огромное спасибо ГлавБармену @dmitre и устроителям Михаилу @Mikeeeeeee и Роману @referee4 за организацию данного и всех остальных туров тоже.

22 лайка

Финальный отзыв. Усилитель для наушников PhoneStage московской компании Electrotone

Первое впечатление тут

Система

Стример: Bluesound Node N130 (на штатном импульсном питании)

Цифровой кабель: Atlas Hyper dd Achromatic RCA S/PDIF

ЦАП: Charm Audio v.2.2

Межблочный кабель: Linn Analogue Interconnect RCA

Усилитель для наушников: туровый Electrotone PhoneStage vs ламповый OTL усилитель @DanFi

Кабель для наушников: Art-Cables моножилы Siemens

Наушники: Audese LCD-2C

Питание: фильтр-кондиционер В.Тимофеева v.4.1, силовые кабели: Wire World Mini-Stratus на стримере ֲBluesound, -=SAMOPLЁT=- Red Chaser на ЦАПе, Wire World Stratus 7 на усилителе.

Внешний вид

Внешность у усилителя необычная, за все время тура так и не понял, на что он больше похож. Я бы сказал, что внешность на любителя. Как по мне, то выглядит PhoneStage даже немного мрачно.

Конструктив

Форм-фактор полноразмерного компонента годится для установки в стойку с аппаратурой. На столе разместить такой аппарат будет непросто. Сделан усилитель основательно, чем оставляет благоприятное ощущение.

Звук

Со звуком у PhoneStage всё хорошо. Как я уже писал в первом впечатлении, он очень быстрый. Ударные звуки получаются у него очень хлесткими. Хорошо передается масштаб произведений в исполнении симфонического оркестра, при этом сохраняется разборчивость. Также усилитель скорее всего будет хорош на быстрых жанрах музыки. Также довольно заметно он подчеркивает ритмический рисунок музыкального произведения. Не всегда это пошло в плюс, например у Zazie в On s’aima fort с альбома Essenciel это добавило какой-то жесткости, что-ли. Справедливости ради надо сказать, что это единственная композиция, на которой я обратил внимание на такой эффект. При этом на малых составах или на мелодичных произведениях по сравнению с ламповым усилителем PhoneStage чуть-чуть недокладывает обертонов, и музыка звучит немного бледнее, но при этом прозрачнее. Лампа же играет чуть округлее, мягче, не так хлестко, но чуть-чуть более душевно и цветасто. Поначалу мне казалось, что эта разница довольно большая, но по мере прогрева системы с PhoneStage она в значительной мере нивелировалась. В целом, по звуку усилитель мне очень понравился.

Музыка

В основном Qobuz,

детали тут

Благодарности

Спасибо:

Роману @referee4 за предоставленный усилитель,

Михаилу @Mikeeeeeee за организацию тура,

Дмитрию @dmitre за бар и за идею туров.

Спасибо всем, прочитавшим отзыв, за внимание.

16 лайков

Приветствую форумчан, хотел бы поделиться впечатлениями от прослушивания усилителя.

Основная система: цифровой плеер Musician mdp-2, цап Charm 2.4 на лампах, усилитель ламповый авторский RunAudio.
Провода: Chernov, Dh lab, Dip audio, Furutech, Hybrid Audio.
Наушники: Kennerton Vali и Wodan.

Прежде всего очень понравился внешний вид усилителя. Исходя из моего опыта, это лучший отечественный HeadFi корпус, который я видел вживую. Сделано со вкусом, есть во внешнем виде что-то винтажное в хорошем смысле. Выглядит эффектно и точно украсит любую систему. Я достаточно много раз сталкивался с мастеровыми изделиями, и каждый раз при общей аккуратности сборки дизайн склонялся в сторону изделия промышленного назначения. Здесь все совсем не так. Жирный палец вверх.

Очень не понравились щелчки при включении. Если есть возможность от этого уйти, крайне рекомендую, даже если придется за это чем-то заплатить. С точки зрения потребителя, это огромный раздражающий минус. Изодинамы было страшно оставлять подключенными при запуске.

Теперь касательно звука. В целом характер усилителя описал бы, как спокойный, чуть притемнëнный. Но при этом недостатка баса нет, ровно как и избытка оного. Играть способен как энергично, так и деликатно. Агрессии в звуке нет, при этом усилитель здорово передает ритм композиции. Особенно удачно играет перкуссия. Очень зашло на джазе в духе GoGo Penguin.
Усилитель пытается играть натурально и естественно, но не скучно. Подсластителей здесь будет не найти.
По опыту напрашивается прямое сравнение с Zen, но в отличие от последнего в звуке нет грубости, сохраняется увлечённость. Какой-нибудь Burson будет прозрачней, но при этом Burson хуже играет энергичную музыку.

Косяки записи он не прячет. Сибилянты покажет. Но терпимо.

Сцена передается неплохо, не раздута. Звук воспринимается цельно. Для меня, например, это важней, чем большая панорама. Лучше всего эшелонирование было при подключении Red Wave.

С текущим усилителем сравнение будет не корректно. Это два разных полюса. Run играет сочно и плотно.

Касательно наушников. Вали, по мне, наушники капризные, много с чем они играют ярко, бестелесно на вокале. Здесь они играли хорошо, без косяков с тоналкой. Хотя я бы предпочел их слушать на лампе. Слишком они меломанские.
А вот с изодинамой ситуация другая. Прекрасная связка для любителей живых инструментов. Натуральная передача тембров с отличным отыгрышем ритм секции.

Для себя вывод сделал, что этот усилитель нужен тем, кто стремится в звуке к натуральной подаче. Это лучший камень, который я слушал. Интересно было бы не предвзято сравнить его с 9 мастером.

Если бы искал камень, то, думаю, он был бы в предварительном списке.

Что слушал: The Evpatoria Report, GoGo Penguin, Rebecca Foon, Pg.lost, Christian Loffler, Numenorian.

Хотел бы выразить благодарность за возможность вот так свободно послушать технику. Это дорогого стоит.

21 лайк

“Электрошок тон”

Сразу выражаю свою благодарность Александру @Retweak , за любезность - доставил прямо ко дверям весьма громоздкую коробку. А так же, @referee4 за предоставленный в тур усилитель, и Михаилу @Mikeeeeeee и Дмитрию @dmitre за организацию турового мероприятия!

Открыв коробку, несколько успокоился - сам усилитель оказался не таким уж и габаритным, да и не особо тяжелым. Средней весовой категории, “в меру упитанным мужчиной в полном рассвете сил” :grin:
Внешний вид строгий и опрятный - джентельмен в чёрном атласном фраке и светлой “манишкой” из полированной нержавейки, с большой круглой “медалью” ручки громкости на груди. Я долго и внимательно разглядывал, из чего же сделана фронтальная панель корпуса. Думается, она деревянная, покрыта чёрным рояльным лаком. Обратил внимание и на “туфли” - с изящными тоненькими блистающими колечками.
В целом, производит очень приятное глазу и на-ощупь впечатление.

Однако, когда стал подключать в систему, выявились досадные моменты, несколько смазавшие первое благоприятное впечатление.
Первым делом открыл лоток с предохранителем. Там оказался какой то керамический предохранитель с довольно высоким номиналом - 3,15А. Ничего с близким к таковому в моём аудиофильском предохранительном хозяйстве не водится. Решил вернуть родной на место и слушать аппарат “как есть”. Когда стал подключать балансные межблочники, то обнаружил, что правое гнездо немного болтается в корпусе. Нашел мелкий шестигранник, но сколько не крутил, зафиксировать гнездо так и не удалось. Скорее всего, внутри корпуса гнездо притягивается гайками, которые вращались вместе с винтиками. Ну, и наплевать! - подумал я.

Помятуя о возможном сильном щелчке в наушники при включении, решил втыкать четырёхпиновый коннектор наушниково кабеля уже после включения. Если у вас, ребята, кабель с “джеком”, то втыкать “по горячему” его в усилитель не рекомендуется. Как бы не пожечь транзисторы выходного каскада. А XLR, насколько мне известно, безопасно.

Сколько не силился вспомнить, чем управляет тумблер на передней панели рядом с включением питания, под загадочным названием “Pad”, так и не вспомнил. Помню, было пояснение разработчика в ветке логистики. Полез искать. Нашел и “чуть не вывихнул себе моск”, пытаясь постичь логику его работы! Тумблер включает ослабление балансного входа. Теперь внимательно следите за логикой: чтобы включить ослабление и снизить уровень сигнала, надо тумблер поднять вверх. А чтобы, вернуть обратно высокий уровень сигнала, соответственно, опустить вниз. :crazy_face:
Кстати, забегая вперёд, данное “ослабление” балансного входа, всё равно, не уравнивает его до уровня небалансного входа, который звучит и при включенном ослаблении тише.
Почему этот хитрый тумблер располагается на передней панели, а тумблер выбора активного их двух входов располагается на задней панеле - для меня тоже осталось лёгкой интригой :thinking:
По мне так, если это не влияет на качество звучания, то выбор активного входа удобнее расположить было бы на передней панели. А выставление ослабления делается, как правило, лишь однажды, при подключении аппарата в систему, расположить на задней панели. И сопроводить его надписями: XLR Low - в нижнем положении и XLR High - в верхнем. Интуитивно понятно и читать “руководство пользователя” не придётся.

Теперь о гнезде для джека с красной кнопочкой-педалькой фиксации. Чтобы вынуть штеккер, её надо сильно надавить одной рукой, а другой вытягивать штеккер. Так вот, без помощника тут никак не обойтись. Надо чтобы кто то придерживал усилитель ссзади. Иначе его легко спихнуть со стойки. Либо надо нагрузить усилитель сверху другими очень тяжелыми аппаратами.
Я бы посоветовал демонтировать эту злосчастную защёлку из гнезда.

Вот такие слегка противоречивые первые впечатления. А о самом вкусном и интересном - о звуке, смотрите в следующей серии! :wink:

11 лайков

Могу ли попросить Вас прислать фото задних разъёмов балансных в личку. А так же короткое видео с болтанием одного из них.?

Увы, у меня проблемы с фотографированием и тем более видеосъёмкой (не чем). Они просто не туго прижаты и слегка ёрзают. Ничего драматичного! Надо же было немного покритиковать и “докопаться”. А то мне уже намекают, что я пишу только восторженные отзывы :wink:

Обнаружил случайно ещё одну для меня загадку. Перекоммутировал RCA вход на другой свой цап. А тумблер выбора входов на задней панели Фоностейжа предсказуемо забыл на XLR. Запустил трек - музыка играет как ни в чем ни бывало, хотя цап, подключенный к XLR выключен совсем.
Вопрос знатокам - что бы это значило? :thinking:

@referee4 - звукорежиссёр, отсюда и ноги растут. Это аналог кнопки PAD на пульте с её нажатым и отжатым положениями.

Примерно та же причина.
Ему, конечно, стоило при проектировании пользовательского устройства обсудить эргономику с аудиофилами/меломанами, но ничего, по ходу тура всё подскажут.

Обычно помогает такая схема: между винтом и корпусом просовываете зубочистку или ещё что-то тонкое и ей толкаете винт наружу от корпуса. Это прижимает гайку со внутренней стороны к корпусу и, за счёт трения, она перестаёт прокручиваться. Дальше закручиваете винт отвёрткой как обычно, убирая зубочистку в последний момент. На последних поворотах отвёртки винт сам успешно притянется уже без зубочистки.
Но проще, конечно, подразобрать корпус и придержать гайку рукой.

5 лайков

У меня такой же разъем на усилке, просто обхватываю штекер снизу указательным и средним пальцем, а сверху кладу большой так, чтобы кончик пальца в кнопку упирался и жму одновременно вытягивая на себя, все одной рукой делается. Может неудобно из-за того что разъем повернут на 90гр?

Наверно у меня палец мягкий, а кнопочка очень мелкая… :-1:

Да проще крышку снять и затянуть гайки. Зубочисткой не подлезешь. Я вооьще удивлен что оно вдруг ерзает… Затягивал как в последний раз живу !!! Знал же что в тур едет. Я еще и лаком капал на резьбу и гайку… :man_shrugging: фантастика кая-то.

Да, PAD , именно с пульта взято, это ослабление. Что вообще логично. Всего одна надпись над кнопкой , значит если кнопка в сторону надписи то включается Раd- ослабление. Все очень просто. Даже проще некуда.

Впишите сюда текст цитаты

Обнаружил случайно ещё одну для меня загадку. Перекоммутировал RCA вход на другой свой цап. А тумблер выбора входов на задней панели Фоностейжа предсказуемо забыл на XLR. Запустил трек - музыка играет как ни в чем ни бывало, хотя цап, подключенный к XLR выключен совсем.
Вопрос знатокам - что бы это значило?

Так я об этом писал в ЦУ. Что работать будет и так и сяк, но не совсем корректно! Страшного ничего нет. Но лучше переключать на RCA - так как в этом случае вы убираете лишнюю цепь балансного входа (каскадов на ОУ).

1 лайк