Владелец потерял к нему интерес , как только 103й стал казаться мутным пятном в собранной прозрачной аудио системе. Картридж занял место на полка в команде запасных.
Продолжаю)
103е были одними из самых частых моих гостей, это не удивительно, с 1966 года их изготовлено сотни тысяч.
Проверяя очередной восстановленный картридж (как правило, установка нового кантилевера ) я заметил , что все они звучат по разному. Я стал пристально изучать особо понравившиеся экземпляры и сразу заметил , что именно на них катушки намотаны относительно ровно и симметрично.
Я уже имел представление о том как мотаются катушки для МС картриджей , ролики в интернете есть. Сидит мастер и контролируя свою работу под микроскопом, вручную, неспеша и очень тщательно кладет виток к витку.
Но Денонов (если брать во внимание все модели) миллионы, в моем воображении нарисовались огромные цеха с рядами неумелых японцев, или китайцев, которые еще вчера торговали рыбой на рынке, а сегодня им поручили мотать катушки.
Кто то не выдерживает и возвращается на рынок , а одаренных переводят в следующий цех по намотке с индексом “R”, “S”, “D” и т.д.
Действительность оказалась прозаичней - Денон сделал для себя полуавтомат, бездушную машину - мотальщика проволоки.
Контролирует процесс не мастер, а оператор , как правило женщина, с мыслями в голове далекими он звука, от винила, да от всего аудио Мира.))
Именно поэтому ровные катушки на Деноне это 99.9% случайность, а не правило.
А жаль, в конструктив картриджа заложен хороший потенциал, который не стали реализовывать в Японии.
Типичные оригиналы от Денона :
Есть у меня один товарищ-меломан на всю голову ))
Так его удивительным образом тянуло к 103м Денонам. Причем не просто к Denon DL-103, а к его извращенным формам под личиной Макинтош, Клеараудио. Как то раз откопал без корпуса , но на серебряной крепежной пластине - серебряный звук)). Золотой , говорит, еще есть - но значительно дороже ! ))
Проникся я тогда страстью златоухого и перемотал ему катушки на убитом 103, который купили рублей за 500, как безнадежный в интернете.
Главное , что мне самому понравилось то , что получилось. Это был уже настоящий взрослый звук. ))
До этого никому в голову не приходило заказать мне перемотку бюджетного картриджда, проще было купить новый экземпляр.
Мои новые катушки выглядят так :
Звуковой генератор (основная часть, но не все) строится по принципу оптического прибора, его можно сравнить даже с глазом человека (не буквально конечно). Есть магнитное поле в магнитном зазоре это большая линза , или параболическое зеркало и есть катушка - малая линза (хрусталик). Магнитное поле должно быть сфокусировано на кончик стилуса, причем обеих катушек одновременно.
Именно тогда возникает торжество звука, все остальное вторично. Задача всех остальных компонентов системы не нарушить этот баланс, не замутнить, не оставить свои жирные, или цветные отпечатки, донести все в сохранности до акустической системы.
Вернемся к 103му , он был построен по схеме с длинным магнитом Альнико , с крестовидным сердечником катушек и намотан тонким проводом , что ограничивало его работу с усилителями по току.
Вот он красавец, без одежды :
Схема конечно продумана, выверена и увековечена в чертежах и патенте.
Но как то прохладно отношение к ней исполнителей. Часто встречается солидная нагартовка металла на внутренней стороне отверстия переднего магнитопровода.
Все это приходится снимать в ущерб красивому “золотому” покрытию. Все ради звука ! )
Долой все заусенцы и кривую намотку оставляем магнит и вот эту личинку: