Один из многих, ЦАП на АК4493 - DIY

R1 - C4 - C5 формируют ФНЧ. Т.к.

  1. LTC6655 имеет высокий шум без ФНЧ (посмотрите в даташит - удивитесь, но он хуже LT3045, например) то он обязателен. Т.е. он вообще хорош только в НЧ, где плохи обычные LDO.
  2. LTC6655 не может выдавать большой ток - поэтому резистор большой.
  3. LTC6655 нужно грузить на 10u до R1, иначе имеем bump в спектре шума (указано в даташите).

R5 и мне не понятен. Но он стоит у всех. :grinning:

С6 - стандартная практика для разделения КУ OPA amp на постоянном и переменном сигнале. Ставят везде (снижает КУ на высоких частотах, повышается устойчивость OPA).
С7 - выходной конденсатор, да можно не ставить. Подчеркивается, кстати (источники указаны в шапке), что не нужно использовать Low ESR кондеи - возможен звон. Я поставил FineGold. В симуляции LTSpice это видно, кстати. Не зря советуют.

По Wima - согласен. Можно и RC фильтр использовать. Но не думаю, что это что то сильно изменит.

Если интересно, могу выслать файл LTSpice поиграться.

UPDATE
Обвязку LTC6655 я, кстати, просто взял из рекомендаций ESS по VREF. Но там схема без выходного транзистора (только ОУ), поэтому остальное уже у Андронникова позаимствовал. Первый вариант совсем плох был.

1 лайк

Я RPI плохо знаю. Просмотрел инструкцию Яна - не понимаю, почему он пишет, что возможно получить 768К PCM или DSD512. По той инфе, которая у меня есть - RPI по I2S выводит максимум 192К.
Если не ошибаюсь, то речь о том, что сам FifoPi поддерживает эти частоты.
Если ошибаюсь - дайте знать плс. Я бы обязательно попробовал RPI + FifoPi. Отмел эту связку, т.к. нужна поддержка высоких битрейтов.

Если вас смутило
Works with all RaspberryPi DAC HATs and external DACs using synchronous master clock (Sync mode) to reduce jitter.
то это о другом. В Sabre возможны два режима работы - с включенным ASRC и sync-mode (чип получает MCLK по I2S). Второй режим всегда отмечается как лучший (у многих разработчиков).

по sd
https://www.diyaudio.com/forums/digital-source/194965-clock-selection-experts-2.html#post2702109
sd vs 957
https://www.diyaudio.com/forums/digital-source/194965-clock-selection-experts-2.html#post2702452

1 лайк

Спасибо.
По ссылкам приведены измерения пар 22/24МГц (важно сравнивать аналогичные частоты, т.к. фазовый шум уменьшается при использовании делителя)

Если верить этим цифрам - даже SD серия значительно лучше Crystek. Т.е. SDA должна быть просто космосом. Разница в 10 dBc/Hz (а на SDA должна быть еще больше).

Что лично меня смущает. Ниже приведены данные из даташита очень крутых OCXO Pulsar для разных частот

image

Т.е. получается, что NDK SDA серия должна быть сравнима с Pulsar и любой NDK должен быть заметно лучше Crystek.

Я не получал от владельцев NDK, Pulsar, Crystek подобной обратной связи. Но все владельцы Pulsar отмечали большую разницу с Crystek.

В любом случае - у меня есть NDK SDA 22/24 и 45/49. Проще проверить.

В SDA мэджик живет!

и это правильно

Это, кстати, крайне интересная тема. Имеющая отношение к субъективному восприятию музыки (не точности передачи сигнала записано - воспроизведено).

Я рекомендовал многим связку реклокер от IanCanada + BBB для Signalyst DSC. Человек 20 по всему миру купили и давали обратную связь по впечатлениям.

Примерно 20% понравились штатные клоки (они очень среднего качества, только для проверки работоспособности). :grinning:
IMO, разница очевидна, слышна сразу.
Но вот восприятие этих изменений различается у разных людей. Штатные лучше “подходили” под их шаблон восприятия.

1 лайк

RMS jitter - не самый удачный показатель для аудио. IMO важен фазовый шум в спектральной полосе 0 - 40К (верхняя граница условная, можно и 100К поставить).

А это платка или отдельное устройство? Как его можно попробовать?

Если по McFIFO/McDualXO то это выглядит так в сборе

image

Мануал по ссылке

Я не знаю владельцев в России, но это распространенное устройство в остальном мире.
Купить можно напрямую у Ian Jin (IanCanada на diyaudio . com).

Одна из его веток на этом сайте

Это реально крутой разработчик.
У него правда сейчас очередь из примерно 300 заказов (разные его устройства), предполагаю, что сильно загружен. :grinning:

М-да. Ну ладно.
Наверное по возможности возьму готовое устройство.

Мне кажется если дискретный стаб звучит хуже LT3045 или LT3042 то в нем какой-то косяк, обычно схема примерно такая
268182-20150905125114795-959970399
а тут какой-то странный выходной каскад из резисторов чтобы задавать напряжение

Денис, картинка не грузиться, сорри.

По поводу “кажется” - я не профи, мне проще попробовать. В лучшем случае в LTSpice симулировать - шумы, load transient, реакцию на пульсацию входного питания (понимаю ограниченность подхода и своих знаний, но хоть что то).
В симуляции - не лучше 3042/3045, реально немного лучше этих стабов, но хуже ADM7150. Но у меня есть вопросы к разводке PCB IanCanada (LT3045), по моим представлениям у LDOVR она лучше. Свой я развел по LDOVR, но PCB не заказывал и, видимо, уже не буду.

Вот схема из Lynx D78 (мануал лежит на его сайте, показана часть после ОУ до VREF)
image

Ничего не говорю про ЦАПы Андронникова (субъективное восприятие звучания его продукции), но инженер он классный.

Гроздь резисторов там, т.к. ИОН не 5V, а меньше. Поэтому ОУ следит за напряжением на одном резюке через инвертирующий вход, но напряжение нужно поднять в 2 раза.

У меня LTC6655 на 2.5V. Пробовал на 5V без резюков - не лучше.

UPDATE
Если у вас есть наработанные варианты питания - поделитесь плс ссылкой/схемой. С удовольствием опробую.

Мы пробуем по разному, я только на слух, было бы интересно понять какие отличия именно на слух между этим дискретным стабом и ADM7150, мне будет проще понять что к чему и порекомендовать что-то попробовать и изменить в схеме и элементах, может и ADM7150 этот попробую если он хорош.
Схему Андронникова не совсем понимаю, но я не любитель схемотехники и моделирования, думаю были причины сделать именно так и скорее всего является частным случаем применения для конкретной задачи

про модульность, случайно наткнулся, не знаю кто такие, но наверное с этого же начинали - Digital Audio old – K & K Audio

1 лайк

Может я сильно имхою но эта ветка скорее для вегалаба, тут народ любит более законченые устройства, которые в результате можно купить, хотя мне тоже интересно развитие

Параллельные стабы не пробовали?

Я до середины следующей недели проведу субъективное слепое сравнение. Задержка связана с тем, что хочу это сделать в наушниковой системе, но нужно несколько дней для модификации усилителя AMB Beta22.

В принципе у меня есть свободные PCB всех регуляторов, могу поделиться. Либо после экспериментов отдать на пробу и доводку те, которые я забракую.

IMO - точно не для Вегалаба, т.к. абсолютно ничего нового, интересного в моей конструкции нет. Это просто модульный конструктор для экспериментов выполненный на хорошей комплектухе (не экономил на стоимости).
В первую очередь представляет интерес сравнение измерений и субъективного восприятия. Т.к. я могу контролировать и измерить влияние любого элемента конструкции.

Мне интересно для себя ответить на вопрос - какие показатели вообще “слышны” в слепом тесте, если слышны то как воспринимаются именно мной.

Я много читал на эту тему, есть гипотезы (разные). Интересно было бы их подтвердить / опровергнуть (для себя).

2 лайка

На первой стадии экспериментов - Salas Reflector D 5V на аналоговых линиях + VREF. Он не удивил, скажем так по THD и шуму (рост гармоник). Вероятная причина - длина проводов. Текущие LDO просто втыкаются в плату, Reflector требует 6-7 см. Хотя я использовал соединение Кельвина (4 провода), по мнению Salas-a это может влиять.

Слепой тест по нему точно делать буду. Salas считается очень хорошим представителем параллельных регуляторов.

UPDATE
Salas, кстати, рекомендовал мне снять все конденсаторы вообще на линиях питания на стороне ЦАП (оставить не более 1 uF). Попробую однозначно.

2 лайка

Мне вот тоже этот момент крайне интересен. Пока я придерживаюсь мнения что нет прямой связи - меньше искажений- лучше звучит. Есть разные виды искажений и их влияние на восприятие не однозначно, порой с большими искажениями воспринимается в разы лучше. Например это наблюдается в ламповых усилителях, где важны не столько искажения в целом а их баланс , и спектр. В цифровой технике ещё лет 15 (или более) назад Алексей Маланин из Пурпурного Легиона собрал оценочный DAC на ad1862 с использованием SHARC это , для того времени был очень прогресивных проект. Так вот фишка была в том что джиттер можно было эмулировать программно . Так вот были проведены множественные “слепые” прослушивания , где во время прослушивания джиттер менялся от 2пс до 5000! Результат был крайне занимателен.

5 лайков