KT88 или EL34

Есть много тем про разные лампы, а такой важный вопрос в Баре до сих пор не обсуждался. Два представителя наиболее популярных (в мэйн-стриме) ламп, иногда даже могут заменять друг друга в одном усилителе!

Вопрос на повестке дня - как можно описать разницу в звучании KT88 и EL34?

Вот юноша говорит, “хочу попробовать лампу”, ему в ответ “начинай с пушпулла, да помощнее”. Ну а за этим столиком поможем ему получить ответы на остальные вопросы.

Аргументы вроде “всё зависит от конкретной схемы и её реализации” опустим, так как они не приближают Юношу к ответу. Предлагаю абстрагироваться от схем и попробовать описать “общие признаки”, например, какой можно ожидать эффект от замены одних на другие в одном усилителе, или как могли бы звучать усилители с похожей схемотехникой, но подстроенной под конкретный вид лампы.

Например, “универсальные” усилители можно найти у PrimaLuna (Dialogue, Evo), Cary Audio (SLI-80), Cayin (MT50, CS55, CS-100), а “специфические” на обоих нашёл у Ayon - Scorpio XS / Scorpio KT88, Cayin - MT-34/50, Line Magnetic LM-211IA / LM-216IA.

У Audio Note нашел только на EL34 (Cobra), но и это не основное их направление.

У Manley нашел только на EL34 (Snaper).

Хорошо ли, если усилитель принимает обе лампы, или лучше определиться заранее и взять заточенный под одну?

Поможем Юноше определиться!

Заодно можно обсудить, почему McIntosh никогда не делал усилители на EL34 - они что-то знают?

9 симпатий

Интересная тема.
KT88 по сложной гамме итоговых впечатлений за аудиожизнь - есть лампа, нивелирующая свойство оной как усилительного элемента.
Если проще - то смысла не понял. Проще каменный усь подобрать.
El34 тембрально более ламповая история.

Как оно на Маках не вник.

3 симпатии

У меня есть эта самая Прималуна

AutoBias will automatically adjust itself! In addition to KT88s, you can use 6550, KT90, EL-34, KT77, 6CA7, 6L6GC, KT66, 7581, EL37, and any of their equivalents.

Но я пока не пробовал, так как у меня только КТ88. Есть еще правда EL37 Mullard, но их у меня всего три, одной не хватает.

Пробовал ставить 34ки вместо кт88/6550 у себя. Не зашло, подробно не вспомню уже как там было.
Как то давненько еще, брал на тест драйв усь на 34, мне понравилось, но, этот же усь рассчитан и на работу с 88. С ними не слушал его. Так что тут помимо ламп еще влияет и схема.
Оба усилка были с фиксированным смещением.
И еще насколько знаю, не комильфо ставить более слабые лампы вместо более мощных, хотя я в этом нуб и могу ошибатся.
Да и вместо кт88 ставить кт150 например тоже тот еще аттракцион :fireworks:
Более компетентные товарищи думаю разьяснят популярней.

3 симпатии

88 - больше драйва, агрессивнее. 34 - больше мелких нюансов и красок, нежнее. (Audion’ы Sterling…) Я, когда-то, выбрал именно с 34ми лампами. Жалею, что продал)))

Собственно я почему озадачился этим вопросом. Имеется усилитель на KT88 (LM-216IA) и желание попробовать ЕЛки, но, возможно, для этого придётся продать имеющийся, и хочу оценить риски. КТ88 лампа, как я понял безкомпромиссная - в ней есть всё - бас, динамика, мэджэг. От ЕЛки жду больше меджика, но боюсь где-то потерять - бас, контроль акустики, или каша на музыке чуть посложнее?

Как разработчику, мне близка эта тема, поэтому, тоже хочу поучаствовать.
Сначала личные эмоции - я не очень люблю звук EL34, если абстрагироваться от схемы, то я бы назвал звук EL34 “гитарным”. Лично мое мнение, то этой лампе самое место в гитарных “комбиках” и вообще в гитарной усилительной технике. Работа на мягкий перегруз, когда начинаются первые искажения от клиппирования - это самое то, что нужно на рок-концертах и т.п. Что касается лампы КТ88, то эта лампа “прозрачна” и “нейтральна” (разумеется на мой вкус и слух). Она отлично работает в РР-усилителях и обеспечивает замечательное соотношение между выходной мощностью и своей ламповой природой (я про то, что мощности EL34 для музыкальных применений часто не хватает, а вот КТ120-150 порой уже сильно избыточны). Раз уж тут пошел “вкусовой” разбор, я бы всем рекомендовал послушать лампу КТ66. Она не такая раскрученная и популярная, как все остальные, но если у вас чувствительная акустика и вы не гонитесь за ваттами, то КТ66 по моему опыту обыграет с большой форой и 34 и 88.

Теперь немного технической части:
EL34 обычно используется при пониженном (относительно КТ88 анодном напряжении, навскидку, порядка 350В), в то время как КТ88 играют и при +450В запросто. Поэтому, если вы не сильны в схемотехнике и не знаете, что у вашего усилителя внутри, я не рекомендую ставить EL34 туда, где до этого играла КТ88. Рискуете повредить и лампу и усилитель. Наоборот можно, если усилитель работал с EL34 и вы решили поставить КТ88, ничего страшного не произойдет, просто лампа будет работать в недогруженном режиме, возможно, в неоптимальных условиях. Некоторое время назад я занимался моделированием и макетированием универсального усилителя, который бы принимал все типы ламп этой группы и составил вот такую таблицу, возможно, многим это будет интересно. Все эти лампы одного поля и отличаются лишь незначительно, а я в очередной раз рекомендую всем послушать КТ66. Всем удачи!

18 симпатий

Тут есть секрет небольшой - вместо el34 можно поставить кучу крутых ламп, даже если они сами по себе не понравятся, так что вы не сильно рискуете

Возможна замена КТ88 на КТ66 или имеете ввиду усилитель именно на КТ66 ?

1 симпатия

Это прям хороший взгляд, разделяю мнение.

Отличная тема, как раз сижу подбираю лампы к своему усилителю Cayin ha6a. Он в базе идёт с двумя парами ламп ел34 и кт88, с переключателем при смене ламп. На борту так же есть переключатель режимов триодный/ультралинейный. Так вот кт88, особенно в УЛ режиме действительно звучит как транзистор. А вот ел34 в триоде прямо насыщенна гармониками чётного порядка и имеет очень мягкое звучание… приложу таблицу из мануала по совместимым лампам к моему усилку, может кому будет полезно.

4 симпатии

По электрическим характеристикам КТ66 близка к EL34. Я не могу гарантировать, что прямая замена КТ88 на КТ66 не навредит, но если схемотехника усилителя это позволяет, я бы рекомендовал попробовать это сделать.

Если можно, каких - и чем они круты? :slight_smile:

КТ66 :ok_hand:
Особенно если использовать оригинальные винтажные G.E.C. По умению утонченно работать они значительно интереснее новодельных КТ66. В этой лампе гармонично сочетается напор и деликатность. Не смотря на то, что принято считать, что эти лампы больше подходят для двухтактного включения, они отлично голосят в однотактном включении.

Менее универсальная, но еще более изящная и с лучшей артикуляцией (особенно на вокале) это винтажные EL37 Mullard.

3 симпатии

Т.е. ЕЛка просто лучше, или у каждой есть какие-то свои особенности, плюсы/минусы?

“Звучит как транзистор” в ламповой теме считаю скорее недостатком (можно же тогда транзистор взять). (не противоречие вашим словам, просто констатация факта)

Хотя, если представить гипотетическую ситуацию, что дома вдруг оказались какие-то тугие колонки, и никакие ЕЛки их не берут, то прям очень кстати :slight_smile:

EL37, EL38, 4654, 6BG6 - эти лампы интереснее даже очень хороших EL34, на мой взгляд. Наверняка есть и еще какие-нибудь. Чем? Больше масштаб образов, больше энергии, больше нюансов… Но понятно, что даже в рамках одного типа лампы могут отличаться, надо экспериментировать

2 симпатии

У меня на Cary SLI-80 это оказалось возможным - отрегулировал ток и вперед. Нюансов, верха и деликатности больше, чем у KT88, а мощности меньше.

елка у меня EH русская и она по краям диапазона проигрывает кт88, в т.ч. напор и скорость хуже…а для тяжелых жанров это важно, поэтому слушаю на кт88 всегда… Но планирую прикупить несколько вариантов ламп и ел34 в частности и оценить уже пошире

1 симпатия

Ждём результатов! :+1: