– Но хоть начал-то ты скромно? - спросил Снаут. - Разные наркотики, яды, приемы вольной борьбы, а?
– Не будешь же ты меня убеждать, что не попробовал веревки или молотка? А чернильницей, случайно, не бросался, как Лютер? Нет?
Станислав Лем. Солярис.
Audio Note AN-CD2 upgraded
Апгрейд своего AN-CD2 я запланировал очень давно, но как водится, то одни, то другие более наcущные житейские проблемы отодвигали это действие сквозь годы.
Началось всё действительно скромно. В тот день мне вздумалось лишь проверить, прилипли ли ножки Iso-Puck® mini к корпусу плеера или к полкам стойки.
Нет, не прилипли. Это говорит сразу о двух вещах: о высоком качестве материала опорных поверхностей изопаков и о высоком качестве покрытия полок Coda Racks.
С одной стороны это очень хорошо, с другой стороны несёт некоторое неудобство, т.к. при вытаскивании компонента из стойки все изоляторы вываливаются наружу и ставить их обратно под аппарат довольно муторно.
Раз уж всё равно вытащил плеер на свет божий, дай, думаю, устраню глюк, который достался вместе с платой-донором. Тем более, что перед этим был ремонт двух AN транспортов - Ноликов и рабочее место было сконфигурировано для таких работ, постелено промышленнное ESD safe (антистатическое) покрытие, всё заземлено и т.п.
После включения, электроника плеера не понимала, что пикап подъехал в исходную позицию, к шпинделю и не отключала мотор передвижения пикапа, в результате чего плеер издавал непотребные звуки “трррррр-хррррр”. Правда, после получасового прогрева это проходило.
Виновником оказался драйвер мотора, что даже странно, т.к. это неубиваемая микросхема. После её замены всё наладилось.
Вот тут и началось! Плеер разобран, надо хоть что-то очевидное сделать.
Решил начать с основных электролитов питания. В стоке стоят CapXon и Samwha.
Ну, непорядок же! Надо поставить расово верные Audio Note.
Сказано - сделано.
Выглядеть стало красиво… и не более того. Вопреки ожиданиям, серия АН Стандарт в CD плеере вообще ничего не дала. Послушав его некоторое время с новыми электролитами, понял, что хуже не стало, но и улучшений никаких не произошло. Получилась бессмысленная трата сил и времени.
А что не KAISEI? А то, что компоновка платы никак не сочетается с габаритами новых Кайсей, а сверлить какие-то недокументированные отверстия я не намерен.
Вот тут видно, что габариты (диаметры) электролитов ограничены.
Стало понятно, что быстро и просто не получится, а значит, надо настроится на некий продолжительный процесс, заодно воспользоваться случаем и поэкспериментировать, т.к. привычные алгоритмы апгрейда усилителей отличаются от таковых, для CD проигрывателей.
Забегая вперед, скажу, что пришлось три раза переделывать, пока всё заработало так, как хотелось.
Решил не жадничать для себя любимого и установить благословенные Black Gate™.
Входной конденсатор в анодном питании лампы всё же оставил AN Standard.
После суточного прогона, я опять остался недоволен результатом. Ну никак не приживается “стандарт” в этом проигрывателе. К тому же, здесь удвоенная входная емкость скорее убивала звук, чем добавляла что-то полезное.
В закромах был найден настоящий японский Nippon Chemi Con нужного номинала.
Три BG поменьше были сначала одинаковые, 4700/16, что являлось некоторым риском, так как на два из них приходит по 20 вольт. Я не сомневаюсь, что BG спроектированы с приличным запасом, и превышение в 4 вольта никак не сказалось бы не только на их работе, но и на долговечности. Однако избыточная емкость и тут была не на пользу, поэтому я заменил их на 2200/35. По фен-шуй.
BG VK из-за диаметра надо было немного сместить в сторону, и чтобы ничего не сверлить и не обкусывать ножки, он был установлен на резиновое кольцо прямоугольного сечения, под которым комфортно расположились удлинители ножек.
Большие емкости по правилам положено как-то приклеивать к плате, чтобы снизить или убрать их собственные вибрации. Мне в этом помогает американский клей Tapeswitch ®, доставшийся когда-то в ЗИПе к промышленным установкам. Его уникальность в том, что он не застывает в камень, а десятилетиями сохраняет пластичность. Пара капель на донышки электролитов и они надежно демпфированы. И при этом, их можно аккуратно демонтировать, если понадобится, не мучаясь с окаменелым клеем.
Довольно досадная промашка, допущенная при проектировании лампового выхода - выбор и расположение анодных резисторов.
В стоке стоят 1 ваттные Бейшлаги, которые неимоверно греются, что усугубляется их скученным расположением. Мало того, что при таком нагреве у них уплывают номиналы и сильно повышается уровень шума, но со временем из-за этого сильно деградирует пайка их выводов к плате.
В моем экземпляре припой стал хрупким, ножки окислились и контакт был уже плохим.
Обычно до такого не доходит, но вероятно прошлые горе-катальщики вставляли в эту плату какие-то неподходящие лампы, что и привело к таким последствиям.
Поэтому резисторы в обязательном порядке заменяются на 2-х ваттные танталовые.
На этом фото хорошо видно, что стало с платой от такого перегрева.
В катоды выходной лампы вместо шмурдяка поставлены BG и танталовые резисторы.
В стоке, перед лампой на каждый канал поставили П-образный фильтр, из двух полистироловых конденсаторов и (о, ужас!) индуктивности 330мГн в ферритовом стаканчике, из непонятной проволоки. Прямо на пути сигнала.
Смысла в этих фильтрах, прямо скажем никакого. И я их наконец выпилил. Индуктивности + по одному конденсатору 82пФ. Вместо индуктивностей поставил серебряные перемычки. (Они видны с нижней стороны платы).
Выходные конденсаторы - медная фольга / бумага в масле. Но они уже были. Можно сказать это был мой первый авторизованный апгрейд AN, т.к. когда я купил себе этот плеер, Питер лично прислал мне два этих конденсатора со словами: “обязательно замени зелёные пластмассовые, это совсем другой уровень звучания”.
Следует отметить, что это очень редкие теперь конденсаторы, которые отличаются от тех, что к настоящему времени частенько дают утечку или даже КЗ, и это не брендированные Jensen.
По замерам и прочим признакам они практически как новые. Есть мнение, что эти толстые и короткие конденсаторы делали в Японии.
Осталось их только заново закрепить.
Самым приемлемым способом, с учетом компоновки, оказался термоклей (впрочем, им всегда пользовались и AN и другие уважаемые производители). Да у меня и глюган не за 15 долларов и клей хороший.
Замена RCA гнезд оказалась весьма приятной.
Дело в том, что в стоке гнезда в пластмассовых корпусах впаяны в плату, и саморезами к ним прикручена задняя стенка, вот так:
Таким образом задняя часть платы закрепляется к задней стенке. Если убрать гнезда, то плата начинает провисать и болтаться.
Но не в данном случае! Конечно это совпадение, но всё как будто было заранее придумано для установки новых гнёзд.
Земляные контакты с кольцами удобно припаиваются к плате и впоследствии, при закреплении гнезд, надежно удерживают плату от каких либо шевелений.
А отверстия в задней панели точно соответствуют изолирующим шайбам серебряных гнёзд.
Регуляторы напряжения тоже были “облэкгейчены”.
Собственно, регуляторы тоже планировалось заменить на супермалошумящие, и я даже закупил датские NewClassD, только когда заказывал, “думал о чем-то возвышенном” и зачем-то купил все одинаковые, а надо было на разные напряжения и разной полярности.
А теперь вот думаю, может оно и к лучшему. При таком количестве Black Gate на борту, замена хороших родных регуляторов с большой вероятностью мало что дала бы. Только лишняя работа. Хотя… может быть, когда-то в будущем заменю, для самоуспокоения, если заняться больше будет нечем.
Питание в AN-CD2 не такое уж и “слабое”, как думается некоторым. Есть три отделные ветви - питание лампового выхода, питание DAC-a и питание электроники транспорта.
Тут я тоже решил поэкспериментировать. Лукаш Фикус, да и многие другие очень сильно топили за твердотельные конденсаторы OS-CON ®, который до недавнего времени делала фирма SANYO. Прям рассказывались чудеса про то, как раскрывается звучание аппаратов, если все входы питания всех микросхем обвешать осконами вместо обычных электролитов. Да и выглядели осконы Саньо красиво.
Но у меня всегда было некое предубеждение к ним. Какие-то копеечные конденсаторы, которые надо применять на материнских платах компьютеров… Потом это направление было скуплено Панасоником, внешне они стали вообще страшненькими, а мое предубеждение только усилилось.
Но уж коли эпоха BG закончилась и вряд ли PQ успеет их возродить, надо себя как-то заставлять приучаться к “новым веяниям”.
И вот я щедро обсадил все микросхемы лучшей серией SEPC… Уродцы.
К слову, решил ставить мелкие детали на гнутые ножки, как любили делать японцы в годы расцвета аудио. А для это есть специальный инструмент, как например вот эти клещики:
В общем, осконы оказались вещью в себе и рекомендации обвешивать ими все чипы, по меньшей мере, странные.
Звук стал какой-то разваливающийся, тщедушный и неуверенный. Ну это ладно. А вот электроника транспорта, до этого работавшая как часы, стала просто придурковатой, теряла трек, скакала, некоторые настройки перестали работать. А ведь осконы были поставлены только по питанию, больше нигде.
Музыка начинается здесь
Небольшое отступление, уж коли затронули каскады, которые для простоты называют “серво”.
Так вот ничего простого там нет. И там не только servo, т.е. “вжик-вжик-туда-сюда”.Сами транспорты, т.е. шасси с моторами и лазерным пикапом по большому счету довольно примитивны и одинаковы. Есть несколько концепций построения этого железа, но сути это не меняет.
А вся суть в том, каким набором специализированных микросхем всё это обслуживается. Обычно это четыре - пять чипов с разными, взаимодополняющими функциями. И среди них есть самый главный чип (как у нас их раньше называли БИС), который собственно и определяет, как звучит привод.
В темах про выбор лучшего CD проигрывателя и транспорта люди тысячами ломают копья выискивая разницу в чипах DAC, сетевых трансформаторах и еще бог знает чём и никто не обращает внимания на чипы, обрабатывающие сигнал, идущий от пикапа.
Однако ж музыка рождается именно в них. И если чип неудачный, с неоптимальными алгоритмами, ошибками или дурными решениями в обвязке - всё! Звука не будет, какие бы дальше чудесные даки, операционники, лампы и абажуры ни стояли.
Фирма Unimax, которая разрабатывала CD2 по ТЗ Audio Note, к счастью использовала очень неплохой чип SONY CX2500. Из описания становится ясно, насколько важен этот чип.
Среди много прочего, от чипа зависит джиттер, демодулирование потока с лазера, коррекция ошибок на основе кодов Рида-Соломона, вывод цифрового потока для дальнейшей обработки (т.е. в DAC) и т.д.
Возвращаясь к OS-CON-ам - здесь им делать нечего. Все убрал к чертям собачьим. Настройки заработали, звук стал полноценным. Более того, выборочно промеряв ряд электролитов в этой части, обнаружил, что оригинальные Кеми Коны корейского производства находятся в прекрасной форме, а некоторые даже лучше по характеристикам, чем современные новые японские Рубиконы, которыми я собирался всё это отрекапить.
Как-то сразу вспомнились всякие “диванные эксперты”, которые мнят себя “гуру по замене головок” после покупки пикапа на алиэкспрессе и перетыкания шлейфов. Если повезёт, то плеер будет опозновать диски и даже играть, благодаря гениальности японских инженеров, создавших такие удивительные чипы с большим зазором терпимости к отклонениям характеристик пикапов. Но хорошо играть - не будет.
Настройки имеют принципиальное значение. И для этого недостаточно иметь сервис мануал и прочитать какую-нибудь книжку по ремонту CD. Нужен опыт и навык, т.к. часто сервис мануала просто нет в природе, как в случае с AN, или процедуры, описанные в нем не слишком соотносятся с реальной жизнью.
Качество звука очень зависит от регулировок. Чем качественнее фокусировка и трекинг, тем лучше считывание и меньше выпадений данных, а значит, нет коррекции ошибок, нет интерполяции, упрощения звука.
Кроме этого нужно найти весьма тонкую грань между минимальными токами управления катушек линзы и устойчивым считыванием. Если загрубить управляющие токи – читать будет всё, но звук убьется, т.к. шум от управляющих токов и самоиндукции катушек будет распространяться по питанию и в виде ЭМ наводок на все каскады CD плеера, вплоть до самого выхода.
Мда-с…
Ну, аналоговое питание любимого DAC AD1865N я тоже освободил от нелепых осконов и поставил туда Black Gate.
Оставил лишь пару осконов на чисто цифровом питании.
AD1865N не стал менять на грейд “K” (хотя они у меня есть).
Может быть… one day.
P.S.
Развлекаться можно и дальше, поставить супер прецизионный тактовый генератор, кенотронное питание лампы, раздельные силовые трансформаторы. Место позволяет.
Вопрос - надо ли?