Винил + Кассета + CD + файлы и потоковые сервисы — ищем правильное сочетание


(стерео бармен) #1

Бессмертная тема! Хочется сосредоточиться на сильных сторонах каждого носителя. Понятно, что бесплатные FLAC никто не побьет по стоимости носителя и копирования, но…

Есть и другие аспекты, кроме цены носителей и цены устройств проигрывания. Например, мастерство мастеринга:

Вообще в 1992 году встать на пути марктингового цифрового тепловоза было довольно сложно!
Я добавлю мою любимую цитату из Мартина Колломса, хорошо он все подытожил в статье 1992 года в Stereophile. А это время уже растапливали печи, в которых готовились сжечь весь винил :grin:

«При всех измеренных недостатках винила, которые легко обнаружить в тестовой лаборатории, в сравнении с компакт-диском и его идеальными характеристиками, винил мощно и без напряжения доносит музыкальное содержимое, при этом сохраняя фундаментальную ритмическую стабильность и твердость. Интересно, что такой характер звучания более устойчив, чем в цифре. Выдающихся результатов с аналоговых источников можно достичь без особых проблем. Можно подобрать много зарекомендовавших себя, но при этом недорогих компонентов, которые будут радовать при прослушивании. С аналогом, вы можете даже сквозь дефекты звучания слышать суть музыки (strong musical message), при этом подчеркивается ритм, темп, музыкальный поток и вы погружаетесь, вовлекаетесь в прослушивание.

Цифровое аудио, напротив, очень «нестабильный» носитель. Превосходство в звучании трудноуловимо, в то же время прослушивание цифровых источник довольно быстро наскучивает, а недостаток вовлеченности ведет к тому, что возникает замещающая деятельность. Мозг, чтобы занять себя, начинает выискивание особенностей звучания и сравнивание с предыдущим опытом прослушиваний. Можно провести аналогию с изобразительным искусством и анализом техники мазков кисти старых мастеров. Одержимость, акцент на технических мелочах оттеняет важность целостного восприятия. Это легкое, ритмическое изящество хороших аналоговых источников указывает на величайший парадокс цифры (по характеристикам все великолепно, но слушать неинтересно).

… После прослушивания более 250 цифровых продуктов, оказалось что цифра на удивление слаба в передаче целостного, экспрессивного звучания, страдает взрывная динамика, передача темпа, уверенного и оживленного ритма.»


Разница между «включил музыку фоном» и «слушаю музыку» — Стив Гутенберг
(стерео бармен) #2

Да и вообще, как говорил старик Маклюэн (1964)
Слушаю кассеты и рассылаю вам месиджы!


#3

Да ладно, он перегнул. винил не винил цифра не цыфра. главное все реализовать правильно и удачно.
Но сейчас думаю винил уже поди станет вечнее в эпоху сыпящихся сд плееров.
походу будет только винил и компьютер.
Вон глядите на Юрия Волобуева например. У него комп и вертак рега (если она вообще есть еще в системе) И это не конец, Я слушаю компьютер часто. Иногда даже проще найти запись в гугле чем ящиках с пластинками. И это на самом деле хорошо.Стронг музыкал мэссадж он такой, может придти неожиданно даже хоть с чего. С радиоточки или с тачки мимо проезжающего чувака.
Я вот например стронг мэссадж вчера получил от выступления группы чайф и песни бутылка кефира полбатона. Причем на концерте я их не был. Они На набережной очень громко пели и у станции метро вся песня очень даже лавала все что нужно. шахриновский голос слышан был , его фиг подделаешь, очень дрессированный с луженой глоткой чувак.


(стерео бармен) #4

Неее, Rega уже нет, не выжила.
Не скажу за Юру, но чтобы переиграть компом нужно очень много. Непреодалимо много, ну или Metrum купить :grin:


#5

я воще в регу не верю и в комп не верю. и наверное даже ни во что не верю.
но пользуюсь. всем перечисленным кроме реги.
метрум не слш. но стремиться не планирую к нему

почему Бато на форуме нет? я уже почти как он стал говорить


(Quiet man) #6

Винил стал популярным потому что 1. цифра пока далека от совершенства; 2. подросло поколение, которое видело своих виниловых отцов и теперь стремится быть похожими на них. Ну и те, кто не дернулся и пересидел весь аудио-катаклизм 90-ых со своей виниловой коллекцией, но таких единицы.
До всеобщего стримингового царства, мне кажется, тоже очень далеко, поскольку существующие сети не выдержат настолько возросших потоков передачи данных.


(Radoslav) #7

У меня сыну 6 лет. Слушаем сказки, в т.ч. на виниле. Есть “Приключение в страну Мульти-Пульти” на виниле и в рипе. Ставлю рип, т.к. удобнее. Позавчера получаю вопрос - почему на пластинках не слушаем - говорит лучше (!!!). Отвечаю что удобнее и ловлю себя на слове. Такие дела. Воспитание - наше все.


#8

Я так скажу, действительно, что ни делай, цифра не переиграет винил. Никогда. Все эти разговоры про «аналоговое звучание» того или иного цифрового компонента есть спекуляции или некомпетентность говорящего. Значит ли, что нельзя получать удовольствие от музыки с компа? Конечно нет. Винил перестает «переигрывать» цифру в тот момент, когда вы перестаете сталкивать лбами винил и цифру. Просто слушаете, и все. И в этот момент вы имеете с цифрой и message и все остальное.

Это в том числе касается упомянутой статьи Колломса. Он, конечно, дико проницательный чувак, и это его статья, конечно, самая классика. Конечно, в любой статье можно усмотреть повод для критики. Смотреть, прав он или неправ, нужно обязательно в разрезе времени, конкретного периода. И здесь я выскажу такую мысль, ваше дело соглашаться с этим или нет. У нас формируется привычка к определенному звуку. Сегодня этот звук цифровой, так получилось.

Даже те, кто начинал в свое время с винила. Их мозг уже «перестроен». Многие винил даже и не слушали. Для них это всего лишь назойливый треск и пресловутая «плохо звучащая последняя дорожка», которой они никогда и не слышали, но о которой знают. Более того, сейчас всерьез говорится о том, что компакт-диск, являющийся, вообще говоря, проклятием цифровой эры, на самом деле носитель тру-ценностей, объект почитания и вещь, имеющая в основе своей duhovnost’ ™. В противовес неиграющим компам. А все почему? Привычка. Иными словами, привычка – это накопленный опыт. Компакт-диск звучит хорошо, а компьютер – плохо. Он новый, ату его. Примерно такая же история была вначале противостояния винил – цифра (CD). Как раз в эту эпоху написана статья Колломса. Люди, привыкшие к звуку винила и пленки, послушали цифру, и она показалась им очень непривычной, причем в плохую сторону. Иными словами, у них не создалось того, что я называю «референтной точкой». Что это такое, я объясню сейчас ниже. Но сначала рассмотрим обратный эффект. Мы, привыкшие к цифре, берем (внезапно!) хороший виниловый тракт, и… вот оно! Новые («новые») горизонты звучания взрывают наш мозг: винил не просто лучше, а ЛУЧШЕ. Где здесь объективное превосходство, а где психология? Ответ неявен. Налицо лишь наличие референтной точки. Референтная точка – это такая совокупность условий, при столкновении с которой опыт индивидуума оказывается существенным образом (то есть, на величину, превышающую некоторый необходимый минимум) обогащен. То есть, изменен, переработан, переосмыслен. В этом случае индивидуум чувствует ГРОМАДНОЕ превосходство нового опыта над старым. Появляется «играющий новый» формат, компонент в системе и т. д. в противовес «старому, уже не играющему». В смысле перехода с винила на цифру, и далее с CD на комп этого не произошло по причинам, описанным Мартином в своей великолепной статье. Иными словами, новый формат оказался чуть хуже, но удобнее. Этого оказалось достаточно для массового перехода на новый формат, но недостаточно, чтобы объявить его эксклюзивом. А вот обратный эффект достигается очень легко. Достаточно перескочить некий порог, и вот уже превосходство винила кажется совершенно неоспоримым, и «переиграть» его невозможно. Та же история происходит с винтажными компонентами. Они предлагают нам иной, новый опыт и message в другой редакции. Референтная точка потому так и называется, что является некоей вехой в сознании, новым отсчетом, относительно которого индивидуум начинает поиск нового опыта. До следующего, очередного, скачка.

На деле, для человека – чистого холста, если представить его существование, преимущество может быть вовсе не столь явным.

А для человека с опытом и своими заморочками, конечно, нужны усилия. Усилия как надо системой, так и над слушателем. Усилие создать неплохой цифровой тракт. Усилие перестать слушать звуки вместо музыки, а это тяжело, так как вся современная индустрия приучила нас слушать звуки и оценивать технические, по сути заумные и поддельные, то есть, не иллюстрирующие настоящее качество донесения музыкального смысла, параметры звуковоспроизведения. Это, на самом деле, тяжелая задача. Если ее выполнить, приложить эти усилия, то погоня за форматами и их сравнение перестают быть навязчивой идеей. Это вопрос более психологический, нежели объективный. Не более, чем игра ума. Умейте переиграть свой ум, и все наладится с форматами.


Меломан или аудиофил. Размышления на тему.
#9

Вы преувеличиваете потребности в чистом аудио, оно по сути никому (99%) не нужно без визуальной составляющей. Остальное уже давно ушло на ютуб и стримингуется без всяких проблем.


(Quiet man) #10

[quote=“yurivv69, post:8, topic:159, full:true”]
Я так скажу, действительно, что ни делай, цифра не переиграет винил. Никогда. [/quote]
Частично возражу, поскольку кое в чем согласен. Согласен что если не сравнивать, то вполне можно ни о чём не волноваться. Но при сравнении “в лоб” винила, записанного в доцифровую пору, с CD или с соответствующими файлами, преимущества винила очевидны. Здесь необходима оговорка: на сопоставимых по качеству звучания аппаратах. Сравнение с цифрой современного винила не всегда приводит к очевидным выводам.
Насчет “никогда”. Забавно что “никогда” имеет сугубо практический смысл, так как сравнить просто не с чем, сейчас аналогово ничего не пишется, ценность современного винила, имеющего первоначальную запись в цифре, мягко говоря, сомнительна, такшта… все плывут параллельно :slight_smile:
Насчет “плохо звучащей последней LP-дорожки”. Это легко нивелируется покупкой LP-проигрывателя стоимостью более 500 долларов.


#11

Ну я не писал, что можно ни о чем не волноваться и слушать спокойно абы что. Я сказал, что надо либо довольно серьезные усилия предпринять, чтобы довести до ума самодельный цифровой источник (а затраченное время = деньги), либо приобрести дорогой, хороший, брендовый, и то не факт, что будет здорово. Либо хороший дорогой CD-плейер. Тогда музыку можно будет слушать в удовольствие. А с винилом не надо сравнивать. Только невроз будет. )

Насчет современных записей винила. Есть у меня пластинка Johnny Cash “American V”, 200-гр. винил, современный. На Реге у меня играло так, что волосы дыбом становились. Я на первопрессах виниловой эры такого не слышал. Может, случайное сочетание тракта и этой пластинки, не знаю. У меня мало пластинок, а современных еще меньше. Но в цифре я подобный звук даже близко не получил. Хоть даже с Bricasti. То есть играет хорошо на цифре, кайфово играет. Но не так.


(Quiet man) #12

Еще встречаются аналоговые переиздания хорошего качества, но скоро их не станет, так как срок хранения мастер-лент ограничен временем.


(стерео бармен) #13

Пригласи Bato :wink:


(стерео бармен) #14

Дети обожают сказки на виниле. Если слушать с iPad, то младшая отваливается через 5 минут, пластинку могут за раз Алладина на двух пластах послушать. Магия!


(стерео бармен) #15

Юра, могучий пост!

Есть коммент. Шпац и Квортруп толкуют в терминах контрастов. Переход от винила к цифре не формирует референтной точки, обратно — формирует.
Контраст в звучании есть и там, и там. Что теряется?


(Eduard Leonov) #16

Есть еще важный аспект в истории с винилом, который для меня (и по наблюдениям, для других людей) имеет большое значение. Комфорт. Довольно часто об этом аспекте (точнее целой последовательности действий и манипуляций) просто не говорится. Виниловый тракт, как и пленочная фотография (особенно большие форматы) не терпит суеты. Здесь важна обстоятельность, обдуманность, душевное равновесие и успокоение. Над каждым кадром важно (!) и хочется думать, фотографии можно рассматривать часами. Та же история и с винилом, что подтверждается постами выше и детьми. Это все верно, антураж, аура, магия винила, все так и есть! Приятные тактильные ощущения, богатый, жирный звук крупными мазками без ограничения эмоций и границ познания! Но, почему мы не все там? Довольно часто я слышу:

  • да ну, пластинку нужно достать, крышку открыть, поставить пластинку, тонарм поднять-опустить…ну, вы поняли! А с цифродевайсом: кнопку нажал (порой и кнопка лишь виртуальная) и сразу музыка! И старик-винил скромно уходит в пыльный угол! Один мой друг, кратко и очень точно описал свое состояние одной фразой:
  • устал пластинки переворачивать! (с)
    Возможно, это сказывается привычка к комфорту цифроустройств, а быть может это просто лень, а может это скорость жизни! Скорость жизни сейчас очень высока и неспешный, задумчивый винил явно выпадает из нашего ритма.
    Я тоже лишил себя (сознательно) винилового тракта. И у меня тоже есть логическое объяснение своих действий. Для меня лично очень важен аспект сопутствующих процессов вокруг главного действия. Футуристично, но если бы в нашем городе была бы пара магазинов с выбором пластинок, то я бы сам себя подогревал, если бы было небольшое винил-комьюнити в пределах быстрого перемещения, это было бы стимулом. А по факту получилось что? Два десятка пластинок переслушаны, источник иссяк, подпитки нет, возиться одному с ибеем времени нет (лень, конечно), да и не все, что я хочу найдешь, а еще нужно ждать, пока приедут пластинки (вот он, подлый ритм жизни), итог предсказуем! За полчаса скачаны все флаки и винил-рипы, вуаля, цифра победила, музыка звучит! И ничего переворачивать не нужно! Комфорт, мать его!

(стерео бармен) #17

17 августа 1982 года опечатали первый CD — ABBA - The Visitors и понеслась! Уже 33 года этой цифры, целое поколение :grin:

Соловьем пели!

Цифровые CD имеют несколько важных преимуществ над обычными записями. Во-первых, нет поверхностного шума, данные считываются лазером, нет никаких загрязнений на ламинированной поверхности. Отсутствует физический контакт, поэтому компакт-диск не изнашивается. Цифровые записи не подвержены искажениями, которые слышны на пластинках во время громких частей произведения или около края пластинки, где звук звучит скромпрессировано. Все новые плееры разработаны для простого подключения к уже существующим компонентам, все диски совместимы со всеми плеерами на рынке.


#18

Все верно же написано, честно, без прикрас. Просто про качество звука ничего не писали. Видимо, уже тогда все было ясно сразу.


(Федя Сумкин) #19

А что у дисков плохое качество звука?
Особенно у изданных тогда, в 80-е, когда ещё не придумали компрессию, чтоб погромче шарашило.


(стерео бармен) #20

Есть разные мнение, но кажется вполне консенсус, что первые циФровые мастеринги были ужасными. Да и сейчас редко лучше.