Субъективная оценка громкоговорителей. AES20.

С.1 Терминология

С.1.1. Спектральная однородность: Баланс громкости в слышимом звуковом диапазоне частот (16 Гц-20КГц)

C.1.1.1. Окрашивание: Тональная особенность воспроизведения, например металлический окрас. Нежелателен, потому что искажается тембр инструментов. Как правило, окрашиванию подвержены относительно узкие диапазоны спектра (менее трети октавы). Окрашивание также может быть следствием акустических условий воспроизведения, которые добавляют слышимые изменения в спектр. Другие примеры окрашивания - ящичный (boxy) или назальный (honky) призвук, а также окрас, образующийся от полостей и отражающих поверхностей рядом с колонками или слушателем. Окрашивание изменяет спектр воспроизводимого звука, но не добавляет новых звуков.

С.1.1.2. Октавный баланс: Спектральные изменения громкости шириной в одну октаву (соотношение частот 2 к 1). Голоса могут быть бестелесными если подавляется октава, содержащая основную информацию в районе 160 Гц. Прозрачность (ясность) может быть ухудшена или искусственно преувеличена до визгливости, если есть изменения в октаве в районе 4 Кгц. Таким же образом, воспринимаемые эффекты, такие как сибилянты (10 Кгц), бухающий бас (100 Гц), и назальный звук (630 Гц) зависят от изменений в относительно широком спектре.

С.1.1.3. Баланс, от баса до высоких: Если есть акцент на одной из частей спектра, то результатом может быть излишне “тяжелый” или “истонченный” звук.

С.1.1.4 Ограничения частотного диапазона: Качество воспроизведения самых высоких или низких звуков с адекватной громкостью. Вопрос в том, насколько воспроизведение ограничено по краям частотного диапазона? Завышеный или заниженый уровень звука скорее всего говорит о проблеме в общем частотном балансе.

С.1.2 Сцена: Способность воспроизводить направление и дистанцию до источников звука. Сцена - это пространство где находятся все исполнители. Для воспроизводимого звука это область содержащая все звуковые образы.

С.1.2.1. Образ: Воспринимаемое на слух местонахождение воспроизводимого источника звука. Образ может быть “узким” или “широким”.

Правильно воспроизведенный голос певца должен иметь четко очерченный образ, а первые скрипки скорее всего будут иметь “широкий” образ.

С.1.2.2. Сцена: Воспроизведенная звуковая сцена это воспринимаемая область содержащая все звуковые образы. Как правило она имеет определенные размеры в ширину и глубину. Также она может иметь направленность и размер в высоту.

С.1.2.3. Местоположение сцены спереди-сзади: Восприятие сцены позади, вокруг или впереди слушателя. Предпочтительно воспроизведение сцены перед слушателем, так как это стандарт для живого исполнения музыки.

С.1.2.4. Местоположение сцены по высоте: Восприятие сцены ненатурально выше или ниже слушателя. Если в этом вопросе нет отклонений, то восприятие считается нейтральным.

С.1.2.5 Равномерность сцены влево-вправо: Восприятие неразрывности звука (подходящий материал для теста - хор) простирающегося от крайнего левого до крайнего правого края сцены.

С.1.2.6. Ширина сцены: Воспринимаемая угловая ширина сцены по крайним левому и правому краям сцены. Это параметр должен укладываться в диапазон между 30-90 градусов. Симметрия относительно точки прослушивания некритична до тех пор пока она находится впереди.

С.1.3. Локализация: Определяемое расстояние или направление (либо и то и другое) до источника звука.

С.1.3.1. Локализация образов лево-центр-право: Локализация образа на предназначенном месте. Обычно предполагаемая локализация слева и справа верная. Локализация звуков по центру обычно проблемна когда слушатель находится не по центру. Для большинства стерео-систем важен вопрос - находится ли вокалист в центре сцены?

С.1.3.2. Локализация в глубину: Возможность услышать что музыканты правильно локализуются от фронтальной до тыловой части сцены.

С.1.3.3. Разделение образов: Возможность услышать воспроизводимые образы раздельно. Для описания данного восприятия обычно используются термины ясность и разрешение. Как визуальная аналогия чтобы легче понять - пространство между инструментами. Слушайте внутренние голоса ансамбля, насколько слышны отдельные голоса или инструменты когда играет вся группа.

С.1.3.4. Открытость или прозрачность: Качество, присущее четко локализующимся образам, не имеющим воспринимаемой привязи к местоположению колонок. Это качество относится к локализации лево-центр-право, глубине и пространственности. Возможно, однако, услышать открытый прозрачный звук из одной колонки если в записи мало или совсем нет ревербераций.

С.1.3.5. Разбиение или деление сцены или образов: Локализация одного из инструментов более чем в одном месте сцены. Низкие и высокие частоты могут идти из разных мест. Также, сцена может быть разделена слева-направо или от переда к тылу. Деление сцены это самое плохое состояние равномерности слева-направо.

С.1.3.6. Стабильность сцены или образа: Правильная локализация сцены или образов статичными тогда когда это определяется записью. Локализация образа может меняться с изменением высоты звука, громкости или тембра. Локализация образов или сцены может меняться с поворотом головы слушателя или передвижениях в пределах точки прослушивания. Система может иметь высокие оценки во всех других категориях оценки сцены, но терять набранные баллы если движения головы слушателя нарушают иллюзию (точность сцены или образов).

С.1.4. Воссоздание пространства: Способность передавать узнаваемые особенности акустического пространства, будь то большие или маленькие помещения, глухие или с большим количеством реверберации.

С.1.4.1. Пространственность: Качество, относящееся к прослушиванию записи, сделанной в помещении с реверберациями. Звук должен восприниматься как открытый, не привязанный к местоположению колонок. Это восприятие играет большую роль в “'эффекте присутствия”. Пространственность как правило соотносится с нарушением фазолинейности.

C.1.4.2. Диффузность: Обычно ассоциируемое с пространственностью, восприятие ревербераций как идущих со всех направлений.

С.1.4.3. Нарушение фазолинейности: Свойство состоящее из смешанных и непостоянных по направлению эффектов достигнутых электронным смещением фаз. С нарушенной фазолинейностью образы могут смещаться и спектральные изменения могут происходить от малейших движений головы слушателя. Это как правило происходит в результате электронного смещения фазы сигнала которая длжна быть одинакова в каждом канале.

С.1.4.4. Соотношение прямого к отраженному звуку: Способность системы дать возможность услышать соотношение прямого и отраженного звука. Достаточно сложно точно воспроизвести слабую реверберацию вместе с сильным прямым звуком. Это условие касается инструментов с предполагаемой локализацией в фронтальной части сцены. Должна быть разница с более низким соотношением прямого и отраженного звука для инструментов расположенных дальше.

С.1.4.5. Размер пространства: Способность передавать слышимую разницу в размере помещений где производилась запись. Маленькая комната может иметь много отражений, но должна звучать именно как маленькая комната. Система должна передавать эту информацию. Это также важная часть “эффекта присутствия”. Чрезмерная акустика помещения для прослушивания (следствие недостаточной акустической обработки), может препятствовать передаче размера помещения записи. Слишком сильный акустический эффект в помещении для прослушивания маскирует атмосферу записи.

С.1.4.6 Спектральная однородность реверберации: Передача правильного изменения спектра рассеиваемой реверберации. Общая проблема - перенасыщенный басом отраженный звук.

С.1.5. Динамика: Способность передачи изменений в громкости.

С.1.5.1. Искажения: Эффект который приводит к появлению призвуков или изменению тембра. Не нужно путать это с шумом, который независим от сигнала. Искажения как правило являются проблемой на высоких уровнях громкости.

С.1.5.2. Максимальная громкость: Слышимый предел громкости колонок. Чем громче может играть система, тем лучше она передает перкуссионную и синтезированную музыку.

С.1.5.3. Скростной удар или “панч”: Способность воспроизвести резкий и быстро изменяемый звук, например перкуссию (ударные). Низкая способность слышна скорее как смягчение звука, чем “деформация времени”.

С.1.5.4. Компрессия: Обрезание динамических пиков без искажения. Электронная компрессия сигнала обычно применяется внутри усилителей некоторых активных колонок для предотвращения клиппинга. Их работа должна быть настолько небольшой или хорошо управляемой чтобы эффект не был заметен.

С.1.5.5. Модуляция: Слышимый эффект от компрессии, в результате которого инструменты играющие в среднечастотном диапазоне теряют в громкости когда воспроизводятся басовые ноты. Это может быть результатом электронной компрессии, клиппинга или перегруженности колонок, в последнем варианте (перегруженные колонки) это слышится как замыленная середина спектра.

С.1.5.6. Ясность пианиссимо: Способность сохранять правильный тембр во время тихих пассажей без необходимости регулировать громкость после громких пассажей.

С.1.5.7. Напряженность (натянутость) и яркость (жесткость): Чувство напряженности или раздражения на максимальной громкости. Громкие звуки не должны становиться плоскими или слишком яркими и жесткими. Это показатель способности системы воспроизводить громкий звук чисто.

С.1.5.8. Изменения тембра громких низкочастотных звуков: Обострение или увеличение жесткости в тембрах с увеличением громкости. Низкочастотные быстрые и длительные, непрерывные звуки могут исказиться в этой нежелательной манере. Как худший вариант, удар в барабан будет звучать вместо мягкого удара (”thud”) как жесткий (”blat”).

С.1.6. Усталость от прослушивания: Субъективное чувство раздражительности и усталости которое нарастает в течении длительного прослушивания. Вы хотите все выключить. Этот эффект может быть из-за спектральной неравномерности, нестабильных образов и нескольких других причин, по отдельности или вместе. Усталость от прослушивания необходимо отличать от первоначального негативного впечатления от системы после первого прослушивания. Усталость от прослушивания из-за колонок также необходимо разграничить с усталостью от прослушивания конкретного музыкального материала. Хорошие АС воспроизводящие качественные записи могут долгое время не вызывать усталости, и даже никогда не вызывать.

С.1.6.1. Время прослушивания без чувства усталости: Временной отрезок после начала тестирования до наступления усталости. 15 минут до наступления усталости это плохой результат. Несколько часов или более без усталости - отличный.

С.1.6.2. Усталость зависимая от определенного выбора: Усталость у слушателя проявляется только на определенном сочетании музыкального материала. Система имеет высокий рейтинг если большой выбор музыкального материала не приводят к усталости, либо приводят к усталости только спустя несколько часов.

С.1.7. Устойчивость: Стабильность исполнения при обычных движениях и расположении слушателя. Спектральная однородность, сцена, атмосферность могут искажаться.

С.1.7.1. Отсутствие серьёзных изменений звука при смещении от оси: локализация образов не зависит от сидения слушателя точно в точке прослушивания или при перемещении в пределах ± 0.5 метра от центральной линии прослушивания. Также это относится и в целом к месту прослушивания.

С.1.7.2. Хорошее воспроизведение звука при положении сидя или стоя : Высота точки прослушивания некритична. Лишь небольшая потеря в высоких частотах должна ощущаться при положении стоя.

С.1.7.3 Хорошее воспроизведение при вращении головы: стереокартина и атмосферность записи не ухудшаются при вращении головы слушателя в пределах 90 градусов.

Перевод 13Diver.

AES recommended practice for professional audio — Subjective evaluation of loudspeakers

C.1 Terminology

C.1.1 spectral uniformity : Desirable loudness balance of the audible range of pitches or frequencies

(16Hz to 20 kHz).

C.1.1.1 coloration: Identifiable tonal quality given to the sound by the reproducing system, for example, a

metallic coloration. This quality is undesirable because it distorts the timbre of instruments. Generally,

coloration affects narrow ranges of the spectrum (less than a third octave). Coloration can also result from

an acoustic condition that adds an identifiable character to the spectrum. Other examples are honky or

boxy colorations arising from cavities or reflecting surfaces near the loudspeaker or listener. Coloration

modifies the spectrum of the reproduced sound but does not add new sounds.

C.1.1.2 octave balance: Spectral loudness variations covering about one octave (a 2 to 1 frequency ratio).

Voices may lack body if the octave containing the fundamentals, around 160 Hz, is suppressed. Clarity

can be suppressed or exaggerated to a screechy sound by variations in the octave around 4 kHz. Likewise,

perceived effects such as sibilance (10 kHz), boomy bass (100 Hz), and honky (630 Hz) sounds are

controlled by octave-wide spectral variations.

C.1.1.3 balance, bass to treble: Emphasis of one half or the other of the spectrum to produce a heavy or

thin sound.

C.1.1.4 frequency extension: Quality of reproducing extremely high or low pitches with adequate

loudness. The question is, does the response extend far enough? Too much or too little response is better

addressed as an octave-balance problem.

C.1.2 sound-stage imaging : Ability to reproduce the sense of directions and distances of the original

sound sources. The sound stage is the area containing all of the performers. For reproduced sound, this is

the area containing all of the sound images.

C.1.2.1 image: Perceived location of a reproduced sound source. The image may be sharp or broad. A

properly reproduced singer may have a sharply defined image, whereas the first violins in an orchestra

may be expected to have a broad image.

C.1.2.2 stage: Reproduced sound stage, that is, area perceived to contain all the images. It usually has

side-to-side and depth dimensions. It may also have a perceived height direction or dimension.

C.1.2.3 front–back stage location: Perception of the stage as behind, all around, or in front of the

listener. Front stage location is the live-performance standard and is preferred.

C.1.2.4 up–down stage location: Perception of an unnaturally high or low stage location. If there is no

problem, this perception is rated as neutral.

C.1.2.5 left–right stage evenness: Perception of continuous sound (appropriate source material such as a

choir is assumed) from the left to the right extremes of the stage.

C.1.2.6 width of stage: Perceived angular width of extreme left to extreme right edges of the stage. This

width should be between 30° and 90°. Symmetry with respect to the seating position is not critical as long

as it is forward.

C.1.3 localization : Determination by a subject of the apparent direction or distance, or both, of a sound

source.

C.1.3.1 left–center–right image localization: Localization of the image at the intended location. In

general, left- and right-intended locations are localized properly. Center-intended sounds are a problem for

off-centerline listening with stereo. For many stereo systems, the important question is, is the soloist at the

center of the stage?

C.1.3.2 depth localization: Ability to hear that performers are appropriately localized from the front to

the rear of the sound stage.

C.1.3.3 image separation: Ability to hear images as distinct from one another. Clarity and definition are

words used to describe this perception. Black space between instruments is a visual analog that may be

helpful. Listen for ensemble inner voices, that is, individual instruments or voices heard while they are

playing as part of a group.

C.1.3.4 open or transparent: Quality of an image being clearly localized but having no perceptible

relationship to the location of the loudspeakers. This quality is related to left–center–right and depth

localization and to spaciousness. It is possible, however, to hear an open, transparent sound from a single

loudspeaker with little or no recorded reverberation.

C.1.3.5 split stage or split image: Localization of one instrument in more than one place within the

sound stage. High and low frequencies may come from different places. Also, the sound stage may be split

left to right or front to back. Split stage is a worst-case condition of poor left–right stage evenness.

C.1.3.6 stage or image stability: Proper localization of the stage or images as stationary when so

intended by the recording. Localization of an image may change with changes in pitch, loudness, or

timbre. Localization of stage or image, or both, may change with the rotation of the listener’s head or

movement within the normal seating area. A system could rate highly in all other sound-stage imaging

categories but be downgraded because movement of the listener’s head destroys the illusion.

C.1.4 ambience reproduction : Ability to convey the acoustically identifiable aspects of the recorded

space, whether large or small as well as dead or reverberant.

C.1.4.1 spaciousness: Perceived quality of listening within (not just to) a reverberant environment. The

sound is perceived as open, not constrained to the locations of the loudspeakers. The perception is an

important part of the ”you are there” sensation. Spaciousness is natural compared to phasiness.

C.1.4.2 diffuseness: Property, associated with spaciousness, of perceiving the reverberant sound as

coming from all directions.

C.1.4.3 phasiness: Property consisting of confusing and inconsistent directional effects achieved by

electronic phase shifting. With phasiness, image shift and spectral changes may result from small listener

head movements. It is often generated electrically by shifting the phase of signals that are identical in

each channel.

C.1.4.4 direct-to-reverberant ratio rendition (direct–reverb rendition): Ability to make audible the

ratio of direct (first arriving sound) to reverberant sound. It is particularly difficult to reproduce accurately

a weak reverberation combined with a strong direct sound. This condition exists for an instrument intended

to be localized at the front of the sound stage. It should contrast with the lower direct-to-reverberant ratio

for instruments further back.

C.1.4.5 size-of-space rendition: Ability to perceive audible differences in the size of recording

environments. A small room may be very reverberant, but will still sound small. The sound system should

be able to convey this information. This is another important part of the ”you are there” sensation.

Excessive local acoustics, the acoustics of the listening environment as stimulated by the sound

reproduction system, can inhibit size rendition. An excessively strong local acoustical character masks the

recorded ambience.

C.1.4.6 spectral uniformity (of reverberation): Perception of appropriate modification of the spectrum

of the diffuse reverberation. A common problem is a bass-heavy reverberant sound.

C.1.5 dynamics : Rendition of loudness changes.

C.1.5.1 distortion: Effect on the signal that produces new sounds or timbre change. It is not to be

confused with noise that is independent of the signal. Distortion is usually a problem only at high loudness.

C.1.5.2 maximum loudness: Perceived limit on loudspeaker output. Almost without limit, the louder a

sound system can play, the better it will be able to cope with percussive and synthesized music.

C.1.5.3 transient impact or punch: Rendition of loud, quickly changing sounds such as percussion. Poor

rendition is heard as a softening rather than a distortion of time.

C.1.5.4 compression: Reduction of dynamic extremes without distortion. Electronic signal compression is

used intentionally in the amplifiers of some self-powered loudspeakers to prevent clipping. Its operation

should be so slight or well managed that it is inaudible as an effect.

C.1.5.5 modulation: Audible effect of compression in which midrange frequency instruments seem to

drop in loudness when bass notes are sounded. This can be due to electronic compression, clipping, or

overdriven loudspeakers, in which last case it is heard as a ”blurring” of the midrange sound.

C.1.5.6 pianissimo clarity: Ability to retain the appropriate timbre during the soft passages without

adjusting the volume control from the loud passage setting.

C.1.5.7 strain and glare: Sense of strain or annoyance at maximum loudness. Loud sounds should not

become ”flattened” or ”glaring.” This sense is a rating of loudness purity.

C.1.5.8 timbre change for loud low-frequency sounds: Sharpening or ”hardening” in timbre as volume

is increased. Low-frequency transient and sustained sounds may sharpen in this undesirable manner. At

worst, a kick drum ”thud” can turn into a ”blat.”

C.1.6 listening fatigue : Subjective sensation of annoyance and tiring that develops gradually after a long

period of continuous listening. You want to turn it off. This effect may be due to spectral peaks, unstable

imaging, or a number of other problems, alone or in combination. Listening fatigue is to be distinguished

from immediate dislike of a sound system on first hearing. Listening fatigue due to the loudspeaker must

also be differentiated from listening fatigue caused by the source material. A good loudspeaker system

playing good recordings at a natural loudness will not cause fatigue for many hours, or ever.

C.1.6.1 time without fatigue: Period from outset of testing to onset of listening fatigue. Fifteen minutes to

the beginning of listening fatigue is poor performance. Several hours or more without fatigue is excellent.

C.1.6.2 selection-dependent fatigue: Listener fatigue occurring only on a certain selection. The system

should rate highly if most selections are free of fatigue after several hours.

C.1.7 robustness : Stability of performance with normal listener movements and listening locations.

Spectral uniformity, sound-stage imaging, and ambience in particular may be adversely affected.

C.1.7.1 good off centerline: Imaging performance not dependent on sitting exactly (± 0.5 m) on the

stereo centerline. This and other aspects should remain good within the listening area.

C.1.7.2 good seated or standing: Listening height not too critical. Only a slight diminishing of high

frequencies should be heard at a standing position.

C.1.7.3 good with head rotation: Imaging and ambience performance not diminished by a 90° rotation of

the listener’s head.

10 лайков

Чъё то субъективное мнение.
Усталость может вызывать что угодно. ))
Да и про уровни громкости, при котрых нет усталости, тоже не понятно. )

Именно. Посмотрите название темы.

А я думал, учебник цитируете. )

Это и есть “учебник”. По грамотной субъективной оценке аудио.

Если субъективно, то один громкоговоритель можно поставить в лучшие условия, а другой в худшие или наоборот. )
И где правда?

Правда в том, что в документе обговорены условия размещения спикеров.

Я вот только прям сейчас, навскидку могу набрасать штук 20-ть вопросов, на которых всё и застопариться. )

А где в этой простыне про вовлекатор?
Или данный момент не оценивается?

Вы страшный молодец! Дать вам электронку AES?
Но сначала рекомендую русский язык подтянуть до школьного уровня :slight_smile:

Коллективы соавторов поэтому и существуют.
Один знает о чём писать, второй знает как, а третий кому. )
А для электронки я уже старый, в ней разбираться же надо. )
Частенько встречал на работе. Одни теоретики напишут регламенты, а потом куча практиков ломают голову, как это всё, к чему то похожему, за уши притянуть. )

1 лайк

Я про электронную почту, если что :slight_smile:
Напишете им свои рацпредложения, глядишь - выступить на конгрессе позовут, станете почётным членом АЕС, будете нам интересные и новые вещи рассказывать :slight_smile: А?

Не интересно, от слова совсем. )
Просто глаз выхватил решение проблемы, которая, оказывается решается на раз.
Был с этим не согласен, высказался.
А чем они там ещё занимаются, совсем не интересно.

Набрасывайте, интересно будет порассуждать …

Интересно, это зависимый от остальных параметр или нет ? Тоесть если прочие на высоте может возникнуть усталость ?

Да фиг его знает, это ж субъективно всё. Экспертам раздаются бумажки с вопросами и они отмечают нужные пункты.

А для чего всё это?

Чтобы оценивать (если потребуется) адекватность контрольной системы для работы со звуком.

Это по идее нужно отдельную тему заводить.
И будет сплошной субъективизм.
Влезут разработчики и заставят всех строем ходить.
Ну на фиг. )

Типа субъективного паспорта?
Понятно.

Вот как раз для чего понятно. Что бы никто не “влез и не заставил ходить строем”. Тоесть строй уже есть - более менее одинаковая методика оценки - и нечего её ломать.