Проект SNAPS-TPR

Я смотрю, нет ни одной темы про Naim. Значит, буду первым.

Суть моего нового проекта отражена в заголовке, но, наверно, никому не понятна. Оставим это пока без объяснений. :smile:

1 лайк

Люди то все известные, в узких кругах! Мы все поняли: ты себе собираешь БП к 12 преду… :slight_smile:

DSC_7160 by yurivv69, on Flickr

Все началось с жажды халявы. Собственно, дико хотелось сладкую парочку, найденную на просторах германского ибэя.

DSC_7124 by yurivv69, on Flickr

NAC 42XO – редчайший пред Naim, думаю, наиболее труднодостижимая цель из сегодняшних раритетов. NAC 12 в сравнении с ним – просто завсегдатай ибэя, и даже NAC 22 выловить проще.

DSC_7125 by yurivv69, on Flickr

В пару к нему шел мощник NAP 110, пожалуй, один из наиболее высоко котирующихся аппаратов Naim по сумме показателей «качество звучания – доступность на вторичном рынке – стоимость». Не просто NAP 110, а редкий NAP 110 первого выпуска в корпусе “short chassis”.

DSC_7140 by yurivv69, on Flickr

Это был бы нереально фантастический лот, если бы не одно «но». Аппараты были заявлены как непроверенные и возможно неисправные. В то время я был опьянен серией удач и не верил в возможные проблемы. Впрочем, лот обошли стороной более осторожные охотники, и он достался мне задешево. Да что там, в принципе, цена казалась приемлемой даже лишь за один драгоценный NAC 42XO. Так что я не слишком расстроился, обнаружив, что NAP 110 действительно неисправен. Даже в этот момент я полагал, что дело всего лишь в отработавших свое конденсаторах питания…

DSC_7288 by yurivv69, on Flickr

1 лайк

Это был мой любимый дизайн. Икона стиля Naim Audio, квинтэссенция Chrome Bumper. Незабываемая внешность.

DSC_7157 by yurivv69, on Flickr

Но и внутри аппарат был превосходен. Та самая навсегда ушедшая классика на все времена. Платы кремового цвета с ручной разводкой, ярко синие конденсаторы ITT, трансформатор Holden & Fisher. Практически идеальное косметическое состояние.

DSC_7142 by yurivv69, on Flickr

Безупречная чистота внутри и отсутствие постороннего вмешательства вводили в заблуждение. Казалось, что поломка пустяковая, и вот-вот, заменив то или это, я получу его, “sweet, sweet NAP 110”. Но шло время, а аппарат молчал. Точнее, гудел из колонок как сумасшедший , что бы я с ним ни делал.

DSC_7297 by yurivv69, on Flickr

Консилиум лучших специалистов pfm безуспешно пытался помочь мне с этой проблемой дистанционно. Наконец, я почти сдался. Аппарат целый год пролежал у меня в углу комнаты, сиротливый и заброшенный…

1 лайк

После экспериментов по оживлению выяснилось, что главная деталь аппарата – а именно оригинальный и, увы, неповторимый сегодня трансформатор Holden & Fisher – жив и здоров. А значит, надежда реанимировать аппарат сохраняется. Даже с учетом того, что главные подозреваемые – выходные транзисторы BDY56 – мертвы, возможность восстановить аппарат близко к оригиналу все еще есть. Но это отдаленная перспектива. Нет ни времени, ни особого желания сейчас этим заниматься.

В то же время один проект на pfm привлек мое внимание. У меня есть корпус Naim Audio. Есть трансформатор Holden & Fisher. Известны (подобраны благодаря экспериментам энтузиастов) наиболее близкие конденсаторы в блоке питания, однозначно способные заменить (по звуку, разумеется) оригинальные безвозвратно ушедшие ITT – это итальянские банки Kendeil серии K05, того же номинала, только сегодня, в 21 веке, они в несколько раз меньше по физическому объему. Имеется диодный мост и стабилизатор. А значит, имеется все необходимое для воссоздания фирменного блока питания Naim SNAPS. Но в проекте с pfm вместо простого древнего стабилизатора использовался т. н. Tracking Pre-Regulator фирмы Avondale Audio, модель TPR2.

Я решил, что ничего не теряю, и заказал такой же регулятор. В любом случае, если волшебство и имеется, то оно состоит явно не в копеечном стабилизаторе на 24 вольта, который в Naim ставили для обеспечения работоспособности предов в более дешевые, чем NAP 250, усилители мощности. К тому же Avondale, наряду с Witch Hat, является одним из двух официальных британских дистрибьюторов Kendeil, поэтому я заказал сразу и один конденсатор K05, 10000uF, 50V. Это должен был быть single rail блок питания, как эксперимент. При этом я хотел минимального вмешательства в оригинальную конструкцию. Я полностью оставил оригинальную разводку и аккуратно удалил все ненужное. Никаким модификациям вроде дополнительных отверстий корпус не подвергался. Это был очень простой мод, реализация которого видна на фото:

DSC_1905 by yurivv69, on Flickr

DSC_1906 by yurivv69, on Flickr

DSC_1907 by yurivv69, on Flickr

1 лайк

Очень круто выглядит! А звучит? Стало ли лучше 12-ому?

И до этого доберемся. :smile:

С самого начала, помня не слишком удачный эксперимент с применением Hi-Cap, я решил сделать другую схему питания. А именно по схеме Avondale. При этом мне не нужно было пускать сигнал через блок питания, как это положено в оригинальной схеме Naim, и я сделал только выход питания на 25 вольт (то есть, только линия питания +25 вольт и земля) с имевшегося в бывшем усилителе NAP 110 (ныне получившего название SNAPS-TPR) разъема DIN 4. Но все равно в чистом виде схема Avondale на имеющемся оборудовании реализована быть не могла, так как для этого требуются, во-первых, специальные кабели, во-вторых, наличие на предусилителе двух входов – для питания от усилителя мощности и питания от Hi-Cap. Пришлось подумать. Специальных кабелей у меня не было. Зато у меня был свежевосстановленный NAC 12 без одного из разъемов. Идея пришла сама собой. Взять разъем DIN 4 и сделать в том месте не вход, а выход. То есть, продублировать с контактов материнской платы линии сигнала и землю на этот разъем. Таким образом, питание NAC 12 могло быть организовано двумя способами:

  1. Кабелем SNAIC 4 через штатный разъем (назовем его Out 1) с помощью усилителя мощности, как обычно.

  2. Блок питания SNAPS-TPR одним кабелем SNAIC 4 питает NAC 12 через штатный разъем Out 1 (то есть, туда приходит только питание), а усилитель мощности подключается другим кабелем SNAIC 4 к новому разъему (назовем его Out 2). Так как на разъеме Out 2 разведены только два канала стерео, то питание от усилителя мощности в этот момент не приходит на предусилитель.

При такой схеме предусилитель легко может питаться как от блока питания, так и от усилителя мощности, стандартными кабелями и без использования всяких заглушек и прочего мусора. Кстати, подобная переделка может быть легко организована с любым предом NAC 42, так как у того всегда имеется дополнительный, никуда не подключенный разъем DIN 4.

DSC_1904 by yurivv69, on Flickr

Для соответствия преду по дизайну я поставил вместо стандартной большой ручки включения новую алюминиевую крутилку KILO, как и на преде. Стандартная ручка, конечно, крутая, но как-то в компании NAC 12 она «не работает». В итоге система сейчас выглядит так:

DSC_1903 by yurivv69, on Flickr

2 лайка

И, наконец, о звучании. Как только я ввел в строй новый пред, мне показалось, что он самый многообещающий в смысле звучания. Чуть более прозрачный, чуть более эмоциональный, чуть более яркий, с искристыми ВЧ, но вовсе без подчеркивания сибилянтов. При этом такой же слитный и певучий. Конечно, надо понимать, что отличия в звуке от другого преда версии два (известного как «музейный») далеко не кардинальные, чуть-чуть – самое подходящее определение этой разницы. Даже скажу больше, наилучший звук я получил с новыми платами в корпусе «музейного» преда, когда проверял их работоспособность, вот так. Но тут я списываю разницу старой и новой материнских плат в основном на свежую пайку по кругу у новой, которая еще не приработалась пока. В любом случае на текущий момент пред с номером 0097 в моей системе основной. Поэтому в том числе с ним я и проводил эксперимент со вторым выходом и подключением БП.
Итак, подключаем БП. Через пару дней, потребных для хотя бы самой минимальной приработки нового конденсатора и TPR2, вывод у меня родился такой.

Основные положительные моменты применения БП: стали лучше низ и верх, вокруг инструментов появилось явственное ощущение «пространства». Добавилась та самая «чернота пауз» - вот это, пожалуй, слышно в наибольшей степени. Уменьшился hiss из колонок. Звук стал еще более прозрачным, не теряя при этом фирменной «болтованной» плотности и «наполненности». Добавилось немного “бархатистости” в тембрах. Вроде мелочь, а приятно.

Не буду обманывать ни вас ни себя, изменения есть, но они не слишком значительны. Можно ли обойтись без БП? Да запросто. Не теряем ли при этом мы что-то существенное? Не теряем. Но с БП лучше. Немного лучше, факт. Окончательный вывод можно будет сделать после полной приработки БП и преда, а также после изъятия БП из системы для контроля появившихся изменений. Но вообще, хорошее вложение 60 фунтов, разница больше, чем, допустим, между различными межблочниками или, простите, сетевыми кабелями. Так что пусть будет с БП пока.

1 лайк

Очень Круто.
Юр, открывай в Туле музей Найма :slight_smile: Создашь новое направление в туриндустрии и будешь стричь купоны с добропорядочных бритов, которые будут на автобусах ехать в Тулу, чтобы прикоснуться к корням :smile:
А то в Ярославле вон музей утюгов и часов есть, в Туле же будет музей Наймов. Прорвешься в путеводители и безбедная старость, а также медаль от английской королевы обеспечены :slight_smile:

Тендендция, кстати, по музеям налицо: http://soundup.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4406:2015-02-20-15-35-58

1 лайк

Будешь смеяться, но в шутку думал об этом. Конечно, это все несерьезно, музей это очень хлопотно и мало кому нужно, тем более такой специфический. Правда, большую часть аппаратуры продал - все оливки, 42-й и 62-й преды. Если все, что у меня было на прослушке, собрать, то маленький музей получился бы вполне, да. С ключевыми экспонатами. Выставить все в витринах, включая комплекты плат фонокорректоров, системку собрать. Рассказ экскурсовода об особенностях периодов и моделей… Шучу, конечно.

Ну хоть отснял нормально. Если что, - глянцевое издание о вехах пути - тоже вариант. Дашь рекламу на pfm и будешь продавать по подписке. Только надо сразу дорогое, в кажанном (зеленом) переплете, чтобы смысл обладать был, а не в сканах читать. А то вот продает один крендель подборку своих материалов о Linn LP12 на ибэях. Я вот купил, а sagr скачал где-то.
:slight_smile:

1 лайк

От же, неугомонный! Добился результата! Молодец, Юр, очень хорошо и гармонично вписался “новый” БП с систему! :grinning:

1 лайк

Приветствую! Как всегда! Высший пилотаж. Спасибо Юра!

Спасибо, мужики!

Ребятки, а система-то разыгрывается. Не понятно пока, правда, что именно, БП или пред №0097 после перепайки материнской платы, но возвращаться к старым вариантам пока совсем не хочется.

Молодец, Юр, как нибудь можно сравнить с моим БП :relaxed:

Спрошу здесь. Так сказать - у старших рукастых товарищей.
Имею snaps.
Хочу запитать им headline.
У napsc, которым сейчас он запитан, напряжение 18,5.
У snaps - 24.
Кабель вот этот только получается:
http://www.flashbacksales.co.uk/acatalog/naim-style-slic-cable-fitted-with-a-latching-din-plug-142.html#SID=12
У snaps один din 5.
Фото:
Слот номер 3.
Все правильно?
Ничего не сгорит?

Не сгорит.

1 лайк