Проект КдП для Quatrro - что можем предложить?

В теме "Рассеивающие и поглощающие конструкции для КДП родилось предложение:

  • провести анализ КдП участников форума
  • совместно сформулировать предложения по изменениям акустической обработке
  • воплотить их в жизнь,
  • дать объективную (измерения) и субъективную (прослушивание) оценку изменениям.

Цель - обсуждая примеры решения для конкретных объектов дать возможность участникам форума разобраться с темой акустической подготовки КдП + помочь конкретным участникам проекта в решении их задач

@Quatrro и @bogatovandrey решили принять участие.

КдП Quatrro
Жилая комната ~ 20 м2, (примерно 3,5 * 5,7 м). АС расположены по короткой стене комнаты (у окна, фронтальная стена). Расстояние между АС ~ 1,4 м.
АС - двухполоска на коаксиальных динамиках 15" Tannoy. Акустическое оформление - фазоинвертор. Объем каждой АС ~ 220 литров. Бафл широкий ~ 0,9м.

В КдП много мебели (комната жилая) - двухспальная кровать (за точкой прослушивания), мягкий диван (слева от точки прослушивания), большое кресло (в точке прослушивания), корпусной шкаф практически во всю стену (справа от точки прослуживания). На полу - короткошерстный ковролин (вся комната).

Акустическая обработка, существующая в КдП
Во фронтальных углах басовые ловушки (до потолка) - цилиндрические конструкции, частично заполненные минеральной ватой диаметром ~ 60 см.
4 диффузора Шредера 7 порядка (нижний - высота 1м, вертикальная ориентация, верхний - высота 60 см, горизонтальная оринтеция). Расположены непосредственно у АС (расстояние от края АС ~ 10 - 15 см) закрывают зоны первых боковых отражений.
3 диффузора Шредера 7 порядка ( высота 60 см) расположены на тыловой стене.
2 диффузора Шредера 7 порядка (высота 60 см) расположены на подоконнике фронтальной стены.
Между АС, боковыми стенами и фронтальной стеной (с окном) находятся открытые вешалки с одеждой, что создает дополнительный фонд поглощения (в том числе на НЧ).

Фото комнаты

Результаты измерений:
RT60 (апроксимация по RT30)

Среднее значение - 0,265 сек, равномерная во всем диапазоне. Находится ниже нижней границы рекомендованных для КдП значений (0,3 - 0,6 сек в диапазоне 125 Гц - 4кГц).

Спектрограмма распада в НЧ диапазоне до уровня шума (40 dB).

Сильные всплески на 100, 200 Гц (частично на 50) - гул лампового усилителя, который искажает измерения. Уверен, что реально их нет.
Картина, наблюдаемая на спектрограмме и RT60 не удивительна, учитывая значительный фонд поглощения в КдП.
Проблем распадом просто нет, комнату скорее можно назвать переглушенной (с моей точки зрения, конечно).
Прослушивание подтвердило - бас очень аккуратный, точный. В моей КдП проблем в этой части диапазона значительно больше.

Анализ первых отражений:
Привожу анализ импульсного отклика в диапазоне 0 - 40 мсек с уже устраненной небольшой проблемой (отражение от пола).

Картинка вполне - отражения на уровне -14,71dB от прямого сигнала (потолок и лепестки от Шредера).
Т.е. очевидных проблем нет.

Артем (Quatrro) хотел бы получить более живой, вовлекающий звук.

По моей оценке звук слегка суховат (для меня - на грани принятия), ощущается недостаток виртуальной сцены в ширину и глубину.

Последнее, видимо, связано с небольшим расстоянием между АС и заполненностью пространства между АС, боковыми и фронтальными стенами звукопоглощающими конструкциями.
Первое, видимо, связано с большим фондом звукопоглощения (перебор).

Предлагаю обсудить возможные пути улучшения ситуации в КдП Артема.

С моей точки зрения нужно:

  1. уменьшать фонд поглощения в комнате. Т.е. убирать мебель. В идеале - сначала убрать все, кроме самого необходимого для жизни (комната жилая и должна остаться такой), провести измерения и прослушивание. После чего постепенно добавлять элементы акустической обработки и мебель, контролируя изменения.
  2. Увеличивать расстояние между АС.
4 лайка

Я конечно далеко не спец в этом. Но на все вопросы ты сам и ответил.

Можно “выкроить” ещё 10-15 см, но при этом “бафл” зайдёт за Шредер. Как это отразиться? Я не знаю, но попробую.

Олег, это только моя точка зрения. Для начала обсуждения.

Я не сталкивался с ситуацией такого массового использования диффузоров. Их действительно много. Их влияние заметно.

Например, убрав два верхних небольших диффузора (сбоку от АС, стоят на больших) мы услышали заметное изменение в подаче. Хотя на измерениях этого заметно не было.

В общем я слегка растерялся на месте.

Артем очень увлеченный человек - может получиться очень интересное обсуждение.

Да… шкаф справа бы демонтировать… Но шмотки надо куда то убирать. Было бы неплохо если и план помещения будет в темах появлятся с размерами. Будет понятно можно ли что передвинуть или нет. Если получится, этот шкаф на тыловую стену передвинуть, но там наверное дверь. Если убрать шкаф, то шредеры вплотную к стене в зоне первичных отражений. А может и ковролин по всему полу не нужен, а нужен коврик тоже в зоне первичных отражений.

Артем а в левом углу шмотки может долой? Тогда Шредер к стене можно подвинуть. Еще вопрос: Шредеры из чего сделаны? Обработаны лаком?

Те шредеры, которые видны на фото - МДФ, без обработки.
Часть диффузоров (на тыловой стене) - покрашены.

На тыловой стене - двухспальная кровать.

Если убрать вешалки с одеждой и сдвинуть диффузоры к стене, то АС можно поставить дальше друг от друга.

Если Артем захочет сделать план комнаты с расстановкой мебели и выложить его - будет здорово.

Вопрос в другом - как это отразится на басе и уйдет ли переглушенность?

Ну МДФ не фанера, поглощает мало можно и не обрабатывать.

Для начала зачищать уголок с колонками-и ставить пошире.

Только из за этого переглушенность не уйдет.
По поводу баса наверняка сказать сложно - вешалки с одеждой не расчитываемый поглотитель.

Но, сначала все таки стоит увеличить расстояние между АС, а потом лечить бас. У тебя с ним сейчас все очень круто, можно экспериментировать.

Виталий.

Но если расстояние между колонок влияет только на сцену, то я наверное пренебрегу этим. Хотя честно попробую.

Так и не услышал совета, как избавиться от переглушенности помещения, диван и кресло на дрова - не в счёт…

Переглушенность в каком диапазоне?
Сч-убирайте мягкую мебель. Вч-шторы убирайте и ковры.
А это точно проблема комнаты, а не сетапа?

Ниже, расчетное значение RT60 для комнаты с такими как у тебя линейными размерами.

Очень приблизительно добавил туда в качестве фонда звукопоглощения - ковер, двухспальную кровать, кресло, диван, басовые ловушки + открытые вешалки.+ два слушателя.

Это очень грубая оценка того, что будет происходить при изменении фонда звукопоглощения.
Начальная ситуация:


Как видишь, не совсем похоже на твой график, но все таки.

Убираем диван и открытые вешалки


Становиться лучше. Разница должна быть заметна.

Мне в голову приходят два варианта, как проверить гипотезу:

  1. Правильный - просто вынести на время эксперимента диван и вешалки c одеждой.
    Измерить результат. При необходимости вынести кресло, часть басовых ловушек. Цель - получить в СЧ 0,35 - 0,4 сек (бас при этом сильно ухудшится).
    Прослушать систему - если изменения будут восприняты тобой как хорошие, думать как быть. Но станет понятна причина.
  2. Компромиссный. Т.к. в твоем случае вынести все это может быть проблемой - временно закрыть все указанное толстой полипропиленовой пленкой (будет частично отражать СЧ и ВЧ). Измерить и прослушать результат как в первом варианте. Минусы - может не получиться (у меня, например, не вышло, хотя теоретически должно сработать).
    Как вариант - может оказаться достаточным убрать мартацы и подушки (оставить только каркас дивана в комнате).

В первом варианте будет возможность поиграть расстоянием между АС.

Возможно, будут еще предложения от со-форумчан.

Заменил картинки на более пристойные.

У меня и комната похожа и расстановка тоже по короткой стене перед окном. Звук радует без всяких шредеров и заглушки. Радовать он стал, если не касаться аппаратной части, когда я выдвинул АС почти на 2 м от окна. Шел постепенно, сначала даже представить не мог, что можно жить с таким положением АС. Поиск конкреного положения конечно важен, но совершенно очевидно, что именно расстояние от задней стенки АС до стены работает на улучшение, как читаемости нижнего диапазона, так и построения сцены. Даже при том, что ФИ фронтальный. Ну и точное положение ловил еще прежде всего по естественности и открытости вокала. Расстояние до боковых стен не столь критичны, больше важен угол разворота. Мебели у меня гораздо меньше, на боковых стенах ничего, диван в точке прослушивания. Точка ровно в треугольнике. За диваном метра полтора до стенки и шкаф с книгами и пластинками. В углу за диваном стол с компом. Ну еще пуфик есть журнальный столик. Немаловажно думаю то, что углы круглые в комнате. Понимаю, что можно еще улучшить, но сколько не таскал всяких паралонов и пирамидок, каких то радикальных скачков вперед не поймал, так по мелочи есть изменения несущественные на уровне показалось. Вот шредеры еще не пробовал. Но повторюсь, звучит прекрасно, иногда есть подгуживание легкое, которым буду заниматься после капремонта. Основная моя мысль - двигайте АС от задней стенки и сторйте равносторонний треугольник с точкой прослушивания.

2 лайка

Ссылка на калькулятор RT60 - можно самостоятельно поиграть значениями
http://www.acoustic.ua/recommendations/567#10

Судя по RT60 - от 250 Гц.

Сейчас пока это (RT60) точно проблема именно комнаты (точнее всего, что там есть). Т.к. речь идет именно о скорости распада звуковых волн до определенного уровня.

То есть судя по графику нужно к 0,6 секунды привести весь диапазон?
Там где сейчас 0,4 и меньше?
Начинать с убирания поглощения с областей первых отражений.
Наверное с боковых стен начать.

У Вас простите литраж какой у колонок? У меня 220, а было 260. Я их выдвигал на центр - супер, но комната становится нежилой. У меня однушка, поэтому в ней еще приходиться еще как то жить…

Не ну серьезно - у меня такое ощущение, что иногда пишут лишь бы что-то написать. Замеряем комнату - вопрос из зала: “А это точно проблема комнаты, а не сетапа?”