📏 Правильная расстановка акустики в комнате — экономим время на перебор компонентов и снимаем аудио-неврозы

Либо два саба 12" и два напольника, я бы сам смотрел на активные Динаудио, если бюджет позволит:

Бюджет 0.5млн новые
Dynaudio AIR 25
Я их слушал на Музыка Москва выставке, делали домашний кинотеатр, звук был хороший

Я , с вами согласен . Просто я написал , самый минимальный набор требований . Автору запроса , с одной стороны очень повезло , что есть такое большое помещение, в котором можно реально воссоздать атмосферу концерта . С другой нужно очень много денег , что бы звук заполнил все помещение.
Все таки из метров 40 – 50 м² , более реально получить качественный звук .

1 симпатия

Перегородку и делать сколько хочется 20-30-40 м))

Только массивную. Иначе нижний бас улетит за перегородку.

1 симпатия

А за имеющиеся стены не улетит?))

Помещение существует, так что можно уже померить реальное RT60 и реальные передаточные функции комнаты для мыслимых расположений. Отсекать левый нижний на плане угол может быть полезно, а может быть несущественно или ненужно в зависимости от…
И хорошо бы представлять потребную громкость.

Судя по купленному усилителю

– бюджет умеренный. И мощность купленного усилителя умеренная.

зы: Люди в мансардах ставят сабы в бесконечном экране и правильно делают.

Надеюсь, у адептов Калькулятора есть свой отдельный столик . Хочу поделится своим скромным опытом расстановки акустики без калькулятора.
Комната примерно 6.25 * 3.43 * 2,70. Но по всем изменениям размеры “нечёткие”. Потолки разноуровневые, одна стена - с выступом/нишей, две другие соединяются “закруглением”, два открытых прохода в другие помещения, очень глубокий оконный проём, все стены “акустически разные” для разных частот потому что из разных материалов. Стены акустически не обработаны. Ковёр.
Система стоит по длинной стене, но не по центру комнаты, а в правой её части ближе к окну. Место прослушивания - большой и очень тяжёлый диван. Перемещению практически не подлежит. И сидеть на нём можно только в определённых точках. Иначе заднице не удобно. В общем калькулятор тут не при делах.
Полгода назад я к своему Audio Niote P2SE приобрёл AN-J. И с этого началось просветление. :grinning: Это был совсем иной звук почти сразу после включения. Не буду тут описывать особенности AN-J. Тема не про это. После того, как прошло первое “вау”, мне подумалось, что это, возможно, ещё не потолок для этих АС. И я озаботился вопросом размещения АС в пределах имеющейся конфигурации комнаты.
Начитавшись советов Квортрупа я раздвинул АС почти на всю длину акустических кабелей и придвинул к стене, оставив расстояние от фазика до стены примерно пять сантиметров. Получился примерно равносторонний треугольник с ребром около 270 см. Первое впечатление - это круто. Классные джазовые тётки зашли в гостиную и стали в метре от меня дышать в микрофон. Протяни руку и попадешь в декольте. Но нижний регистр контрабаса начал иногда сдавливать мозг - проявились комнатные моды. Раньше ничего подобного не было, поскольку предыдущие АС стояли существенно дальше от задней стены. Потом начались перемещения АС. Результат примерно один - на одних записях нравится, на других - не очень. Нашел я на слух какое то расположение. На том пока остановился.
И тут один знакомый “добрый самаритянин” предложил мне измерительный комплект из микрофона и внешней звуковой карты Behringer. Подкинул мне начальных знаний по REW и “началось в колхозе утро”.
Первый замеры показали неравномерность АЧХ +9 / -5 дБ с выраженным пиком на 57 Гц.
Дальше была многочасовая сессия с перемещением АС ближе-дальше относительно задней стены, сдвиганием-раздвиганием, изменением угла поворота. Десятки замеров и попытки осмыслить влияние каждого перемещения. Никаких прослушиваний по ходу процесса не производилось ибо это постоянные перекоммутации, что долго и геморно. Но зато сопровождалось активным обсуждением через интернет с узким кругом коллег. Стало понятно, что источником пика на 57 Гц является правая АС, стоящая ближе к углу/окну. АС немного отодвинулись от задней стены. Расстояний уже не помню. Результатом первой сессии стало выравнивание АЧХ до +5 / -4 дБ.
Дальше начал слушать, что получилось. Через некоторое время стало понятно, что горб на 57 Гц уже не беспокоит, но не хватает верхнего баса - просел диапазон 100…200 Гц. Надо делать ещё одну итерацию.
По ходу удалось подкупить жену и немного сдвинуть диван влево - дальше от боковой стены с соответствующим сдвигом “оси” системы и отодвиганием правой АС от угла. Пришлось перевесить плазму. Расстояние между колонками было чуть уменьшено. В итоге удалось удалить колонку от угла дополнительно сантиметров на 20-25.
Вторая сессия была уже более осмысленной - нужно было подтянуть верхний бас при этом не сильно увеличивая горб на 57 Гц. Диапазон перемещений АС существенно снизился. Шаги стали мельче. Ещё несколько часов измерений. В итоге получилось следующая расстановка:
Расстояние между осями АС - 243 см, от твиттера до ушей - 255-260 см. Поворот - 7 градусов. От фазика до стены за АС - 15 см. От правой АС до боковой стены с окном - условно 100 см (но там 30 см стены, потом оконный проём глубиной сантиметров 60 плюс шторы). И вот такая итоговая АЧХ в точке прослушивания.

Суммарная неравномерность 10-11 дБ. Считаю вполне не плохо. У меня есть график измерения моих АС в заглушенной камере. Там тоже суммарная неравномерность около 11 дБ.
Другие графики REW (в меру моего нубского понимания) меня тоже удовлетворяют.
Ну и самое главное - я глубоко удовлетворён звуком. Баса ровно столько, сколько мне нужно. Никакие записи не раздражают. Сцена в ширину за колонки не выходит, но вполне точна по фронту и в глубину.
Была ещё третья сессия с развешиваниями по комнате временных доморощенных средств акустической обработки. Но это уже не имеет отношения к размещению АС. Хотя тоже познавательно.
Не стал перегружать пост множеством картинок. И так длинный. Если кому любопытно что то конкретное из моих измерений - могу дополнить.
Основная мысль, которую я хотел донести в том, что только на слух, без измерений лично я бы НИКОГДА не добился того звука, который есть сейчас. Польза измерений в конкретном помещении огромна. Никакой калькулятор, сделанный под вырожденный (он же идеальный) случай не даст требуемой информации для размещения АС в большинстве реальных криво-разнообразных помещений. Есть конечно правильно-идеальные КДП. Но судя по наполнению ветки их не большинство.
Всем успехов в поиске своего звука.

27 симпатий

Дело было вечером, делать было нечего и решил побаловаться программой на телефоне Spectroid.


Это конечно не так круто но всётаки наглядно :slight_smile:
Я отслеживаю свою эволюцию )))

1 симпатия

Наверное то, о чем я сейчас напишу - не станет новостью для подавляющего большинства посетителей бара, из числа тех - кто давно “в теме”, но скорее всего данная информация не будет лишней для неофитов и прочих любителей аудио, находящихся (как и я) на этапе построения своей первой АС системы и организации пространства КДП.
Калькуляторы, замеры, акустическая подготовка КДП - это все безусловно важно и нужно, но давайте положим руку на сердце и ответим на вопрос: а много ли аудиолюбителей будет этим заниматься? Мне кажется несравненно меньше тех, кто просто расставит свой тракт “красиво” или руководствуясь отведенным для этого местом в жилом помещении.
Тем не менее, в ходе экспериментов с расположением акустики в КДП, я случайно наткнулся на один заслуживающий пристального внимания момент, который (как мне кажется) нужно обязательно держать в голове и строго на него ориентироваться. Речь пойдет об итоговой стереопанораме в звучании расставленной акустики.
Первую неделю у меня в комнате стояла мультимедиа акустика Edifier R2700B, в качестве тестового образца, задача которого была в том, чтобы дать мне понимание того - а стоит ли вообще впрягаться в квест по организации КДП у себя в доме, переходя от наушниковой системы - на АС? Стояли у меня колонки на чем попало: одна - на барном стуле, другая - на стойке для дисков. Звучало все в общем приятно и я понял, что нужно таки начинать заниматься подготовкой комнаты и искать свою первую “нормальную” акустику с первым же усилителем для нее. В процессе мне приехали стойки под акустику, которые оказались на порядок ниже моих импровизированных “стоек” (на уровне мое головы, при размещении в кресле на месте для прослушивания), на которых до сих пор стояли Эдифаеры и поставив колонки на новые стойки я практически сразу поймал сильный вау-эффект, т.к. первое что значительно изменилось в звучании моей системы была именно стереопанорама, а именно: вокал сместился четко в середину между колонками, а остальные звуки разделились между правым и левым каналом, в соответствии с их размещением на записи (видимо?). Это было просто потрясающе! Складывалось ощущение, что вокалистка поет прямо передо мной - из стойки, которая расположена между колонками. Т.е для того, чтобы это услышать не нужно было отпускать воображение в свободное плавание, находится в каком-то из состояний измененного сознания - все абсолютно чётко и легко было слышно при прослушивании любого трека и в любых условиях. Я был очень впечатлен! Но потом приехала другая акустика, усилитель, кабеля, некоторые элементы “акустического декора” и я решил поперемещать систему к другим стенам комнаты. В результате остановившись сначала у одной из стен, я с удивлением обнаружил что стереопанорама рассыпалась на правую и левую сторону, т.е. теперь вокал было слышно из каждой колонки синхронно - справа и слева и это звучало гораздо менее захватывающе. Более того, ушла ясность из звучания системы - появилась какая-то пелена и нечеткость( Да, сменилась акустика, усилитель и я поначалу очень расстроился, думая что теперь нужно в срочном порядке менять усилитель, т.к. скорее всего именно он “душит” мою систему и не дает ей раскрыться…Но потом я немного успокоился и решил еще раз передвинуть акустику со стойкой уже к другой стенн. Расставил все симетрично, включил и…с первых секунд расплылся в блаженной ухмылке, т.к. вокал звучал как и раньше - из седины стойки! Ну, т.е. честно говоря звучал он сразу не четко посередине, а немного правее, но из одной точки: подвинул кресло чуть левее и вот - все ровно по центру!
Так что я бы обозначил этот критерий звучания акустики, в контексте ее размещения в комнате - как определяющий. Т.е. если вокал не играет по центру, из одной точки, а распадается на 2 колонки - то нет никакого смысла в том, что акустика при этом будет расставлена четко по калькулятору. Я конечно могу заблужлаться, так что ни в коем случае не нужно воспринимать мой пост как истину в последней инстанции, но в моем случае звучание акустики, при котором вокал локализован четко по центру - ЗНАЧИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЕЙ, чем когда вокал синхронно звучит сразу из двух колонок!
Надеюсь для кого-то эта информация окажется полезной)

8 симпатий

Все вы правильно сделали . Попробуйте еще немного подвигать м пораздвигать колонки . Вокал может стать еще более четким . У меня колонки Dali , они лучше всего играют паррально боковым стенам. А вы свои можете поставили параллельно, а потом докручивать понемногу к себе.

1 симпатия

Если установите её по калькулятру поймаете ещё больший эффект! Вот так стоит у меня. И ещё маленький совет. Почитайте про зоны первых отражений. В разных зонах используется разные материалы и конструкции. Где-то нужны переотражения а где то поглащение. Ещё получите хороший эффект.


А убрав стойку как я Вам советовал - ещё больше.

С Уважением.

11 симпатий

Эк вас торкнуло :slight_smile: , 650 слов, 4174 символа. Вообще в любой исправной системе в месте прослушивания при воспроизведении нормальной записи никакие звуки не слышатся из колонок. Про “не новость” вы правильно заметили; никто и не пытался объяснять, что должно быть так. Хорошо, что сами обнаружили, как должно быть. Дальше можно уже при желании возиться с шириной\глубиной и\или размером места и пр.

1 симпатия

Ну, как я и написал в начале своего сообщения, наверняка многие из тех, кто в теме давно уже в курсе этого момента, но поскольку “все в курсе” - никто о нем и не упоминает, соответственно почитать и узнать об этом тем, кто с этой парадигмой не знаком, как-бы и негде. А первые системы люди все продолжают собирать, так что м.б. кому-то эта информация может и пригодится.

4 симпатии

Ага, согласен. Сам с вами обсуждал расположения у вас, но в голову не пришло, что вам-то неочевидно :neutral_face:, что слушать.

Недавно слушал у знакомого Cerwin-Vega SL-12 . Он из расставил по углам комнаты между колонками метра 4.5 , до задней стены 15 см , повернул градусов на 20 к слушателю , строят по длинной стене , от линии колонок до места прослушивания 2.5 м . Слушаю , металл конечно , товарищ только его и слушает. Грохочет знатно , бас зачетный , ощущение , что ты на концерте . Потом замечаю , что вокалист , поет из правой и левой колонок одновременно . Говорю он должен по середине находиться. В ответ , мне так нравится. :grinning:

4 симпатии

не удивлен.

4 симпатии

Два вокалиста за те же деньги. Выгодно.

14 симпатий

Только один из них - левый. :frowning:

9 симпатий

Левого не слушать, слушать правого.

1 симпатия

Смешно конечно , но непривычный эффект когда певец один , а вроде их двое .

А где у вас поглощение . Вроде везде рассеиватели.