Петр Квортруп про то, что цифровой сигнал в душе аналоговый

Держим мой гугл-транслейт…

Ловец снов или поймать мечту

Мой абсолютный апофеоз аудио впечатлений? Прослушка около 15и лет назад “Rainbow - Hunting Humans (insatiable)” на одном из старых ЦАПов Audio Note DAC 4.1X
С тех пор утекло много воды. Так чего же ожидать от появления в моем доме последней версии DAC 4.1X Balanced?

Я пишу о хай-фае уже больше 25и лет. За эти годы мне повезло услышать некоторые топовые продукты, которые только можно купить за деньги. После давних впечатлений о DAC 4.1X, слышал всего несколько ЦАПов, которые давали настоящие прорывы в цифровом звуке: огромный трехблочный Esoteric, топовый от APL и довольно недавно бесподобный от PS Audio. В общем, с некоторой долей опасения, у меня появилась свежая версия DAC 4.1X Balanced - не уничтожила ли втихаря новая поросль все те качества старомодного АН? Не обманывали ли меня старые впечатления о той модели, не было ли это просто старой мечтой? Так что я решил поймать эту мечту в виде тяжелой артиллерии от АН. Эй, вы все разработчики ЦАПов - опасайтесь такого выстрела в спину!

Так же, как и некоторые топовые ЦАПы, которые мне удалось послушать, АН идет со своим транспортом - CDT 4. На мой взгляд, весьма дорогущая железка для кручения серебристых кружков. Будучи скептиком, я ставлю под сомнение важность цифрового транспорта, но в то же время признаю что был удивлен японцами и PS Audio с их ременным приводом C.E.C. Я не буду спорить о возможной разнице реализации цифровых транспортов, но соглашусь и останусь при своем мнении что могут быть и другие, более важные части хорошей стерео системы. CDT-4 добрался до Норвегии с некоторым увечьем, по дороге из Англии ему хорошо досталось в бочину скорей всего от вилочного погрузчика. Не смотря на это избиение, он показал как крепко собран. Выглядит совсем плохо, но все еще отлично играет. Дешевая коробка с каким-нибудь гремящим Pioneer после такого удара вряд ли смогла бы проиграть диск, вы уж поверьте. В общем все размышления и впечатления в этом обзоре были сделаны на паре CDT-4/DAC4.1X Balanced.

Механически, эта пара транспорта и ЦАПа очень крепка. Но есть одна вещь, которая за все время обладания и тестирования транспортов АН CDT вводила меня в ступор - какого черта на этой планете нельзя было облегчить процесс укладки и извлечения диска? К примеру взгляните на прекрасные Французские проигрыватели Metronome: почти такая же вертикальная система загрузки, но они же додумались сделать выемки для пальцев что бы было легче ухватиться за диск. Из-за этого на дисках не остается отпечатков пальцев и не появляются проблемы с их проигрыванием в конце альбомов. Транспорты CDT неудобно использовать и скорей всего будет еще неудобней когда мы постареем.

ЦАП и транспорт идут с RCA и XLR разъемами, на ЦАПе они сделаны для цифровых и аналоговых соединений. ЦАП сделан балансным через выходные трансформаторы, вкратце он потянет любую подключенную нагрузку. Черт, я когда-то давно даже пробовал разные XLR-RCA адаптеры что бы закоротить XLR на моем DAC3.1X. Результат? Немного более темный и и приятный звук. Но мне все равно нравилось! Когда переключаешь тумблер ЦАПа в положение “Balanced”, что ты делаешь - заземляешь выходной трансформатор, балансируя выход XLR. Теоретически, возможен даже небольшой прирост качества, но что более важно, найти соответствующий усилитель подходящий к ЦАПу. Бывают некоторые усилители с разъемами XLR, которые не совсем по настоящему балансные, все что они делают - как раз и закорачивают выходной сигнал ЦАПа. DAC 4.1X элегантно справляется и с такими. Уровень громкости немного проседает, но все равно хорошо звучит, несмотря на некоторую потерю ясности и динамики. На моем усилители Spec (XLR псевдобаланс), я четко предпочитаю RCA вход, вот еще одна область для вкусовщины.

Вся продукция АН основана на радиолампах. Более того, многие качества и характеристики основаны на простоте, хорошем качестве элементной базы и высококлассных выходных трансформаторах, часто с большим количеством серебра. Добавьте к этому бесконечную прослушку, разработки и эксперименты, увлеченность, превосходящую стандарты Роллс Ройса, и вы немного поймете ауру, окружающую этот уникальный бренд.
Вкратце, я никогда не видел такого внимания ко всем деталям и элементам, которые вы можете сегодня найти в АН. Но возможно они иногда могут уж очень увлекаться? С моей точки зрения я бы хотел иметь больше чем один вход на ЦАПе, насколько это может быть сложно? Когда спрашиваешь их об этом, то получаешь ответ что АН делает свои ЦАПы именно так и никак иначе. Люби или забудь, послушай и сам все поймешь. В общем полный анахронизм - вот верное слово. Самое интересное, это работает в аудио, но кроме этого, могут быть и серьезные слышимые причины поступать именно так. В АН вам не дадут пульта управления, красивых менюшек, всего-в-одном, Spotify или сетевых подключений. Только звук!

Как я уже говорил, все современные ЦАПы от АН имеют только один вход. Там можно выбрать тумблером между XLR и RCA, но с практической точки зрения все равно один вход, без вариантов. Успокойтесь, так и задумано. Хотите почти волшебную реальность от проигрывания CD? АН ваш ответ. Нужно больше входов? Тогда может Кэмбридж? НАД? Сонос? Пионер? Я могу продолжать целый день! А почему нельзя совместить? Здесь как в RIAA фонокорректоре - один вход на большинстве и в результате самый лучший звук с винила, так почему же нужно считать безумством то же самое для CD? Ах, да, ЦЕНА, я вас услышал. Спорить не буду, но кое что скажу. Вы случаем, не использовали этот аргумент когда в последний раз покупали машину? Если использовали, возражать не буду, наслаждайтесь своей Шкодой. Но возвращаясь к Роллс… т.е. к Ауди… -о Ноту, то вот оно. Мы это конечно проверим, как не проверяли ни один ЦАП до этого, потому что наступает момент истины. Этот АН действительно так хорош или же это просто лампы и романтические мечты прошлого, которых на самом деле не существует? В течении ознакомительной прослушки, по крайней мере стало совершенно очевидно что DAC4.1X обладает несколькими характеристиками, которые трудно игнорировать. Атака! Динамичность. Контроль. Я уже хрюкаю. Ясность. Все еще продолжать? Темп! Ритм. Динамика и Шаг. Многие скажут - да это же фишка Наим, тот самый ПРАТ. Нет, не тот. Это музыкальная фишка. и АН играет музыку с нетронутым реализмом. Именно там вы встретите темп, ритм, динамику и шаг - их совершенно точно не изобрели в Солсберри!

Ну же, играй CDT Четыре! В открытую крышку забрасываем материал попроще, хорошо записанный джазовый диск от Голландской “STS Records” и опа! Цифровые сигналы перетекают в DAC4.1X, “ловец снов” сразу принимается за работу. Что меня больше всего поражает - тембры, атмосфера и сенсация находиться там. Музыкальное послание, умение схватить вас и не отпускать. Продолжаем уже с релизом 1960го года (записанном в 58м и 59м!) “Blues in Orbit” Дюка Эллингтона и нас моментально переносит в другой мир. О, а что за атмосфера! Невероятное присутствие, восхитительные тембры, но уже четко передающие цвета пятидесятых, звучит просто потрясающе убедительно и достоверно. Просто влюбляюсь.

Для понимания насколько всеяден этот зверь, подкидываю “Mob Rules” от Black Sabbath (эра Dio) и их мощную песню “The sign of the southern cross”. Посредственная запись, давайте будем честны. Здесь DAC4.1X показывает одно из своих фантастических умений - как полностью поменять свой характер, переключившись с тембров и атмосферы на зверство и мощь за долю секунды. Слабая динамика, оставленная в записи как будто прорастает через ЦАП, грубая мощь и темнота в композиции убедительно переносятся в мою комнату. Ждать больше не вмоготу… Ричи Блэкмор делал этот альбом Rainbow в свободное время в 90е, возможно потому что не имел никакого понятия что делать далее в жизни после Deep Purple. Здесь несколько хороших и тяжелых мелодий, но запись опять - так себе. Мне кажется, что воспоминания о том как ЦАП может полностью преобразить плохую запись навсегда связаны с АН DAC 4.1X Signature примерно году в 2000м. Пойму ли я, что это всего лишь были несколько душевных, сильно преувеличенных минут моей жизни? Будет ли это моим собственным блефом? Нет! Меня опять накрыло! АН все еще полностью по своему преображает “Hunting Humans” во что-то внеземное! Так открыто, так ясно, так чертовски жестко и четко, добавьте к этому угрожающее и настойчивое присутствие - одно это выделит эту песню в какой-то странную хай-энд демонстрацию. На самом деле это совсем не посредственный продукт, сделанный левой рукой гения, это настоящая живая хроника конкретного времени. Необъяснимо, но факт. Не важно сколько топовых ЦАПов я до этого слышал - ни один из них не смог такого, да и вообще даже близко не были.

Дальше уже с полной уверенностью я ставлю самые обычные треки, как 26й студийный альбом Боба Дилана “Oh Mercy” из 1989г и композицию “The man in the long black coat”. Немного мистическая и скорее апокалиптическая песня, выражаю свою признательность Бобу за то что он материализовался, что бы рассказать мне эту историю лично. Как по мне, у песни совершенно случайно появляется новый смысл, и не сказать, что она до этого была бессмысленной!
Снова в родные края: у нас в Норвегии есть замечательная студия “Rainbow”, которой, помимо других, плотно пользуется Манфред Эйхер из фантастического джаззового лейбла ECM. Все эти записи звучать очень элегантно, детально, с большим объемом и точнейшими звуковыми пейзажами. В 2003м году, владелец студии и главный продюссер, Ян Эрик Конгшог записал альбом “All these years” вместе со своим квартетом - получилось очень размашисто и джазово. АН воспроизводит ее просто великолепно, атака на струнных, барабанные палочки, тело, края, шикарные тембры пианино, собранный бас… Запись сама по себе хороша, не придраться, но я не помню, что бы слышал ее настолько классно, за все эти годы!

Думаю, разумно закончить классической музыкой. Несомненно сложное “Holiday Morning” Клода Дебюсси, очень безжалостная запись Telarc из Цинциннати, сама по себе - то еще испытание. Более того, это запись прямого потока DSD на SACD, но двухслойная, так что транспорту АН достанется лишь CD слой. Явно в невыгодном положении. У меня есть серьезный SACD плеер, так вот мало какой обычный CD плеер способен с ним тягаться на этой отменной записи. Но все равно попробуем. Сначала я немного расслабился, так как мало что происходило, АН звучал ярко и открыто примерно как мой APL SACD плеер. Когда вступает вся толпа, несомненно SACD слой имеет некоторое преимущество. Но и АН показал себя зверем, динамика и мощь просто чудовищные. Мой APL (тоже очень динамичный) звучит спокойнее и несколько слаще, более открыто на этой записи, но так и не может дать тот гигантский масштаб, который рисует DAC4.1X
Крещендо в конце затмевает все что я до этого у себя слышал, вообще все, на CD или SACD плеерах. Очень впечатляюще.

Сомнений никаких не осталось. Я все еще люблю все что делает АН, люблю чувство присутствия и музыку которую играют их системы, восхищаюсь динамикой, наслаждаюсь тембральными качествами по полной программе. Если говорить кратко, то я считаю что эта довольно старая технология, без оверсэмплинга и апсемплинга, фильтров и другого дерьма, просто имеет абсолютно все, что вы ей только ни попытаетесь скормить. Да, я знаю, что это всего лишь мое субъективное восприятие, но как по мне, воспроизведение музыки через DAC4.1X - это по-настоящему оживляющий “магический” реализм. Признаю конечно же что ценник сильно остудит ваш пыл, но ведь то же самое касается и Роллс Ройса. Если есть деньги - дальше можно не искать. Именно так и должна играть музыка с цифры. Всегда.

Транспорт Audio Note CDT-4, цена 13,350 фунтов
ЦАП Audio Note DAC4.1X, цена 13,110 фунтов

Автор: Rognlien
Оригинал статьи:

20 лайков

Цифровой, но аналоговый!

1 лайк

А к четверке баланс обязательно сдт4 или сдт3 в коня корм?)

Он и с двойкой покажет себя хорошо.

1 лайк

Но двойка наверное явно слабоват будет. Я помню Сергей @sekd говорил (я сам не сравнивал(по-моему, уже не помню)) , что разница ощутима между 2 и 3. Просто интересно между 3 и 4 что???

Чтоб эту разницу внятно услышать, нужна система 4 уровня с соответствующей обвязкой :slight_smile:

1 лайк

А мейшу 3-го не подойдёт?

Я думаю что радикальной разницы не будет. И не я один судя по всему :slight_smile:

Ну почему же? Разница будет всегда, даже между одинаковыми аппаратами. В системе более высокого уровня конечно будет интереснее. Почему то многие не берут в расчет обвязку… а это между прочим очень важный момент. Это такой же компонент системы как и сам дак.

3 лайка

Так от обвязки разница поболее будет по моему чем от 3 или 4 транспорта на мейшу.

@sekd $ергей, а это тот дак что у тебя слушали когда Радослав двойку сигу привозил?

Да это он. четверка сиг. Только слушали в другой обвязке и окружении. Друг продает. Ему все мало, выше хочет ))

1 лайк

А почему на 2 транспорте слушал а не на 3 или 4?

Так там и двоечка не совсем простая :slight_smile: А четверки нету.

1 лайк

Да я вижу - а разница в звуке со стоковым транспортом чем выражается? У меня если что стоковая двойка.

Стоковый звучит более тоще, такой холодно-ровненький звук. Вроде бы все в меру и прозрачность и глубина… но пока не сравнишь в лоб. Там очень динамично получилось, жирно и поглубже все, более слитно. Эффект по типу аналоговой ленты, без потери прозрачности.
Конечно сложно точно описать. Но при сравнение со стоком, сразу, даже без прогрева все становится понятно, что не зря это все.

1 лайк

А что кроме кабелей меняли?

Ничего, только разводка. И это не я менял. Там в Англии делали.

1 лайк

Хм… это на Петиной фабрике Кондовскими проводами разводку делали???

Только в питании и это было обязательным условием. Пётр не в курсе если чё :grinning:
А для пацанов там и транзисторный усь могут сделать :joy:

3 лайка