Меломан или аудиофил. Размышления на тему.

Пишем, свои мысли, кем вы видите себя. Музыка или звуки?

В реальности я не встречал чистых аудиофилов или чистых меломанов. Большинство людей хочет слушать любимую музыку на хороших системах, звучание которых соответствует их ожиданиям. Поэтому стремятся свести систему и внутренний эталон, не переставая получать радость от любимой музыки. Я думаю, до тех пор, пока это не принимает экстремальные формы, как с одной стороны, так и с другой, это наилучший путь энтузиаста.

С критикой аудиофилии все понятно. Меломан - это тоже не особо вдохновляющая позиция, как по мне. У многих т. н. “меломанов” коллекции по 10 - 20 тысяч позиций. И зачем мне записи, которые я никогда в своей жизни не послушаю? Не лучше, чем проводить месяцы в подборе кабелей. Во всем нужна золотая середина.

9 лайков

Кстати замечал порой, что чем больше носителей, тем проще система. В одном из номеров S&V было интервью с человеком, который собирал только Танго. Все вариации. В итоге на 4-5 тысяч пластинок были древние бивни полки и такая же вертушка.

1 лайк

Всё так, только одно уточнение - эта середина у всех не такая как у других. Мне, например, за глаза хватит уже имеющихся у меня альбомов, хотя знаю людей имеющих как большие, так и заметно меньшие коллекции. Это про то, что общего правила скорее всего выработать не удастся. :slight_smile:
Уверен что чрезмерно раздутая коллекция записей мешает вдумчивому вниканию в музыку. При малейшем сомнении в получении удовольствия палец на пульте перенесет тебя в другой мир.
Почему мало кто может без содрогания слушать любимые в детстве альбомы? Потому что их было немного, и они в наших ушах / головах были затерты до дыр. Это тоже перегиб. Но зато как проработаны, не ускользнула и запечатлена навеки каждая деталь! :)) В общем, я за разумное разнообразие. :slight_smile:

2 лайка

Не могу представить себе ситуацию когда нужно включать в себе аудиофила и напрочь выключать меломана. Как и наоборот. Скорее всего такое разграничение было принято для ведения троллинговых священных Интернет-войн. :smiley:

1 лайк

Мне про себя более импонирует определение - аудитив. Ибо слух, как канал для получения информации из окуржающего мира имеет более предпочтительное значение. Нет, обоняние, татктильные ощущения, зрение тоже. Вопрос в том что для каждого важнее. Поэтому смысл в этом деле имеет все. Целая психологическая теория на это есть

Я только музыку слушаю! Я излечился! И выписался! Интересует только фан и эмоции от музыкальных произведений. Больше никаких “гляди, как жахнул третий барабан на 29 секунде”. :yum::smirk:

8 лайков

Халло, камрады.
Смею надеяться, что тоже отошел от выслушивания звуков и перешел к музыке.
Теперь хочется продать лишнее и приобрести новую гитару. И арбалет. И стрелять болтом в упор в тех тугоухих, кто не разделяет восторга от моей гитарной игры.

И как я погляжу, это логический итог почти всех. Кроме самых упертых. Хороший был материал про Аудиоад, в точку.

2 лайка

Да, для себя тоже тему построения системы закрыл. Все устраивает и поет именно так, как мне нравится! Осталось кабелечки подобрать подходящие как комплемент системе, и пойду собирать свой первый Café Racer! Ну может АС еще перекрасить (не люблю бока из красного дерева).

1 лайк

аудиофилов на порог не пущу больше ни одного.
пошли они все аудиожопу, то есть пусть не выходят из нее, там где и обитают постоянно.
они портят настроение своей нудностью и сосут твою энергию , а так же сами у себя. даже половинчатые аудиофилы которые считают себя меломанами это порок и ортодоксальная меломания тоже порок. есть же норма какаято надо к ней стремиться к нормальной норме :slight_smile:
практические знания и опыт плюс очень прозрачное не замутненное понимание что хочешь получить и багаж разных записей с уверенным представлением как они должны играть и что там слушать. тоесть критерии выбора техники и оценки звука плюс умение все поворочать правильно чтобы заиграло. все это вроде спасет. но сказать легче чем спастись и ложные пути всегда ждут всех гостеприимно и почти все подсвеченные дороги ведут в аудиоадъ

4 лайка

Кабелечки — это опасно. Всё так говорят, а потом покупают и продают :wink:

4 лайка

кабели нужны такие чтобы поставить и забыть. нормальные. на самом деле есть нормальные разного цен диапазона. но есть и граница которую уже перейдешь и будет загон завих и искривл.
но комуто всегда будет мало же для них верхние линейки кабелей и сделали.
даже не особо шарлатанские кабельные фирмы и то держат верхние лихо изогнутые кабеля.
но однако это опасно для тех кто не ведает что творит. для экспериментаторов нонстопщикам которым все хорошо что ждет за поворотом. лишь бы поменялось хоть что и уже хоп и интересный прирост

3 лайка

Полностью с Дмитрием согласен, поставил и забыл, у меня акустические больше 10 лет, так и не подобрал замену, хотя иногда беру что-нибудь на прослушку, раз в год :relaxed: а межблоки самопальные. На работе в системе стоят на акустике из магазина электротоваров, а система поет и еще как (удачный оказался кабелек)

1 лайк

Когда в системе стоят дорогие компоненты, вольно или невольно начинаешь оценивать, а так ли, а с басом ли все в порядке… Что-то я тихо слушаю, надо погромче. Что-то не радует. Невроз.

Помню самая радующая система была Axis/Nait 1/Kan. Досталось все недорого, драйва море, мыслей про деньги вообще не было. Но захотелось улучшить :smile:

3 лайка

часто не улучшают, а нарушают правильный баланс всего. поэтому хватает не надолго очередной мостырки системы и включается нон-стоп. особенно это все не остановимо делается, когда причину путают со следствием и наоборот.
я как то раз не мог понять что так все звенит нехорошо после переезда, пока не исключил розетку. даже думал что акустика помещения виновата. короче я пошел тогда и привинтил старую розетку в которую втыкалась ранее моя система на прошлой квартире. и все встало на места и улеглось.

более точная система и точные компоненты к сожалению очень чувствительны к таким вещам и меня это не очень радует. я даже уверен и видел такие вещи когда люди используя одни и те же проверенные аппараты и обвязку не могли собрать систему, чтобы играла как надо. тоесть рецепт не выписать, нужен опыт и пробы. иногда все у людей упирается в невозможность, и начинают объяснять мистикой и не тем электричеством, хотя надо было кое что иное пошурудить, например тупо расстановку приборов , применить стойку , мрамор под усь запихать , розетку выкорчевать нехорошую итд…
в общем мне сделать звук, который нужен при перевозе системы со старой квартиры в новую потребовалось время.
наверное мне нужно было около месяца пока все устаканилось. но я конечно не сутками все мостырил и перетыкал. я конечно же ни куда не торопился и не ломал мозг и в мистику не верил. я не спешно нашел все причины нехорошестей методом исключений, кстати это очень эффективный метод в аудио, по всей видимости единственный инструмент. метод исключений и сравнений. плюс логика и оценка того что происходит, все это рулит. но именно с логикой и восприятием должно быть все ОК иначе не сработает. при всем при том я не ищу ни когда сферического коня, мне надо чтобы все играло в пределах моего ценза и зазора адекватности

честно говоря хотелось бы чтобы система работала сразу после инсталляции, но к сожалению такого нет, чем выше аппараты тем сложнее их вклинить. всегда приходится чтото делать и устранять чтобы добиться нужного баланса всего и нормального звука. сразу работает только мой телефон если в него воткнуть наушники и слушать ходя по улице.
хотя самое смешное сильных загонов в телефонах и портативе (не всем конечно) не слышно. все как надо играет, согласно своему уровню и балансу и музмэсаджи и идеи совершенно не теряются. ни провода ни розетки ни стойки ни чего не надо. воткнул и пошел.

2 лайка

Всё верно.

Аудиофилы или меломаны?

Проведя соответствующую математическую обработку материалов исследований , ученые пришли к выводу, что всю социальную общность людей, интересующихся аудиотехникой и использующих ее, можно разделить на три условные группы: аудиофилы (самая многочисленная группа), меломаны и филофонисты.

Фил (philos) — друг, любящий. Мания —страсть, безумие. Сначала все было просто — существовала музыка культовая, трудовая, военно-патриотическая… На определенном этапе развития цивилизации появились жанры развлекательной музыки, звукозапись, а вслед за ней Hi-Fi и загадочный High End с гримасами на его призрачном лице. Все это породило множество разных мнений и подчас бурную реакцию со стороны музыкантов и слушателей. Показательно мнение, высказанное Игорем Стравинским в «Диалогах» (с Крафтом). Стравинский утверждал, что «музыка — это не то, что ласкает слух, а то, что хватает за горло» и что «музыку в современных домашних условиях можно воспринимать гораздо глубже и ярче, чем в лучших концертных залах мира».

Попытки сравнивать звучание современной высококачественной аудиоаппаратуры со звучанием музыки в концертных залах кажутся в лучшем случае наивными. Конечно, как было сказано выше, семантика понятий «аудиофил» и «меломан» имеет аморфно альтернативный характер. Немало посетителей филармонических концертов слушают музыку с партитурами в руках, и они испытывают удовольствие, если замечают ошибку или неточность исполнителя. Эти люди аудиофилы или меломаны? Известный наш музыковед А. А. Гозенпуд называл подобного рода удовольствие «музыкальным мазохизмом».

Итак, кто они такие, аудиофилы, меломаны, филофонисты: фанатики звука, рабы аудиосистем, люди, увлеченные музыкой, собиратели фонограмм? Этот отнюдь не праздный вопрос давно и разносторонне изучается как у нас, так и за рубежом. Уже несколько десятилетий ведутся научные изыскания в Страсбургском институте социальной психологии под руководством Абраама Моля. В Санкт-Петербургском НИИ комплексных социальных исследований доктор наук В. Е. Семенов делал опыты в области социальной психологии. В научной секции социальной синергетики Академии гармонии при Санкт-Петербургском Доме ученых проводил оригинальные исследования и автор этих строк. К этой работе привлекались профессора Санкт-Петербургской консерватории: композитор В. П. Чистяков (анализ творческих процессов) и А. П. Милка (системно-структурный анализ музыкальных произведений).

Проведя большое количество прослушиваний музыкальных записей при помощи разнообразной аппаратуры в различных аудиториях, наблюдая за «немой» (мимической) реакцией слушателей и анализируя результаты бесед и обсуждений, мы существенно приблизились к пониманию нашей публики и составили обобщенные портреты разных групп потребителей Hi-Fi-аппаратуры. Хочу заметить, что, хотя российское общество несколько отличается от европейского социума, результаты отечественных исследований хорошо коррелируют с выводами зарубежных ученых.

Активное участие в исследованиях принимали сотрудники Института искусствознания Российской Академии наук под руководством А. Комеча. На основании многих субъективных экспертиз были разработаны методы гармонизации звуковых трактов. Скажем, теперь уже всем известно, что излишняя четкость звучания может помешать восприятию художественного содержания музыки и вызвать у меломана в лучшем случае аудиофильский эффект, а в худшем раздражение.

Человек — это сложная синергетическая система с многоцелевыми положительными (возбуждающими) и отрицательными (тормозящими) обратными связями, и строго делить людей на группы по каким-то обобщенным свойствам и признакам было бы весьма опрометчиво. Вместе с тем у каждого из нас есть ведущие волевые свойства-доминанты, определяющие интуитивное и осознанное поведение. В первую очередь именно доминанты формируют наши впечатления и эмоции.

Проведя соответствующую математическую обработку материалов исследований , ученые пришли к выводу, что всю социальную общность людей, интересующихся аудиотехникой и использующих ее, можно разделить на три условные группы: аудиофилы (самая многочисленная группа), меломаны и филофонисты.

Аудиофилы — приверженцы чистого, комфортного звучания и модного дизайна компонентов звукового тракта. Они гордятся своей аппаратурой, знают и ценят ее технические параметры. Любят приглашать друзей и знакомых на совместные прослушивания. Используют эффектные демонстрационные записи, нередко применяя различные трюковые устройства: эквалайзеры, ревербераторы, экспандеры, регуляторы ширины стереобазы и т. п. Они слушают музыку по преимуществу фрагментарно и в любой момент могут прерваться, чтобы заняться чем-то другим. Имеющаяся техника со временем перестает их устраивать, особенно если в ее звучании обнаруживаются какие-то формальные огрехи. С ними аудиофилы не в силах мириться, и, как следствие, в них нарастает раздражение и они пускаются в поиски другой аппаратуры. Если же нет возможности сменить систему на лучшую (в их понимании) или более модную, то аудиофилы вообще перестают ее включать — музыка как таковая не является их насущной жизненной потребностью, а играет лишь служебную роль, предоставляя материал для демонстрации звуковых возможностей аудиотехники. Они воспринимают музыку рассудочно и дискретно: слушают, как передаются «верха», «низы», как воспроизводятся колокольчики, щеточки и т. д. Но именно их страсть к высококачественной аппаратуре является движущей силой индустрии Hi-Fi и High End.

Для меломана художественное и творческое восприятие музыки — неотъемлемая часть его жизни. Он предпочитает слушать музыку в одиночестве, зачастую отключая дверной и телефонный звонки. Музыкальное произведение он прослушивает целиком, случайный перерыв ему неприятен. Такие люди адаптируются к звучанию своей аппаратуры, перестают замечать ее недостатки. Это происходит благодаря особой вовлеченности, которую способны испытывать только меломаны. Они редко меняют аппаратуру, даже когда могут себе позволить подобные расходы. Существует немало меломанов, владельцев прекрасных систем класса High End, не расстающихся со старинными граммофонами и пластинками. Они слышат, что интонационное богатство старых акустических записей теряется в современном «супераналоге» и тем более на компакт-диске. Если аудиофильство (любовь к звуку)основано на интеллектуальном анализе звучания (работает кора мозга), то меломания, как и другие мании, — на подсознательных (подкорковых) процессах. Такой человек помимо своей воли подпадает под власть музыкального образа, который может вызывать у него широчайшую гамму эмоций вплоть до эйфории.

Современная теория эмоций считает, что в подкорковых структурах мозга постепенно формируется устойчивый образ-шаблон эстетического восприятия, медленно эволюционирующий по мере накопления и развития слухового и эмоционального опыта. В рамках этого процесса по внутренней петле обратной связи идет непрерывное спонтанное сравнение музыкальной информации с внутренним образом. Наивысшее эстетическое наслаждение и эмоциональная вовлеченность достигаются в случае, когда подносится как последовательность и чередование ожидаемого и неожиданного. Если все легко предугадывается, то музыка становится скучной, а если, напротив, все неожиданно, то она воспринимается как случайный раздражающий набор звуков. Примерно такое же раздражение вызывает плохое исполнение музыкальных произведений. Круг жанровых и исполнительских пристрастий меломанов сравнительно узок. Однако этот круг может эволюционировать, изменяться качественно. Вместе с тем он редко расширяется, а если и обновляется какими-то жанрами, то, как правило, за счет прежних. Новые композиторские приемы, такие как додекафония, алеаторика, пуантилизм и т. д., редко нравятся меломанам старой закалки.

Аудиофилы же, наоборот, любят современную музыку за ее эффектность, за способность удивлять — ошеломлять слушателя неожиданными языком и структурой. Следует сказать несколько слов о присущих нашим меломанам особенностях, привитых им отечественными искусствоведами советского периода. У нас музыка всегда была тесно связана с политикой, массы нужно было держать в строгих рамках идеологии. По этой причине в стране налагался запрет на музыку ряда композиторов, на определенные жанры и произведения. Слушать лекции о музыке стало модой, а для некоторых людей (как правило, «глухих») — потребностью. Тогда и родились серии воспитательных абонементных концертов, часто с посредственными исполнителями и небрежно скомпонованными программами. Появилась и публика, регулярно посещающая навязанные ей абонементные концерты и лекции. В культурном сознании произошла подмена музыкального образа образом семантическим, сознательным, в лучшем случае литературным. Тем самым подавлялось непосредственное эмоциональное восприятие музыки слушателями, которых необходимо было оградить от музыки нежелательной и идеологически опасной, созданной талантливыми, а подчас выдающимися и гениальными композиторами.


Подготовлено по материалам журнала “АудиоМагазин”, №5 2012 г. www.audiomagazine.ru

2 лайка

Да… интересные размышления… А есть такое простое определение человека как “любитель музыки”? Именно не “фил” и не “ман”, а человек который просто любит определенные жанры, любит именно само музыкальное произведение, испытывая кайф именно от самого произведения или его исполнения или от определенного вокала (но без явного лажания, ессно…), слушает с удовольствием на любой аппаратуре (ну а если на хорошей - тем лучше!), т.е. как бы все попроще, чем градация на “филизмы”… И по настроению сегодня слушает одно, завтра другое, а после завтра может что то еще, что нравится именно в данный момент, не завися от “моды дня”, каких то новомодных направлений и тенденций…

Всегда ценил и приветствовал увлечённых людей, которых кроме водки, баб и автомобилей интересуют иррациональные вещи не несущие сиюминутной выгоды. Будь то собирание марок, коллекционирование оружия, аудиофилия, или вышивание крестиком.

2 лайка

Я скорее меломан, но с зачатками аудиофилии :slight_smile: Коллекция музыки огромная, тщательно подобранная, неоднократно прослушанная и отфильтрованная. На данный момент в коллекции 11 тысяч альбомов :slight_smile: В оправдание себе скажу, что профессия позволяет слушать музыку буквально целыми днями, я колорист (цветокоррекция в кино и телевидении) - сижу чаще всего один в темной комнате с неплохой аппаратурой и работаю. Да, на выбор профессии возможность слушать музыку повлияла :slight_smile: Аудиофилией страдаю в малых дозах - комп как источник вполне меня устраивает, как удобством так и всеядностью. Кабели меня не интересуют как таковые. Единственное что сделал - поменял старенький ресивер Onkyo на связку Parasound P7 + Yamaha MX-A5000, многоканал, потому как и кино не брезгую :slight_smile: для музыки пока пользуюсь ЦАП-ом Cambridge DacMagic Plus, со временем хочу поменять на что-то более серьезное, но не спешу. Для кино Asus U7, да, игрушка, но хватает. Акустику тоже буду менять, пока стоят немолодые уже Jamo Cornet 70 IV. Портатив - HIFIMAN-901 с балансной картой и IEM Shure 846. Звуком связки очень доволен. Так что, чтение аудиофильских форумов позволяет мне выбрать оптимальный для меня вариант цена-качество, без углубления в выслушивание проводов и разниц между wav и flac :slight_smile: И да, это мой первый пост на форуме, у вас очень интересно.

13 лайков