Я так скажу, действительно, что ни делай, цифра не переиграет винил. Никогда. Все эти разговоры про «аналоговое звучание» того или иного цифрового компонента есть спекуляции или некомпетентность говорящего. Значит ли, что нельзя получать удовольствие от музыки с компа? Конечно нет. Винил перестает «переигрывать» цифру в тот момент, когда вы перестаете сталкивать лбами винил и цифру. Просто слушаете, и все. И в этот момент вы имеете с цифрой и message и все остальное.
Это в том числе касается упомянутой статьи Колломса. Он, конечно, дико проницательный чувак, и это его статья, конечно, самая классика. Конечно, в любой статье можно усмотреть повод для критики. Смотреть, прав он или неправ, нужно обязательно в разрезе времени, конкретного периода. И здесь я выскажу такую мысль, ваше дело соглашаться с этим или нет. У нас формируется привычка к определенному звуку. Сегодня этот звук цифровой, так получилось.
Даже те, кто начинал в свое время с винила. Их мозг уже «перестроен». Многие винил даже и не слушали. Для них это всего лишь назойливый треск и пресловутая «плохо звучащая последняя дорожка», которой они никогда и не слышали, но о которой знают. Более того, сейчас всерьез говорится о том, что компакт-диск, являющийся, вообще говоря, проклятием цифровой эры, на самом деле носитель тру-ценностей, объект почитания и вещь, имеющая в основе своей duhovnost’ ™. В противовес неиграющим компам. А все почему? Привычка. Иными словами, привычка – это накопленный опыт. Компакт-диск звучит хорошо, а компьютер – плохо. Он новый, ату его. Примерно такая же история была вначале противостояния винил – цифра (CD). Как раз в эту эпоху написана статья Колломса. Люди, привыкшие к звуку винила и пленки, послушали цифру, и она показалась им очень непривычной, причем в плохую сторону. Иными словами, у них не создалось того, что я называю «референтной точкой». Что это такое, я объясню сейчас ниже. Но сначала рассмотрим обратный эффект. Мы, привыкшие к цифре, берем (внезапно!) хороший виниловый тракт, и… вот оно! Новые («новые») горизонты звучания взрывают наш мозг: винил не просто лучше, а ЛУЧШЕ. Где здесь объективное превосходство, а где психология? Ответ неявен. Налицо лишь наличие референтной точки. Референтная точка – это такая совокупность условий, при столкновении с которой опыт индивидуума оказывается существенным образом (то есть, на величину, превышающую некоторый необходимый минимум) обогащен. То есть, изменен, переработан, переосмыслен. В этом случае индивидуум чувствует ГРОМАДНОЕ превосходство нового опыта над старым. Появляется «играющий новый» формат, компонент в системе и т. д. в противовес «старому, уже не играющему». В смысле перехода с винила на цифру, и далее с CD на комп этого не произошло по причинам, описанным Мартином в своей великолепной статье. Иными словами, новый формат оказался чуть хуже, но удобнее. Этого оказалось достаточно для массового перехода на новый формат, но недостаточно, чтобы объявить его эксклюзивом. А вот обратный эффект достигается очень легко. Достаточно перескочить некий порог, и вот уже превосходство винила кажется совершенно неоспоримым, и «переиграть» его невозможно. Та же история происходит с винтажными компонентами. Они предлагают нам иной, новый опыт и message в другой редакции. Референтная точка потому так и называется, что является некоей вехой в сознании, новым отсчетом, относительно которого индивидуум начинает поиск нового опыта. До следующего, очередного, скачка.
На деле, для человека – чистого холста, если представить его существование, преимущество может быть вовсе не столь явным.
А для человека с опытом и своими заморочками, конечно, нужны усилия. Усилия как надо системой, так и над слушателем. Усилие создать неплохой цифровой тракт. Усилие перестать слушать звуки вместо музыки, а это тяжело, так как вся современная индустрия приучила нас слушать звуки и оценивать технические, по сути заумные и поддельные, то есть, не иллюстрирующие настоящее качество донесения музыкального смысла, параметры звуковоспроизведения. Это, на самом деле, тяжелая задача. Если ее выполнить, приложить эти усилия, то погоня за форматами и их сравнение перестают быть навязчивой идеей. Это вопрос более психологический, нежели объективный. Не более, чем игра ума. Умейте переиграть свой ум, и все наладится с форматами.