👂 Как слушать стерео

Как слушать стерео
Шесть советов для усиления впечатлений от прослушивания

Роберт Грини, 1 Ноября 2018г.

image

Стерео в своей самой простой форме является мощной средой. В нем даже из дешевых компьютерных колонок, стоящих на стеклянном столе, можно услышать древние соревнования по пинг-понгу и поезда, путешествующие слева направо, или справа налево. Но если вы хотите услышать настоящие звуковые чудеса, на которые способно стерео - сам посыл оригинальной записи, чувство распахнутого пространства, глубину и ширину полотна, фокус и расположение инструментов, плюс все остальное - тогда вам нужна не только хорошая стерео система, но и тщательная ее настройка в вашей комнате. В теории, я думаю, все с этим соглашаются, но вот на практике я вижу что многие аудиофилы и даже некоторые обозреватели не следуют, как того хотелось бы, базовым принципам оптимального звука. Со мной это точно было, потому считаю, что было бы полезно напомнить о самых главных. Большинство из них покажутся до удивления знакомыми. Но вот частности будут точно интересными. Ну и последняя глава, это то, что на мой взгляд мало кто принимает во внимание. Сказано - сделано, вот как можно все улучшить.

1. Соблюдайте принцип открытого пути от акустической системы до слушателя

Стерео в большой мере зависит от разных тонкостей, в частности прямых излучаемых звуков и тех, которые приходят с небольшим опозданием. Вторые конечно же влияют на то что в общем мы слышим, но они менее важны в стерео из-за хорошо известного “эффекта очередности” (поздние звуки становятся менее важными для уха и мозга при определении пространства или положения).

Так что же я имею в виду, когда говорю “открытый путь”? На вашем полу или близко от линии между вами и АС не должно ничего быть. Пол (и потолок) должны быть гладкими. Пол однородным (думаю ковровое покрытие). Тогда будут минимизированы высокочастотные отражения. Если потолок недостаточно высокий, было бы классно сделать его мягким, но хотя бы однородным. Главный момент в том, что все грубые объекты - ваше оборудование, мебель и т.д. беспорядочно рассеивают звук. Это очень серьезная причина размывания одной из главных характеристик, которая и создает стерео - временнЫе метки на высоких частотах.

Несколько лет назад Демиан Мартин сделал слепую демонстрацию (со мной в качестве подопытного). Он попросил меня не открывая глаза, когда я сидел в кресле для прослушки, сообщать ему слышал ли я изменения в звуке и какие именно. Я без сомнений слышал изменение - стерео картина распалась на куски, стала размытой и ощущение пространства сильно ухудшилось. После того, как я ему это сообщил, он попросил открыть глаза. Что он сделал (втихаря) - разложил симметрично на полу конверты от пластинок прямо перед АС, даже не по направлению ко мне, но довольно близко. Физически - совсем небольшое изменение, но как это разрушило стерео картину.

Так какую же цену вы заплатите за размещение столика для кофе перед собой, т.е. перед вами и АС в свете стерео понятий? Мало кто понимает что весьма серьезную. Конечно же это очень удобно иметь такой столик перед собой для пульта ДУ, напитков или положить на него несколько дисков. Но не делайте этого. А кто вот так слушает, просто не слышит на что способна стерео система.

Я помню, как Кевин Воекс рассказывал мне про стерео систему, у которой хозяин покрыл весь пол рассеивателями - это не особо и дорого, кстати. Воекс отметил что это говорило о настоящей увлеченности. Но потом печально добавил “но конечно стерео панорамы там вообще не было”.

2. Расчистите полки рядом с собой

Исходя из тех же соображений, твердые объекты рядом с вашей головой нежелательны. Самое лучшее - сидеть на стуле или кресле с низкой спинкой, так что бы не было ничего рядом с ушами. Если ваша спина не позволяет так сделать, используйте кресло, которое ниже вашей головы. И лучше бы ему быть мягким. Диваны из твердой кожи не желательны - они отражают высокие частоты. Если у вас именно такой, закройте области за головой и рядом с ней пледом. Чего вам лучше избегать - большого количества приходящих ранних рассеянных высоких частот. Но кресло с низкой спинкой или стул - лучше всего. Попробуйте. Удивитесь насколько лучше звучит ваша стерео система.

3. Правила симметрии

Стерео эффект основывается на симметрии между двух каналов. Для поздних звуковых волн, которые и составляют диффузное поле на ВЧ, роль симметрии приуменьшается. Но для ранних волн и в области НЧ, которые приходят одновременно, симметрия необходима. В ранние годы, когда огромное количество людей просто не представляли себе как работает стерео, и в частности не придавали важности временной разнице, возникающей между ушей, очень многие пытались выровнять разницу между двумя каналами электронным способом - балансом и эквализацией каждого отдельного канала. Результат конечно был катастрофический, потому что аналоговые эквалайзеры и регуляторы баланса просто не могли эффективно справиться с временнОй асимметрией.

Как сейчас и происходит, достаточно детальные сигнальные процессоры (DSP) могут скорректировать подобные проблемы. Но гораздо лучше организовать симметричное размещение с самого начала. Как и всегда, процессорная коррекция комнаты лучше всего работает, когда в АЧХ нужно исправлять небольшое количество неглубоких пиков и ям. (Одним из исключений будут широкополосные басовые эквалайзеры, которые довольно полезны на практике).

Главной задачей дела симметрии для вас, как для слушателя, будет равно удаление от акустики. По правде говоря люди обычно это и делают, но недостаточно тщательно.

Давайте немного посчитаем. Люди могут слышат временнУю разницу между ушами около 1/100 000 секунды. Давайте будем немного консервативными и уменьшим до 1/50 000 секунды. Как далеко пройдет звук за 1/50 000 секунды? Если учесть что одна миллисекунда (1/1 000 секунды) это около 30 см. Тогда 1/50 000 это около 7-8 сантиметров. Следовательно, если вы хотите услышать от акустики все, на что она способна, необходимо симметрично рассчитать расстояние от левой и правой с подобной точностью. Берите рулетку, отметьте эту точку и стойте там.

4. Сядьте близко к вашей акустике

К вам всегда будут приходить ранние пере отражения, которые вам вообще-то не нужны. По уму их можно попробовать уменьшить по амплитуде и симметричности, но полностью не избавиться. Одним из способов уменьшить их влияние будет попытка максимально увеличить количество прямых волн, тем самым задавив пере отражения. Для этого сядьте ближе к акустике. Конечно же не в упор - большинство акустики требует некоторого расстояния для правильной работы динамиков. Так же нам самим необходимо некоторое расстояние что бы не слышать микро вибраций, которые делают из акустики точечные источники. Но вы услышите лучший стерео звук, если сядете на минимально необходимое удаление от этих точек. Многие садятся слишком далеко и тем самым больше слышат саму комнату. Посадка ближе изменяет соотношение между прямыми волнами и отраженными.

Вы так же должны отсесть от стены за вашей головой и акустика так же не должна стоять близко к стене (если только это не встраиваемая акустика или не спроектированная для расстановки у стены). Непрямые ранние пере отражения вредны, слушатели и акустика расположенные возле стен пагубно влияют на стерео картину. К счастью, пере отражения от боковых стен, особенно ранние, не так уж и плохи, но старайтесь избавиться и от них тоже.

5. Сделайте хорошую комнату

Записи делаются с прицелом на то, что при воспроизведении будет добавляться и звук помещения (эхо). Очень немногие записи рассчитаны на просушку без какого либо эхо. Но абсолютно никаких шансов на то что у вас не будет слишком мало эхо. Практически невозможно в домашних условиях.

На мой взгляд, самый лучший стерео звук получится в так называемых “зонах без отражений”. В таких комнатах ранние прямые волны висят долго, а ранние пере отражения поглощаются. После того как ты слышишь прямую волну, звук комнаты кажется по большей части рассеянным звуком поддержки в котором прямые отражения не регистрируются и/или приходят слишком поздно что бы связать их с более ранними. В результате прямой звук из АС четко отделен от звучания комнаты, вместо того что бы быть с ним перепутанным.

Создание такой комнаты с “зоной без отражений” довольно сложно, но у вас может выйти что-то дельное, если акустически заглушите свою комнату, в частности на высоких частотах, на которых в наибольшей степени выражен этот феномен. Поглощение высокочастотной составляющей крайне полезная задача. Акустически заглушенные помещения дают очень приятный тональный баланс, но мы здесь сконцентрируемся на стерео эффекте.

Стеклянные стены наихудшие. Если у вас открывается живописный вид из окон, повесьте плотные шторы, которые можно закрыть на время прослушки. Много лет назад, Питер Лингдорф привез в мою квартиру в Копенгагене систему, в которой был процессор коррекции помещения. Из этой квартиры открывался прекраснейший вид - она была на верхних этажах и имела длинную стеклянную стену со стальными опорами между. Но Питер отметил, да и я с ним согласился, комната была безнадежна для звука, только если я не закажу шторы. (Я не жил там долго, просто этого ходил на живые выступления, когда был в Дании. С аудио в той комнате не срослось).

6. Сядьте неподвижно, действительно неподвижно и закройте глаза

Важной частью симметричного положения является неподвижность. Если только вы не двигаетесь строго вперед или назад, вы будете двигаться ассиметрично! Но есть еще один важный момент неподвижного положения, который незаметен, но чрезвычайно важен. Что бы его понять, нам понадобится небольшая экскурсия в то, как работает восприятие.

Это сложная тема, так что я лишь пройдусь по основам. Грубо говоря, когда мозг создает картину восприятия из потока данных с датчиков, происходит много обработки. Все что мы “видим” или “слышим”, это на самом деле не то же самое что и свет в глазах и звук в ушах. Это психическая конструкция. И теперь эта психическая конструкция обладает одним удивительным моментом: конструкция использует много составляющих, но если хоть одной не хватает, мозг это понимает и перепрограммирует себя не использовать ее.

Это прозвучит как невнятный лепет, но для понимания можно провести один простой и наглядный эксперимент, который проиллюстрирует этот принцип. Посмотрите на фото с большим количеством объектов в пространстве или на картину с сильной перспективой. Просмотр даст некоторое ощущение 3х мерности. А теперь посмотрите на нее закрыв один из глаз, а другим через короткую трубку, закрывающую все остальное, что бы была видна только сама картина или фото. Вы увидите поразительное увеличение восприятия 3х мерности. Если никогда не пытались - попробуйте, можете не поверить своим глазам, или глазу.

Что произошло? Когда вы смотрели двумя глазами и видели картину и ее окружение (так как мы обычно на них и смотрим), мозг получил необходимые составляющие 3х мерности из перспективы. Но так же и получил данные что поверхность, на которой отпечатана или нарисована картина является 2х мерной. Бинокулярное зрение показало что она плоская. Ну и все окружение тоже плоское. Мозг получил противоречащую информацию - и дал вам увидеть вещи немного 3-х мерными но не слишком.

Когда же мы смотрели одним глазом и не видели никакого окружения, кроме самой картины, сведения о том что картина плоская исчезли. Без второго глаза и без видимости окружения - но с исчезнувшей информацией о том что мы смотрим на что-то плоское - мозг работает с тем что осталось: самой картинкой на которую мы смотрим, которая ему говорит о своей полной 3х мерности!

(Этот эффект очень хорошо знаком, не я его открыл. Он сознательно обсуждается, к примеру, в книге Френсиса Крика “The Astonishing Hypothesis”, из которой я о нем и прочел. С тех пор если я и хожу в картинные галереи, то только с подобной короткой трубкой в кармане!)

Теперь вернемся к миру аудио. Одним из способов, которым наш мозг обнаруживает местоположение объектов и форму помещений, ну или даже их размер с помощью слуха, через смещение положения головы и регистрируя отсутствие звуковых изменений. Это основное что отличает к примеру объекты впереди от объектов сзади (забавно что это же недавно обсуждалось в статье “Ask Marilyn” журнала “Parade”). В частности движения головы сообщают, к примеру, на подсознательном уровне информацию о том где находится источник звука и какие акустические свойства помещения, в котором вы находитесь.

Но насколько я могу знать, а я признаю что действую на личном опыте и без какого-либо научного объяснения, которое возможно и существует, когда мы держим свою голову строго неподвижно когда слушаем музыку, мозг перестает регистрировать информацию о смещении головы. Строго говоря информация о движении головы в стерео звуке отсутствует. Для виртуальной реальности с этим точно нужно будет что-то делать (для этого и нужны датчики направления головы в виртуальных очках-наушниках). Когда мы прекращаем передачу какой-то информации в мозг для стерео звучания или о помещении вокруг вас, мозг лучше концентрируется на той информации что доступна, в частности на самих стерео сигналах.

По моему опыту это имеет очень серьезный эффект. Вы начинаете как бы погружаться с головой в стерео пространство. Я не могу гарантировать что это сработает лично для вас, но попробовать точно стОит. Кто-то может просто привыкнуть сидеть неподвижно. Это даже может привести в какое-то состояние медитации, которое само по себе не слишком подходит для прослушивания музыки. Но как-по мне, восприятие стерео звучания усилится.

Ну и наконец закрытие глаз так же уберет информацию о том что вы находитесь дома, а не в концертном зале или на стадионе. Про это больше говорить не буду, т.к. считаю что это пробовали все. Но что касается абсолютной неподвижности - очень советую попробовать.

В общем такие советы: сидите с закрытыми глазами, голова абсолютно неподвижна, на стуле близко к вашей акустике в акустически обработанном помещении, симметрично и равноудаленно относительно АС, с акустикой подальше от стены и с расположением вас не близко к задней стене, ничего не должно лежать на полу между вами и акустикой. Если вы уже не пробовали проделать подобное раньше, я гарантирую что у вас будут откровения насчет того как хорошо может звучать ваша стерео система. Стерео звучание - это как увидеть чудо, если сделать все правильно. И что более важно - все эти советы абсолютно бесплатны.

23 симпатии

Просто…нет слов…

Сидеть с абсолютно неподвижной головой пока играет пластинка или CD это уже экстремизм, но в остальном всё правильно написано.
К сожалению чуть ли не у 9 из 10 человек не выполняются даже такие элементарные рекомендации указанные в статье.

Так и хочется подвести итог, купите наушники и не еб… мозг

5 симпатий

Как слушать стерео.
1.Включите систему.
2. Поставьте любимый диск.
3. Плесните в снифтер 150 коньяку.
4. Приятного прослушивания.

Инструкция как слушать моно - такая же.

25 симпатий

Я бы сказал больше надо, 1 час прогрева системы + 200г коньячку + хорошая компания, любая система зазвучит ого-го :slight_smile:

1 симпатия

Очень аудиофильский материал.
Тут акустика симметрично дай бог у четверти стоит.

1 симпатия

А что можно как то по другому слушать? :thinking: :grinning:
У меня все по фен шуй) симметрия. Одно но. Спинка кресла высокая. Но мысли пильнуть уже есть)

1 симпатия

9 из 10 с радостью примут в дар выделенную под аудио комнату и сделают все по феншую :slight_smile: К сожалению, в реальной жизни приходится совмещать аудио с жилым помещением, и искать компромиссы.

1 симпатия

Мы скоро в этой теме устроим скупку неподходящей мебели, за гроши конечно же. Ждите анонса :slight_smile:

4 симпатии

Вот как надо. ))

2 симпатии

Отличный пример как слушать стерео.
Все основные рекомендации учтены: симметрия, ничего нет между АС и слушателем и тд. И самое главное - всё это в типовой комнате типовой панельной многоэтажки.
Можно грустить о том, что нет своего дома, нет комнаты в 50 кв.м, быть уверенным, что напольники в комнате никак не сыграют и искусственно ограничивать себя полочниками, а можно как Юрий Макаров. По разному можно. Можно даже без экстремизма соблюсти основные принципы как в вышеприведённой статье.

1 симпатия

Я помню ,у меня был специальный стул )) для прослушивания музыки.Раскладной,тканевый с низкой спинкой.Принес ,раставил ,накрыл покрывалом ,потом в обратном порядке разобрал конструкцию . Купил потом кресло ,поудобней все таки.)))

4 симпатии

Сейчас как то так.Но симетрия,высокие потолки,поменьше всяких нагромождений это все соблюдается ).

8 симпатий

Кресло выбирал с рулеткой ,и прям помню “любопытные” взгляды персонала ))).

3 симпатии

С таким креслом у Вас может наблюдаться нестабильность кажущихся источников звука. :wink:

1 симпатия

Нет,нет если сам стабилен,то никакой не стабильности КИЗ не наблюдается :wink:

Стулья подходят лучше, некоторые обеспечивают хорошую фиксацию:

Ну и всегда можно поиграть с кабелем питания :slight_smile:

Мечта металлиста

12 симпатий

Аудиозакуток :grin::grin::grin:

Говорят, начавшее недавно обсуждаться у нас новшество - увлажнение - также дает значительный прирост!