Опять гадкий утёнок, прав ли пан Фикус и причем здесь Audio Note ?
Как-то ранее я упомянул, что у меня есть небольшой зоопарк со зверюшками для опытов. Пожалуй, расскажу об одной из них.
Да, да, 5-ти дисковый карусельный CD player harman/kardon FL8550.

Очевидно, многие сразу же скажут «фу-у, какая гадость!». Да я и сам так думал. Но не всё так просто.
История этого аппарата занимательная. Давным-давно в Пурпурном Легионе в Тушино работал мальчик Лёва. Он здорово разбирался в ассортименте дисков и когда пошла волна увлечения всякой средневековой музыкой и барокко в аутентичном исполнении, т.е. по старым партитурам и на инструментах тех времён, типа всякого такого:
он мощно снабжал нас с товарищем новинками, поступавшими в магазин. Я уже не помню, тот мой товарищ тогда еще не втянулся в Audio Note или только делал первые робкие шаги в этом направлении, но так или иначе у него появился этот Harman/Kardon. Я несколько удивился, а он сказал, что Лёва ему присоветовал именно этот плеер. Ну и ладно.
Прошло очень много лет, плеер успешно умер, с него сняли крышку «позырить, а что там с ним», после чего он был отправлен в гараж, в пыльный угол.
И вот как-то пару-тройку лет назад заехал я к этому знакомому, заменить обсыпавшиеся драйверы в AN-J на такие же, но с замененными мною же новыми подвесами. А он мне и говорит: «забери железяку, а то рука не поднимается в мусор выбрасывать». Посмотрел я на это чумазое несчастье - дисплей не горит, зато тяжелый. Даже крышка пошла ржавыми грибами. Ну хорошо, думаю, выбросить никогда не поздно, а поинтересоваться всегда полезно.
При первом же беглом осмотре поразило, что населен он какими-то адски дешевыми электролитами и многие, вздулись и раскрылись.
Ради смеха заменил самые страшные первыми попавшимися из коробки (соответствующих номиналов, конечно), просто продул линзу из баллончика Cramolin ® … и о, чудо – он заработал! Да не просто заработал, а заиграл! Нет, конечно, поворотный лоток вел себя как имбецил, диски опознавались с трудом, дисплей еле светился.
Но Файло было послано сразу же и далеко, ибо было четкое ощущение, что меня подло обманули и я слушал некий плоский, монотонный фон, хотя и не лишенный гармонии. А тут – вширь, вглубь, бас, драйв.
Оказывается мальчик Лёва был непрост. Таких 5-ти дисковых плееров существовало масса, как у Harman/Kardon так и у других фирм, особенно Sony CDP-Cxxx, и все они были почти клоны. Везде применялся одинаковый карусельный механизм, практически взаимозаменяемый.
Но, только у FL8550 был DAC на двух чипах Burr Brown PCM1702.
А это вам не хухры-мухры, вот частичный список, где его ставили:
ACCUPHASE DC-61
12 x PCM1702
ACCUPHASE DP-55
6 x PCM1702 – SM5843AP
ACCUPHASE DP-65
8 x PCM1702
ACCUPHASE DP-65V
8 x PCM1702
ACCUPHASE DP-75
16 x PCM1702
ADCOM GCD-750
4 x PCM1702
ASSEMBLAGE DAC-2
2 x PCM1702
AUDIOLABOR 531
2x PCM1702
BOW TECHNOLOGIES ZZ-Eight
4 x PCM1702
California Audio Labs CL15
PCM1702
California Audio Labs Icon Mk II
2 x PCM1702
CEC TL5100Z
2x PCM1702
CLASSE AUDIO CDP.3
2 x PCM1702
CLASSE AUDIO CDP.5
PCM1702
DENON DCD-1450 AR
2 x PCM1702
DENON DCD-201SA
2 x PCM1702
DENON DCD-755AR
2 x PCM1702
DENON DCD-2700
4 x PCM1702
DENON DCD-2880AR
4 x PCM1702
DENON DCD-3000
4 x PCM1702
DENON DCD-S1
4 x PCM1702
DENON DCD-S10
4 x PCM1702-J
KENWOOD DP-7090
8 x PCM1702
KRELL KAV-250cd
2 x PCM1702
KRELL KAV-300cd
2 x PCM1702
LINN CD12 SONDEK
4 x PCM1702
LINN NUMERIC Mk 3
PCM1702
MARK LEVINSON No 36
4 x PCM1702
MARK LEVINSON No 39
PCM1702
MCINTOSH MDA4000
2 x PCM1702
NAIM AUDIO CDS II
2 x PCM1702
NAIM AUDIO CDX
2 x PCM1702
NAKAMICHI DAC-41
2 x PCM1702
PARASOUND C/DP-2000
2 x PCM1702
PRIMARE D30.2
4 x PCM1702
PS AUDIO DIGILINK II
PCM1702
SONIC FRONTIERS ANTHEM
2 x PCM1702
SONIC FRONTIERS Transdac
2 x PCM1702
STAX DAC-TALENT BD
4 x PCM1702
TEAC VRDS-8
4 x PCM1702
TEAC VRDS-9
4 x PCM1702
THETA DS PRO BASIC III
PCM1702
ULTECH HDCD-10
2 x PCM1702
WADIA 16
2x PCM1702
WADIA 21
4 x PCM1702
WADIA 25
4 x PCM1702
WADIA 27
PCM1702
WADIA 830
4 x PCM1702
WADIA 850
2 x PCM1702
WADIA 860
4 x PCM1702
Питание из 5-ти стабилизированных линий, т.е. цифра, аналог, дисплей, серво лотка и карусели разделены.
Лазерный пик-ап SANYO SF-91, а не обычный соневский KSS.
Ну и редкая, да и красивая вишенка на торте - HDCD на чипе PMD-100.
После таких откровений появился интерес заставить это взлететь. Механику оставил на потом, потому что все карусельные плееры – отдельная песня и я знал, что она отнимет не один вечер. Если поворотная машинерия хоть где-то сбоит, весь аппарат дуреет, вплоть до вхождения в глухой ступор и ухода в несознанку.
Когда Пан Фикус не был еще респектабельным бизнесменом, а был просто Лукашем, полным энергии и страсти к исследованиям, он переслушал, а потом и безжалостно прооперировал сотни сиди проигрывателей. Это был грандиозный и полезный труд, результатами которого он не пожлобился поделиться с миром. Respect!
Среди прочего он выяснил, что производители по малообъяснимым соображениям обязательно навешивали после ЦАПа кучу хлама, в виде операционников, мелких индуктивностей, пучков керамичских шунтирующих конденсаторов и прочего мусора, который делал звук мутным, замыливал звуковую картинку и просто шумел. Даже статейку про это написал, мол выкусывайте всё к чертям. Мысли, которые он там озвучил мне понравились, и я решил попробовать то же самое с Н/К.
Плата выхода с жестяными RCA гнёздами, мелкими индуктивностями, керамическими конденсаторами, ферритовым кольцом и намотанным на него метром проводов пошла под нож первой. Ушной усилитель с мотками проводов тоже. Выпилил четыре (!) операционника после ЦАПа. Реле оставил на плате, но они отключены.
Сначала хотел лампизировать проигрыватель, а потом подумал – уже есть AN-CD2, зачем мне два с лампами на выходе? Пусть, для разнообразия, один будет без ламп. Из-за такого решения пришлось вернуть один ОУ, потому что PCM1702 имеет токовый выход и для преобразования I/U с хорошим уровнем выходного сигнала нужна или лампа или каменный каскад.
Но я не стал ставить дешевый стандартный ОУ, а использовал двойной (стерео) операционник на дискретных элементах австралийской фирмы Burson Audio.
ОУ Burson мне лично нравятся, и самый шикарный был 4-го поколения. К сожалению, они перестали их производить.
Однако я их купил в самом начале и теперь они прижились в некоторых других подопытных зверюшках.
Конечно, Burson такого размера было бы трудно расположить в тесном пространстве под механизмом, но к счастью фирма прислала мне бесплатно пару V5i для тестирования. Вот и пригодилось.
Некоторое время пришлось повозиться с подбором компонентов.
Электролиты были заменены на Elna RFS (SILMIC II), кроме больших емкостей, которые по соображениям габаритов и стоимости были заменены на предтоповые ничиконы. OSCON –ы я не люблю, хоть все за них топят, поэтому их тут вокруг цифры нет. Китайские диодики для детских игрушек в питании были заменены на Шоттки с оверкиллом по напряжению и току (тоже по Лукашу Фикусу).
Старый как мир постулат, что всё надо демпфировать. Лампизатор не скупится на оклейку своих аппаратов демпфирующими матами. И это правильно. Вот крышки. Они, как правило, звучат как хороший церковный колокол. А после демпфирования становятся тише и «плотнее», чем шпонированный массив дерева.
Отсюда вывод – или демпфируйте шасси и крышки или прикручивайте крышки на все винты или вообще их снимайте. Неприкрученная крышка на аппарате – источник вибраций, призвуков и резонансов, которые, проще говоря, идут, в итоге, в акустику, а потом вам в уши и мозг.
Электролиты (особенно габаритные), кстати, тоже надо сажать на вязкие субстанции, для демпфирования. Даже термоклей сгодится, хотя есть более качественные и дорогие решения.
Возню с механикой и сервоуправлением пропущу, упомяну лишь, что в этом плеере под каруселью есть энкодер, поворотная группа которого развалилась. Пришлось ювелирствовать и крепить контактную гребенку винтиками М1 (1,0мм). Точное положение крепления этой гребенки очень критично, т.к. при малейшем сдвиге всё это перестает работать.
To be continued…

















