🏖 Кабинет главврача

Кто любит цыганский шик, им надо, конечно. :laughing:
Или Ставросу, который Aries Cerat, выслать. Тоже любитель узоров.
Мне же нравится строгий стиль.

1 лайк

Джимми Пейдж исполняет иконическую «Rumble» (1958) Линка Рея

3 лайка

Чернить будете?

Да, чёрную хочу. Усилитель чёрный.

Что-то в последние месяцы притихли дорогие анотчики, какие-то вялые и молчаливые стали. Видимо пора взбодрить, придать энтузиазма и жизни нашему кабачку.
Так что, рассаживайтесь, дорогие гости, наливайте, что стоит на столе и что принесли с собой.

:champagne: :wine_glass: :cocktail: :tropical_drink: :beer: :beers: :clinking_glasses: :tumbler_glass:

Мой скромный ÜberMeishu (Часть 1/2)

Новое старое прочтение классического усилителя Audio Note.


Фото из рекламы Audio Note тех лет

*Хронология повествования не всегда соответствует последовательности работ.

Осенью этого года удалось вплотную заняться давно откладывавшимся большим проектом, и примерно полторы недели назад работа была завершена. Так что к Новому году получился приятный дополнительный подарок самому себе.

История началась в далёком 1997 году, когда я заказал в Англии новенький Meishu Line. Через некоторое время Лёша «Архитектор» привез большой груз, в котором был и мой усилитель, и я сам поехал в Шереметьево-2 встречать их. Хорошие были времена …

Приехавший усилитель оказался из переходной партии, когда на мануфактуре только что придумали ставить в предусилителе одну лампу 6SN7, вместо двух. Поэтому, они там не моргнув глазом допиливали платы предыдущего образца для двух ламп. Выглядело это так:

Мне это совсем не понравилось, потому что хотелось классический вариант, но посмотрев на плату, рассудил, что «вернуться к истокам» будет несложно. Начал заказывать недостающие детали, а тут отец-основатель (PQ) и пишет, мол ты люминь-то на медную фольгу замени, да танталовых резисторов с Black Gate добавь. Апгрейд называется. :point_up:
Уговорить меня в тот момент было легко, ибо эйфория от звука Audio Note вынесла весь мозг, а тут, оказывается ещё и улучшить можно!

Накулёмал тогда в спешке, да и по молодости, т.к. хотелось быстрее послушать, а не копаться во внутренностях.

Позже (как теперь уже известно, вполне ожидаемо) начались проблемы с силовыми трансформаторами, которые в те времена были слабым местом усилителей AN.

К тому времени началась дружба с Audio Note Japan и благодаря этому на фирме TANGO по моему индивидуальному заказу изготовили два силовых трансформатора, которые заменили английских слабаков. Передний маленький, кажется, к тому времени сгорел, а большой ещё держался, и я его разжаловал в чин Накального Трансформатора, тем самым улучшив схему питания усилителя и увеличив общий вес аппарата.

Шло время, менялись кабели, регуляторы громкости, и в один прекрасный момент я решил заменить выходные трансформаторы. Момент действительно оказался прекрасным, потому что именно тогда в наличии на фабрике оказалась пара экспериментальных трансформаторов Triple C-core, концепцию которых, как мне сказали в Англии, придумал Кондо-сан. Питер заказал несколько пар, может всего 2-3, но потом счёл этот вариант нерентабельным, (а может трансы не вписывались в модельный ряд корпусов) на чём всё и заглохло. А жаль, трансы-то получились выдающиеся.

Весь этот процесс был сродни тому, как в древности закрашивали одну фреску и поверх писали новую. А потом и её закрашивали, и так далее. В итоге усилитель внутри выглядел так себе, даже жутковато, по моим сегодняшним стандартам, хотя играл великолепно.

Это было как-то недостойно (и прямо скажу, отстойно) и у меня возникло острое желание пересобрать усилитель так, чтобы он не только отлично звучал, но и выглядел красиво (насколько это возможно при анотовском стиле монтажа) .
К несчастью, тут случилась внезапная катастрофа со здоровьем, и мне стало не до хай-энда. А это потянуло за собой многолетний ураган адовых жизненных проблем и потерь. Но всю звукотехнику и большую часть дисков и записей мне удалось сохранить. Однако Мейшу много лет пролежал в полуразобранном состоянии.


Когда я нашел в разных коробочках все части, сложил всё рядом, даже стало немного не по себе, так всё выглядело грустно и запущенно. Поэтому начал делать постепенно, с терпением и без спешки, начав с какого-то отдельного узла, попутно продумывая возможные улучшения.

Предусилитель

Родная, дважды уколхоженная (сначала на Audio Note, потом мной) плата была демонтирована, и я решил полностью заменить её, сделав новую более просторной и с навесным монтажом.

Первая идея была использовать дельта-древесину (Panzerholz), как в новых модных изделиях AN. Вот один из начальных макетов.

В итоге мне этот вариант не понравился, поскольку стилистически смотрелся чужеродно, а улучшения звука этот панцерхольц не даёт, кто бы что ни говорил.
Так что окончательный вариант был на основе из 3-х миллиметрового красного стеклотекстолита.

Из улучшений, в сравнении со стоком – навесной монтаж по технологии AN UK, с использованием серебряных монтажных штырьков (turret tags) Audio Note, серебряной моножилы Audio Note ø1.0 мм и тефлоновых ламповых панелек с цанговыми контактами из бериллиевой бронзы.

В отличие от керамических, тефлоновые панельки не звенят и не передают это звон лампам. А цанговые контакты имеют большую площадь соприкосновения с ножками ламп. При этом вытаскивать лампы из таких панелек легче.

Примечательно, что вот эти бумаго-масляные конденсаторы с медной фольгой ни капли не деградировали. Ни внешне, ни по всем замерам, ни по звуку. Легко заметить, что они имеют необычные габариты и отличаются от привычных старых PIO конденсаторов AN, которые к сегодняшнему дню начали повально коротить и терять герметичность. Суть в том, что на заре мануфактуры, фольговые конденсаторы заказывали на другой фабрике, по слухам, в Японии.

Драйверный и выходной каскады

На фабрике эту часть сделали по-нищенски стоковой. Лампы AVVT, конечно, уже мои.

Позже я там поменял резисторы в драйверной части на танталовые Shinkoh и все электролиты на Black Gate.

Теперь же пришло время переосмыслить прошлые решения.
Танталовые анодные резисторы ламп 5687 это конечно хорошо, но они всего лишь двухваттные, поэтому работали на пределе и сильно грелись, что не озонировало звучание.
Вернул в аноды старые Welwyn 7Вт.

А в катодах выходных ламп заменил дешевый сток на лучшие из проволочных - MILLS.

Остальное перемонтировано аналогично предусилителю - серебряная моножила, серебряные монтажные штырьки и тефлоновые панельки.

Фильтры анодного напряжения и регулятор накала предусилителя

Здесь всё тоже было неаккуратненько. К тому же, один из двойных BG был избыточной ёмкости.

Разборка, чистка и правильный монтаж. За неимением нужных номиналов Black Gate пришлось поставить новодельные Kaisei, что впрочем, не ухудшило звучание, т.к. после них остался BG большой ёмкости, который всё «нормализует».

После этой лёгкой разминки стало очевидно, что придется разобрать всё до основания, иначе сделать как надо не получится.

Поскольку это классический Мейшу, переключатели входов и записи находятся непосредственно у RCA гнёзд на задней стенке. К ручкам управления от них идут удлинительные оси. На мануфактуре эти усилители называли rod unit.

Дешёвые пластмассовые переключатели уступили место прекрасным швейцарским ELMA, которые, кстати, на Audio Note уже некоторое время ставят во все приличные и топовые версии изделий.

Входные гнёзда подключены непосредственно к выводам переключателей монтажным проводом Audio Note. Это серебряный литц, 31 жила 0.1 мм в полиуретановом лаке. Эквивалент AN-Vx, только в очень удобной изоляции.

А вот с самими гнёздами пришлось повозиться. Родные, конечно имело смысл сменить, т.к. они ну совсем простенькие, хотя и лучше, чем в OTO/SORO.

На моем усилителе есть акриловая накладка сзади, из-за которой поставить серебряные RCA гнёзда AN невозможно, мешает самая широкая часть в виде гайки.

У меня есть запас отличных японских позолоченных гнёзд, которые Кондо использовал во всех своих изделиях. Но вытащив кулёк из кладовки, я с сожалением обнаружил, что много гнёзд уже куда-то протранжирил и оставшегося количества не хватит на Мейшу.

Так что я выделил две пары для наиболее критичных подключений, а остальные гнёзда пришлось ставить Neutrik. Они похуже японских и по конструкции и по качеству покрытия, но всё равно лучше стоковых. К тому же, можно надеяться, что это настоящее золотое покрытие, коли в даташите указано «Contact plating : 0.05 µm Au over 2 µm Ni».

Получилось удачно, хотя всё это благоустройство заняло довольно много времени.

Поскольку я старался сделать путь сигнала от гнёзд до переключателя как можно короче, надо было проявить немалую ловкость, чтобы состыковать всё вместе. Долго.
Организовал вход Direct In, который кабелем AN-Vz напрямую, минуя переключатели, подсоединен к регулятору громкости (РГ). В выход на запись добавлены резисторы (как было в OTO) для лучшего согласования с чувствительными входами дек.

Акустические терминалы заменил на Kondo SWT-20S. Маэстро сам разработал их конструкцию. Внутри – маленькие, но настоящие тиски, которыми можно намертво прижать облуженный серебром кабель к серебряной площадке. Эта круглая площадка находится на одном конце толстого серебряного стержня, который проходит сквозь терминал. Другой конец стержня выходит внутрь усилителя и сформован для припайки к нему провода от выходного трансформатора. Терминалы столь массивные, что крепятся гайками на 17. Лучшие в мире, ультимативные терминалы.

Продолжение следует…

97 лайков

Мой скромный ÜberMeishu (Часть 2/2)

Питание

Как было:
Плата кенотронов была приспособлена на мануфактуре под маленькие советские 6Ц4П. Для этого была пилена ножовкой, резана ножиком, снабжена проволочными перемычками. Советские проволочные резисторы добавились в течении прошлой жизни. Один заменил сгоревший Welwyn, другой понадобился для коррекции накала одного из кенотронов.

Большие Black Gate WKZ были смонтированы на «этажерку». В тот момент, когда я это делал, такое решение было самым быстрым. Но мне оно всегда не слишком нравилось.
Забавно, что этажерочное решение, от которого я сегодня избавился, Audio Note наоборот начал применять в дорогих аппаратах.

6Ц4П на самом деле очень неплохие кенотроны, надежные и хорошо звучащие. Это полные аналоги 6X5 и 6X4 в компактных баллонах, правда с другой цоколёвкой. Но главное неудобство, что они не предполагают никаких вариантов. Иными словами, tube rolling с ними недоступен. Поэтому я захотел переделать питание на 6X5.

Но, вот как мне точно было не нужно:

Как сделал себе:
После довольно тщательных примерок, так чтобы кенотроны в больших баллонах вставали бы не касаясь друг друга…

… были изготовлены новые платы, а точнее основания для монтажа.

В этом месте есть смысл отвлечься на силовые трансформаторы.
Большой TANGO. Фото второго я потерял. :man_shrugging: Ну там то же самое, только чуть меньше размер и другие обмотки. Говорить про них нечего – они идеальны. Не гудят, не греются, не эманируют.

Для родного TX-031, который я разжаловал в накальный, надо было сделать новые мягкие резиновые прокладки, поскольку этот трансформатор не так превосходен, как Танго. Слегка гудит, если прикрутить его прямо к шасси.
Тут забавно. Чтобы не слишком мудрить, взял завалявшуюся автомобильную камеру Goodyear, из тех, что покупал еще, будучи студентом, в «Берёзке». ))) По сей день очень мягкая и эластичная.

Ну, и встал вопрос, как запитать три трансформатора. Чтобы и звездой и удобно для монтажа и возможной, в будущем, замены питающего кабеля. Тут мне на помощь пришли колодки, которые используются на мануфактуре Kondo, для навесного монтажа и серебряная моножила.

Поскольку от регулятора баланса я избавился еще в конце 90-х годов, то тогда же на его место был поставлен поворотный выключатель (как в пятиручечных OTO), только не хилый пластмассовый, а надежный. Крайне удобная и полезная модификация.

Провода под высоким напряжением более 400V облачил в мягкий японский тканый кембрик с негорючей пропиткой.

К слову, о проводах. Когда несколько лет назад я планировал всю эту работу, накупил каких-то модных и красивых проводов, кажется Kimber, чтобы заменить все старые. Но сейчас подумал – а зачем? Ведь десятилетиями Питер собирал усилители используя одну и ту же марку проводов и десятилетиями же все усилители прекрасно работают и играют.

Внимательно рассмотрев оригинальные провода, увидел вот что:

Оказывается, все эти невзрачные петровские провода изготовлены английской компанией Permanoid Ltd., одним из ведущих производителей кабельной продукции в Королевстве. У них большой ассортимент специализированных проводов, в том числе для авиации, аэропортов и военной техники.
Конкретно те, что использовались (потому что ныне, в угоду маркетинговой красоте все больше используются в тефлоновой оболочке ярких цветов), относятся к семейству VX, с ПВХ изоляцией стойкой к электротехническим лакам и пропиткам, разным маслам и щелочам. Рассчитаны на напряжение до 600V – 1kV AC RMS.

Поэтому достал пакет с ворохом петровских проводов и собрал всё с ними.

Новые блоки кенотронов и высоковольтных электролитов теперь тоже собраны навесным монтажом.

Общая шина под электролитами сделана из серебряной моножилы Ø 2.0 мм, что не является пустой блажью, потому что сюда стекаются все земли усилителя (но не шасси). Это дало свои результаты, о которых я упомяну в конце, если не забуду.

Блок предохранителей цепей накала был изначально совсем ручной работы. Это же кто-то рисовал и травил платку, как в кружке юных техников при Дворце пионеров. Очень мило. Сохраню на память.

Сделал, как делали на мануфактуре в последние годы.

А вот дешевые электролиты ECON-B в стабилизаторах накала ламп 300В высохли и потеряли ёмкость. Заменил на BG.

Выходные трансформаторы

Вот они, уникальные трансформаторы IHiB Triple C-core. Каждый весит 10.1 кг.

Выводы удлинены кабелями SPz и KSL-SPz.

Трансформаторы такие огромные, что с большим трудом уместились в объемном чреве Мейшу. И всё равно, из-за этого не удалось поставить на нижнюю удлинительную ось рессорную втулку, которая предохраняет переключатель от излишних физических воздействий. Ну, не страшно, нижним переключателем выбора источника для записи я буду пользоваться намного реже, чем верхним селектором входов.

Регулятор громкости

РГ – моторизированный потенциометр KO-ON (TKD).

Аудиофил же должен страдать?
Вот я страдал годами, пока не пришло понимание, что пьюристская догма, де моторизированный РГ как-то там портит звук – ни что иное, как бред непонимающих людей.
Теперь моё твёрдое убеждение – в обязательном порядке регулировка громкости должна быть доступна с пульта дистанционного управления.

Что я и реализовал в своём усилителе. Схема питается от отдельной обмотки трансформатора, провод на сервомотор – экранированный, так что даже во время включения мотора, никаких помех или шумов нет.

Дополнительные резисторы на входе – танталовые Kondo. Их подключение «убивает двух зайцев одним выстрелом».

  1. Без них входное сопротивление Мейшу на самом деле 82кОм, а не 100кОм, как обычно считают. Дело в том, что параллельно РГ стоит гридлик входной лампы и их суммарное сопротивление меньше. А с дополнительными сопротивлениями, в моём случае, оно стало 120кОм, что однозначно хорошо для звука, т.к. никакой источник не будет придушен недостаточным входным сопротивлением.
  2. Растягивается рабочий сектор регулировки, что особо полезно с даками и CD плеерами, у которых выходной сигнал может достигать 3-х вольт. Теперь, даже если надо послушать «шепотом», не надо ловить громкость на первых градусах поворота потенциометра.

А еще можно вспомнить гипотезу уважаемого Анатолия Марковича Лихницкого. Он считал, что «<…> радиодетали и собранные из них аппараты имеют душу, и поэтому их следует рассматривать не только как физические объекты, но и как “живые сущности”.» И что «вживление в современный аппарат какой-нибудь детальки или проводника, произведенных фирмой “Telefunken” в период Второй мировой войны <…> заметно облагораживает звучание современных аппаратов. Я объясняю это тем, что маленький кусочек высокоорганизованной материи германского производства способен перевоспитать множество низкоорганизованных элементов <…> .» :wink:

А у меня кусочки высокоорганизованной материи японского производства. :laughing:

Можно верить или не верить, однако ж АМЛ, кажется в году 2003, был приглашен Питером Квортрупом на фирму Audio Note. И среди прочего у АМЛ была длительная беседа с Энди Гроувом по поводу аномальных явлений в аудио.

А пульт вот такой, очень подходящий по своей «конституции» к объемистому Мейшу. Отфрезерован из цельного куска дюраля, к тому же кнопки настоящие, а не резина.

Конечно, совсем идеально было бы черный с золотыми кнопками, но пока так. Может, когда-нибудь анодирую корпус и позолочу кнопки.

Подготовка к тестам

Я переживал за сохранность Black Gate WKZ, которые сначала поработали несколько лет, а потом стояли (лежали) без дела еще больше лет.
Чтобы избежать неприятностей сделал им формовку, медленно и постепенно.
Для этого вместо кенотронов поставил диоды и запитал усилитель от ЛАТРа, начав с входного напряжения 50 вольт. Повышал напряжение в несколько этапов, останавливаясь на каждом на ночь, а то и сутки.

Кое-что о крепеже

Поскольку усилитель полностью разбирался, при обратном строительстве удалось реализовать ещё одну полезную задумку - сделать дно гладким.
Как вы все хорошо знаете, Audio Note собирает усилители, используя обычные винты с крестом PH2/PZ2 или похожим. В результате всё дно аппарата усыпано ими, как воспаленными волдырями, что не очень элегантно, хоть это и не беда.
А вот риск повредить полку дорогой стойки для аппаратуры, когда вы будете выволакивать усилитель на свет божий, а уж тем более 30-ти килограммовый Мейшу, очень даже реальный.

Я же использовал винты TORX с потайной головкой. Почему AN так не делает? Вероятно из экономических соображений. Крепеж TORX дороже, а технология изготовления шасси будет сложнее и тоже дороже, т.к. потребуется зенковка всех отверстий. Кроме этого утратилась бы универсальность традиционных шасси, т.к. пришлось бы отказаться от длинных прямоугольных прорезей, позволяющих двигать трансформаторы и чоки перед закреплением и устанавливать разные модификации оных компонентов.

Но, у меня-то изделие штучное, так что могу себе позволить.

До недавних пор лицевая панель Мейшу из чёрного акрила крепилась болтами с декоративными гайками золотого цвета. Мне это всегда казалось каким-то цыганским шиком. Если, скажем, для P3 это хоть как-то уместно, потому что позолоченная ручка всего одна, то на Мейшу с его четырьмя массивными ручками это явный перебор.

Так что я давно задумал заменить эту «роскошь» на что-то более строгое и стильное, а недавно и на мануфактуре кто-то догадался, что винты с головками в цвет панели смотрятся более эстетично.

Всё же я посчитал, что плоские головки с фаской больше гармонируют с гранёным торцом акриловой панели, который визуально занимает большее поле зрения, чем полукруглые (которые, видимо, привязывали к ручкам регулировки).

Ну, в общем-то и всё!

Осталось установить усилитель на платформу CodaRacks и подключить кабели.

Подтвердилось два известных факта:

  1. На полу усилитель играет значительно лучше, чем на полке или столе.
    В том числе, совершенно не мнимо прибавился бас.
  2. Мейшу можно эксплуатировать с крышкой.
    Просовывал термопару (датчик температуры) сквозь прорези крышки на несколько часов поработавшем аппарате. Лишь между колбами ламп 300В было 120˚C. Уже в паре сантиметров от них температура резко падала от 70˚C до 40˚C, ближе к стенкам.
    Цифры не самые точные, но дающие понимание ситуации.

Так что я буду эксплуатировать Мейшу с крышкой. Что-то надоело смотреть на эти усилители с кишками наружу. С крышкой он, конечно, смотрится лучше. Ну и вопрос с пылью сам собой решился.

Касательно того, что без крышки он играет свободнее и интереснее, крышку можно не прикручивать, а просто набросить. А чтобы было совсем хорошо, приклеить полоски мебельного фетра, там, где она опирается на отбортовки шасси (спереди и сзади), что позволит приподнять крышку на нужное вам расстояние.

_

Все работы, связанные с устранением земляных петель, соединение земель усилителя к сербряной шине из 2-х мм серебра, развязка заземления шасси и усилителя, подключение
цепи поднятия потенциала накала предусилителя (которая обычно либо отключена, либо даже её детали не впаяны в плату фильтра питания) дали результат, превзошедший мои ожидания - полное отсутствие малейшего сетевого фона и идеальная тишина в отсутствии сигнала. Не во всяком транзисторном усилителе такое встречается.
Контраст между музыкой и тишиной потрясающий. И звуки начинаются ниоткуда и уходят в никуда.
_

Вместе с крышкой усилитель весит 45 кг.
Потребляемая мощность - 230 Вт.

133 лайка

Молча встану и склоню голову в уважении. Титаническая, прекрасная работа. И описание :fire: :fire: :fire:

23 лайка

Благодарю, Михаил! Очень приятно! :handshake:

1 лайк

Миш, постою рядом.

Михаил, как всегда безупречно! Вы добавили к усилителю не только японскую высокоорганизованную материю, но и свой японский по духу перфекционизм :innocent:

9 лайков

Нет слов… :ok_hand:
Вот они… трансформаторы, которые запомнились сразу, как засветились однажды на фото.
Снимаю :tophat:

7 лайков

Михаил, титаническая работа рук и мозга.
Такой усилитель просто не может и не будет играть плохо.
Моё почтение :handshake:.

5 лайков

Миша!

Отличная работа! Есть, чему поучиться.

Пригодился, таки, текстолит? :slight_smile: Или это не тот?

1 лайк

Круто!!!

1 лайк

Если это Line… Осмелюсь поинтересоваться, а какой тогда корректор?

1 лайк

Саша, большое спасибо! :+1:
Нет, это другой, 3 мм, который был раздобыт раньше.

Михаил это нечто!
Продолжительные овации!
Действительно высший класс!

1 лайк

Тут у меня отклонение от линии партии, ну так сложилось.
MC BMS (Benz Micro Switzerland), а они лучше всего играют со своим же корректором Lukascheck PP1.

2 лайка

Очень интересный и познавательный рассказ! Спасибо!

1 лайк

Хирургическая “радикальная операция” ! Пациент будет не только жить но и на марафоне запросто англичанина оставит позади ! Браво Мастер ! :fire::+1::fire::notes:

10 лайков

Viva il Maestro, bravo!
:clap:

3 лайка