Финальный отчёт.
Сразу о системе.
Источник PC на Win7, Aplayer ASIO → RME 9632 PCI SPDIF/AES → ЦАПы: Dodson Audio 263 / Abbas DAC Z-> авторский межблок М. Гусарова из литцендрата → усилитель Moonriver 404 → Canare 2S14F → акустика Penaudio Chronos
Вот и уехал от меня замечательный усилитель Moonriver 404, оставивший о себе только хорошие воспоминания.
Одной из причин, почему я не писал заметки по ходу пребывания его у меня, было как раз именно, то что я на нем слушал музыку, пользуясь любой возможностью. Поэтому сейчас постараюсь набросать все накопившиеся впечатления.
Ну, брутальный внешний вид, олдскульный минималистичный дизайн и моторизованный регулятор громкости тут уже обсудили, не вижу смысла повторяться. Сделан очень крепко и добротно, ручки крутятся приятно, а уж как тумблеры щёлкают вообще отдельный забытый кайф. Аккуратный маленький пультик с управлением почти всем усилителем также очень кстати и добавляет.
Основное и ключевое для меня качество, который этот усилитель привнёс в мою систему: очень живо и натурально заиграли живые записи. В первую очередь с Аббаса, он сам по себе выдаёт на выходе аналоговый по своему характеру сигнал, а с этим усилителем вообще не было ни малейшего впечатления, что слушаешь цифру, настолько натуральным стал звук. Moonriver явно играет прозрачней и живее моей Ямахи, у него лучше проработана та самая нижняя середина, отвечающая за теплоту в звуке, и это вкупе с аналоговой подачей Аббаса дало такой результат, какого у меня еще ни разу не было в варианте даже с очень дорогими ЦАПами и моей Ямахой. Однажды мне довелось полтора дня слушать 5-6 линейку Аудионота, вот получилось нечто очень похожее по тембрам и характеру. По сравнению с Ямахой стал и более прокормленным нижний бас, но мне кажется, с контролем похуже, стал подгуживать. Но на фоне произошедших перемен в целом я не обращал на это особого внимания. Я ставил всё подряд и ни на чём не обламывался. Вообще. Через некоторое время стало заметно ограничение по разрешению, скорее всего ЦАПа, но опять же, по крайней мере пока и в моей системе на фоне улучшений это можно и нужно простить.
Что запомнилось из прослушанного:
- удивительно натуральная запись аккордеона и всего оркестра Gus Vuseur (2000 - Les As Du Musette - Gus Viseur A Bruxelles; 2012 - Gus Viseur 1942-1952 (L’accordéon musette élevé au rang des beaux arts));
- потрясающая масштабность, мощь и красота оркестровок на саундреке к фильму Мэри Поппинс, до свидания! Причём именно на этом винилрипе, издание на CD не настолько музыкально;
- нерв и нежность в музыке к мультику “Девочка и дельфин” в издании Эдуарда Артемьева (Edward Artemiev - Edward Artemiev’s 11 CD-Box Set - 2018). Да, запись там ужасна, но именно такая а-ля аудионот аналоговая подача совершенно отводит внимание от кривизны записи, заставляя слушать музыку;
- откровенное колдунство Khruangbin;
- наконец-то как надо, совершенно волшебно заиграла Shiita no ketsui из Studio Ghibli Hayao Miyazaki & Joe Hisaishi Soundtrack Box 2014 года;
- поставленные ради интереса и скорее по приколу Верасы со своими “Я у бабушки живу” и “Завирухой” сыграли именно так, как я это запомнил в детстве, когда никакой цифры и в помине не было и как они еще никогда не играли на моей системе. Кстати, издание 1996 года украинского филиала Мелодии - лучшее и единственное хорошее по качеству, что я нашёл, интересующимся крайней рекомендую.
- Tyrannosaurus Rex - 1971 Electric Warrior Sessions (черновые записи) - ЖИЗНЬ!
- на изученном до дыр альбоме Cowboy Junkies Lay it Down, который записан весь вживую, внезапно пролезли косяки записи, которые я раньше не слышал, и вот тут случилась ложка дёгтя: не то. Ну что ж, за качество тракта иногда приходится вот так платить.
Надо ли говорить, что между Аббасом и Додсоном стала слышная такая разница в тембральной достоверности и аналоговости в пользу Аббаса, что я забил на панчевость, яркость и чёткость Додсона и почти всё время слушал только Аббаса, даже на бодрых жанрах, несмотря на его лёгкую примутнённость и общую мягкость.
В общем, получилась система, на которой слушается музыка, а не звук. Я уже сталкивался с таким на Аудионоте, но когда подобное происходит не на выставке, а дома, это прям очень сильно заставило меня подумать над тем, а нужна ли она, эта гонка за тем, что принято называть качеством, и что качество - вот оно, когда музыка играет так, что про техническое несовершенство что системы, что записей (навроде тех же граммофонных пластинок или в случае с черновыми записями с репетиции T.Rex) забываешь начисто и они каким-то непонятным образом перестают иметь значение, потому что тебя забирает музыка, и всё тут.
В самом начале я хотел написать, что Moonriver явно проигрывает по прозрачности и контролю над АС гостившему у меня дома однажды Electrotone Hybrid Stage, но с ним вот этой магии не возникало, и если делать выбор, то я выбираю Moonriver и подбор АС к нему.
В общем, пять дней у меня дома происходило маленькое чудо, и это тот случай когда очень не хотелось передавать туровый девайс дальше. Мои безграничные благодарности Бару и @Andrey1 за возможность послушать этот замечательный усилитель в своей системе!