⚗ ЦАП RME ADI-2 Pro FS — чип AK4490 разрываясь между умом и красотой — ЗАВЕРШЕН

Уж очень сильное заявление, может оно и так, я с этим не собираюсь спорить. Но после таких вердиктов надо бы все в деталях разложить, а то получится как то “не красиво”.

2 лайка

А нормального, не USB источника нет?

Если расписывать подробно в первом впечатлении, то полный обзор может получиться совсем куцым.

1 лайк

“Нормального” нет :slight_smile:
Тестирование у меня предполагалось только при таком подключении.

1 лайк

Ждем полный обзор, очень даже интересно после такого “интригующего” первого впечатления.

Полный обзор

Итак, тест первый: в качестве комбайна для наушников. Зазвучала 8-я симфония Бетховена и… довольно неплохо. Но как только прибавляем громкость выше комфортной, сразу же хочется сделать потише: звук начинает давить, ощущения похожи на клиппинг, довольно жёстко звучит. Если не делать слишком громко, то слушается комфортно.

Включаем комбайн от Сони - и вместо «неплохо» теперь в ушах звучит «классно»: ничего не давит, звук свободный, есть драйв, есть радость от прослушивания! Естественно, на любой громкости.

Тест второй: в большой системе. Соревноваться будем с китайцем LKS 004. На этот раз проблемы начались ещё до включения: кабель питания мешает воткнуть в аппарат USB Regen - что ж, придётся проводить тест без него. Запускаем аппарат и… звук есть, но слушать это совсем не хочется, какая-то каша вместо оркестра, ударные доносятся будто из бочки, всё плоское и невыразительное. Напоминает внешние звуковые карты Creative EMU за 5000 р. Включаем китайца - и вот она, музыка! Разница катастрофическая, описывать бессмысленно. Отмечу, что немец был на 2-3 дБ громче китайца при одинаковом положении регулятора громкости на усилителе. Если LKS я слушал при громкости -25, то для ADI-2 приходилось выставлять -27-28.

В чём же дело? Почему столько хороших отзывов? Эквалайзер выключен, цифровая громкость убрана в 0 дБ… Была мысль, что проблема в переходниках с TRS на RCA или вообще в RCA-выходе, собирался взять балансный межблочник провести тест через XLR. И тут я начал читать мануал. Оказалось, что я видел не все настройки :slight_smile: Самая интересная опция (не помню, как называется) позволяет менять чувствительность выхода от +4 до +24 dBu. Стояло значение +13. Причём, что-то в аппарате щёлкает, когда переключаешь между +4 и +13 (дальше не щёлкает). То ли включается какой-то гадящий элемент в тракте, то ли мой усилитель рассчитан на +4, но при значении +4 dBu немецкая коробочка начала производить совершенно другое впечатление. Пошёл настоящий взрослый звук. И да, он теперь стал тише: для эквивалентной громкости LKS 004 в -25 нужно ставить -19 для ADI-2.

Бой насмерть
Начался серьёзный поединок. Приходилось переключать кабели и аппараты по несколько раз, чтобы фиксировать впечатления и утверждать их. Более того, потребовалось несколько сессий для составления окончательного впечатления.

ADI-2 даёт нейтральный, отстранённый, максимально линейный и максимально детальный звук. LKS 004 в сравнении с ним сочнее, слаще, красочнее, задорнее. Для полной картины нам пригодятся впечатления от Unison Research SH: 🗃 Unison Research SH — волшебная шкатулка с EL84 — ЗАВЕРШЕН - #29 от пользователя M64 Разница между этими двумя ЦАПами похожа на ту, что я слышал между ламповым и транзисторным комбайнами в обзоре про итальянца: гладкий певучий ламповый звук мгновенно увлекал и затягивал, и возвращение к транзисторному японцу сначала происходило с трудом, но чем дальше, тем громче внутренний голос говорил, что правда на стороне транзистора. Однако если итальянец и японец существовали как бы в разных вселенных, то немец и китаец находятся где-то в пределах допустимого, в пределах той зоны, в которой звук можно назвать правдивым. ADI-2 прилично играет, с ним можно получать удовольствие от музыки, но LKS 004 где-то приятнее, где-то разнообразнее, а где-то добавит перчика. С ADI-2 нужно работать ушами, чтобы получить от записи всё, LKS же сам всё кладёт вам в уши.

Кто из них правдивее? Очень сложный вопрос. Можно подойти к его решению с разных сторон. Например, возьмём ваше отношение к записям. Как вы считаете, исполнения, которые мы слушаем в записях, на самом деле звучат в большинстве своём довольно серо и невзрачно, и лишь нелинейности наших трактов их оживляют? Либо они становятся серыми из-за несовершенства микрофонов и глухих звукорежиссёров? Или вы всё же оптимист и верите в высокое качество звука у исполнителей до и после фиксации микрофонами? Или вы где-то посередине? :slight_smile: В общем, оптимистам дорога к LKS, пессимистам - к ADI-2.

Или давайте посмотрим с другой стороны. Выше я упоминал про большую разнообразность LKS. У меня есть два хороших примера, на которых эти отличия между ЦАПами можно очень точно услышать:

  • 23 и 24 вариации Рапсодии на тему Паганини Рахманинова в исполнении Николая Луганского
  • Каденция из 1-й части 1-го скрипичного концерта Моцарта в исполнении Джулии Фишер (это я слушал в DSD)

Луганский на ADI-2 звучит гораздо тише оркестра в своих ответных репликах в финальных вариациях, довольно формально отрабатывает свою партию. Госпожа Фишер точно так же формально подходит к своей каденции на ADI-2. Да, всё качественно, все штрихи на месте, даже интонации хорошие, но ровно на размер гонорара, не больше :slight_smile: На LKS 004 в каждой ноте Николая Луганского есть зерно, энергия, атака звука банально сильнее, чем у ADI-2, и солист уже звучит на равных с оркестром. У Джулии Фишер появляется очень большое разнообразие во фразах, скрипка в каденции переливается всеми красками.

Эти 2 примера объединены вместе потому, что первый импульс звука (атака) как раз и формирует тембр. Чем сильнее атака, тем лучше мы услышим тембр. У LKS атаки подчёркнуты, поэтому он и тембрально разнообразнее. Как должно быть на самом деле, мы вряд ли узнаем в этих примерах, но оптимисты здесь снова идут к LKS 004 :slight_smile:

Если кто-то не знает, LKS 004 построен на нелюбимом многими чипе ESS Sabre 9038. Говорят, что он не может дать натурального звука, и уж точно не по USB :slight_smile:

Возвращаемся к наушникам
Давайте подведём итог и по ушному тракту. Тут только два положения чувствительности, при включении высокого всё становится громче, но негативных эффектов, подобных тем, что были в большой системе, я не зафиксировал. Давящий звук на большой громкости можно списать на затачивание под мониторные наушники, да и важно ли это, если на комфортной громкости (довольно существенной) всё нормально? Тест на натуральность я решил провести на примере Сегидильи из Кармен (трек 18):

На ADI-2 голос Тересы Бергансы немного шершавый, будто на фотографию наложили небольшой фильтр искусственного повышения резкости с ожидаемыми артефактами. На Sony TA-ZH1ES песня льётся плавно как ручей. Я допускаю, что микрофоны в 70-е годы фиксировали звук не настолько красиво, как мы его можем услышать на наших дорогих системах, но всё же мне куда ближе звук Сони.

Ради интереса попробовал опцию crossfeed, которая должна превращать прослушивание в наушниках в некое подобие ощущений от полноценных АС. Совершенно не проникся этим эффектом. Звук отдаляется (вроде как и должно быть так), но натуральности становится куда меньше. Похоже просто на цифровую игрушку, не для серьёзного прослушивания.

Итак, выводы сделаны. RME ADI-2 Pro FS достойный студийный аппарат. На поле Hi-Fi не прыгает выше своей цены (и цены ADI-2 DAC). Если у вас есть склонность к мониторному звуку, то стоит попробовать, только обязательно с предварительным прослушиванием.

На этом обзор можно было бы и закончить, если бы не очередная функция аппарата, которая меня интересовала больше цифро-аналогового преобразования…

Матч-реванш. Рум-коррекция
Да, больше всего меня интересовали возможности рум-коррекции у этого аппарата с помощью встроенного 5-полосного параметрического эквалайзера. Ради этого было куплено такое оборудование:


  • Звуковая карта Behringer U-PHORIA UM2
  • Микрофон Behringer ECM8000
  • 3-метровый XLR-кабель

Микрофон подключается к звуковой карте через XLR-кабель, звуковая карта - к компьютеру через USB, так же через USB к компьютеру подключаем и RME ADI-2. Через программу REW нужно измерить акустику помещения и, исходя из полученного результата, подкрутить эквалайзер у ADI-2, чтобы улучшить качество воспроизведения в зоне прослушивания. Всё делалось в первый раз, опыта и знаний не было никаких. Программа выглядит замороченно, эквалайзер у ADI-2 - тоже. До последнего момента не отпускала мысль, что ничего не выйдет, и зря я всё это затеял. Спасение моё нашлось в этом ролике:

Я повторил всё, что там было сказано, с тем отличием, что выбрал измерение не по сабвуферу, а по нормальным АС, указав частоты от 20 до 20000 Гц. И пришлось поменять местами левый и правый канал в input, чтобы программа фиксировала запись с микрофона корректно. Калибровочный файл для этого микрофона элементарно находится в Гугле. Получились такие измерения:

Не совсем то, что я ожидал. Обычно рум-коррекцию применяют для среза сильных пиков на определённых частотах, а у меня получилось, что всё довольно прилично. Здесь мне подсказали, что в идеале надо добиться графика в пределах 5 дБ: https://www.dastereo.ru/t/rew-room-eq-wizard-uznaj-chastotu-na-kotoroj-gudit-tvoya-komnata/38504/186?u=m64

Детально каждый горб не поправишь, но можно просто убрать частоты от 100 до 20000 Гц на 3 дБ. Так и сделал, получил новый график после повторных измерений:

На глаз отличия несущественные, но надо же протестировать - зря старался, что ли? :slight_smile:

Вновь подключаем USBridge в качестве источника. Отмечу, что при включении эквалайзера уровень сигнала стал ещё тише. Если раньше я выставлял громкость в -19, то теперь пришлось поставить -13, чтобы получить сопоставимую с предыдущими тестами громкость. Первое впечатление от звука - ПОТРЯСАЮЩЕ! Ещё никогда я не слушал знакомые записи ТАК комфортно. Более того, в записях стали слышны новые детали! Включаем LKS - и подгуживания/подъёмы на определенных частотах скрывают те самые детали и заставляют сильно напрягаться, чтобы услышать их. Я уже был готов назвать ADI-2 победителем.

Но вот снова играет ADI-2, и после LKS становится очевидным, что вместе с невероятным комфортом пришла какая-то цифровая синтетика от эквалайзера. Тембры начали напоминать звук ранних цифровых записей. Может, так они и должны были звучать, просто недостатки комнаты всё скрывали? :slight_smile:

Оставлю этот риторический вопрос читателю. Для себя же я решил, что правильные тембры для меня важнее комфорта рум-коррекции, однако вдохновился на новые эксперименты. Обязательно теперь буду пробовать рум-коррекцию с обработкой на компьютере с мощными ресурсами.

Большое спасибо Петру за ЦАП и Дмитрию за организацию стерео-туров! Этот опыт бесценен.

31 лайк

Открыв коробку, доставая RME я был удивлен таким маленьким размером, для меня это стало неожиданностью, тк не читал отзывы и обзоры ранее, чтоб не сильно привязываться к мнению пользователей. Такая компактность позволяет его разместить почти где угодно, особенно если использовать его как комбайн.

Звук тут конечно не для погружения в музыку, по крайней мере я больше с ним выслушивал звуки и переключал трек иногда даже не доходя до середины и по новой, в итоге не так много треков увлекали настолько, что хотелось дослушать до конца… если не считать фоновое прослушивание)
Звуки отыгрывает он превосходно, слышно каждую деталь, отличия щипков, ударов по барабану, уровень устройства чувствуется, но при этом жертвуется музыкальность, но так ли она нужна при мастеринге другой вопрос…
вот такие вот первые впечатления

10 лайков

Удовольствие от работы? Не, не слышали :grin:

Если на нем заиграет не вылизанная композиция музыкально, то уже есть некая уверенность, что на обычной системе заиграет не хуже)
Хотя с rme я заметил, еще такой момент, некоторая “синтетика” начала звучать лучше(комфортнее??), чем на модденном АН даке 1(pcm63), хотя не вся :slight_smile:

1 лайк

@vPENGuin проверьте, отключен ли эквалайзер. После моих тестов он оставался включённым.

я все выключил :slight_smile:
эквалайзер, кстати, тут в отличии от софтверного почти невидим

1 лайк

Loudness ещё в дебрях запрятан, я сразу не заметил его.

1 лайк

Время подводить итоги тестирования :slight_smile:

Если коротко - маленькая коробочка со взрослым студийным звуком.
А если уже пытаться расписывать подробнее, то этот мини-комбайн может удивлять, от функционала до умения очень точно и подробно передавать звуки, с быстрыми и сложными композициями справляется на ура. Играет ровно и сбалансировано, не за что особо и зацепиться именно в плане качества звука. Хорошая атака, в меру плотный звук, сложные партии отлично читаются, инструменты легко различимы и можно продолжать хвалить его звук, но при всех этих плюсах мы попадаем в яму…

Для начала цап очень требователен к качеству записи, начинаешь слушать не музыку, а звуки, мастеринг, оборудование и инструменты. Где раньше я лишь оглядывался, как на таком-то треке голосу чутка убрали высоких, то сейчас все внимание зациклено на задавленном голосе, где все остальные инструменты ничего не потеряли.
Дальше весь лоу-фай типа мп3 просто превращаются в тыкву, хотя чуть преувеличил) но звучит теперь это плохо, тыкает в каждую бяку, слышны все последствия сжатия, особенно понравилось наслаждаться постоянным “фоном”, которого почти не замечал раньше :no_mouth:

После мультибитов ощущается все очень плоско, будто все сжалось, в итоге цап оказался скупым на музыку, он конечно не рубит звуки, как делал это CounterPoint, но последний играл заметно интереснее, по моей памяти. Где на Аноте эмоции наружу, после того как привык к “вау-эффектам”, здесь всегда каменное лицо. Особенно это заметно на контрасте, после недели прослушивания RME и возвращения на AN DAC1, то все чего не хватало вернулось на свои места. Да, чуть-чуть недодает деталей, но слушается все намного легче, вернулась связанность звуков. Особенно это ощущалось на вокале с малым кол-вом акустических инструментов, где RME оставляет пустоту, AN все связывал, что даже длинные переходы оставались незаметными. Если обобщать то, можно сравнить с Мастером который долгие годы работал, оттачивал свои навыки, вкладывая в ремесло всю свою душу, с просто хорошим работником, который просто довел все до автоматизма, где последний как раз оказывается RME.

Но RME своей аналитичностью, показал слабости моей системы над которыми надо работать, дал понять, что прямое USB подключение вообще не по мне, тк звучит это все крайне механистично, ну и еще раз натолкнул на мысль отделить систему от ПК.
Если задаваться вопросом оставил бы я его в системе, то скорее нет, но с другой стороны теперь меня уже совсем не пугает мысль взять какой-нибудь нейтральный ЦАП как Muse вместо AN, но только при условии подходящего усиления :)) типа того же AN или уже полюбопытнее Mesa Baron, а может даже VTL.

15 лайков

Добрый день

RME DAC-2 FS живет у меня с февраля 2019.
По звуку надо полагать схож с обсуждаемым здесь его проф. аналогом.
По моему опыту критичен и к USB-кабелю, и что еще важнее, к качеству входного сигнала с USB.
Как только его качество деградирует, а это в моем случае происходит либо из-за помех с роутера к которому подключен NAS с музбиблиотекой, либо из-за помех в электросети, либо еще по какой-то внешней причине типа наводок на компьютер используемый в кач-ве управления - характер звука становится похож на описанный в обзоре.
Когда такого нет - а это, похоже, эзотерический процесс - играет он роскошно.
Для сравнения имеется параллельный тракт на Sonore uRendu/Berkeley Alpha Dac.
При разности в звучании двух трактов упомянутые помехи вполне идентично отслеживаются и на uRendu.
Кроме того заметил что после перекоммутации в сети ethernet - а все файлы считываются по ней - нужно время в течении которого звучание плывет.
В общем, печальный вывод что без максимально качественного сигнала USB нирваны не наступит.
Штатный USB-кабель кстати неплох, но даже в пределах EUR 150 кабели типа Atlas/Ortofon дают вполне ощутимую разницу…

3 лайка

Я пробовал разные недорогие USB до 10 тысяч, сейчас стоит черновский - случайно оказался в загашнике. Так вот схожие вопросы и постоянный головная боль, в этом плане звучание входа СПДИФ стабильнее и качественнее, подключил через конвертер и забыл. Странно что вроде как профессиональный девайс завязан на USB и при этом не используется в полной мере ethernet и протокол AES67.

1 лайк

Получил аппарат. Первые впечатления - обрезает послезвучия как то заметно. В остальном очень неплохо, басы на месте середина и высокие тоже. Думал что будет уклон в светлую сторону с преобладанием детализации, но все гармонично и ровно. Буду дальше слушать.

5 лайков

Потому все время тестирования я сидел на оптике) это мой дефолт, так сказать

А добавка-итог будет?

1 лайк

Дико извиняюсь, выпал из этой темы. Обзорчик накатаю. Навалилось всего просто.

2 лайка

Бояре, сейчас ЦАП в Краснодаре. Есть ли еще желающие попасть в тур?