Акустика Heybrook HB2, HB1, HB3 — как верить себе и своим ушам

28 Октября 2016г.

Heybrook HB2

“Я основал Heybrook вместе с моим другом Стюартом Ми, потому что мы оба поняли, что любим небольшие АС с широкой полосой пропускания, и как ни странно - таких в то время не наблюдалось”, говорит Питер Комю. Это были поздние семидесятые, и он (Стюарт) с десяток лет уже продавал хай-фай железки, ну и даже писал обзоры для журналов. Мало кто знал рынок АС лучше него. Сам же он жил с парой Celestion Ditton 15s, которые
мы считали хорошими, но не замечательными, замену которым и искали.

“Он пришел в магазин, которым я руководил в одно время, за другими АС, но я так и не смог предложить ничего близкого в его бюджете или размере”, вспоминает Комю. “Иногда, когда задружбанишься с кем-нибудь, возникают совместные мозговые волны, направленные на создание чего-либо. Видя, что он так ничего и не купил и я ему не мог ничего посоветовать, мы подумали - почему бы не смастерить чего-нибудь - раз это нужно нам, то возможно и будет востребовано на рынке?”

После этого случая, в 1978-м была создана Heybrook, названная по имени красивого залива в Плимуте, где она и располагалась. Брэнд назвали Mecom Acoustics (имя составленное из фамилий основателей), и Питер начал разработку HB2, которая была готова на следующий год для ничего не подозревающегося мира. “Это был довольно успешный опыт для компании, мы продолжали производство более десяти лет. Это был действительно знаковый продукт, который задал наш курс”, вспоминает Питер. Конечно же это вызвало много удивлённых взглядов. Heybrook присоединился к авангарду новой волны ловких Британский хай-фай компаний, появляющихся в то время - от A&R Cambridge и Myst до Nytech и Rega. Некоторые стали в последствие состоявшимися брэндами, некоторые вскоре исчезли…

Когда HB2 была представлена в 1979-м, в продаже не было никакого недостатка в Британских АС. Celestion, KEF, Tannoy и Wharfendale были в больших количествах - часто внешне красивые и/или больших размеров за свои деньги. Уникальность же наших Heybrook была в звуке, что-то, над чем Комю корпел два года интенсивных прослушиваний и измерений. По правде говоря, дизайнеры той эры предпочитали именно измерения, очень немногие могли позволить столь длительную прослушку, а некоторые даже отбрасывали её. Семидесятые были по правде своей эмпирическим временем - от вертушечных коэффициентов детонации до АЧХ акустики, всё решали цифры. В те дни некоторые считали, что индивидуальная прослушка была чем-то вроде индульгенции…

“HB2 были многочисленным сочетанием элементов”, вспоминает Комю. “У нас был корпус из 15мм ДСП, который был демпфирован 7мм битумными пластинами. Также были отличные динамики Audax, включая их 6” мидбас и классический 25мм купольный высокочастотник. Разработка кроссовера заняла около полутора лет, в основном множественными прослушками, некоторыми измерениями, ну и полагаю, самым интересным моментом стал вывод порта ФИ назад. Я не знаю, было ли это сделано до нас, но если и было - то точно не в АС такого типа. И это был отлично продуманный порт, который дал нам необходимую частоту внизу диапазона. Я думаю, что это был очень тщательный и продуманный дизайн с чертовски огромным количеством прослушек. Более дешевая акустика просто не могла себе позволить такое количество вложенных усилий, думаю это и было главной фишкой…"

Не особо потчуя на лаврах, Ми и Комю представили HB3. Объявленные как бескомпромиссные акустические системы, они были выпущены в 1981-м как 3х полосный ЗЯ, справляющийся со 100Вт RMS на канал. Для сравнения, у HB2 было всего 60Вт. Также они давали и лучшие показатели чувствительности в 88дБ/Вт/1м, которые по сегодняшним стандартам довольно средненькие. Были сделаны уже из 18мм ДСП со шпоном, битумное звукопоглощение внутри тоже возросло до 10мм. “Нам не нравился звук MDF”, говорит Комю. “Я предпочитал звук дерева и предпочитаю его до сих пор. Дерево было сильно задемпфировано битумом, так мы контролировали внутренние резонансы и понижали их частоту. Я никогда не проверял техническую сторону этого вопроса, но думаю это немного подкрашивало бас, но так было лучше. Хуже точно не было, и возможно немного добавляло ему мощности.”

Heybrook HB3
hb3

Он поясняет. “Если измерить оба материала, если провести правильные измерения, сначала ты смотришь на резонансы панели - МДФ имеет много острых Q-пиков, которые дают середине характерную гнусавость, которой ДСП просто не имеет, потому что это не однородный материал. ДСП это бутерброд с двумя плотными деревянными пластинами сверху и снизу, и рыхлым материалом внутри. Именно поэтому через ДСП-корпус звук просто не проникает, ему тяжело пробить рыхлый материал. Он не однородный. А вот МДФ однородный от начала до конца, и когда звук попадает на его Q-резонансы, получается практически окно насквозь. Ты просто слышишь середину, которая дребезжит и проходит через стенки корпуса. Но кое-что из этих призвуков задерживается, в итоге вы получаете много отстающих частотных резонансов, проходящих сквозь кабинет из МДФ.”

Топовая HB3 была внушительной по объёму работ и получила множественную похвалу, но Комю отдалялся от своей мечты сделать отличную и доступную АС. “HB2 начала жизнь с ценника в £130 за пару, но быстро подорожала до £200, потому что как только мы пересчитали стоимость производства, стали привлекать интернациональных дистрибьюторов, поняли настоящие цифры. При стоимости £200 в 1983-м мы осознали, что отдалились от намеченного - сделать доступную пару в районе £100, и так родилась HB1.”

“Мы сделали некоторые разработки для HB3, которая вышла в 1981-м, по поводу использования их у стен - исходя из исследований, проведенных в США по использованию комнаты как расширения корпуса АС. Так как мы плотно работали над HB3 с её ЗЯ, который использовал заднюю стену как способ по усилению баса, что ты в общем-то и ждёшь от ЗЯ… в общем я продолжил эту идею для HB1. Она так же была ЗЯ, мы выбрали 8” динамик VIFA и спарили его с одним из их 25мм высокочастотников с пластиковым куполом. В общем, передняя стенка корпуса была довольно широкой по сравнению с сегодняшними АС. Но в те дни это был всё равно довольно небольших размеров ящик…"

Heybrook HB1:

В отличие от HB2, которая имела очень сложный кроссовер, Комю очень напряженно работал с измерительными приборами и проводил прослушивания с целью: насколько простыми он может сделать кроссоверы без сильной потери качества звука. “Так у HB1 появился кроссовер первого порядка для твиттера, и довольно простой второго порядка для мидбаса. Но оба были очень тщательно согласованы по АЧХ: не столько чисто по электрическим параметрам, сколько по акустическим. И особенно, сшивка переходного диапазона. Я действительно усиленно работал над тем, чтобы сделать переход как можно плавнее. В большинстве АС того времени, в особенности в 3-х полосных, вы практически слышали работу каждого динамика по отдельности. Это было неправильным. Так что одной из вещей, которую я решил сделать сначала в HB3, а затем более успешно и в HB1 - это точно согласовать переходные диапазоны середины, чтобы действительно раскрыть настоящее качество вокала и новые детали в инструментах на средних частотах.”

HB2 была акустикой, которая сделала имя Heybrook, восхитившая мир, который не ждал, что довольно недорогой продукт местного рынка может звучать так хорошо. HB3 собрали много важных признаний и звучали отменно, рынок хай-энда держался до последнего, но тоже треснул, не смотря на скромные маркетинговые силы Heybrook - потому как большие парни замкнулись в себе. Но HB1 были тем, с чем у Heybrook получилось занять свою нишу; рынок бюджетных полочников был более открыт и гибок, была возможность его хорошенько и быстро потрясти. Комю отмечает, “да, у них был притягательный звук, это сильно помогало при демонстрации в магазинах - он либо нравился сразу, либо его ненавидели; покупатели либо западали на него сразу, либо шли дальше к чему-либо ещё. По АЧХ не было сильных акцентов, мерялись колонки хорошо. У них была безупречная середина, которая выделяла их на фоне конкурентов.”

Кроссовер HB1:

HB1 по настоящему взлетели, выиграв премию журнала “What Hi-Fi?” как лучшая акустика в 1983, 1984 и 1985 - не так-то много фирменных изделий могли похвастаться таким 3 года подряд. “И это сильно помогло компании, мы перенесли фабрику, однажды доля HB1 на рынке была около 15% от всех АС дешевле £200 - это было что-то с чем-то! Я не вспомню насколько мы увеличили персонал, но мы расширялись довольно быстро, я думаю около 25-и человек в то время. Мы покупали корпуса, которые производила для нас компания по производству кухонной мебели в Корнволе. У нас с ними были довольно тесные взаимоотношения, что означало, что они делали всё что мы хотели, любого качества и были совсем недалеко от нас, что сильно всё упрощало. А головки заказывали в Скандинавии.”

“Когда серьёзно столкнёшься с вопросом, понимаешь что разработка акустики гораздо более сложная, чем ты можешь себе представить. Думаю многие люди начинают думать ‘о, это будет довольно несложно сделать, справлюсь за несколько месяцев’, но этого не происходит. Сочетание электроники и механики, чтобы заставить электрический сигнал толкать воздух - феноменально сложное”, говорит Питер Комю. Именно потому разработка HB2 заняла так много времени. Серьёзно, послушайте эту АС, вы сами всё услышите…

HB2 звучит совсем не так, как то, что продаётся сегодня - в хорошем, и можно сказать плохом смысле. Она обладает теплым и мягким звуком с шелковыми ВЧ и полными НЧ, с небольшим басовым окрасом. Середина удивительно лирическая и музыка льется вокруг, соблазняя тебя. Но здесь вас не поразит “лазерная” точность современных АС среднего ценового диапазона, она не строит образ сцены так точно. Тем не менее, ты западаешь на её очаровательный и подробный способ подавать музыку; для менее энергичных жанров вроде блюза или джаза это всё перевешивает. При этом рок передают с задором, а классика в их интерпретации прозрачна и эмоциональна. HB2 звучат вне времени, при этом удивительно музыкальны, цепляя своей лёгкостью и наполненностью, на которые способна мало какая современная акустика.

Heybrook HB2 является одной из старых Британских хай-фай жемчужин прошлого. Выглядя как типичная АС семидесятых, по правде говоря её дизайнерские наработки не являются последним вздохом прошлого, а порождением современности. Не смотря на широкую лицевую панель (с этим в плане звука как раз всё в порядке, это просто визуальный образ), это очень грамотно сделанная двухполоска. Когда наступили восьмидесятые - от Celestion SL6 до Epos ES14 - мы видели больше и больше подобных конструкций. Огромное количество прослушиваний и доработок были потрачены на то, что бы добиться отличного звука, вместо благоприятных для маркетинга уловок. Это была среднеразмерная АС, которая звучала лучше, чем многие взрослые модели, возвещая таким образом эру минимизации корпусов. Созданная позже HB3 была просто шикарна, но не такой модной и точно вне своего времени, но она побудила создать HB1, которая в своё время правила рынком бюджетных полочников и была настоящим кусочком недорогой эзотерики. Все три АС и сейчас будут отличной покупкой, но именно HB2 останется настоящей иконой.

33 лайка

Спасибо, @CCCiP, большое дело делаешь.

2 лайка

Вспоминается кое-какая история свежая.

2 лайка

Причём не одна. Обе прямо на наших глазах разворачиваются. )

2 лайка

Как бы в продолжение heybrook speakers Hb2 | eBay

1 лайк
1 лайк

Оплата налом отправки нет.

Если есть желание и интерес, то всегда можно найти вариант как купить и доставить

Я возможно буду продавать в конце мая , если Rehdeko окажется лучше

1 лайк
1 лайк

Всем, кто помешался на AN а денег нет.

1 лайк

Может кому интересно https://rover.ebay.com/rover/0/0/0?mpre=https%3A%2F%2Fwww.ebay.co.uk%2Fulk%2Fitm%2F143500436152

2 лайка

Москва - 1000р! https://www.avito.ru/moskva/audio_i_video/kolonki_jpw_p1_1906038982

В 1999г я взял под залог в одном питерском магазине пару новых HB1 и притащил их домой на послушать. Внешний вид меня покорил совсем. Кабы я тогда знал о чудесных свойствах прогрева! Подключил колонки к Nait2 и послушал всего один вечер. Звук был утомительным. Отнес обратно. Молодой был, все куда-то спешил.

2 лайка

На свои объявления можно давать ссылку, не забанят?

Попробуйте, узнаем.

2 лайка

Я сделаю хитрее - ссылку не дам, но кто ищет, тот знает где найти :slight_smile:

1 лайк

Редкие и легендарные

1 лайк

Да , вспоминаю их с удовольствием