Выбор усилителя (часть 1)

зависит от:

  • уровня сигнала с источника
  • коэффициента усиления на усилителе (преде)

всё

но в широком смысле соглашусь, что 13 и выше на типичном интегральнике - скорее уже клиппинг (если источник стандартный 2(4) вольта)

А что показывает шумомер (в телефоне хотя бы) когда “уже слишком громко” кажется? какой средний SPL в точке прослушивания?

Дальше лучше здесь наверно

Ясно.

Не всё, еще : чувствительность и импенданс АС, площадь КДП

Пенаудио сенья -тугие АС (86 дб 4 Ом) ,и просаживаются до 3 Ом , и Перро (140 ватт на 4 ом) в пиках не контролирует полноценно эти АС, ну и РГ источника -та еще лотерея

3 лайка

Да я просто ссылку на подходящую тему дал))

1 лайк

Вообще такое положение не очень хорошо, но очень показательно в плане неидеальной совместимости аппаратуры и нафиг не нужной гонки за мощностью для большинства слушателей.

1 лайк

Производители это уже давно вкурили… в самом низу линейки чувствительность около вольта, а на “мощном” верху — 3+ вольт.
Вот “топ” и звучит лучше на той же громкости (мощности).
Номинальное напряжение выхода у всех современных источников с большущим запасом…

4 лайка

Кстати в ПРО усилителях всегда стараются делать низкую чувствительность, например у MC2 S800 = 1,5/3 В (переключается), у Benchmark AHB2 = 2/4/9,8 В (переключается), а вот в недавно упоминаемых усилителях Нева Аудио почему-то используется низкая чувствительность, почти как у обычных “домашних”: Studio IPF = 1,3 В, Studio VPF = 1,5 B, Studio 801PF = 1,88 B.

Я чаще встречаю, наоборот, с высокой чувствительностью, привязанной к 0.7746 volt, то есть к 0 dBu.
Мои CREST такие к примеру.
Но оба переключаются, старший CA легко — джамперами, с младшим FA тяжелее…

1 лайк

Как бы считается, чем выше входное напряжение, тем меньше влияние кабелей, а в ПРО так еще и расстояния большие опять же.

Дело не только в этом, при большем напряжении проще обеспечить лучшее отношение сигнал/шум (SNR). Вот тут хорошо расписано про достоинства низкой чувствительности и использовании балансных (XLR) соединений: Balanced vs. Unbalanced Analog Interfaces - Benchmark Media Systems .

Ну и вообще, чем ниже уровень (напряжение) сигнала, тем его проще исказить внешними факторами.

Мне кажется что вариант с 0 дБ - это студийный для мониторов, а “высоковольтные” скорее для озвучки концертов (порталов и прочее многокиловаттное).
Просто с этим в домашке давно наблюдается разброд и шатание, особенно при совмещении разных брендов или аппаратов разных эпох.
Хорошим вариантом ещё будет смотреть не на чувствительность, а на усиление УМ, в дБ. И максимальную мощность тоже считать в дБ, относительно 1 Вт.

Обычно стараются не доводить усилитель до 12 или 13 часов, чем на большей громкости работает усилитель тем больше он вносит своих искажений.

Про величины относительные...

Саму единицу измерения, децибел без привязки к физической измеряемой величине сложно использовать…

Спойлер

Ну она же безразмерная, считай как “в разы”, только пользоваться проще. И нет зависимости от мощности усилителя как с “чувствительностью”, сразу будет понятно насколько громко будет играть.
Условно говоря - есть, источник с выходом +12 дБв (4 Вольта), усилитель с усилением 20 дБ и акустика с чувствительностью 86 дБ (в комнате). На максимуме регулятора громкости усилителя (0 дБ) и пике сигнала получим 12+20+0+86=118 дБ пика громкости (реально не получим, так как не хватит мощности). На громкости -32 получим пиковые 12+20-32+86= 86 дБ (средняя громкость вероятно около 70 дБ, если поднимать вопрос средней громкости музыки на записи).
И с другим усилителем 20 дБ получим ту же громкость, хоть у него 50 Вт мощности будет, хоть 300 Вт.

Про величины относительные...

Ну, как у вас так легко-то?

На выходе или dBu или dBV, не может быть по-другому… так-то вольты там, понятно.
Относительно чего “разы” считать-то?
Screenshot 2023-02-06 at 18.54.39

Так же и по всей остальной цепочке рассуждений… с той же чувствительностью у АС не так всё просто… когда её измеряли, на какую величину физическую и абсолютную опирались?
Разброс может быть весьма велик…

А что там со входной чувствительностью у УМ?
Он 4 вольта на вход без ослабления спокойно примет?
И т.д.

Или я не понимаю вашей логики вычислений…

Так напряжение сигнала для одной и той же громкости одинаковое для одной и той же АС в одной и той же КДП нужно…

… выше я писал как раз про то, что есть существенная разница в том, для этого выходного напряжения конкретному УМ какое напряжение нужно на его входе — к примеру, 1 вольт или 3.

Вообще, мой посыл в том, что нужно выходное напряжение источника на всём протяжении пути не ослаблять нигде по возможности.
А то мы его сперва “душим”, после снова усиливаем и так неоднократно.

2 лайка
Спойлер

Ну вот так как-то. Эти Беллы и дециБеллы вообще безразмерная, без дополнительных буквочек, как на таблице выше. Логарифмическая величина, не привязанная ни к электричеству, ни к чему-бы ещё, хоть деньги по ней оценивай, хоть фотоны считай.
В данном случае размерность есть только у акустики (в дБ/Вт*м относительно условного принятого минимального уровня громкости), поправка на метры и расположение в комнате убирает “м”, остаётся абсолютная громкость в дБ звукового давления при 1 Вт. Добавляя к нему выходное напряжение с источника сигнала и усиление, то есть приложив мощность - получим пиковую громкость. Пиковую - так как выходное напряжение источника сигнала указывается максимальная RMS, про 0 дБ записи, реальная будет согласно с записью на диске.
Ещё можно посмотреть максимально возможную выходную мощность усилителя, тоже в дБ, чтобы понять максимально возможный уровень громкости.
В примере выше 50 Вт = 17 дБ, 300 Вт - около 25 дБ, то есть максимум громкости на RMS (синусе) будет 86+17= 103 дБ или 86+25 = 111 дБ.
Без учёта ограничений акустики по мощности и спектру, чтобы не лезть и в эти дебри, а ограничиться простым примером.

1 лайк

Это да, но регулятором громкости всё равно приходится душить по своему вкусу или условиям жизни, а усиливать тоже надо, исходя из требований источника и акустики.
Вопрос только в том что надо делать это наиболее разумно, а то людям приходится слушать на комфортной громкости при ослаблении в 60 дБ, это же просто мрак с точки зрения потенциальных потерь качества.
И что оценка по чувствительности УМ мало что даёт для наглядного понимания, так как эта величина напрямую привязана к выходной мощности усилители и при одной и той же цифре может дать сильно разную громкость.