В прошлом посте мы начали разговор о сервисе. Я уже писал о том, что такое сервис, но здесь повторюсь. Naim отличается от всех других Hi-Fi компаний тем, что ведет историю каждого аппарата, и каждый аппарат, вне зависимости от года выпуска, при обращении на фирму может быть восстановлен до первозданного состояния… только деньги плати. Это, понятно, официальная версия. В реальности все чуть более прозаично, но в общем и целом тоже хорошо. С поправкой на то, что на некоторые аппараты уже не достать запчастей ни при каких условиях (это в большей степени относится к ПКД и тюнерам), и, увы, даже фирме не под силу вернуть их в том виде, как они были выпущены. Но в остальном Naim является недосягаемым идеалом для всей индустрии в части того, как должен быть организован после продажный сервис.
Но мы говорим здесь о предусилителях и усилителях мощности. Известен список компонентов, которые с течением времени требуют замены. Это список стандартный, и, если аппарат в остальном исправен, то есть, не поврежден по каким-то другим причинам (к примеру, коротким замыканием), то замена компонентов по этому списку приводит к тому, что вы получаете практически новый аппарат, ну или почти как новый. Почти. На самом деле нужно понимать одну вещь. Большинство компонентов, требующих замены по сервис-листу, сегодня уже не выпускается. Это касается и танталовых конденсаторов, и электролитических, и больших банок в блоке питания усилителей мощности. Все эти компоненты самым непосредственным образом влияют на звук усилителей. Современные их аналоги могут быть сколь угодно «быстрее, выше, сильнее», но они другие. Другой получится и звук у аппарата после сервиса.
Совершенно понятно, что уникальный саунд Naim складывается не только из схемотехники и инженерных идей, но и из примененных компонентов. Большинство ключевых деталей таково, что теоретически может служить долгие годы и даже десятилетия. Например, трансформаторы, выходные транзисторы усилителей, выходные резисторы. Остальные детали (кроме конденсаторов) выпускаются в большинстве своем точно таким же, как и 40 лет назад, и не представляют из себя проблемы при замене. Кстати, мощные выходные резисторы тоже.
Но если вышел из строя трансформатор или выходные транзисторы усилителя мощности – знайте, старинный аппарат уже потерян безвозвратно. Трансформаторы Holden & Fisher не выпускаются вот уже более 25 лет. Если трансформатор умер, то усилитель можно подарить в радиокружок. Хотя все же выходные транзисторы имею свои современные аналоги, которые с рядом оговорок могут быть использованы при ремонте. Но про то, что у вас якобы «оригинал» - забудьте.
С остальным в принципе проще. Долгие годы экспериментов, проведенных десятками компетентных фанатов бренда позволили сегодня найти детали, которые могут быть использованы без ущерба для фирменного звука. Большие конденсаторы усилителей мощности Kemet , Kendeil (понятно, что определенных серий) считаются как нельзя лучше соответствующими своей задаче.
Для более мелких электролитов тоже есть свои аналоги, которые сегодня использует и Naim и частные сервисные конторы и отдельные энтузиасты. К тому же для частников эти конденсаторы (Roederstain Bipolar) доступны на ebay как NOS.
Отдельная история с танталовыми конденсаторами. На сегодня выпускается большое количество высококачественных конденсаторов многими фирмами, например, Kemet или AVX. Они более совершенные, более технологичные и более надежные. Проблема опять же в том, что в предусилителях они оказывают влияние на звук. Звук меняется, пусть и немного. Но в любом случае это уже отступление от канонов. С другой стороны, «уставшие» компоненты старинных аппаратов тоже влияют на звук, и, в отличие от новых, не в лучшую сторону. Получается засада. В любом случае 100% оригинальный звук, как в 1976 году, уже не вернуть. Это печально, но нужно это понимать. Ничего не поделаешь. Так что сегодняшние тенденции обращения со старинными компонентами велят нам не спешить с сервисом предусилителей. Возможно, лучше слегка «угасший» огонек звука, чем весело пляшущее пламя другого оттенка.
Однако есть еще момент, который скрашивает ситуацию, причем существенно. Есть такое понятие, как sample variations – различия в звучании одинаковых аппаратов (одной модели). Более подробно об этом я еще напишу с точки зрения практической ситуации.
Так вот, если допускается заметное отличие по звуку одного аппарата от другого, и это считается нормальным, в пределах основных признаков данной модели, то и сервис, в принципе, эти характеристики не меняет в допустимых пределах.
И, да, если вы купили аппарат «для звука», для использования сегодня той концепции в своей системе, а не «для музея», однозначный плюс дает замена разъемов и элементов управления, особенно последних. И долой регуляторы баланса! Сильно освежает аппарат, я сейчас как практик говорю.
Усилители мощности более благодарны к сервису. Они более «грубые», на них такие мелкие изменения влияют мало, гораздо меньше, чем на преды. Помним только о трансформаторе и выходных транзисторах – это наше всё. Если они в порядке, сервисованный мощник предпочтительнее несервисованного.
Сервис, помимо собственно фирмы Naim, может быть произведен любым ее официальным представителем, например, Class A в Великобритании или Music Line в Германии. В данном случае он считается официальным и приравнивается с родному.
Есть и т. н. «неофициальный сервис». Это известные и авторитетные фирмы, основанные высококлассными специалистами. Например, Марк Слэйд из Witch Hat Audio – бывший аудиоинженер Naim, работавший на фирме в 70-е и 80-е годы. Другой вариант, Avondale Audio, фирма, прославившаяся своими модификациями аппаратов Naim (что-то вроде тюнингового ателье), на почве чего в свое время разгорелся скандал, и упоминание этого названия запрещено на официальном форуме Naim под страхом вечного бана. Но тем не менее, работу эта фирма знает как мало кто другой, и сервис, проведенный их специалистами в реальности ценится на уровне официального, а кое в чем и выше. То же самое распространяется, разумеется, на Witch Hat Audio.
Почему часто неофициальный сервис оценивается выше? Каковы вообще преимущества этого сервиса?
Во-первых, и это немаловажно, этот сервис дешевле. Ну в самом деле, а как еще конкурировать с официалами? Чем дороже ваш аппарат, тем больше разница в стоимости сервиса.
Во-вторых, вы получаете ровно то же самое качество работ, как на фирме. В Witch Hat и Avondale работают специалисты классом не ниже, чем в Naim.
В-третьих, фирма и ее официальные представители ограничены определенным набором компонентов, не всегда выбранных за максимальное качество. Например, Naim ставит в усилители мощности и блоки питания конденсаторы Kemet серии ALC, сторонние конторы – Kemet ALS и Kendeil K01. Более того, за многие годы экспериментов выработаны конкретные рекомендованные модели и номиналы конденсаторов к каждому усилителю отдельно. Например, в NAP 160 предпочтительнее использовать Kemet ALS 10000uF/63V, а в NAP 110 очень неплохо идет Kendeil K01 10000uF/50V. В то время как на Naim вам и в то и в другом случае поставят Kemet ALC.
В-четвертых, неофициалы не побрезгуют любой работой, в том числе восстановлением безнадежных образцов и подбором компонентов-аналогов, когда возможен случай, что в Naim вам могут отказать, впрочем, это бывает редко.
Эти фирмы выдают по окончании работ официальный документ своего образца, о том, кто проводил работу и что было сделано. Так же, как и официалы.
Какие минусы?
Первый и самый главный минус – это все же неофициальный сервис. Как ни крути, а найдется человек, который скажет: раз на халате спеца, который впаял сюда танталы, не было бэджика Naim – значит, аппарат не расово верный. И неважно, что детали те же самые, а работу делал профессионал, который этим зарабатывает на жизнь. Такой человек всегда найдется.
И второй минус – могут потребоваться запчасти, которые будут в наличии только на родной фирме. Это касается, в основном, косметики – передние панели, ручки и т. д. Если ваш усилитель поврежден внешне, то только Naim или Class A.
Кроме неофициального сервиса есть еще сервис частный. Распространен на главном форуме фанатов и ненавистников Naim – pinkfishmedia (pfm). Качество работ – не хуже, цена еще ниже, вплоть до бесплатно, в зависимости от того, кто вы такой на форуме, а репутация аппарата в рамках pfm не страдает.
Минус очевиден. Репутация аппарата не страдает только в рамках pfm и в кругу людей в теме.
Пожалуй, вкратце о сервисе всё.
Продолжение следует.