Пришло время и мне поделиться впечатлениями.
Аппарат оказался в моей системе на 2 дня благодаря @koil67 и, конечно @dmitre и БАРУ, за что ОГРОМНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СПАСИБО)
Транзисторный усилитель, работающий в классе А, тема очень интересная и одновременно противоречивая. Каждый подобный аппарат – это апофеоз работы инженера, его пот и слёзы. Тем интереснее, если попадается в руки изделие соотечественника. И, конечно, ожидания и требования в такой ситуации часто оказываются завышенными.
В моей системе были аппараты, работающие в классе А до определённой мощности с дальнейшим переходом в АБ. Все они американского производства (Krell KST100, Threshold S300 II, S350e) и в той или иной мере имели общие черты звукового почерка, а также прекрасно работали в качестве обогревателей.
Что касается звукового эталона, пожалуй, мне ближе студийная аналитика или термин HiFi в его изначальной интерпретации (т.е. высокая достоверность). Алексей @koil67 считает меня крайне придирчивым к качеству звучания. Во главу угла всегда ставлю скорость и динамику. Потому, что именно эти характеристики, на мой взгляд, определяют реализм воспроизведения. От аудио системы требую максимальную узнаваемость/читаемость инструментов, как тональную, так и динамическую, отсутствие отсебятины, разукрашивающей или разрушающей картину. Особо ценю способность системы перенести меня в то место, где была сделана запись (если запись, конечно это позволяет).
Исходя из написанного прошу отнестись с пониманием, что всё, написанное ниже лишь моё личное видение аппарата.
Palabs25 оказался аппаратом скромным как по габаритам, так и по массе. Визуально гармоничен. Конструктивно выполнен аккуратно. Обрадовало наличие до боли знакомого регулятора громкости/селектора входов Никитина (на мой взгляд лучшее бюджетное решение по соотношению цена/качество). Пульт – удобен, позволяет пользоваться им не глядя.
Тактильно оказались не приятны острые края и углы деталей корпуса и подыгрывающая верхняя крышка. Визуально – категорически перегруженная надписями передняя панель и матовое стекло индикатора, создающее ореол свечения вокруг цифр и размывающее их.
Очень порадовал блок питания. За всё время прослушивания он не издал не звука, даже в вечернее время со всеми вытекающими проблемами в сети. У указанных выше американцев (да и не только у них) вечерами часто гудели трансформаторы, Palabs25 же проявил себя прекрасно. Любителям слушать не громко по ночам (как часто делаю я) однозначно рекомендую.
Первое включение показало, что надеяться на то, что аппарат заиграет сразу, не стоит. Замечу, что ровно такой же характер проявляли и все мои американские аппараты (S350e я вообще не выключал). 40 минут прогрева музыкой не сильно изменили ситуацию. Пришлось применить «чит-код» – розовый шум. Через 2 часа звуковая картина стала ощутимо лучше, более слитной, прорезался голос. Можно было начинать прослушивание. Вообще, забегая вперёд, аппарат почему-то оставил ощущение не разыгранного.
Чтобы проверить способности усилителя по контролю АС на начальном этапе я подключал к нему 4 пары систем с различным импедансом. Одна из них, с минимумом импеданса 4 Ом, оказалась неподвластной для испытуемого в принципе. Дальнейшее прослушивание проходило на АС с минимумом импеданса в 6 Ом (двух и трёхполосные) и 8 Ом (4’ широкополосные).
Моя штатная система на момент прослушивания состояла из вышеозначенных АС, УМ Filigrane FA700mkII, цапа Filigrane FD17, лампового предусилителя от Владимира Коростылёва (при прослушивании был исключён), временного источника CA azur 650C (работающего в виде транспорта) и компьютера со SPDIF out на борту. Вся обвязка – литц. Выделенная линия питания. Комната 21 кв.м. с частичной звуковой подготовкой, АС вдоль короткой стены.
Первый день.
Прослушивание я начал с Quincy Jones – The secret garden. Хорошая сцена, вроде все на своих местах, но как-то далеко… И Джексон почему-то поёт ниже и как-то грубовато.
Сходу пробую прощупать способности в жанрах потяжелее. Dream Theatre – 6.00. снова обращаю внимание на сцену – Ла Бри стоит глубже, чем обычно. И снова вокал грубоват. При этом до приличной громкости присутствует неплохая разборчивость. Однако транзиенты смягчены. Портной почему-то «гладит» ударную установку. Слушаю весь диск Awake. Часто ловлю себя на мысли, что не хватает информации. Приходится вслушиваться. Обертона обрываются раньше, чем нужно. То же происходит и с реверберациями. Хедрум не убедительный. Нога в такт ритму не качается.
Чтобы понять, насколько низко усилитель способен забраться, я обычно использую Freedom bill от Infected Mushroom. Аппарат, не стесняясь лезет в глубокую инфру, но при этом создаётся устойчивое ощущение отсутствия контроля АС. Для подтверждения включаю Interstellar Циммера … Stay. Да он определённо хочет играть очень низко, но… не может. Весь НЧ диапазон оказывается размытым. Орган не – не орган. Параллельно ловлю себя на мысли, что на протяжении всего трека не слышу свист ветра… только шум, который не могу идентифицировать как ветер.
Снова возвращаюсь к Джексону. Liberian girl. Свист старого роланда в начале трека сильно сдавленный, инструмент не похож сам на себя. И Джексон снова поёт ниже, будто сильно повзрослел; реверберации голоса обрываются рано.
Пытаясь понять, что меня не устраивает, слушаю Патришу Барбер, Корин Бэйли Рэй, Эллу Фитцджеральд с Армстронгом, Эл Жеро, Бари Уайта и многих других, пару раз переключаюсь на свою систему и снова возвращаюсь к Palabs25. Заканчиваю уже за полночь.
Спать ложусь со смешанными чувствами и мыслью, что все исполнители поют будто из глубины и из-за вуали, к тому же грубовато.
Второй день прослушивания решаю начать с прозрачных широкополосников. Стартую с прогрева (1.5 часа).
Включаю Eleonora Bianchini & Enzo Petropaoli – Dos in sight. Очень люблю этот дуэт. Диск, записанный «налету» на несколько микрофонов, создаёт полную иллюзию прослушивания в зале, буквально стирает комнату из сознания. И тут я нахожу ответы на вчерашние вопросы и подтверждения предположений. Реверберации зала слышны, но они снова быстро затухают. Эхо не порхает по залу с голыми стенами и высокими потолками. Солисты перебрались в помещение меньшего размера и, к тому же, подглушенное. Мелодичный, льющийся ручейком вокал Элеоноры превратился в нечто грубое (голос курильщика?!).
Проверяю ещё одно предположение. Измеряю температуру радиаторов – в самых горячих точках около 64 градусов. Для класса А совсем не много. По опыту прослушивания «американских коллег» петь они начинают в более горячем состоянии.
Решаю погреть аппарат ещё пару часов. Максимумы температуры поднимаются до 80 градусов и остаются таковыми до выключения аппарата. Повторно включаю Элеонору. Да, так значительно лучше. Эффект присутствия в зале стал заметнее. Появилась вертикальная панорама. Вокал оформился, уменьшилась грубость. Слушать стало приятно.
Переключаюсь на трёхполосные системы. Эффект такой же. Улучшения заметны по всему диапазону.
Вечер провёл, слушая любимую музыку и фиксируя впечатления.
Выводы по результатам прослушивания:
Аппарат не любит низкоомную нагрузку, при этом с низко чувствительной АС (86дБ/2,83В), но импедансом не менее 6 Ом справляется удовлетворительно.
Будучи холодным сильно замыливает края диапазона. На насыщенных жанрах не проявляет разборчивости по всему диапазону.
Будучи прогретым, передаёт динамичные записи несколько сдержано, со смягчёнными транзиентами, появляется иллюзия включения в систему компрессора-лимитера (или лампового предусилителя, но без соответствующих ламповых гармоник). Рок звучит излишне комфортно, но благодаря такой подаче вокальные и камерные жанры удаются хорошо. Для них он, похоже, и предназначен. Chill out – определённо его стихия.
Из-за приглушённого ВЧ диапазона и быстро затухающих шлейфов ревербераций создаётся иллюзия прослушивания «в домашних тапочках», будто музыканты сами пришли в гости. На камерных жанрах это иногда «заходит».
Отсутствие слитности воспроизведения ОЧЕНЬ расстроило. Эффект уменьшается с прогревом, но не уходит полностью. Подобное наблюдал у всех новых или не прогретых аппаратов. Предположу, если его погонять на розовом шуме часов 50-100, результат будет иным.
Сцена; выходит за пределы базы АС, передний план провален за линию АС, в глубину эшелонирование хорошее, в высоту читается слабо (хедрум – плохо). Образы небольшие. На малой громкости сцена ощутимо «схлопывается».
Резюме: аппарат для комфортного (расслабленного, без выслушивания деталей) прослушивания камерных жанров, требующий долгого прогрева или постоянно включенного состояния.
Спасибо главбармену @dmitre за возможность поучаствовать в туре. Ребятам из Palabs искренне желаю успехов! Аппарат получился действительно незаурядный. Уверен, что Вы не остановитесь на достигнутом!