🧿 Стриминговый усилитель Lyngdorf TDAI 1120 — цифровая коробчонка для мальчонки — ЗАВЕРШЕН

Комбайн, который смог

Идти против прогресса - занятие бессмысленное и даже вредное. С другой стороны, идти в ногу с прогрессом бывает тоже не очень то приятно. Прогресс в области цифровизации аудио зашёл в некоторый тупик: миллионы записей доступны 24 часа в сутки и готовы политься в ваши динамики по взмаху руки над смартфоном; искуственный интеллект готов помочь выбрать треки, которые должны понравиться; существуют продвинутые алгоритмы обработки звука, способные вылепить что угодно, и аппаратная часть, способная эту обработку осуществлять. Но как только звучание всего этого великолепия достигает ушей, цифровой мираж рассыпается на мелкие осколки. Стоило ли городить огород, если всё это не играет?

Я начал интересоваться темой цифровых комбайнов ещё когда это не было cool и стриминговые сервисы существовали только в виде интернет-радио. Вот эта простенькая балалайка, Philips Streamium NP2900, безумно меня радовала - они могла добывать музыку по проводам “из ниоткуда” и не требовала для этого компьютера. И при этом довольно прилично, в меру способностей своих динамиков, играла.

Дальше - больше, прогресс не стоит на месте, и у меня появился Naim Mu-so. Но что-то пошло не так. Naim был очень красив, громок, умел работать с уже появившимися стримингами, и на этом его достоинства заканчивались. Мне ни разу не хватило сил послушать его дольше чем 15 минут - представьте одновременное мычание коровы и жужжание мухи, вот примерно так звучал этот аппарат. Слушал и другие комбайны - KEF LSX, Dynaudio Xeo, но всё это было не то, звук не радовал. Кажется, что современные комбайны делали люди, хорошо разбирающиеся в электронике и программировании, но слабо понимающие, что такое звук, и как из звуков складывается музыка.

Ну не возвращаться же к кружочкам и винилу?

С помощью Бара, потратив кучу времени и некоторое количество денег на эксперименты, я собрал недорогую стриминговую систему, такой “музыкальный центр”, звучание которой мне нравится и на порядок (на мой вкус, конечно) превосходит коммерческие комбайны. Но это довольно извилистый и тернистый путь. А можно так, чтобы купил и сразу заиграло, было стильно, всё в одной коробке и с гарантией?

Теперь уже можно.

Хвалим

Поначалу чёрная коробчонка озадачивает несеръёзными размерами и весом. Все ведь знают, что без пуда моточных изделий и килограмма радиаторов настоящего звука не будет. С другой стороны, успокаивает серъёзный подход к делу. Инструкцию Quick Setup Guide, напечатанную на листе плотного мелованного картона, хочется повесить в рамочку на стену, настолько красиво и основательно она выглядит. Чем-то она напоминает конверты от 12" винила, которые просто приятно держать в руках - редкое качество в наши времена. Положить в комплект измерительный микрофон, стойку к нему(!) и 8 метров XLR кабеля и не положить дизайнерские деревянные коробочки и какой нибудь сертификат аутентичности с подписью самого Маэстро, это тоже говорит о серьёзности намерений - быть, а не казаться.

После небольшой сетевой настройки и прогрева аппарат сразу же выдаёт приличный звук. Нет, небо не упало на землю, и жена не прибежала с кухни, но базовый уровень уже вполне слушабелен: телесный, тембрально полноценный звук, без явного цифрита, пластичный, с хорошей динамикой и разрешением. Уровень предыдущих комбайнов превзойдён с первых же нот, сюрприз. Но сможет ли Lyngdorf превзойти уровень моего меломанского “музыкального центра”?

Поначалу он заметно уступает в некоторых вещах. Тембры вкусные, но не слишком натуральные - фортепиано играет с пластмассовым оттенком, в голосах тоже слышна синтетика. Ритмика отрабатывается чётко, но слишком упрощённо и сдержанно, аппарат не рисует ритмическую картину широкими мазками, а аккуратно закрашивает по клеточкам - квадратиш, практиш. Партии инструментов чуть сдвинуты относительно друга, это не режет ухо, но возникает ощущение, будто смотришь на котиков, сгенерированных нейросетью - они вполне похожи на настоящих, но… то глаза смотрят в разные стороны, то ухо отвалится, то рот перекосится. Что ж, начинаем апгрейды.

Первыми делом распаковываю микрофон и запускаю калибровку RoomPerfect. Пятнадцать минут гудения и тарахтения в колонки (только бы кот не начал мяукать, подпевая гуделкам, и не стал тереться о микрофонную стойку, но всё обходится), несколько перестановок микрофона, и индекс Room Knowledge достигает 97%.

Ого! Звук поднялся ещё на уровень выше. Синтетика и рассинхрон ушли, тембры налились соками, звукоизвлечение стало свободным и лёгким. Вообще, свобода звукоизвлечения это довольно редкое и хрупкое качество, никак не ожидал обнаружить его в цифровом комбайне.
Единственный недостаток калибровки - у моих колонок-малышей слабая отдача по басам, естественно RoomPerfect это заметил и попытался наподдать ещё нижнего баса, который малыши всё равно отработать не могут и вместо этого только гудят и ухают. После включения в настройках Subsonic filter звуку полегчало, но лёгкое ухание осталось. Возможно проблема решилась бы подключением сабвуфера, но возиться с его настройками мне не хотелось.
Ещё интересный момент - Focus position ощутимо влияет на итоговый звук, можно записать несколько разных позиций, чтобы выбрать лучшую. Моя супруга любит слушать систему, сидя к ней спиной, я записал такую позицию тоже, и она, как ни удивительно, оказалась на слух самой приятной.

Но, даже после калибровки, подача в целом всё ещё тусклая и не слишком интересная - чем то напоминает RME ADI-2. С одной стороны всё как бы неплохо и придраться не к чему, с другой стороны не очень то вовлекает, играет без огонька.

А что если задействовать spdif вход и подключить мою прокачанную 502 шляпу? Конечно, управление через встроенный Roon клиент намного удобнее, чем в одном приложении крутить громкость и настройки, а в другом управлять музыкой, но на что только не пойдешь ради звука.

Итак, подключаю 502 шляпу, и брюки превращаются… Вот это да! Аппарат раскрылся в полный рост. Пропала ритмическая зажатость и общая “серость” подачи, появился артистизм и подвижность. Это уже интерсно слушать. Таланты 502 DAC, обьединённые со скоростью, точностью и тембральным богатством Лингдорфа, образовали впечатляющий коктейль. Абсолютная чернота пауз, точно очерченные контуры звуков, кажется даже слегка подведённые жирными линиями, прозрачность и разборчивость, безупречная работа с ритмикой и послезвучиями, общая насыщенность звучания - кто-то сравнивал звук Lyngdorf с хорошим OLED экраном, по-моему это очень точное сравнение.

Поэкспериментировал с силовыми кабелями, аппарат на них вполне отзывчив. Лучшая подача оказалась с Tchernov Classic - не очень броская, но самая натурально-“аналоговая” (правда, несколько уменьшилась сцена). С кабелями из винтажной меди звук получался слишком окрашенным. Tchernov Classic это самый нейтральный из силовиков, которые я пробовал - это говорит о том, что Lyngdorf хорошо сбалансирован и не нуждается в дополнителных улучшайзерах и гармонизаторах звука.

А вот результаты эксперимента с подключением Lyngdorf через развязывающий трансформатор (Toyozumi 600VA с межобмоточным экраном) мне не зашли. Да, всё несколько прочистилось и стало более пластичным, но звук превратился в какую-то тянучку, замедлился темп, и музыка стала тягостно-печальной. Подключил через этот же РТ малиношляпу - эффекты стали менее выраженными, но музыкальная тягомотина осталась. В общем, мне не понравилось.

Ругаем

Так превзошёл ли Лингдорф мой “музыкальный центр”? В эффектности и техничности - безусловно, превзошёл. Но… Вот что сказала моя супруга:

Если молодой человек пригласит к себе домой девушку, накормит угощениями, напоит изысканными вином и они будут слушать Lyngdorf - девушка впечатлится, будет очень довольна и расскажет потом всем подругам, как хорошо провела время. Но не даст.
А вот если они будут слушать Архипова и Регу - отдастся, даже если вино и угощения будут не очень.

Если выразить это в более аудиофильских терминах - у Лингдорфа всё хорошо со звуками и их слитностью, он умеет складывать звуки в музыкальные фразы, но дальше этого дело не идёт. Цельного и захватывающего рассказа, заставляющего сопереживать, со своей атмосферой, завязкой, кульминацией и развязкой, не получается.
Музыка в исполнении Лингдорфа чем то напоминает прилежного ученика в музыкальной школе - он выучил ноты, прокачал технику, даже послушал концерты и записи признанных исполнителей и пытается им подражать. Но ему не хватает харизмы, жизненного опыта, собственного “я”, которое он может вложить в исполняемую музыку. Вместо этого он пытается отыграть всё красивенько-эффектно, и не всякой музыке это идёт на пользу. Пара примеров:

А) Лингдорф проваливает воспроизведение этого альбома:

Вместо того, чтобы передать (и может быть даже подчеркнуть) неуверенность и зыбкость исполнения, он пытается исправить ошибки исполнителей и вообще сделать нормальную музыку из той ерунды, что они там дудят. Смысл при этом полностью теряется.

Б) В этой вещи Lyngdorf не понимает, что первично, а что вторично, где надо подсветить главное, а что убрать в тень.

В результате получается просто набор эффектных фрагментов: Гагарин вместо того, чтобы задумчиво созерцать Землю из космоса, суетливо шлёт stories в Instagram.

В целом, после прослушивания “музыкального центра” остаётся правильное ощущение наполненности, как после хорошего концерта. После Лингдорфа не остаётся ничего - ну да, ребята классно играли, молодцы, мне понравилось, до свидания, я побежал.

И ещё, несмотря на отсутствие цифрита, после долгого прослушивания Лингдорфа изрядно устаёшь - не слухом, а скорее головой, возможно слишком много “вау” в звуке.

Итоги

В целом очень интересный для своей цены аппарат, не без недостатков, но для начинающего аудиофила мне кажется отличный стартовый вариант. Самое слабое место - встроенный плеер. Зато удобно, включил и поехали, без паровозиков и дуерства.
Добавлю, что слушал его на акустике начального уровня. На акустике классом выше он может впечатлить намного больше, запас по технике чувствуется.
И по характеру это скорее аппарат для поколения зумеров, которому нужны не музыкальные лонгриды, а яркие 15-секундные stories - такое Лингдорф готов отгружать вагонами.

Система “музыкальный центр”:

ASUS RT-AC59U → WiFi → 502DAC с питаниями Аббаса → Arkhipov DAC (PCM63, NOS) → Rega Brio → Audio Note Ax-One

P.S. Спасибо Бару и @dmitre за туры! Где ещё можно было бы послушать столько всякого интересного? Lyngdorf меня заинтриговал (учитывая мою слабость к комбайнам) ещё в начале хайпа, и я готов был уже сам купить аппарат в тур, но @dmitre меня опередил. Спасибо ему и за это тоже :handshake: :innocent:

90 лайков