🧿 Стриминговый усилитель Lyngdorf TDAI 1120 — цифровая коробчонка для мальчонки — ЗАВЕРШЕН

T5 по-моему :grinning::+1:

Да, его возможности по управлению этим хозяйством впечатляют, но в турах я стараюсь убирать саб из уравнения обычно

1 лайк

Понятно. Но это по моему не тот случай. Трифоник и 2.2 это его стихия. Я когда три года назад к Лингдорфу пришёл, это был один из важнейших аргументов на его покупку.

1 лайк

А что у вас за АС?

Definitive Technology Demand D11 и Martin Logan 35xti, но подключал только первые

1 лайк

Комбайн, который смог

Идти против прогресса - занятие бессмысленное и даже вредное. С другой стороны, идти в ногу с прогрессом бывает тоже не очень то приятно. Прогресс в области цифровизации аудио зашёл в некоторый тупик: миллионы записей доступны 24 часа в сутки и готовы политься в ваши динамики по взмаху руки над смартфоном; искуственный интеллект готов помочь выбрать треки, которые должны понравиться; существуют продвинутые алгоритмы обработки звука, способные вылепить что угодно, и аппаратная часть, способная эту обработку осуществлять. Но как только звучание всего этого великолепия достигает ушей, цифровой мираж рассыпается на мелкие осколки. Стоило ли городить огород, если всё это не играет?

Я начал интересоваться темой цифровых комбайнов ещё когда это не было cool и стриминговые сервисы существовали только в виде интернет-радио. Вот эта простенькая балалайка, Philips Streamium NP2900, безумно меня радовала - они могла добывать музыку по проводам “из ниоткуда” и не требовала для этого компьютера. И при этом довольно прилично, в меру способностей своих динамиков, играла.

Дальше - больше, прогресс не стоит на месте, и у меня появился Naim Mu-so. Но что-то пошло не так. Naim был очень красив, громок, умел работать с уже появившимися стримингами, и на этом его достоинства заканчивались. Мне ни разу не хватило сил послушать его дольше чем 15 минут - представьте одновременное мычание коровы и жужжание мухи, вот примерно так звучал этот аппарат. Слушал и другие комбайны - KEF LSX, Dynaudio Xeo, но всё это было не то, звук не радовал. Кажется, что современные комбайны делали люди, хорошо разбирающиеся в электронике и программировании, но слабо понимающие, что такое звук, и как из звуков складывается музыка.

Ну не возвращаться же к кружочкам и винилу?

С помощью Бара, потратив кучу времени и некоторое количество денег на эксперименты, я собрал недорогую стриминговую систему, такой “музыкальный центр”, звучание которой мне нравится и на порядок (на мой вкус, конечно) превосходит коммерческие комбайны. Но это довольно извилистый и тернистый путь. А можно так, чтобы купил и сразу заиграло, было стильно, всё в одной коробке и с гарантией?

Теперь уже можно.

Хвалим

Поначалу чёрная коробчонка озадачивает несеръёзными размерами и весом. Все ведь знают, что без пуда моточных изделий и килограмма радиаторов настоящего звука не будет. С другой стороны, успокаивает серъёзный подход к делу. Инструкцию Quick Setup Guide, напечатанную на листе плотного мелованного картона, хочется повесить в рамочку на стену, настолько красиво и основательно она выглядит. Чем-то она напоминает конверты от 12" винила, которые просто приятно держать в руках - редкое качество в наши времена. Положить в комплект измерительный микрофон, стойку к нему(!) и 8 метров XLR кабеля и не положить дизайнерские деревянные коробочки и какой нибудь сертификат аутентичности с подписью самого Маэстро, это тоже говорит о серьёзности намерений - быть, а не казаться.

После небольшой сетевой настройки и прогрева аппарат сразу же выдаёт приличный звук. Нет, небо не упало на землю, и жена не прибежала с кухни, но базовый уровень уже вполне слушабелен: телесный, тембрально полноценный звук, без явного цифрита, пластичный, с хорошей динамикой и разрешением. Уровень предыдущих комбайнов превзойдён с первых же нот, сюрприз. Но сможет ли Lyngdorf превзойти уровень моего меломанского “музыкального центра”?

Поначалу он заметно уступает в некоторых вещах. Тембры вкусные, но не слишком натуральные - фортепиано играет с пластмассовым оттенком, в голосах тоже слышна синтетика. Ритмика отрабатывается чётко, но слишком упрощённо и сдержанно, аппарат не рисует ритмическую картину широкими мазками, а аккуратно закрашивает по клеточкам - квадратиш, практиш. Партии инструментов чуть сдвинуты относительно друга, это не режет ухо, но возникает ощущение, будто смотришь на котиков, сгенерированных нейросетью - они вполне похожи на настоящих, но… то глаза смотрят в разные стороны, то ухо отвалится, то рот перекосится. Что ж, начинаем апгрейды.

Первыми делом распаковываю микрофон и запускаю калибровку RoomPerfect. Пятнадцать минут гудения и тарахтения в колонки (только бы кот не начал мяукать, подпевая гуделкам, и не стал тереться о микрофонную стойку, но всё обходится), несколько перестановок микрофона, и индекс Room Knowledge достигает 97%.

Ого! Звук поднялся ещё на уровень выше. Синтетика и рассинхрон ушли, тембры налились соками, звукоизвлечение стало свободным и лёгким. Вообще, свобода звукоизвлечения это довольно редкое и хрупкое качество, никак не ожидал обнаружить его в цифровом комбайне.
Единственный недостаток калибровки - у моих колонок-малышей слабая отдача по басам, естественно RoomPerfect это заметил и попытался наподдать ещё нижнего баса, который малыши всё равно отработать не могут и вместо этого только гудят и ухают. После включения в настройках Subsonic filter звуку полегчало, но лёгкое ухание осталось. Возможно проблема решилась бы подключением сабвуфера, но возиться с его настройками мне не хотелось.
Ещё интересный момент - Focus position ощутимо влияет на итоговый звук, можно записать несколько разных позиций, чтобы выбрать лучшую. Моя супруга любит слушать систему, сидя к ней спиной, я записал такую позицию тоже, и она, как ни удивительно, оказалась на слух самой приятной.

Но, даже после калибровки, подача в целом всё ещё тусклая и не слишком интересная - чем то напоминает RME ADI-2. С одной стороны всё как бы неплохо и придраться не к чему, с другой стороны не очень то вовлекает, играет без огонька.

А что если задействовать spdif вход и подключить мою прокачанную 502 шляпу? Конечно, управление через встроенный Roon клиент намного удобнее, чем в одном приложении крутить громкость и настройки, а в другом управлять музыкой, но на что только не пойдешь ради звука.

Итак, подключаю 502 шляпу, и брюки превращаются… Вот это да! Аппарат раскрылся в полный рост. Пропала ритмическая зажатость и общая “серость” подачи, появился артистизм и подвижность. Это уже интерсно слушать. Таланты 502 DAC, обьединённые со скоростью, точностью и тембральным богатством Лингдорфа, образовали впечатляющий коктейль. Абсолютная чернота пауз, точно очерченные контуры звуков, кажется даже слегка подведённые жирными линиями, прозрачность и разборчивость, безупречная работа с ритмикой и послезвучиями, общая насыщенность звучания - кто-то сравнивал звук Lyngdorf с хорошим OLED экраном, по-моему это очень точное сравнение.

Поэкспериментировал с силовыми кабелями, аппарат на них вполне отзывчив. Лучшая подача оказалась с Tchernov Classic - не очень броская, но самая натурально-“аналоговая” (правда, несколько уменьшилась сцена). С кабелями из винтажной меди звук получался слишком окрашенным. Tchernov Classic это самый нейтральный из силовиков, которые я пробовал - это говорит о том, что Lyngdorf хорошо сбалансирован и не нуждается в дополнителных улучшайзерах и гармонизаторах звука.

А вот результаты эксперимента с подключением Lyngdorf через развязывающий трансформатор (Toyozumi 600VA с межобмоточным экраном) мне не зашли. Да, всё несколько прочистилось и стало более пластичным, но звук превратился в какую-то тянучку, замедлился темп, и музыка стала тягостно-печальной. Подключил через этот же РТ малиношляпу - эффекты стали менее выраженными, но музыкальная тягомотина осталась. В общем, мне не понравилось.

Ругаем

Так превзошёл ли Лингдорф мой “музыкальный центр”? В эффектности и техничности - безусловно, превзошёл. Но… Вот что сказала моя супруга:

Если молодой человек пригласит к себе домой девушку, накормит угощениями, напоит изысканными вином и они будут слушать Lyngdorf - девушка впечатлится, будет очень довольна и расскажет потом всем подругам, как хорошо провела время. Но не даст.
А вот если они будут слушать Архипова и Регу - отдастся, даже если вино и угощения будут не очень.

Если выразить это в более аудиофильских терминах - у Лингдорфа всё хорошо со звуками и их слитностью, он умеет складывать звуки в музыкальные фразы, но дальше этого дело не идёт. Цельного и захватывающего рассказа, заставляющего сопереживать, со своей атмосферой, завязкой, кульминацией и развязкой, не получается.
Музыка в исполнении Лингдорфа чем то напоминает прилежного ученика в музыкальной школе - он выучил ноты, прокачал технику, даже послушал концерты и записи признанных исполнителей и пытается им подражать. Но ему не хватает харизмы, жизненного опыта, собственного “я”, которое он может вложить в исполняемую музыку. Вместо этого он пытается отыграть всё красивенько-эффектно, и не всякой музыке это идёт на пользу. Пара примеров:

А) Лингдорф проваливает воспроизведение этого альбома:

Вместо того, чтобы передать (и может быть даже подчеркнуть) неуверенность и зыбкость исполнения, он пытается исправить ошибки исполнителей и вообще сделать нормальную музыку из той ерунды, что они там дудят. Смысл при этом полностью теряется.

Б) В этой вещи Lyngdorf не понимает, что первично, а что вторично, где надо подсветить главное, а что убрать в тень.

В результате получается просто набор эффектных фрагментов: Гагарин вместо того, чтобы задумчиво созерцать Землю из космоса, суетливо шлёт stories в Instagram.

В целом, после прослушивания “музыкального центра” остаётся правильное ощущение наполненности, как после хорошего концерта. После Лингдорфа не остаётся ничего - ну да, ребята классно играли, молодцы, мне понравилось, до свидания, я побежал.

И ещё, несмотря на отсутствие цифрита, после долгого прослушивания Лингдорфа изрядно устаёшь - не слухом, а скорее головой, возможно слишком много “вау” в звуке.

Итоги

В целом очень интересный для своей цены аппарат, не без недостатков, но для начинающего аудиофила мне кажется отличный стартовый вариант. Самое слабое место - встроенный плеер. Зато удобно, включил и поехали, без паровозиков и дуерства.
Добавлю, что слушал его на акустике начального уровня. На акустике классом выше он может впечатлить намного больше, запас по технике чувствуется.
И по характеру это скорее аппарат для поколения зумеров, которому нужны не музыкальные лонгриды, а яркие 15-секундные stories - такое Лингдорф готов отгружать вагонами.

Система “музыкальный центр”:

ASUS RT-AC59U → WiFi → 502DAC с питаниями Аббаса → Arkhipov DAC (PCM63, NOS) → Rega Brio → Audio Note Ax-One

P.S. Спасибо Бару и @dmitre за туры! Где ещё можно было бы послушать столько всякого интересного? Lyngdorf меня заинтриговал (учитывая мою слабость к комбайнам) ещё в начале хайпа, и я готов был уже сам купить аппарат в тур, но @dmitre меня опередил. Спасибо ему и за это тоже :handshake: :innocent:

90 лайков

О! Гагарин.

уберег.
а по сути, да, многие валятся на синкопе.

и немедленно поставил Maher Shalal Hash Baz

4 лайка

Отменные образы и сравнения. Очень понятный и интересный обзор, спасибо!

5 лайков

У меня все то же. Основными штрихами: слабый уровень внутреннего цифрового источника, который сводит на нет потуги неплохого все же усила,
Положительное влияние на тембры румкоррекции, что я вот никак понять не могу
Ну и да, - неплохой комбайн для озвучки.

3 лайка

Одним этим можно отвратить )). Спасибо, супер :+1:

Не просто Гагарин, а со Стокгольмским филармоническим оркестром Гагарин! Исправил ссылку на трек.

1 лайк

Правильный, да )

За подборку музыки отдельное спасибо. Наслаждаюсь…

3 лайка

Прочитал 2 раза, сейчас читаю третий). Замечательный меломанский обзор и музыка. Спасибо.

2 лайка

Сильная вещь! Спасибо, с удовольствием послушал.

1 лайк

Обратите внимание на остальные альбомы этих ребят.

Спасибо за интересный и содержательный отзыв .

2 лайка

Лингдорф, первое впечатление.
Удивительно большая коробка, в ней ожидаемо маленькая коробочка. А еще плакат, книжка, микрофонная стойка и микрофон с восемью метрами провода. Выглядит - предельно аккуратно и стильно, но без ощущения дороговизны материалов и фактур. Включается скромно, без спецэффектов; настраивается и коннектится - просто, без заморочек (ну, разве что вы захотите подключить вайфай с помощью андроид-телефона - там 12 пунктов в инструкции). ДУ - только со смартфона, и это сильно неудобное и очевидно маркетинговое решение может многих направить в сторону старшей модели.
Железяка умеет сама переключиться, если пошел сигнал с любого из стримингов, которые она нативно поддерживает. Через приложение - минимальный набор настроек, все остальное - через (удобный и безглючный) веб-интерфейс.
Включаю музыку - играет без каких-либо явных недостатков, прозрачно, динамично, ровно. Никаких сибилянтов, рези, дискретности или чего там еще принято ожидать от “цифры”. До перегрузки довести не получается (правда пока что удавалось послушать только вечером).
Процедура рум-коррекции предельно проста, достаточно прочитать одну страницу мануала и выполнять указания мастера настройки. Производитель, видимо, настолько уверен в ней, что по умолчанию после проведения измерений отключается возможность слушать без коррекции - но мне-то нужно сравнивать, и поэтому включаю эту возможность в меню. Разница - не на уровне показалось, и работает коррекция на 100% в позитивную сторону. С моей акустикой и комнатой - добавилось плотности в звуке, осязаемости и ширины в пространственных образах, даже показалось что эффект похож на увеличение громкости - но нет, проверил на розовом шуме - все ровно. И сколько не сравнивал - ничего не нашел негативного в обработке. Интересно, что в инструкции производитель заявляет, что с коррекцией акустику можно будет поставить вплотную (в 5 см) от стены без негативных последствий - это смело! Доложу о результатах во второй части отзыва.

42 лайка

Идеальное описание распаковки текстом!