Ricercar Duet MkIII DAC — пути развития — ЗАВЕРШЕН

Эх… К сожалению, я опять затягиваю со сроками.
Прошу прощения.

О первом впечатлении.
Из всех предыдущих туров именно этот аппарат заставил мои ручки потеть от предвкушения. Очень уж мне любимы аппараты на старых мультибитах, а в аудиофилию меня привела старенькая ямаха dx-u1 на все тех же pcm56, которая и ушла в баре. Сабж ни разу не разочаровал. Это все тот же приятный, жирноватый, с неплохой динамикой звук. Но давайте к “основному”.


Основное.
На чем слушал:
CEC TL1 - ortofon opt-1000 / Aluminata JPS coax - сабж - Ураган Энергетика - 1266tc / lcd4z.

За время пребывания у себя аппарата послушал привычные для анализа треки Ray Charles “Fever”, Земфира “Жить в твоей голове (live)”, Tool “Jambi”, Heilung “Svanrand”, а также целиком были сожраны альбомы Igorrr “Spirituality and Distortion”, Linkin Park “Meteora”, Prodigy “No tourists”, Archspire “Bleed the Future”, Doom 2016 OST и некоторые другие.

Что же насчет звука. Для себя отметил несколько вещей:

  1. Аппарат очень музыкальный. Его звук хочется слушать и слушать. Основной кайф - очень сочные гитары и обволакивающие тембры голосов. От голоса Земфиры замирает дыхание, под голоса трека Fever растекаешься в удовольствии, Heilung забирает своей магией, под “метеору” захотелось прыгать.
  2. Звук действительно ровный. На мое ухо в нем нет перекосов. Он не уходит в надутый бас, не орет на ВЧ.
  3. Полотно сцены ощущается не плоско. Тут есть глубина, ощущение слоистости и ширины сцены.
  4. Самое главное - у аппарата есть свой узнаваемый “стиль / изюминка”. Я точно при слепом тесте отмечу “ага, это скорее всего он!”.

Да, тут не идеальное разрешение – хочется больше деталей, лучше разделений в звуковом полотне, более протяженных ВЧ.
Хотелось бы более читаемых, контроллируемых НЧ - что-то очень тяжелое типа Archspire хорошо отыграть не смог.

Но с таким звуком можно жить. В таком звуке хочется растворяться и кайфовать.

Спасибо за возможность послушать аппарат!

18 лайков

Аппарат получил, упакован отлично. Первое впечатление - что то он очень легкий для такого размера коробки) Когда принес его домой и распаковал, увидел насколько он компактный. И для своих габаритов вес вполне внушающий уважение. Вообще такой форм фактор мне нравится, в отличии от многих других компонентов стандартного размера почти пустых внутри, тут все по делу, лишнего места в стойке не занимает и смотрится очень неплохо, гораздо лучше вживую, чем на фото. Для сравнения Charm 2.3 и Ricercar MKIII.


Вечером начну прослушивание.

17 лайков

Жду живого сравнения по жвучанию… :face_with_monocle:

6 лайков

Намечается интересное сравнение :nerd_face:
Жаль не ламповый конечно

1 лайк

Оба ламповые.

3 лайка

Всем привет!
По результатам прослушивания Ричеркара МК3 и сравнения его с Шармом 2.3 докладываю:
При первом включении сразу обратил внимание на проработку баса. Его довольно много, он неплохо структурирован, но мне показалось, что аппарат подчеркивает мидбасы.
Звучание у Ричеркара плотное, слитное, аппарат энергичный, на некоторых записях было ощущение, что играет быстрее, чем Шарм. Для рока заходит очень хорошо, увлекательно звучит, но это если не прислушиваться к деталям.
А вот по ВЧ у меня возникли вопросы. На мой вкус недостаточно проработаны послезвучия, сустейн тарелок затихает быстрее, чем я привык слышать. Это вместе с акцентом на мидбасах как мне кажется и добавляет ощущения некоторой торопливости в звучании. В целом в сравнении с Шармом меньше деталей в высокочастотном диапазоне, ощущается нехватка воздуха. Мне такая подача не очень нравится, к примеру, при прослушивании Let there be rock AC/DC это звучит так, как будто локомотив несется на тебя из тоннеля, а у Шарма ощущение, как будто на тебя по шоссе несется грузовик, то есть звучание Шарма более открытое, но не такое басовитое, а у Ричеркара слегка зажатое, но мощнее по низам. Вообще, если не придирчиво слушать, то звучание Ричеркара в целом довольно комфортное, особенно в фоновом режиме. Но при внимательном прослушивании я разу обратил внимание на нехватку ВЧ, так как привык к другой подаче звука.
Сцена у Ричеркара больше в глубину, чем в ширину. Звук к акустике не привязан, но похвастаться особо нечем, все довольно плотно сбито и в ширину не сильно выходит за пределы акустики. Шарм сцену прорабатывает лучше за счет более детальных ВЧ, хотя тут у Шарма показатели тоже не выдающиеся. Но у Шарма образы выглядят крупнее, чем у Ричеркара, лучше разделение инструментов в пространстве.
Внешний вид мне понравился, чем то Apogee напомнил. Сборка аппарата довольно качественная, особенно учитывая, что корпус не родной и будет дорабатываться. Греется Ричеркар весьма ощутимо, так что не рекомендую устанавливать его вплотную с другими компонентами, возможно разработчикам следует поместить его в более просторный корпус.
Мое резюме - нормальный аппарат, вполне достаточный для второй системы и фонового прослушивания, но как основной я бы себе не оставил, Шарм на мой вкус играет интереснее, хотя тоже не совершенство.
Все вышеперечисленное не претендует на истину в последней инстанции, слушайте и выбирайте для себя сами, не полагаясь на чужой опыт.
Прослушивание и сравнение проводилось на:
источник транспорт на 502-й, любезно предоставленный @Kirillizza , тезка, спасибо большое, выручил!
усиление DIY А-класс по схеме Нельсона Пасса Zen v4.
акустика 3-х полосная авторская от Сергея Проворова: на вч Morel Elite Tweeter ET 338, на сч Scan Speak D7608/920010, на нч SB Acoustics SB23NRXS45-4, корпус с фи.
кабельная обвязка на усилителе DH Labs Power Plus, силовые на цифре и межблоки от @Nightwolf
Слушал: Dave Brubeck “Time out”, AC/DC “Let there be rock”, Megadeth “Peace sells”, John Campbell “Howlin mercy”, E.S.T. “Retrospective”, Delta Bombers “Pressure and time”, New Order “Singles”.
Благодарю бар и разработчика за возможность послушать аппарат!
Всем удачи и хорошего звука!

28 лайков

Созвучно с моими впечатлениями.

3 лайка

Записываем…
Количество и характер ВЧ во многом зависит от настройки послецапового фильтра. После прослушивания ЦАПа в некоторых системах было принято решение, на свой вкус, немного притушить ВЧ диапазон. Допускаем, что в процессе “прогрева” элементов, ВЧ так же стало чуть меньше. Чтож, в серийной версии и в прототипе, после тура попробуем немного добавить.

12 лайков

:slight_smile:

6 лайков

Кирилл, спасибо за развернутое сравнение с Шармом. Я так понял в свой сетап вы выбрали какой-то иной вариант цапа. Не поделитесь какой?

1 лайк

Не за что, ответил в личке.

1 лайк

И мне, если можно

На мой взгляд, с послезвучиями полный порядок. Нехватка вч, да, здесь солидарен.

Нюансы толкования… :man_shrugging:t2:

1 лайк

Первые впечатления: всё не однозначно. Неделя снова выдалась загруженной, пока прослушал только два диска. На первый ух: очень красиво прорабатывает низ и мидбас, бочки роскошные и подробные. Эшелонирование на высоте. На средних слышу сдержанность и lean-back по вокалу, немного не хватает воздуха и высоких, словно Ричер подкушал ВЧ-диапазон, изящно сняв пальцем крем с тортика. Торт от этого менее вкусным не стал, но есть нюанс. Завтра буду слушать подробно и вдумчиво, отпишу в сб-вс.

8 лайков

Полный вперёд, друзья.

Ниже мой отзыв на Ричера по итогам личных наблюдений без наводок на голову со стороны предыдущих участников тура. Прошу делить всё написанное надвое, потому что это только мой второй тур, а цифровой опыт у меня скромен (в системе играет 3-й по счёту ЦАП – однобитный Softone Model 2 DAC).

Радует, что первые впечатления от Ричера не подтвердились до конца: сдержанность на вокале ушла после длительного прогрева. Правда, ощущения «недоложенности» по верхам слегка остались, но зато Ричер оказался лёгок на подъем и крайне щедр с басом, но обо всём по порядку.

Система, сценарии использования

Ричер играл и сравнивался в двух сценариях:

1.С Wiim Pro в качестве транспорта в сравнении с Softone Model 2 DAC на PCM 1716 Burr Brown с ненавистной дельта-сигмой и ламповым буфером на ECC88 без ООС:

iPhone 13 ( Apple Lossless) → WiFi → WiiM Pro → S/ PDIF оптика (6 м) → Ricercar Luxman C-5000 a → Luxman M4000 → JBL Ti10K

2.С cd-проигрывателем McIntosh MCD301 в качестве транспорта по SPDIF оптике и Coax, а также в качестве соперника в сравнении с бортовым ЦАПом (Burr Brown DSD 1792):

MCD301 → S/ PDIF (1 м) либо Coax ( Kimber PBJ 1,5 м) → Ricercar → и т.д.

Сразу скажу, что разницы в звучании между coax и spdif не услышал (сравнивал Kimber PBJ 1,5 метра с штатным toslink от PS4 Pro).

Во всех сценариях электричество в Ричер доставлял бюджетный Lapp Ölflex 110 CY, а музыку из Ричера в систему подавал не менее нищебродский Supra DAC AES/EBU 110 Ohm (нравится скрупулёзной проработкой верхней середины и ВЧ-диапазона). Смысла использовать в своей системе кабельё дороже $200 я пока не нащупал.

Сценарий 1-й : Apple Lossles/Wiim Pro Ricercar

Внешне изделие выглядит солидно и приятно лежит в руке: аккуратный и довольно увесистый кирпичик звука. Не вызывает отторжения, но и звёзд с дизайнерского неба, к сожалению, не хватает. Более подробно описал ниже.

Из-за многообразия на работе и в быту детально раскрыть Ричера в первом сценарии с Wiim Pro в качестве источника/транспорта не удалось: несколько вечеров он играл скорее фоном, по полчаса в день максимум, и в основном всякий легкий джаз.

Это фоном вылезло боком: после первого включения на контрасте со своим цапом вокал показался зажатым и невыразительным, фон мутным, ощущался дефицит прозрачности, воздуха, аналоговости, чувствовалась сдержанность во всём диапазоне, будто что-то держало Ричера за шиворот и не давало ему хорошенько разыграться. Музыка звучала скованно, как из советского лампового телевизора под чутким оком КГБ. «Что же я буду писать в отчёте?», почти в панике думал я. Вместе с тем, не покидало уверенное чувство, что прибор может.

И он действительно смог.

Сценарий 2-й: McIntosh MCD301 Ricercar

Ко второму сценарию подошел вдумчиво. Освободил под прослушивание все выходные и выделил Ричеру на предварительный прогрев часа 4. Репертуар выбрал пошире – вокал мужской и женский, джаз, фанк, попсу и рок (откопал даже условный митол в фонотеке), электронику, минимал техно и напоследок классику.

В качестве спойлера: после длительного прогрева цап существенно вырос в моих глазах ухах. Скованность и сдержанность полностью ушли, вокал же из lean-back трансформировался в straight forward: Ричер словно воспрял, вышел из пубертата, набил татухи, встретил девушку и замузицировал с таким энтузиазмом и так нагло прямо в лицо, что было любо и совсем недорого слышать. Столь существенную разницу между холодным и прогретым компонентом в своей системе я лично услышал впервые.

Что слушал

После прогрева Ричера решил погреть уши на хорошо известных записях, которые часто слушаю на MCD301. Ограничусь лишь самыми очевидными отличиями, которые сразу бросились в ух. Подчеркиваю, что различия не выражены сильно, но всё-таки заметны.

1. Kat Edmonson – Dreamers Do
Начать решил с малого – а именно Кэт Эдмонсон уважаемой. Девушка 40 лет, пишет и поёт, по собственным словам, «винтажный поп», который приятно и не утомительно слушать в том числе благодаря не сильно выраженным ВЧ. Всё отлично.

2. Randy Crawford & Joe Sample – No Regrets
На треках Feeling good и End of the line Ричер выдвинул вокал сильно вперед, четко очерчивая голос Рэнди в пространстве с одной стороны, и в то же время набрасывая едва ощутимую вуаль. В обертонах чуть-чуть не хватило разрешения. Драйв с динамикой восхитительны.

3. Paul McCartney – Kisses on the bottom
Сэр Пол в роли барного крунера поёт любимые песни молодости под аккомпанемент Дайаны Кролл уважаемой. Затухания не такие четкие, контрабас очень глубокий, не локализованный, обертоны более грубые, гитара немного гулкая, щепки приглушены. Зато вокал эмоционален и настолько хорош, что слушаешь, не отрываясь.

4. J. S. Ondara – Tales of America
Cильный, чёрный вокал под гитару от молодого кенийца-эмигранта в Миннеаполис. Напоминает мужскую Трэйси Чепмен. Композиции American Dream и Torch Song очень надрывно, но чуть упрощённо с точки зрения тембра и обертонов. Ондара спел словно громче и яростнее, чем на MCD301.

5. Sons of Rogues Gallery
Вторая часть нашумевшего в 2006 г. сборника песен шанти британских моряков Rogue’s Gallery, который придумали Джонни Депп и продюсер Гор Вербински во время съёмок «Пиратов Карибского моря». Записи продюсировал Хэл Уиллнер, недавно почивший из-за Ковида (царствие ему).

Именно этот сборник и раскрыл всю матросско-пролетарскую сущность Ричера. Он не просто поёт, а горланит! Игги Поп с Asshole rules the Navy, Том Уэйтс с Shenandoah и главное – Мэйси Грэй с Off to Sea Once More, - все они пели как не в себя в портовом баре, хорошенько надравшись перед выходом в море. Почти готов поклясться, что Мэйси Грэй приняла на грудь перед записью. Раньше такого стойкого ощущения не было :slight_smile:

Для себя в этой точке зафиксировал, что Ричер очень любит петь. От души. И это, безусловно, его сильная черта.

6. Oscar Peterson – Walking the line
Запись великого пианиста на любимом лейбле MPS. Слегка упрощённый клавир, вокал Оскара, который по умолчанию есть всегда, даже когда его нет, вытащен на передний план, контрабас очень жирный и слегка размыт, послезвучия прибраны.

7. Jimmy Smith & Wes Montgomery – The Dynamic Duo
Дуэт клавишника, который прочёно вписал орган Хэммонда в историю джаза, и одного из лучших джазовых гитаристов. Диск отличается обилием ВЧ (струнные, дудки, тембра, обертоны, как мы любим) и местами резковатой записью. Ричер отыграл все очень комфортно и снова убрал излишки ВЧ там, где они показались ему «не в тему» :slight_smile:

8. Herbie Mann – Brazil
Первый трек альбома Pele фюьжн-флейтиста Херби Манна посвящен лучшему футболисту всех времен и содержит запись оваций на бразильском стадионе. Альбом довольно проходной, однако хорош для передачи атмосферы. Переливы фанк-флейты (или современной флейта по-академичному) чуть обрезаны, звук стадиона нечеткий, овации сливаются в звук дождя, гитара на втором плане чуть менее выражена.

9. Wynton Marsalis & Eric Clapton – Play the Blues: Live from Jazz at Lincoln Center
Еще один диск, который выбрал для проверки ВЧ-характера Рича. Обожаю этот коллаб гитариста с трубачом, первый трек в стиле диксиленда Ice Cream гениален по стройности и скорости игры оркестра. Ричеру запись явно тоже понравилась: как обычно выдвинул задний план чуть вперёд, слегка поднаплевав на эшелонирование, но зато драйва и эмоций насыпал от души. Какие там ВЧ, когда тут такой праздник!

10. David Bowie – Blackstar
Всё, 10-й по счёту альбом оказался переломным. Сил выслушивать тембры, сибилянты, послезвучия и затухания у меня больше не осталось, и я наконец-то покончил с этой вашей аудиофилией и начал слушать музыку, зафиксировав напоследок архи-чёрную бочку со всеми нюансами на Blackstar и Lazarus. Залип на альбоме от начала до конца, получил невероятное удовольствие.

11. Billy Joel – The Stranger
Разбавил джазовый опыт попсой на австрийском «первопрессе» 1988 г. Джоэль он и в Африке Джоэль. Всё хорошо.

12 и 13: Rage Against The Machine – Same, Метла – Черный альбом
Ни Bombtrack, ни Killing in the name of за 30 лет ничуть не потеряли в шарме и энергетике. Ричер любит рок так же, как любим его мы.

И также митол. Пусть Мак отыграл «Метлу» более дифференцированно и рафинированно, но какой там finésse, когда Хэтфилд и товарищи безвылазно торчали на всех субстанциях, мешая их с алкоголем. Однозначный лайк Ричеру и большое спасибо за покаемст самый басовитый рокешник в системе.

14 - 16. Samim – Flow, Underworld – 1992-2012 Anthology, П. И. Чайковский – Увертюра 1812 г.

По итогам посиделок было очевидно, что Ричер любит бас. Осталось понять, насколько хорошо он в него умеет. Поэтому решил поставить басовитую электронику – немецкий минимал-техно Samim 2007 г. и британских экс-рокеров Underworld.Что ж, Flow оказался первым диском, на котором почувствовал fatigue, то есть утомляемость: и без того басистый диск получил от Ричера такой заряд низких частот, что начало давить на уши.

«Ага», мрачно подумал я, «наконец-то мы нащупали слабое место нашего парня» и решил проверить свою догадку треком Dirty Epic от Underworld. В начале записи фоном рокочет бас-волна в диапазоне примерно 40-70 Гц, которую отрабатывают далеко не все системы. Вначале она накатывает низко, потом опускается еще ниже, а потом слегка откатывается назад. Это «откатывает назад» Ричеру отыграть почти не удалось: вместо низ-ниииз-низ он выдал нииииз-нииииииз-ниииииз, если понятно, о чём я :slight_smile:

Опыт засилил на классике – разумеется, на чём же еще, как не на финальном турецком барабане в увертюре 1812 г. П. И. Чайковского в исполнении Лондонского симфонического под управлением Юрия Симонова (релиз на дискогсе).

Подозрения подтвердились: Ричеру не удалось суперподробно проработать крайний нижний регистр. Если это кого-то смущает, могу сказать – не смущайтесь. Пришлось сильно постараться, чтобы выявить этот нюанс. На обычных записях это качество Ричера может стать большим достоинством.

Вердикт

Наверное, разработчиков можно крепко поздравить с такой музыкальной шкатулкой. Ричер играет без намёка на цифрит, даёт очень тёмный фон, не утомляет, хорошо передаёт эмоции с драйвом, играет слитно, не дербаня музыкальное полотно на отдельные звуки. Для систем среднеценового уровня получился весьма достойный аппарат за свои деньги, кмк. Может хорошо встать в систему с обилием ВЧ и недостатком по НЧ, чтобы чуть подкушать первое и щедро навалить второго.

Аппарат не скрывает пролетарского происхождения свой открытый, честный характер с искренним темпераментом, и сразу вовлекает в самую гущь музыкальных событий. Сигнатура ЦАПа похожа на McIntosh – такой же тёмный фон, подача при этом тёплая и жирная, с мясом внизу. Как сказала жена, «будто эквалайзер выкрутили на всю». В начале пути мне такой звук очень заходил (это, кстати, первый девайс в системе, которому удалось перебасить сидюк MCD 301. А победить макинтош по НЧ – это вызов).

На слабой стороне Ричера запишем небольшой дефицит воздушности и «аналоговости». Он не умеет совсем уж утонченно подавать ВЧ, смаковать обертоны в вокале и скрупулёзно прорабатывать инфрабас. Также он слегка растворяет образы в пространстве, но деликатно, без пелены или вуали.

И знаете что? Да и шут с ним: все эти нехватки с дефицитами всплывают при тщательном выслушивании, сравнении, перетыкивании и кручении селектора входов с выражением сосредоточенного безумия на лице. Если же просто честно и от души вовлечься в музыку – то, наверное, вот оно, меломанское счастье.

Ричер умеет практически во все стили, но его любимый жанр – пиратские песни. И будь он не цапом, а человеком, с ним наверное было бы здорово отправиться в пятницу вечером на Рубинштейна, душевно посидеть и погорланить «Митьков». Если же взять в компанию еще и Wiim‘а, который за соседним столиком так же уличили в излишних «стероидах», то можно загуляться до утра, часов не наблюдая :slight_smile: Я во время прослушки про время забыл.

Хотелки и пожелания

Напоследок хотелось бы надавать бесполезных советов, о которых никто не спрашивал :slight_smile:

  • Аппарат существенно греется – градусов до 45-50 точно. После 3-4 часов в стойке начинает вести себя как пьяный матрос мини-усилитель в классе А. Либо пользователю желательно оставлять его на верхней палубе на просторе, чтобы проветривался, либо разработчику все же переселить в корпус побольше и обеспечить циркуляцию воздуха с боковой вентиляцией.

  • Хочется дизайн поузнаваемее и корпус чуть посолиднее, а не невзрачный (пускай и качественный) образчик с Али. Удифил обыкновенный слушает не только ушами, как мы все у себя же подозреваем, но и глазами. Тем более, что Ричер безусловно заслужил больше узнаваемости, эргономики и красивых дизайнов.

  • Механический селектор входов немного хлипкий, прокручивается в начале и конце хода. Тактильно хотелось бы крутилку посерьезнее, с более чёткими положениями.

  • Даёт ощутимый щелчок в АС при включении и выключении. Не критично, но хотелось бы более плавный пуск с минимальной задержкой в 2-3 сек.

  • Добавить режим Hi-Freq Boost. Прочитал, что разработчик намеренно удалил излишки ВЧ настройками послецапового фильтра. А можно сделать кнопку, чтобы включить их обратно?

  • Выбирай я цапик себе, то в критерии обязательно вошел бы либо дисплейчик с частотой дискретизации либо соответствующий диодик, для успокоения души.

  • По-прежнему считаю, что лампочка должна быть заменяемой и вставляться в цоколь, а не впаиваться в плату. Дело не в твиках, тьюб-роллинге или недоверии к разработчику. С нынешним качественным разбросом лампы выходят из строя сплошь и рядом, и дальновиднее предоставить пользователю возможность заменить её оперативно самому, не дожидаясь от него гневных писем с дублированием авторского синтаксиса на все аудио-форумы, как у нас любят.

  • Ну и last but not least c оглядкой на международные рынки включу Grammar Nazi. Конечно, имя ЦАПику выбрали красивое, итальянское. Однако за пределами Италии и круга глубинных ценителей музыки такой нейминг могут понять превратно. Если прочитать название на английском, то получится «райсеркар», где слово «райсер» имеет ряд не самых положительных, а местами и уничижительных значений, точнее а) сборщик риса, б) ручная давилка для чеснока, в) позерский, раздолбанный японский автомобиль (англ. Вики даже даёт ссылку на соотв. статью прямо со статьи Ricercar про музыкальный термин) равно как и гордый владелец такого автомобиля (по-нашему «стритсракер»). В случае с Ricercar – это случай г), а это очень обидно и совершенно точно не заслужено (хотя подобный антинейминг при соответствующем маркетинге может и сработать, как в случае с Schiit). Конечно, до названия акустики Аrs(e)lab Ричеру как до луны пешком, однако как вы яхту назовёте, так она, как известно, и поплывёт :slight_smile:

Все эти хотелки не должны существенно удорожить аппарат, кмк, но могут подарить user experience совсем иного качества, как у изделий на пару-тройку ступеней дороже.

На этом всё. От души благодарю собарчан за время, а главбармена Дмитрия @dmitre и разработчика Александра @Ricercar — за предоставленную возможность прикоснуться к прекрасному на стадии его создания.

«Йо-хо-хо, и бутылку рома

41 лайк

Интересно пишите, спасибо за обзор.

4 лайка

Коротко уточнить. Шесть метров spdif-кабель?

2 лайка

Да. Залит в стяжку под полом :slight_smile:

Не смог найти подходящих междометий.

1 лайк