🎺 Jazz Настроение Джээээээз — слушаем джаз тут! Джаз/jazz

Норвеги джаз пишут для интровертов, а американы для экстравертов. Выбирай на вкус :slightly_smiling_face:

Я хоть и думаю, что я интроверт, но и то и то люблю.

Ничего не имею ни против норвежцев, ни против скандинавского джаза. У меня даже на «золотой полке» присутствует норвежский (номинально… в составе - норвежец, британец и африканец, записывались в Норвегии) коллектив… ) Называется - Detail. Cобрал почти всю его дискографию… Но это штучный продукт, искусство, такскзть…)))
И на ЕСМ полно отличных пластинок… ну, раньше были, пока там ещё джаз издавали, а не невыносимый бессмысленный «new age»)
И «норвежский джаз» - это всего лишь чуть переиначенная цитата из Битлз…))
<Там norwegian wood было, но смысл - тот же))) >

3 лайка

В качестве примера дайте, пожалуйста, ссылку. Что-то сходу лезет всякая…

))

Но это - фри джаз. Очень медленно, очень зло, и очень напряжённо))

4 лайка

Интровертность бывает весьма энергичной. Колтрейн и Майлс тому самые очевидные примеры.

Я несколько про другое. “Норвежский джаз” вырос в совершенно отдельное направление условного “европейского джаза”, где ударение надо ставить на первое слово. Из американской основы были заимствованы инструменты, отчасти ритмическая основа и гармоническое мышление, но все это оказалось встроено в совсем другой музыкальный контекст. Это направление, тяготеющее к современной академической музыке куда в большей степени, чем к американской традиции. Его лишь по привычке именуют джазом, название “европейская импровизационная музыка” для него точнее. Там работают другие критерии оценок. В качестве “джаза” оно зачастую довольно странное и неправильное. Так и наплевать, у него свои правила.

1 лайк

Для этого есть специальная тема

1 лайк

Не. Критерий всегда один и тот же. «Вштыривает» (слушателя) - или нет…) Сильная музыка, или - нет… И если музыка может существовать только в рамках определенного СЛУШАТЕЛЬСКОГО канона, т.е. оценивать её нужно исключительно по неким, исключительно ей присущим «своим правилам»… то это априори - музыка СЛАБАЯ, живущая только в тепличных условиях своего маркетингово культа… а сама по себе - мертвая и бессмысленная)) Много тут любителей Дерека Бейли, например, или Фила Минтона?? Сильно сомневаюсь.
«Свободная импровизация» - это, да, европейский ответ на джаз… Но эта практика содержит в себе аж двойной обман -
во-первых, никакой СВОБОДНОЙ импровизации (в том смысле, в котором её понимают адепты жанра) не существует в принципе)) Любая импровизация, способность импровизировать - это результат долгого нарабатывания практики владения инструментом, т.е. по сути - использование давно и твёрдо усвоенных приёмов. Называется это - «свободное владение инструментом»… Самые тру и хардкорные «европейские импровизаторы» были в курсе, поэтому начали использовать «новые» способы игры на инструменте (например, елозить по грифу электрогитары разными предметами, стучать по нему барабанными палочками), или вообще от инструментов отказались, стучали камнем по набору камней, или использовали разные экзотические азиатские инструменты, всякие там «поющие чаши», ситар и т.п. - т.е. использовали инструменты, которыми они НЕ ВЛАДЕЛИ. Фишка была именно в отсутствии опыта игры на инструменте… вот именно в таких условиях и должна была получаться «спонтанная музыка», «действительно свободная импровизация» и т.п. стафф) В результате музыка окончательно выродилась в некий «перформанс»… Это отличнейше перекликалось с одной из левацких философских теорией - о том что единственный истинный человеческий опыт, это опыт нахождения под угнетением… А вот все остальное - оно только относительно)) Ну, то есть «подлинным знанием о мире» обладает только максимально угнетенный человек, а именно - пациент дурдома, лишенный вообще каких-либо прав, или заключённый в тюрьме, раб на плантациях и тп… А вот привычные представления об окружающем - они «просто навязаны буржуазным дискурсом», и совершенно необходимо их как можно скорее изжить… ну вот всякие там студенческие волнения в Париже 68го года, французские маоисты и прочие))) «Свободные» музыканты варились в той же тусовке. Именно во Франции в конце 60х-начале70х было издано огромное количество «свободной музыки», многие пластинки - шедевры, но большинство - увы, нет.
Во-вторых (почему обман именно двойной) - американские артисты, поразившие европейцев в середине 60х новой музыкой - джазом, практически все имели неслабый предыдущий опыт в джазе «обычном», коммерчески востребованном (танцы, кабаки, клубы и тп), это были очень сильные профессионалы, умеющие «держать аудиторию», понимающие что и зачем они делают… в отличии от европейских неофитов)) Альберту Айлеру для первой записи в Европе (в Дании) продюсеры выделили ритм секцию, включавшую 16-летнего контрабасиста-вундеркинда, виртуоза, «лучший контрабас в Дании», который вообще никогда до этого не слышал как и ЧТО играет Айлер… и, судя по записи, на месте ему тоже не удалось врубиться)) Пластинка - чудовищна. Наводит на мысли о дурдоме, или что в студии что-то напутали, и свели вместе дорожки от РАЗНЫХ сессий. Ритм секция играет очень качественный «буржуазный» боп, а Айлер - свой чудной религиозный фри джаз… и друг друга они вообще не слушают)) Ритм-секция категорически НЕ МОЖЕТ подстроится под солиста, а солист - НЕ ХОЧЕТ подстраиваться, потому что ему важно донести до слушателя свою «новую религию», а боп он играть больше не хочет)) Единственный трек на диске, где музыканты совпали (по понятным причинам) - summertime… Этот диск выходил в разных изданиях как «My name is Albert Ayler», или «Free jazz”, любопытствующие могут ознакомиться)

А про ЕСМ мне скучно писать… Могу зато про две другие аббревиатуры - FMP и ICP (Instant composers pool и free music production) - вот эти - два главных лейбла европейского джаза… самое самое))

5 лайков

Ну вот, приехали. Бейли любой обидеть может. Но не думаю, что сила его музыки нуждается в каркасе из микро-культа. Она сама в себе герметична.

3 лайка

Так я же не про Бейли, про слушателей))
А Инкус, Еманем и подобное тоже на полках имеются… многие бы с большим удовольствием продал)))

1 лайк

Самый добрый музыкант на свете …
( в моем рейтинге «доброты» с ним соседствуют ещё ПиВиРасселл и Эрик Долфи, они тоже самые добрые)

2 лайка

В теме становится интересно)

Айлер, кстати, оказал большое влияние на Шабаку, а именно его Spiritual Unity. Я к фри-джазу пока отношусь аккуратно с осторожностью. Неоднозначно это все. А Шабака вроде как завязал с саксофоном, писал об этом недавно. И наверное правильно, тк развития так и не было, не смотря на признание и разные проекты.

1 лайк

Конечно, НЕТ)))
Тут (и не только тут) о его существовании знают «полтора человека» (ну, пускай пять человек…), ещё меньше имеют дома его записи (что абсолютно нормально и правильно… как иметь, так и не иметь…). Ну вот из этих пятерых кто-то, возможно, и способен что-то по его поводу сказать)) Так что точно - не любой)))
Голосовалку будем делать? 1) Я знаю кто такой Д.Б. 2) Я слушаю Д.Б. 3) Я знаю, кто такой Д.Б., но предпочитаю Мелоди Гардо…??? )))

1 лайк

Я просто так понял посыл вашего сообщения, что есть слабая музыка без нерва, живущая только в тепличных условиях. И не способна она пробиваться как сорняк, потому что нет в ней внутреннего стержня, а существование её как жанра обусловлено неким общественным сговором определенной группы слушателей.
И в условном авангарде такого интеллектуального онанизма действительно очень много. Но есть персонажи, у которых этот “трудный звук” прёт изнутри. Хоть ты в лесу их брось ночью, они и там играть станут. И энергетика такой музыки не обязательно должна быть каким-то пульсирующим огненным протуберанцем. Это может быть аутичный набор звуков, но внутри него будет скрыта настолько стройная вселенная личности автора, что при всей кажущейся простоте формы так же увлекательно повторить её эпигонам будет непосильно. В общем, наверное, я пытаюсь сказать банальность о том, что за любой музыкальной формой важна личность, стоящая за ней. Личность сильнее контекста и сама себе формирует контекст.

А претензию о “маркетинговом культе” и ориентации на узкий круг элитарных потребителей можно применить и к значительной части фри-джаза. Мне так кажется по крайней мере.

А это да. Теперь понятнее :slightly_smiling_face:

3 лайка

Мощнейший дядечка. Всё-таки жалко, Денис, что вы в своей теме так редко постите.

Да)) Все правильно, именно так. Но есть и одно (важное) НО:
Начну издали)) - по легенде, один из больших живописцев эпохи возрождения (кто - не помню) продемонстрировал своё мастерство потенциальному богатому заказчику - очень легко и быстро, в одно движение… нарисовав от руки (без циркуля…) ИДЕАЛЬНУЮ окружность… А в эпоху споров об авангардной живописи - очень в ходу были рассуждения вроде «Как это - просто не умеет рисовать, только «чёрные квадраты» малюет? Вот же, посмотрите на этот карандашный набросок к портрету возлюбленной художника… это же самый настоящий соцреализм! Это великий художник!» )) И мне такая идея «доказательства мастерства» очень нравится. Я вот не уверен, что Бейли долго продержался бы в каком-нибудь американском свинговом оркестре, у Флетчера Хендерсона там, или у Каунта Бейси… и его не выгнали бы оттуда быстро за «профнепригодность»))) Несмотря на то что он на гитаре с раннего детства играл, был хорошо обучен, и вообще, вроде, из семьи музыкантов…))
Бейли - очень достойный персонаж, со своим местом в истории. И, тем не менее…))
Мне вот очень Fred Frith нравится. Причём, до сих пор, хотя увлекался им 20+ лет назад. Причем нравятся именно его «поп» записи, а не гитарные эксперименты а-ля «спонтанная импровизация», которые мне сегодня уже просто лень долго слушать, потому что знаю, что все то же самое можно сказать гораздо короче, и без наведения «авангардной таинственности»… да вот он сам и сказал же)) На альбомах вроде Gravity, или Step Across the Border, которые никакой не «авангард», а отличнейшая поп-музыка, простая и изощрённая одновременно…
Ещё Чедбурна люблю) И именно за то что он может на концерте вдруг остановить поток беспощадного «авангарда», и врезать мощнейший зубодробительный рок-н-ролл или блюз, причём он одинаково хорошо может сыграть этот номер и на электро-гитаре, и на банджо, и на «электрограблях» (electric rake, струны, натянутые на грабли со звукоснимателем)… и ценность этого номера не в применении «электрограблей», разумеется, а в том что по силе воздействия на слушателя - этот рок-н-ролл/блюз как у Хендрикса получится, не слабее…

3 лайка

Джотто для Папы Бонифация VIII )))

2 лайка

Неужели это малоизвестное имя??? Очень яркий же музыкант… С кучей ярких пластинок на больших лейблах, Mercury, Atlantic, Verve…
Когда-то у меня его дискография была на виниле почти целиком, сейчас только половина осталась - продал много знакомому с мыслью, что себе то точно ещё куплю, не редкость же, большие тиражи типа… вот поеду на следующий год в Утрехт, и все восполню…)) Поехал… и привёз две пластинки, да ещё и голландские, а не оригиналы с дип грувом ))) Нету, все скупили, цены от 50 евро за VG… Облом))

1 лайк

Но и условный Джон МакЛафлин какой-нибудь не смог бы сыграть как Бейли. Похоже спародировать смог бы без проблем, но было бы не то.
Но Бог с ним с Бейли, на нём свет клином не сошёлся :slight_smile:

А так-то я согласен: техническое навыки, опыт выступлений (в том числе и в классических составах) дают больше возможностей - не только в возможностях звукоизвлечения, но и для развития собственных оригинальных идей. Хотя для этого всё равно требуется определённый склад ума.

2 лайка

Если Роланд Кирк - «самый добрый», то нужно обозначить и «самого злого»)) Для уточнения системы координат…
А вот, Alan Shorter:

Это уникальная пластинка. И не только потому что у Алана Шортера вообще мало записей (в отличии от его всем известного младшего брата…). Альбом издан на VERVE! Что тут странного? А это единственная пластинка с «новой музыкой», изданная на этом лейбле, выпускавшем исключительно всевозможный уютный и комфортный мейнстрим, ну… Джонни Ходжеса там… Любой номер из каталога - легко можно на Мелодии переиздать, никакая репертуарная комиссия и носа не подточит (и переиздавали, кстати, как раз Голубую Пирамиду Ходжеса))… ) А тут вдруг - ТАКОЕ. Классическая наркоманская «кочерга», героиновая… тяжелая и злая. Откровенно тяжелая и гнетущая, супруга этот альбом напрочь не переносит, например, хотя вроде как ко всякой музыке у нас дома привыкла…)
Кому пришло в голову издать это на Верве - непонятно, альбом провалился разумеется, большинство сохранившихся экземпляров имеют прорезь магазинной уценки на конверте… Сейчас - редкость, и стоит денег, похвастаюсь, у меня оригинал - есть, с прорезью разумеется)))

4 лайка

Да, эта пластинка тоже в вишлисте на Дискогз стоит давно. По обложке уже многое становится понятно даже до прослушивания :slight_smile:

1 лайк