CHARM - ламповое обаяние или крушение надежд.
Как говорится - пройти мимо я не мог, когда узнал, что будет тур новой модели цапа на хорошем “старом” мультибитном чипе с ламповым аналоговым выходом. Всё в моем вкусе - и мультибит и ламповый звук, да ещё и многочисленные хвалебные отзывы о предыдущих версиях этого цапа. Но наверное, в этот раз я угодил в т.н. “собственно установленную ловушку” под названием “завышенные ожидания”. А теперь по порядку.
О внешнем виде и качестве исполнения я подробно написал в своей первой части отзыва - только положительные впечатления. О “странной” способности устройства “реагировать” на внешние э/магнитные наводки то-же подробно отметил в предыдущих постах, считаю это каким-то случайным “техническим недоразумением”, которое разработчик легко устранит.
Теперь о звуке.
Скажу сразу, со звуком в этот раз у меня было не просто разобраться. Начну с маленькой преамбулы - все что мной будет далее написано, является исключительно отражением моих субъективных ощущений основанных на моём “вкусе” - ни какой объективности в моих оценках нет, если мне что-то не нравится или наоборот понравилось совершенно не значит, что такая же реакция будет и у других людей - аудиофилов/меломанов, тем более в других аудио-системах. В аудио очень многое зависит от индивидуального - от психо-эмоционального восприятия звуков и музыки, привычек, опыта, особенностей аудио-тракта, кдп и т.п. уникальных факторов.
Теперь “пару” слов о моем “вкусе”, может это в какой-то мере объяснит описание моих впечатлений и последующих выводов о звучании цапа.
С т.н. ламповым звуком я “живу” с ранней юности, можно даже сказать с детства, хороший ламповый звук мне нравится и различные ламповые устройства с удовольствием использую в своей аудио системе. Начальный “путь” - лента, винил, кассетные деки, CD. Теперь в “остатке” - кассетные деки, CD и цифровые носители на внешних HDD.
Усилительная аппаратура разнообразная, но исключительно винтажная, источники звука винтаж и современные устройства.
В звучании мои приоритеты - тембральная достоверность, полноценность передачи звуков во всех диапазонах, хорошая детальность, способность передать эмоциональность музыки, хорошая локализация отдельных звуков. Слушаю в основном классическую музыку, академический и джазовый вокал, инструментальную музыку на акустических инструментах, малосоставной джаз и электронную музыку типа Vangelis, Klaus Schultze, Brian Eno и т.п.
Исходя из моих пристрастий, слушал и оценивал влияние цапа Charm на звучание моей системы именно в выше перечисленных музыкальных жанрах, а в основном на классической музыке и вокале.
Первые ощущения от Шарма по звуку - плотный, с напором, чувствуется мультибитный характер. Думаю многим (как и мне) такие качества звука по нраву.
Но вот прослушав первый час понял, что что-то меня удерживает от полного погружения в мир звуков, слушал поздно вечером на малой громкости. Решил - буду детально разбираться на следующий день. А вот следующие дни прослушивания позволили понять что в звуке меня не устроило и сделать определённые предположения о причинах которые это обусловили.
Выделю в образном описании “Сильные” и “Слабые” стороны присущие “звуку” Шарма.
“Сильные”
- в целом ровный тональный баланс (за некоторым исключением небольшого доминирования нч составляющей в некоторых композициях - хорошо чувствуется на вокале)
- мощный нч “фундамент”
- в целом тембрально достоверная передача
“Слабые”
- не достаточная микродетальность
- низкая локализация звуков
- короткие, не выраженные послезвучия
- специфическое формирование сцены
На мой взгляд (слух) основным “проблемным местом” звучания цапа в моей аудио-системе является т.н. построение сцены и всё, что с этим связано по общему восприятию звуков/музыки. Предыдущие участники описывали некие особенности связанные с формированием звуковой сцены присущей Шарму, в моей системе эта особенность тоже проявилась причём в ярко выраженной и своеобразной форме. Сужения сцены не произошло, вполне возможно из за специфики моей акустики, её размещения в кдп и точки прослушивания, эффект выразился в практически близком к полному отсутствию эшелонирования сцены, другими словами “глубины” звуков сцены. Всё звуки выстроились плотной “стеной” по всей ширине звуковой сцены, “солирующие” звуки несколько выпячиваются вперёд и на этом всё. Плоским такой звук я не назову, потому что у этой “стены” присутствует мощный низкочастотный фундамент, который определенным образом создаёт определённое ощущение “заполненности”, но это именно иллюзорное ощущение - звуки не эшелонированы. При такой сцене, конечно эффект 3D не присутствует, именно это в первый вечер не давало мне возможности погружения в музыку, я давно привык ощущать и воспринимать музыкальные звуки с эффектом 3D сцены.
Ещё (с точки зрения аудиофила) мне очень не хватило микродетальности и наверное, как её одной из производных - хороших послезвучий. Многие хорошо знакомые композиции я не смог воспринять полноценно, в классической музыке чтобы передать микроэмоции, из которых состоит общая эмоциональность передачи музыки важно слышать звуки т.н. “второго” и “третьего” плана, с тонкими “оттенками”, которые в т.ч. формируют послезвучия - с этим у Шарма не очень получилось. Локализация отдельных звуков то-же не сильная сторона цапа, на сложных оркестровых композициях происходит некое “сваливание” звуков в общую “кашу”. Глубину/красоту вокального диапазона звуков также ощутить в полной мере не получилось.
Теперь, с точки зрения меломана.
Не все цапы (аудио-устройства) должны обязательно обладать т.н. аудиофильскими качествами, есть превосходные аппараты создающие т.н. меломанское удовольствие от прослушивания музыки. К примеру, за счет каких либо особых качеств, типа очень “красивых” тембров или особенной интерпретации в подаче “музыкального
полотна” за счет плавности, слитности и т.п. В обиходе аудио-терминологии существует очень емкое и при этом аморфное понятие - Magic, когда толком и объяснить сложно почему, но оторваться от звучания сложно.
К сожалению у меня с Шармом такой синергии не произошло, три вечера я пытался найти то, что зацепит и вовлечет меня в магию музыкального восприятия, но видно мои вкусы и способности цапа расположены под разными звёздами.
У меня около двух лет был цап горшочки Shigaraki на 1543 чипе, он совсем не обладал особыми аудиофильскими качествами и талантами, но умел притягивать и не отпускать своей специфической “магией” подачи музыки. Для меня это был определённый даунгрейд по качеству звука по сравнению с остальными аппаратами системы, но я с радостью и желанием время от времени погружался в его меломанскую интерпретацию музыки.
К сожалению с Шармом у меня такого не произошло, я не нашёл тех тонких “струн”, которые бы заставили меня сопереживать музыкальному действу.
Мои впечатления и выводы не могут носить какого либо рекомендательного характера. Шарм не “раскрылся” по звуку в моей системе с моими вкусовыми пристрастиями и приоритетами к звуку, это совсем не значит, что так-же произойдёт в другой аудио-системе, все может быть ровно наоборот. Это как в мировой кухне - каждый выбирает себе блюда на свой вкус, а вкус у всех индивидуальный и зачастую разный.
В прошлое воскресенье прослушивание Шарма проводили совместно с нашим собарчанином Александром Alexandro. При желании он сможет дополнить мой отчёт своими ощущениями от работы Шарма в моей системе.
Полный перечень прослушанного мной репертуара не вижу смысла приводить, вышеописанный результ присутствовал в разной степени во всех композициях, которые я слушал. Слушал классическую музыку малых составов, БСО, оперное пение, академический и джазовый вокал. В конце прослушивания из рока включал только PF и Muse, но мозг уже сразу акцентировал основное внимание на глубине сцены (которой не обнаруживал) и ощущение было соответствующим.
Часть прослушанного репертуара.
Спойлер
Некоторые тестовые композиции, с мелкими “штрихами” по отдельным моментам.
Спойлер
- В определеных частях композиций происходит наложение звуков (“каша”).
- Тонкие моменты уникальной тембральности голосов не переданы. В голосе появились не присущие оригиналу басовые нотки.
- В этих композициях не чувствуется должным образом атмосферность, нет переливов послезвучий.
- Нет чётких “контуров” от звука ударной установки, вч - звук тарелок смазанный, послезвучия короткие и не четкие.
- За счёт не высокой локализации звуков нч диапазона, звуки контрабаса с небольшим подгуживанием
Спасибо Денису за созидание в аудио индустрии и за возможность познакомиться с одним из своих изделий.
Тяжело дался мне этот отчёт, получился он к сожалению с критикой, но надеюсь на то, что иногда критика может быть полезна для дальнейшего развития процесса создания аудио устройств.
Традиционно спасибо Бару и Главному бармену Дмитрию за организацию такого интересного тура и конечно всем, не равнодушным меломанам и аудиофилам за внимание и участие.
Перечень аудио устройств задействованных в тестовых прослушиваниях.
Спойлер
- Diatone ds-90C;
- Accuphase P-102;
- Marantz 3300;
- Wadia 22 cd transport;
- IMac/файлы внешние HDD;
- большой “паровозный состав” обвязки цифрового тракта, с максимальным вниманием к качественному питанию на каждом сегменте тракта, качественные бп + специализированные фильтры питания;
- DDC Gustard U16 (modding by Bason);
- Holo audio spring (первая версия без всяких твиков);
- CSE E-100 II (регенератор питания);
Силовые кабели
- Nanotec systems 306
- Nanotec systems 308
- SAEC A-5000
- SAEC Pl-4000
- Tiglon
- PAD
Межблочные кабели
- Nanotec systems
- Harmonix
- Zaolla
- Tiglon
- WE винтажная медь из 40-х
Коаксиальный кабель
- WW Gold III
- Oyaide Air Space (PCOCC-A )