"Меня зовут Йохен Рэке" - правила жизни Transrotor

В баре много столиков про славные бренды, но до сих пор нет столика про первого производителя эндовых вертушек Transrotor. Непорядок!

В 2022 г., во время «Analogtage» (аналоговых дней) в Германии, основатель компании Йохен Рэке поведал историю Transrotor от начала и до нынешних дней. Кто, как не он знает, как оно было на самом деле?

Из его рассказа можно узнать, как развивался рынок аудио в 70-х и 80-х, как продавать аппаратуру, откуда пошли позолоченные тонармы SME и модели с несъемным шеллом, а также кто разработал одну из самых культовых вертушек Michell GyroDec :slight_smile:

Приступим.

Меня зовут Йохен Рэке, я владею компанией Transrotor, и эта компания производит проигрыватели грампластинок.

Я родился в 1941 году и, конечно, тогда еще ничего не знал. К тому же шла война. Но я был знаком с техникой с самого детства. Ещё ребёнком меня часто отправляли в деревню, где у моего дедушки была кузница, а у дяди – автомастерская. То есть, я c раннего детства был вовлечен в автомобильный «сделай-сам», с возраста пяти или шести лет.

Позже, в возрасте 13-14-15 лет, я начал интересоваться электроникой. В то время я хотел стать либо радистом, либо теле-радиотехником, либо, соответственно, продавцом аудио. Это было прямо моё. Позже мне попалась в руки книга «Чудеса волн» 1954 года. Речь в ней шла о радиотехнике и обо всём, что с этим связано. Книгу я выучил наизусть и храню её до сих пор.


Эдуард Рейн - Чудеса волн, книга написана в 1933 г.

Моя работа мечты, конечно, сильно отличалась от планов отца на моё будущее. Он владел компанией по продаже сельхозтехники, и в перспективе я должен был перенять его дело. Поэтому я сначала получил коммерческое, а затем и техническое образование в качестве механика сельскохозяйственной техники. Я завершил оба образования с отличием. Но когда я закончил, у меня не возникло никакого желания присоединяться к компании отца, и я предпочёл уйти в HiFi-отрасль.

В промежутке ещё много чего было, но именно так в итоге все и случилось. Мой отец, конечно, немного осерчал на меня, что я не пожелал продолжить его дело. Мне тогда было 19 лет, и я прямо так ему и сказал. Знаете, я не самый лучший оратор, но когда надо, выходит складно. Позже, когда мне было 22 или 23 года, я отслужил в Бундесвере радистом. Из области механики я в конечном итоге пошёл работать в аудио-салон при универмаге Karstadt в Кёльне.


Универмаг “Карштадт” в Кёльне, начало 1970-х гг.

Так началась моя карьера в радиоотделе. Мой руководитель, господин Назе, да помилует Господь его душу, заметил: «Ты очень вовлечённый, отправлю-ка я тебя на все курсы повышения квалификации, и у тебя когда-нибудь будет свой отдел». Разумеется, я согласился, потому что за этим чувствовалось определенное будущее. Мой отец, конечно, встретил известие не так радостно, но господин Назе очень меня поддерживал.

Так я попал на всевозможные курсы и смог превратить свое хобби в профессию. К сожалению, всего через год господин Назе пошел на повышение, потому что он был слишком хорош и с каждым годом увеличивал продажи. На его место пришел довольно милый, но рядовой руководитель, которому в итоге закрыли HiFi-отдел . Наверху просто решили: «Мы на этих квадратных метрах заработаем в разы больше с турагентством, аудио нас не интересует». И мне пришлось тоже уйти, потому никакого будущего я там больше не видел. Так я перешёл на работу в кёльнский электро-универмаг, как тогда называли такие магазины, и начал выстраивать продажи этого аудио-салона.

Продавать, не продавая

И вот в один прекрасный день я оказался в замечательной Hifi-студии и на самом деле добился большого успеха, потому что умел в общих чертах объяснять клиентам сложные технические вещи, и в результате примерно через месяц-полтора я получил оживленный возврат уже проконсультированных мной посетителей. Но начиналось всё далеко не так радужно. Я все подробно объяснял покупателям – при том что я вовсе не продавец! - а они просто ходили по магазину и ничего не покупали. Так продолжалось в течение полутора месяцев. Начальник отдела в какой-то момент сказал: «Слушай, ну мы ещё подумаем, оставим мы тебя или нет». «Знаете, - сказал я, - я все подробно и красиво рассказываю, но люди просто не покупают».

И вдруг через полтора месяца, один из моих клиентов взял и купил довольно большую стерео-сисему, дело было в Ганвальде, в Кёльне. Система, которую я составил, стоила в то время 7 или 8000 марок, это было нечто особенное и исключительное (прим. саундсамурая: средняя з/п в Германии на тот момент составляла ок. 800 DM в месяц). Так я внезапно стал продавцом недели, а затем все пошло как по маслу. Почти все клиенты, которых я консультировал, не оказывая давления, вернулись. И я вдруг вывел этот аудио-салон на уровень продаж, которого у них никогда не было. При этом я по сути ничего не продавал и никогда не продавливал своё мнение.

Процесс выглядел так: по дальней стене студии стояли колонки, слева располагались усилители и тюнеры, а справа – компактные стерео-центры. Клиенты следовали всегда одним и тем же маршрутом: они заходили в магазин, шли сначала прямёхонько к колонкам, смотрели налево и направо, затем проходили мимо усилителей по левой стене, а под конец мимо стерео-центров справа. И в этот момент я деликатно подходил и спрашивал: «Могу ли я вам что-то подсказать?» То есть я всегда избегал продажного сленга и никогда не нажимал на клиента.

Так у меня сформировалась очень хорошая клиентская база. А потом, в один прекрасный день, когда салон пустует и клиентов нет, ты стоишь в этом помещении с подогревом полов, что не очень приятно, и тут заходят такие важные торговые представители аудио. Они колесили на больших мощных машинах по всей стране. В один из таких дней я подумал: «Вот это было б круто!»

А поскольку я считался лучшим продавцом акустики Magnat и Goodmans в то время, то однажды их представитель мне сказал: «Слушай, а переходи к нам в продажи. Мы тебе выделим «Фиат» на 100 л. с. от компании.» И я подумал: «Вот оно, счастье!»

Начало пути: сотрудничество с Michell

Так и вышло. Ездил я из магазина в магазин, пока в какой-то момент у нас не появился проигрыватель. Это был английский проигрыватель, и назывался он Transcriptor. Он выглядел настолько необычно, что один из моих друзей очень захотел его купить. Ну, и мне пришлось везти этот проигрыватель из одного магазина в другой. Там я его внимательно осмотрел и решил, что продавать его без проверки неправильно, надо сначала самому разобраться, что да как.


Michell Transcriptor Hydraulic Reference…


…стал культовым благодаря съёмкам в фильме “Заводной апельсин”

Итак, я настроил и подготовил аппарат для своего друга, который тут же его и купил. В тот момент я подумал, что, возможно, следующим этапом моей профессиональной карьеры может стать импорт этого проигрывателя из Англии и его продажи немецким дилерам.

Так оно и получилось. Я написал письмо в Англию, что хочу открыть представительство Michell в Германии. «Да, заезжайте к нам, мы хотим с вами познакомиться», - ответили они. Ну, мы втроем с другом и моей знакомой туда и поехали. Я-то тогда вообще не очень хорошо по-английски говорил, но подруга знала язык отлично. Там мы и выступили всей троицей.

Это была обычная мастерская на заднем дворе, в которой работало от 15 до 20 человек. Мы туда пришли. Глава компании, Джон Митчелл, носил белый халат, который был полностью чёрным. Чистая правда! У него был самый чёрный халат во всей мастерской. Он пригласил нас в свой «Роллс-Ройс», – я раньше никогда не видел и даже не слышал ни о чем подобном, – и мы втроем уселись в его «Роллс».

john-michell-gyrodek
Джон Мичелл в своей мастерской

Я сел сзади, и он поехал с нами в потрясающий ресторан, тоже раньше такого не видел. Он сел за стол, и все вокруг мигом стало черным. Джон заплатил за ужин, а потом мы вместе вернулись в его мастерскую. Он по-простецки сказал: «Сейчас я вам покажу, как тут всё работает». А потом было много ещё чего, но в итоге я стал представителем Transcriptor в Германии.

В те времена вся немецкая дистрибуция Michell шла через два магазина PX. Была такая сеть для американских военных. Я же предлагал полноценное представительство, ну потому что невозможно заинтересованно развивать бренд в стране с двумя-то сотрудниками. Так я получил всю поляну для развития.

Началась эпоха Michell в Германии. Я немного знал ремесло сбыта от своего отца, который организовывал продажи сельскохозяйственной техники через выставки и ярмарки. Поэтому я сразу мог осмысленно приступать к делу.


Открытие радио-выставки IFA Berlin, 1973 г.

Первым делом я застолбил место на радиовыставке IFA в Берлине и расставил на стенде десять проигрывателей, по кругу прямо перед собой. Помню, накануне вечером был VIP-проход, закрытый для обычных посетителей. К нашему стенду подошел первый VIP-гость, с эффектной блондинкой под руку, так тогда было принято. Он уставился на проигрыватели, потом на меня, торчащего среди них, и сказал: «Молодой человек, я желаю вам всего наилучшего!» Он показался мне знакомым, но я не мог вспомнить, кто это. И только позже меня осенило, что это был [немецкий актёр и певец] Петер Франкенфельд.

Он и стал моим первым VIP-клиентом. Денег у меня тогда вообще не было, десять проигрывателей были всем моим имуществом. Мы ночевали у берлинского друга на соломенных матрасах, всё было проще некуда, но благодаря грамотному подходу мы с первого дня оказались в бизнесе.

На выставке я познакомился со многими людьми, в том числе с представителями компании Bose. Они сказали: «Смотри, вот список наших 140 дилерских центров в Германии. Мы отметили 70 самых успешных, свяжись с ними!»

Так у меня внезапно появилось 70 контактов, и я их все объездил на своём «пирожке» Renault R4 с проигрывателями в багажнике. Турне в Гамбург, турне в Мюнхен, турне в Берлин. Берлин тогда еще был зоной (прим. саундсамурая: разделенный на восточный Берлин и Западный) и не предоставлял особых ценностей для отдыха. Там были мои лучшие клиенты, покупавшие с помпой и размахом. В Баварии клиенты покупали меньше, потому у них было больше возможностей качественного отдыха. В Северной Рейн-Вестфалии я тоже всегда неплохо продавал.

Так, на чём я остановился?

Дистрибуцию английских проигрывателей я развивал в течение семи лет, но на самом деле у них был не совсем тот уровень качества, какой мне бы хотелось. Помните, я ведь получил и радиотехническое образование, то есть у меня был развит интерес к таким вещам, и вдобавок освоил профессию инженера-механика, то есть в механизмах я тоже разбирался. Поэтому я позвонил Джону и сказал: «Джон, я решил построить проигрыватель, самостоятельно, и мне бы хотелось, чтобы ты поставлял детали для него». А он ответил: «Да? И как ты собираешься это сделать?» А я ему сказал: «Это я сам пока не до конца понимаю, но у меня есть одна смелая идея».

Первый проигрыватель

Дело в том, что в то время у клиентов были в моде стенки и встроенные шкафы, в которые они и ставили свои аудио-системы. Английские «транскрипторы» были очень глубокими и занимали очень много места. И у меня родилась идея модифицировать колпак проигрывателя. Колпаки обычно крепились сзади и откидывались, съедая дополнительные 10 см пространства вглубь.


Первый стол Рэке Transrotor AC: колпак крепится сзади к вертикальной стенке плинта и откидывается не вглубь, а вверх. Размеры стола - ВxШxГ 21 x 52,5 x 36,4 см

Ещё во время работы в Goodmans я переделывал деревянные корпуса АС на оргстекло для выставок, чтобы клиенты могли видеть, как выглядит начинка внутри. И что я точно знал: акустика с корпусами из оргстекла звучала гораздо лучше, чем с корпусами из дерева. Конечно, оргстекло было слишком дорогим для массового производства, но для проигрывателя мечты, каким я его себе представлял, это было в рамках возможного.

И я заказал в Кёльне шасси проигрывателя из плексигласа. Сам платтер я позаимствовал у английских «транскрипторов» – это был диск с позолоченными латунными весами по краям. Это было единственное, что я использовал из их конструкции. И еще мне не очень нравился их двигатель.

Мы хотели использовать моторы Papst, самые лучшие из доступного на тот момент. Поэтому я взял свой будущий проигрыватель и поехал с ним в Шварцвальд, прямо в компанию Papst: «Я хочу построить проигрыватель и хотел бы, чтобы вы, ребята, создали двигатель, который подходил бы для этого проигрывателя, точнее, конкретно под этот диск с его характеристиками вращающейся и динамической массы».

Люди в «Папсте» установили диск на стенд, который замерял безумную кучу параметров динамического поведения платтера. Ведь дело не только в массе диска, но и в её распределении. Если расположить массу ближе к краю, у диска будет бОльшая масса вращения. Под эту массу, которая постоянно поддерживает диск в динамическом движении, они и настроили свой двигатель.

Если делать проигрыватель из оргстекла, то в нем должно быть как можно меньше хрупких деталей, которые могут сломаться при транспортировке. Поэтому я, – к сожалению, здесь это не очень хорошо видно, – поместил двигатель в прорезиненный короб.

Этот короб вставляется сюда, и если электроника за 7-8 лет вдруг выходила из строя, то он легко снимался и менялся без каких-либо инструментов. В этом коробе находился сам двигатель, пасик, два регулятора скорости и механизм пуска. Это правильно c точки зрения ремонтопригодности, когда можно быстро заменить весь агрегат целиком и отправить его в отдел ремонта или в дилерский центр, где уже профессионалы заменят двигатель или конденсатор. В надежность электроники сам я никогда до конца не верил.

Часть 2

«Тонармы мечты» – сотрудничество Рэке с SME

В Англии существовала компания SME, и это было для меня чем-то священным. Тонармы SME были, по моему мнению, лучшими в мире. Конечно, по звуку существовали тонармы не хуже, но с точки зрения прецизионной механики тонармы SME были именно такими, о каких я, как инженер-механик, разбирающийся в электронике, всегда мечтал.

Этот тонарм я и захотел для своего проигрывателя. Поэтому я отправился в Англию к SME: «Не могли бы вы изготовить для меня эксклюзивный тонарм, похожий на ваш, но с неподвижным шеллом, потому что я считаю, что в этом больше смысла, чем в съемном шелле? Я собираюсь производить проигрыватели, и мне понадобится, возможно, штук 200 в год или около того. Сможете мне помочь?»

Мистер Айкман, которого я очень, очень ценю и которого, к сожалению, сегодня больше нет среди нас, сказал: «Хорошо, это мы можем». И SME начал поставлять нам тонармы. Это уже тогда была всемирно известная компания с традициями. Я хотел два варианта: хромированный тонарм, как этот, а также позолоченный, потому что на наших проигрывателях были позолоченные детали, как вот эти весы на платтере.


“Золотые” тонармы SME начал производить специально для Transrotor

И SME начали изготавливать под нас позолоченные тонармы. К сожалению, у нас ни одного не осталось, все они куда-то исчезли. SME так же больше не входит в наше портфолио. У них потом начались качели вверх-вниз, но технически это сейчас не имеет значения.

SME – из Ортофона в Трансротор

SME стала второй компанией, с которой я начал работать в качестве немецкого дистрибьютора. Это произошло случайно. У SME уже был немецкий дистрибьютор – Ortofon в Германии. Но тонармы поставлялись в Германию не напрямую, а через головной офис Ortofon в Дании, который перепродавал их своей немецкой дочке. В итоге получалась существенная наценка.

В немецком Ortofon‘е работал один сервисный техник, выписывавший загадочные гарантийные ремонты, которые SME всегда приходилось оплачивать. В какой-то момент это так разозлило Айкмана, что он сказал: «Дело так дальше не пойдёт, наши тонармы не такие плохие, какими их выставляют!» Я же вообще не понимал такого подхода. Это делалось просто потому, что в Ортофоне решили немного подзаработать на гарантийном ремонте. И поэтому мой запрос на представительство SME в Германии был удовлетворен. Я попросил передать мистеру Айкману из SME: «Я был бы очень рад стать вашим дистрибьютором». В ответ он мне тут же перезвонил, весь взвинченный: «Слушай, у меня скандал с немецким Ortofon‘ом. По поводу представительства – ты это серьезно?» И я сказал: «Натюрлих!» Так я стал официальным дистрибьютором SME Германии на следующие 30 лет. Это была замечательная история.

Кроме того, у меня теперь был отличный проигрыватель, мы продавали около 4500 штук в год. И мы продолжали его разработку.

Первые шаги к собственному производству

В конечном итоге, мой первый проигрыватель - Transrotor AC - производил Michell в Англии, потому что у меня не было своего производства. Джон тогда прикинул: если мы изготовим проигрыватель в Англии, то он выйдет вдвое дешевле, чем в Германии. Так и было. Поэтому все детали изготовлялись в Англии. Оргстекло в то время поставляла британская ICI, и стоило в два раза дешевле, чем оргстекло Röhm из Дармштадта.

Правда, оргстекло Röhm было немного получше, но на новых проигрывателях это было не заметно. Кстати, это оригинал 1976 года, номер и табличка совпадают. Этот проигрыватель хранится в нашем музее.

Позже я захотел построить больше моделей проигрывателей. У этого экземпляра было несколько сублинеек, один вариант шел с двумя платтерами, было множество дериватов, и их нельзя было продавать в Англии. Но Джон Митчелл сказал по этому поводу: «Знаешь, снова создавать что-то новое мы не хотим». А я ответил «Ну ладно, раз вы не хотите, то я сам организую производство».


Transrotor AC: первые модели производил Джон Мичелл для Рэке.

На тот момент в Германии уже не осталось компаний, выпускающих проигрыватели. Но до этого две самые известные немецкие фирмы были Dual и Thorens, которые я очень любил продавать еще в бытность продавцом аудио. Они были очень добротными, простыми и в них никогда ничего не ломалось. Кроме того, они были доступными: Thorens TD 160 стоил тогда что-то около 600 марок, и если ты продавал этот проигрыватель, то мог быть уверен, что он работает как часы по сей день. Кстати, я очень рад, что господин Кюртен сейчас возродил марку Thorens, он ведь тоже родом из нашей деревни. Очень радует, что в наших краях до сих пор ценят и поддерживают аналоговую культуру.

Но мы отвлеклись. Значит, в те времена двумя главными немецкими компаниями были Dual и Thorens. В 1971 году я начал работать с англичанами, в 1976 построил свой первый Transrotor Rotary, а в 1982 году я разработал для англичан уже их проигрыватель Michell GyroDec.


Michell GyroDec - 40 лет на рынке

Сотрудничество с Grundig

GyroDec продавался во всём мире, модель существует по сей день, а в 1986 году внезапно появляется Grundig. В то время это была еще хорошо работающая, совершенно потрясающая компания. Хотя, тогда она уже частично принадлежала голландской компании Philips, кажется, не вините строго, если ошибаюсь. Как бы там ни было, Grundig как раз выпустила новую топовую линейку аппаратуры – Grundig FineArts, включая ресивер, тюнер, проигрыватель компакт-дисков, усилитель, полную систему. Но своего проигрывателя у них не было.


Рекламный каталог Grundig FineArts, 1987 г.

Thorens больше не поставлял проигрыватели, другие компании тоже не были заинтересованы. Поэтому сотрудники Grundig пришли с запросом к нам: «Можете одолжить нам проигрыватель для фотосессии на выставке? Мы хотим продемонстрировать, что в серии FineArts будет и проигрыватель».

Я тогда подумал, что абы какой проигрыватель отправлять им нельзя, нужно ехать и встречаться с ними лично и кто знает, что из этого получится. Поэтому я захватил последнюю модель, Transrotor Rotary (в Англии он назывался GyroDec и существует до сих пор), и установил его в системе FineArts. Но он не подошёл по форме, аппарат выглядел слишком громоздким. И внезапно меня, как бы это сказать, осенило.

Я предложил: если вы позволите мне создать проигрыватель, который будет точно подходить под вашу систему, я изготовлю прототип, и тогда можно будет подумать о будущем. «Ну, не знаем», - сказали они и так далее, «ну, давайте, построим прототип». И я попросил локальных поставщиков в Кёльне выполнить проигрыватель под их систему.

Так получился Grundig Connoisseur.


Система с Transrotor Connoisseur стала официальным подарком ФРГ М. С. Горбачёву в 1989 году, ссылка

Именной шильдик

Вот он, один из последних, с оригинальным заводским номером, то есть это довольно старый проигрыватель, номер с годом выпуска сейчас уже не соотнесу. Но мы действительно построили для них этот прототип.

Затем господа из Грюндига приехали к нам в гости, и я встретил их в аэропорту. До этого мы навели марафет, чтобы у нас все выглядело опрятно. Они оглядели все наше хозяйство. Да, в то время платтер был еще с точечными опорами под пластинку сверху. Это решение поначалу хорошо работало, когда пластинки были еще толстыми. Но они становились все тоньше и тоньше, поэтому я просто решил установить платтер вверх ногами.

В результате мы получили гладкую поверхность диска, а благодаря весам снизу сохранили и динамический эффект маховика. Мы показали проигрыватель сотрудникам Grundig, и они сказали: «Да, прекрасно, он подходит для нашей линейки FineArts. В Германии мы выбрали 400 дилеров для реализации». Вы только представьте – 400 дилеров! Я до такой цифры и считать-то не умел!

Что делать?

Благодаря тому, что я добился успеха в своей области, мы с отцом снова хорошо ладили. Поэтому я пошел к нему и спросил, как быть – они хотят 400 проигрывателей.

Отец сразу сказал: «Денег я тебе дать не смогу!» Но мне были нужны не деньги, а правильный совет, как поступить. И мой отец его дал: «Никогда не связывайся с большими компаниями. Даже если ты где-то получишь кредит, – стоит им один раз не заплатить, и ты навсегда вылетишь в трубу».

Мне пришлось искать решение, которое я в конечном счёте предложил сотрудникам Грюндиг: я буду делать проигрыватель, но продажи останутся на моей стороне. Проигрыватель будет точно соответствовать вашей линейке, а в остальном вы не будете иметь к нему никакого отношения. Я готов поставлять проигрыватель вашим дилерам, а заказывать они его будут напрямую у меня.

В эфире повисла пуза. А потом они ответили: «Да, замечательно, нам же тогда вообще не нужно всё это финансировать, а дальше посмотрим, что к чему. Мы получим проигрыватель, но у нас не будет с ним никакой мороки».

Началась очередная радиовыставка IFA в Берлине. Я выставил на стенде несколько Connoisseur. Ранее я спросил у сотрудников Грюндиг, не будут ли они возражать, если мы на нашем стенде выставим в точности такой же проигрыватель из оргстекла, то есть прозрачный, а не черный. Их это не волновало, поэтому проигрыватель был представлен в двух вариантах: модель из оргстекла называлась Classic, а черная модель – Connoisseur. Это название, кстати, существовало и раньше: так назывался английский самодельный проигрыватель, который я построил много-много-много лет назад.

Sugden Connoisseur BD2, кот. собрал когда-то Рэке:

Доктор Буркхард Швэбе, до сих пор очень известный и успешный человек в нашей отрасли, который в то время возглавлял соответствующее подразделениее Grundig, согласился: «Хорошо, давайте назовем наш проигрыватель Connoisseur».

Мы выставили несколько устройств Connoisseur и на стенде Grundig, и на нашем стенде Transrotor, они располагались рядом.

Так мы, значит, и стояли на выставке, а посетители удивлялись: «О, мы только что видели у Грюндига проигрыватель FineArts, можете прислать такой нам?». А я бегал по пятам за аудио-дилерами, - они были тогда такими важными, что их нужно было обязательно знать в лицо, – и спрашивал: «Подскажите, пожалуйста, ваш адрес». Так я за одну выставку продал 60 штук, было время.


Йохен Рэке на выставке IFA и его Transrotor Classic

Всё это я сделал без какого-либо финансирования. В то время одни только детали без хромирования или позолоты, то есть сами необработанные комплектующие, стоили далеко за 1000 марок. Я построил десять проигрывателей, на тот момент я не мог себе больше позволить. И все они были представлены на выставке. Продав 60 проигрывателей, я вернул деньги за эти 10 и смог оплатить производство следующей партии из 15-и, и так далее.

Таким образом, я раскрутил производство без заёмов и не взяв ни единого пфеннига от банков. Этих Classic и Connoisseur мы построили в общей сложности около 5000 штук. А в честь нашего 40-летнего юбилея мы выпустили еще десять экземпляров. Полностью золотой Connoisseur стоил от 12 до 13 тысяч евро, но за эту цену их никто не хотел покупать, мы продали всего несколько штук, а два или три всё еще стоят у нас.

В какой-то момент производство SME для нас прекратилось. Глава SME скончался из-за возраста и проблем со здоровьем. Управление бизнесом взял на себя его сын, но немного не рассчитал в финансовом отношении и потерпел неудачу. В результате индийская компания, когда-то представлявшая SME в Бомбее, выкупила компанию и взяла на себя управление. Так мы лишились тонармов. Поэтому на этом экземпляре установлен не золотой тонарм SME, а совершенно новый тонарм, разработанный уже нами.

Однако самое прекрасное заключается в том, что мой сын уже много-много лет работает в компании. Сегодня он руководит бизнесом и продолжает совершенствовать модели, которые мы разрабатывали и создавали в течение десятилетий, и он придумывает более-менее доступные проигрыватели. Я всегда говорил, что мы производим относительно недорогие проигрыватели. Мы никогда не ломили цены, но из-за огромных усилий, которые мы вкладываем, они, конечно, не совсем дешевые.

Я очень рад, что мой сын продолжил моё дело. Он внедрил все новшества последних лет, нанял новых специалистов, разбирающихся в цифровых технологиях, разработал новые конструкции и нашел новых поставщиков, работающих по самым современным канонам производства.

К слову, наши поставщики работают и на Porsche, просто чтобы привести пример. С точки зрения технологий и инноваций мы стремимся быть на острие прогресса в такой довольно древней технологии, как проигрыватель грампластинок, и мы держим руку на пульсе. Бизнесом теперь руководит мой сын, а я очень рад, что могу еще немного поучаствовать в этом. Следующие две серии этой передачи будет вести уже он.

Большое спасибо, что дали мне возможность рассказать мою историю своими словами. Я надеюсь, что вам было интересно, потому что мне самому всё еще интересно создавать проигрыватели – даже сегодня, в возрасте более 80 лет.


Йохен Рэке c Transrotor Bellini на выставке High End München в мае 2023 г., источник нем. журнал Stereo.

56 лайков

Хороший материал!

4 лайка

Отличная тема, Fat Bob надеюсь станет моим следующим столом.

7 лайков

Интересный материал и качественно подготовленный пост. :+1:

3 лайка

Был у меня в использовании transrotor zet 3 и тонармом sme 4 не впечатлил звуком, только ценником. Victor A75 по удобству использования оказался лучше и по звуку разницы не заметил

1 лайк

Так интересно было читать. Больше спасибо за материал! Каждый раз читая очередную историю становления и успеха известной фирмы я задаю себе вопрос, а как же и где же мы? Почему наши кулибины “от аудио” так и не смогли самореализоваться, за редким исключением, и то, после того, как уехали из СССР за границу. Очень хочется также воспылать гордостью за Отечество и успехи именно в данной сфере. Да, конечно, я помню, все работало на оборонку, и люди и ресурсы, не до аудио было…

3 лайка

@soundsamurai Отличный старт темы, но вам, как топикстартеру, стоит подумать о наполнении, иначе она заглохнет очень быстро.
Можно представить модельный ряд, актуальный а лучше весь, за всю историю фирмы. Добавить обзорных роликов борзенкова, валероя, евгения. Ну например, для начала)

3 лайка

Для начала потратил около недели на скрипт, перевод и оформление. Трою не сразу брали, терпение :slight_smile:

14 лайков

Спасибо за материал! Прочитал с большим интересом :+1:

1 лайк

Ролик 11-ти летней давность о Transrotor и Йохэне Рэке

3 лайка

Как-то глаз резануло, с учетом того факта, что за 15 лет до того, как Йохан начал дистрить Мишель - появился TD124…

А разве студийный ТД124 для радио-рубок был тогда эндом для конечного потребителя в домашнем сетапе?

В студиях тогда чаще чонить дубовое стояло, на 16 дюймов.

Офф

Если декомпозировать рассказ Рэке, можно додумать ответ на этот вопрос:

1. Концентрация и горизонт планирования: человек всю свою трудовую жизнь, то есть более 50 лет, фокусируется на одной сверхцели: строить лучшие проигрыватели.

2. Последовательность: человек руководствуется не ложными ценностями (квартира, машина, прибор в пол-аршина), а развитием своих профессиональных навыков (история про “строить лучшие проигрыватели”) и продолжает расти всю свою жизнь даже в возрасте 80+, занимаясь любимым делом.

3. Умение работать: Рэке - первое послевоенное поколение тех, кто восстанавливал Германию. Эти ребята умели работать без выходных и праздников, не жалея себя по 90 часов в неделю. Он упоминает, как объездил на “каблучке” 70 дилеров Германии с проигрывателями в багажнике, но не углубляется. Но он действительно их всех объездил. Сам.

4. Размеренность: На топовый и самый дорогой Трансротор (модель не вспомню, стоит 140 тыс евро, пруф) уходит порядка 1000 человеко-часов (!) работы. Или 125 рабочих дней. Подход к качеству не ограничен высокой себестоимостью продукта (квалифицированная рабсила в Германии стоит 90-100 евро в час). У нас конструировать один даже суперкрутой проигрыватель в течение полугода способны немногие, хотя таковы ожидания в премиум-сегменте.

5. Образование: Без этого вашего “рыночнинга”, увы, никуда: человек получил два технических, а затем и коммерческое образование на практике, вышел, что называется, “сейлзом из рынка” и вернулся в рынок же, но уже производителем. Продавать - это на самом деле вовсе не зазорно, а такой же навык, как учить, лечить, производить :slight_smile: Российские гении от аудио, как правило, академики. А академики не всегда любят (а некоторые даже отвергают) коммерцию как скилл.

6. Уважение: словом “клиентоцентричность” ругается любой недопойманный ESG-консультант, но Рэке понимает, про что это: разделять общее увлечение и говорить на одном языке с клиентом, уметь прислушаться, услышать, понять и прочувствовать его потребность, считать желание, учтиво, вежливо и ненавязчиво проконсультировать, выстроить долгосрочные полудружески-доверительные отношения и стать надёжным, мудрым советником, чтобы благодарный клиент возвращался вновь и вновь. Это не про “впарил” (см. пункт 1 “горизонт планирования”).

7. Развитая система поставщиков: До открытия собственного производства он размещал заказы у поставщиков (на первых порах на Мичелле, потому что в Англии рабсила была дешевле), и успевал собрать прототип проигрывателя в кратчайшие сроки. Это не про кустарное в одном экземпляре.

8. Качественный продукт: Он был первым, кто додумался до проигрывателя из акрила, собрал воедино дизайн, технологии и звук, постоянно его улучшает. Это не про NOS-кондёры в китайском корпусе с криками «брендовое не играет!»

9. Фарт: Грамотно пользоваться счастливыми обстоятельствами и уметь обратить себе на пользу косяки других (невыстроенная дистрибуция у Мичелл, неправильная модель продаж у SME, случайный запрос от Grundig, на который он чутко отреагировал и перевыполнил ожидания) - это тоже полезные всё навыки :slight_smile:

7 лайков

In 1957 the era of turntables began, which brought the Thorens brand to world recognition
and fame. The, now iconic, TD 124 model comes onto the market and quickly becomes a
great success. It is aimed both at the professionals in the broadcasting studios and home
audio enthusiasts who want to play the newly introduced stereo long-playing vinyl records
available around the same time in top quality.

1 лайк

Спасибо за такой развернутый ответ. Он объясняет как у них ТАМ все сложилось и получилось.
Классная история успеха, пример для многих как целеустремлённо идти к своей цели, добиваться поставленных задач, рисковать и при этом заниматься любимым делом.
Разве не все мы мечтаем об этом?
Я всё-таки опять пытаюсь понять, хотя бы методом вычитания. Получается у наших производителей-создателей-изобретателей отсутствуют данные качества, они просто приспосабливаются к текущей ситуации, живут сегодняшним днем, без стратегии, планирования?

Алексей, не хочется вас останавливать, но данная тема про Transrotor и его создателя.

Есть тема про аудио из СССР ♥ Мифы и правда о советской электронике

Есть, про росс производителей Русские производители аудио-техники

Спойлер

Я не думаю, что вы не понимаете в чем причина…вековые традиции частной собственности, стабильность законодательства, институт репутации и пр. Нет смысла перечислять здесь прописные истины

6 лайков

Ни в коей мере не хочу увести тему сами знаете куда)) Поэтому приостанавливаю свои измышления.
А так, правда, очень интересная тема. Надо поддерживать и развивать ее.

Эмм, ну я это во-первых видел, а во-вторых тут ключевое слово боф :wink: Ну потому что при желании можно и бивни в студию затащить, но зачем…

Есть прекрасная книга про 124, SWISS PRECISION в которой описана вся история создания и в ней есть глава Target, Groups: Radio Station and Recording Studios
124 создавался чтобы заменить на радио EMT (927 и Type R80)

3 лайка