Library Music это, по сути, саундтрек для еще не снятых фильмов. Музыка, которая задумывалась для того, чтобы создавать образы. По прошествии нескольких десятилетий меломаны от электроники открыли для себя неведомую главу в истории поп-музыки.
То, был счастливый случай, который сейчас вряд ли бы произошел. Пять лет назад Жану-Себастьяну Бернарду, известному больше просто как Jess, французскому хаус-диджею с неуемным аппетитом к всевозможной плохо изученной музыке и необычным сэмплам, позвонили из одной компании, которая занималась созданием программ для телевидения. По телефону они сообщили ему, что он может забрать у них коробку пластинок, причем настолько тяжелую, что ему следовало бы взять друга, потому что один он ее не утащит. В коробке находилось порядка трехсот пластинок, названия большинства из них ему ничего не говорили, но было очевидно, что все они родом из семидесятых. Цена за эту пачку была более чем разумной - всего триста евро. “Как выяснилось позднее, некоторые пластинки из этой пачки сами по себе оценивались в сумму куда более крупную”, - рассказывал позднее приятельно Джесса, Алексис Ле Тан, из парижского сообщества поклонников диско Tigersushi. В этой коробке хранилась коллекция library music - пластинок, которые создавались в качестве фонограммы, которая обычно звучала фоном на радио и ТВ, и обычно не попадала в розничную торговлю. Несколько позднее Джесс и Ле Тан из этих пластинок составили сборник “Space Oddities”, который выпустил мюнхенский лейбл Permanent Vacation.
Astral Sounds - Stingray (с альбома “Space Drive” 1980 г.)
Library music - долгое время дремавшая в необъятных архивах медиа-индустрии - с недавних пор стала предметом охоты для коллекционеров вроде Джесса и Ле Тана. У этой, очень специфической области музыки, пока даже нет какого-то устоявшегося имени - production music, source music, mood music или же musique d’lllustration, имеют такое же хождение как и имя library music. Однако, как не удивительно, эта музыка гораздо четче описана с юридической точки зрения: музыка, права на которую принадлежат лейблу, и которая может без проблем лицензироваться, так как разрешение автора на этот счет спрашивать не нужно. Лейблы, в большинстве случаев, представляли из себя небольшие семейные предприятия, которые нанимали на работу сессионных музыкантов, перед которыми часто ставились четкие задачи передавать настроение - например, “романтические струнные”, “зловеще и трагично” или же “приятное настроение”. Потом эта музыка звучала в малоизвестных фильмах, телевизионных сериалах или же в рекламах. Платили за такую музыку по факту: использовали музыку - заплатили деньги.
В ДУХЕ ВРЕМЕНИ
“Продавцы library music стремятся продавать как можно более качественную музыку по наиболее низкой цене”, - поясняет Джоэль Мартин из Quiet Village, являющийся экспертом и коллекционером в этой области. Когда в шестидесятые начал расти телевизионный рынок, одновременно с этим начали расти и требования к фоновой музыке. В Европе и США стали возникать всевозможные лейблы, которые занимались тем, что создавали звуковое сопровождение к сериалам, радиопостановкам, рекламным роликам и низкобюджетным фильмам. К примеру, в “Рассвете мертвецов”, наряду с полноценным саундтреком итальянской прогрессив-роковой группы Goblin, звучит еще порядка семидесяти композиций library music. Эти композиции лично выбрал Дарио Ардженто. Джоэль Мартин долгое время занимался исследованием в этой области, и в итоге, с помощью сэмплера смог составить из различных кусков своего рода кульминационные моменты. Наряду с нагоняющей жуть электроникой существовали и довольно курьезные биг-бэнды типа The Gonk и гараж-роковые группы типа Pretty Things. “Для лейблов выпускающих library music зачастую работали очень хорошие музыканты и композиторы”, - объясняет Мартин. “Даже Эннио Морриконе порой не гнушался создавать library music”. Это могло быть довольно выгодным занятием. Если твой трек лицензировало телевидение, то с него начинали капать отчисления, а ими, в некоторых случаях, с композитором мог поделиться и сам лейбл.
Своего творческого апогея library music достигла в шестидесятых и семидесятых годах. В то время эта музыка существовала в практически всех мыслимых музыкальных стилях. Это жанр существовал в широком диапазоне от босса-новы до легкой классики, софт-рока, психоделической поп-музыки и синтетического диско - настоящие архивы мало кому известной музыки. Настоящая параллельная вселенная поп-музыки. “Конечно же здесь есть очень много попсы”, - говорит Джоэль Мартин, который работает в качестве консультанта на лейбле De Wolfe Music, старейшем и крупнейшем независимом поставщике library music. Но даже если принимать в расчет глупую функциональную музыку, которая зачастую создавалась наспех, в этом мире полным-полно удивительных жемчужин.
К примеру, на том же сборнике “Space Oddities” можно услышать несколько своеобразных образцов ранней истории library music. Все там просто кишмя кишит звуковыми странностями и синтезаторными экспериментами. Трек с названием “Black Safari” больше всего напоминает рев слонов и ритуальные песнопения. В семидесятых как раз в моду на танцплощадках входила афро экзотика - сразу приходят на ум “Jin-Go-Lo-Ba” Бабатунде Олатунджи (Babatunde Olatunji), “Soul Makossa” Ману Дибанго (Manu Dibango) или некоторые произведения Черроне (Cerrone), в которых отчетливо чувствуется подобного рода настроение. Другой трек, “Exotique”, состоит из синтезаторных “колец”, которые гармонично работают со звуками океана и криками чаек.
Klaus Weiss - Dirt Track (с альбома “Sport Sequences Vol. 2”)
Находясь в студии перед каждым музыкантом ставилась особая задача: они должны были сочинять такую музыку, которая вызывала бы атмосферу и ассоциации определенного рода. То есть создать саундтрек для вымышленного фильма. Соответственно это требовало от музыканта тяги к экспериментам с неизвестными звуками. Таким образом поступал всемирно известный джазовый ударник Клаус Вайс (Klaus Weiss), создавший много треков для немецкой компании Selected - используя нетрадиционные звуки для создания мелодии, Вайс зачастую старался делать так, чтобы нажимать одну кнопку ровно один раз. “Для таких музыкантов library music становилась вроде игровой площадки”, - рассказывает Алексис Ле Тан. “Такой площадкой у них обычно была ультрасовременная студия, оборудованная по последнему слову техники. На таких дорогущих синтезаторах они обычно и игрались”.
Вместе с Джессом, французский коллекционер разыскивали музыкантов, которые работали в эстетике library music. Задача была не из легких, так как многие лейблы того периода уже закрылись, их архивы утеряны, а музыканты зачастую работали под псевдонимами. В своих поисках Ле Тан открывал несколько сюрпризов. “Мне часто встречалось имя Совьера Малиия. А потом оказалось, что он был участником группы Voyage, выпускался на Casablanca, T.K. Disco и RCA, а их альбом даже попадал на первое место в американском чарте. Участники этой группы в семидесятых были лучшими сессионными музыкантами во всей Франции”. Конечно library music процветала благодаря модному направлению cosmic disco, которое было модно в Европе еще в восьмидесятых. Однако сама музыка преимущественно была многим недоступна и неизвестна. Во многом из-за политики многих мелких лейблов - часто тиражи таких пластинок не превышали более двухсот экземпляров. Что-то потом выходило на компакт-дисках, но большинство музыки скорее всего утрачено или неизвестно о их существовании. Для коллекционеров это является самой большой проблемой.
Mike Sammes & The Mike Sammes Singers - Dulux Super 3
“Порядка двадцати лет назад мир узнал о новой вселенной”, - говорит Джонни Транк. Джонни - эксцентричный владелец лондонского лейбла Trunk Records, своего рода музыкальный маргинал. Его личный опыт столкновения с library music, как это часто бывает в жизни, произошел по воле случая. “Я люблю фильмы про подводный мир, особенно те, где есть морские чудища”, - говорит Транк. “Однажды я копался в магазине Армии Спасения в коробке со старыми пластинками и нашел пластинку с музыкой из одного такого фильма. Лейбл, который выпустил ту пластинку, назывался Bosworth У каждого лейбла, специализируюшегося на library music, есть свое собственное звучание”, - рассказывает Транк. “Bosworth относительно авангарден - у него много элементов musique concrete, много экспериментальных работ и много записей, которые явно отдают звучанием науки”. Затем он вошел в контакт с лейблом и спросил, знают ли они, что их саундтреки пользуются большим спросом у коллекционеров. Они не имели ни малейшего понятия.
Piet Van Meren & The Flying Dutchmen - Mr. Buzz (1973)
Транк выпустил сборник “The Super Sounds Of Bosworth” в середине девяностых. Этот сборник стал первым в этом роде и его выход пробудил целую волну последователей. Смесь из ранней электроники, латинской перкуссии и легкого джаза были идеальны для волны новой музыки под названием easy listening, которая на несколько лет просто оккупировала кафе, бары и радиостанции. Однако чуть позже library music заинтересовались и хип-хоп музыканты. Звуковая палитра, используемая в library music идеально подходила под нужды новых музыкантов. Через несколько лет, в 2001 году, на лейбле Lo Records вышли два сборника под общим названием “Nuggets”, составителями которых были Люк Вайберт (Luke Vibert), Дэвид Холмс (David Holmes) и Thievery Corporation.
В дополнение к известной компиляции Bosworth Джонни Транк выпустил еще и книгу “The Music Library”, ставшей первой книгой целиком и полностью посвященной library music. Строго говоря эта книга была в меньшей степени про музыку - скорее она была посвящена обложкам пластинок. “Во многом эта книга была создана для того, чтобы легче было бы искать такую музыку”, - объясняет Транк. “Плюс хотел выделить некоторые лейблы. Акцентировать внимание некоторых клиентов на звуках из фильмах о кунг-фу”.
Однако такое невнимание к этому музыкальному течению давало свои плоды. “Музыканты, которые создавали эту музыку не могли и мечтать об известности и богатстве как у рок-звезд”, - объясняет Джонни Транк. Но зато это давало стабильный заработок. Музыканты, вроде Алана Хоукшоу (Alan Hawkshaw) записал за эти годы тысячи хороших треков. “Однако из-за художественного признания музыканты постепенно переключались на новые занятия. Зато теперь эта запоздалая известность позволяет прокормиться лейбла - даже мейджор-лейблы начали переиздавать library music, пускай тиражи некоторых переизданий не превышают и 500 экземпляров”. К примеру, были переизданы работы Базиля Кирчина (Basil Birchin), который, согласно Джонни Транку является одним из важнейших английских композиторов, о котором, правда, мало кто слышал. Или же Десмонд Лесли (Desmond Leslie), бывший летчиком-истребителем в годы Второй Мировой Войны, и который позже записывал на пленку шумы двигателей и занимался озвучанием авангардного кино. Есть даже компиляция под названием “Music For Biscuits”, с музыкой из реклам, где звучит вокал Майка Саммеса (Mike Sammes).
Brian Bennett - Ladybird (1975)
В современной “цифровой” эпохе сегодняшней культуры, люди вроде Ле Тана, Джесса, Джоэля Мартина или Джонни Транка похожи на динозавров. Ведь сегодня любой человек в МР3 может найти любое экзотическое звучание. Для коллекционеров library music даже запускаются полноценные интернет-магазины с такой музыкой, навроде iueke.com. Именно такие магазины приходят на смену копанию в пыльных и грязных ящиках с пластинками. Современные лейблы специализирующиеся на library music тоже постепенно выводят свои архивы в онлайн. К примеру, Lo Records обзавелся под-лейблом Lo Editions. Такими же подразделениями обзавелись лейблы типа Ninja Tune и Tummy Touch. А люди, вроде Джонни Транка прикладывают максимум усилий для того, чтобы уберечь виниловую культуру от вымирания. “Да я и не торгую музыкой”, - говорит он. “Я просто отдаю ее в хорошие руки”.
Автор: Феликс Денк
Перевод: technoid