Кроссоверы в акустике - камера пыток

Всем привет.
Все аудиофилы придерживаются мнения, что элементы всего аудио тракта должны состоять из наиболее качественных деталей. И схемы и детали на этих схемах должны работать с минимальным влиянием на них из внешней среды и от оуружающих их элементов схемы. В таком случае они будут работать качественно и долго обеспечивая расчетные параметры. Это разумно.
Но вот ваш идеально сконструированный тракт дошел до акустики. И вот тут то самое интересное.
Внутри акустической системы стоят фильтры из конденсаторов( а это Набор пластин в жидкости или полимере в закрытом объеме), катушек индуктивности и резисторов керамических, расположены провода подключения динамических головок.
Акустика по своей сути для этих элементов это камера пыток с источниками еомбинированной опасности. Резкие скачки давления, переменное электромагнитное поле наводимое на провода от разных полос и тд.
В итоге на элементы оказывается реальное, а не надуманное влияние. И все играет заметно не так, как на стенде проекта при разработке акустической системы. И в дальнейшем дома на разном музыкальном материале и при разной громкости получаем разные искажения.
Эксперимент с выносом фильтров вне ящика готовой акустики показывает очень заметное на слух уменьшение искажений относительно помещения их внутрь. Длинна кабеля между внешним кроссовером и динамиками в пределах пары метров заметно не меняет звук. Помещение внутрь ящика настроенного кроссовера под новую акустику наоборот меняет звук в не рассчетную по саунду область. И со временем еще происходит деградация.
Не зря например акуфейз, жбл и прочие понимающие делают внешние кросоверы.

Вот такие наблюдения и поле для улучшение звучания тракта.

4 лайка

Ну, вынесли Вы катушки+кондёры+резисторы.
Фазу они так же продолжают крутить, как и крутили.
И демпфирование такое же плохое, как и при кроссоверах внутри. Его можно улучшить, намотать катушки такой же индуктивности проводом потолще, что особенно актуально на НЧ. Но это всё полумеры.
Цифрокросс пробуйте.

У меня кроссы тоже внешние, все никак руки не дойдут запихнуть их внутрь, хотя изначально ещё была идея оставить их снаружи и поместить в красивую коробочку. Надо обдумать :slight_smile:

Оно от усилителя больше зависит. Таких НЧ как сейчас с новым усилком я никогда у себя не слышал, даже когда в активе старый УМ соединялся с НЧ динамиком напрямую.

К счастью избавился и не жалею, и другим не советую, мертвый путь.

2 лайка

Подобная ситуация хорошо характеризует именно уровень проекта :frowning:

Более-менее вменяемые проекты учитывают реальное поведение деталей по отдельности и в комплексе, тем более, что решения макетируются и испытываются прототипы… нет, проблемы не в здесь.

Впрочем, на фоне того, что “вытворяют” собственно излучатели, поведение разделительных фильтров, в том числе – пассивных, это наиболее предсказуемое из того, что есть в АС.

1 лайк

Ситуация конечно же учитывает поведение схем и деталей в точке установки. Тут вы не угадали.
Просто я поделился наблюдением о влиянии установки кроссоверов внутрь и поведение системы когда они вне.
Некоторые делают вынос кросса у готовой фирменной акустики и получают меньшие искажения. И не на слух, а по приборам.

Поделитесь данными, я хотел бы расширить кругозор.

jBL 43 серия

И? Я имел в виду данные измерений или ссылку на публикацию таких данных…

Ну и я сильно сомневаюсь, что во времена разработки 43хх кто-то в аудиотехнике использовал подробные модели в расчётах (числовые методы, а не аналитические).

У этой серии есть штатные внешние кросы. Отсюда сравнение.
В те годы все уже было изучено до дыр и по приборам и на слух.

1 лайк

Да, да :wink: Именно потому JBL были вынуждены разрабатывать 44хх – ибо ФЧХ была ужас-ужас и студии стали отказываться от их продукции…

Но насчёт выносных фильтров – они в точности повторяли “внутренние” или, всё же, были изменения?

P.S. Что-то гугла ничего не находит по “jbl series 43 external crossover” :frowning: Поделитесь ссылкой! Помню внешние кроссы для Altec Nineteen, но там активные были, если не ошибаюсь…

Некоторые английские производители штатно на многих моделях применяли выносные кроссоверы, смотнированные в отдельных корпусах и крепящиеся на задней или нижних панелях АС. Например, практически все напольные АС Naim Audio имеют внешние кроссоверы, топовая Rega 9.
Топовые модели от Audio Note пошли еще дальше, там выносные блоки кроссоверов отнесены от АС.

Ну про это я и писал, про подальше, не на сам ящик. Метра на полтора достаточнос точки зрения удобства и физики процесса.

1 лайк

Внешние/выносные кроссоверы еще удобны в плане реализации актива.

Это да, но разговор не про то. Разговор про заметность влияния на поведение кроссовера его расположение внутри акустики. По факту он внутри дополнительно поет своим голосом дополняя основной сигнал. Да еще и эти наводимые в него помехи транслирует обратно в усилитель. И все это зависит еще и от громкости.

Выполненный аккуратно внешний кроссовер, не стыдно и людям показать :+1:

Не понятно что мешает? :thinking:

Это конечно стоит учитывать при самостоятельной сборке АС своими руками для себя любимого. Вряд ли кто отважится переделывать уже имеющиеся штатные АС, хотя бы по той причине, что продать такие АС, в случае необходимости, будет крайне проблематично.

Не у всех они такие нарядные, у японских товарищей, к примеру, практически везде жуть.

Зависит, не спорю. Ещё больше зависит от БП усилителя. А если новый усь, да только на НЧ полосу, без пассфильтров?))))
Не было у тебя цифрокросса, не обманывай себя и других. МиниДСП это не ЦК.

1 лайк

Это неполноценный актив.

Между предварительным усилителем и УМ стоит активный кроссовер. Далее по-полосное усиление УМ. Решайте сами, как классифицировать. Я не настоящий сварщик.