ЦАП Benchmark DAC1 — свобода от джиттера!!?? — ЗАВЕРШЕН

Обзор Benchmark DAC1 - часть 1

В старые добрые времена возникла идея витающая до сих пор - научить компьютер играть музыку. В какое то время многие адепты ПК склонялись ко мнению что неблагозвучность рождается из за джиттера, так что в те времена борьба с цифровым демоном была основным занятием. На рынке около 1000$ было три модели проф. цапов с некими магическими технологиями - джиттер им был не страшен, по крайней мере так писалось во всей документации. Apogee Mini Dac, Lavry DA 10 и Benchmark DAC 1 - я собрал их всех, лидировал Lavry, бенчмарк был вторым (по правде говоря я толком его не распробовал), а Apogee уверенно занимал последнее место. С дисками в те времена я не сравнивал, проигрыватели продал, зато наколхозил ПК с линейным питанием и выводом с RME 9632, короче развлекался как мог.

С тех пор много всего появлялось и исчезало, джиттер то ли отступил перед мощью асинхронного USB и реклокеров, то ли на него все забили, цапов как собак развелось, компьютеры сдулись до пачки сигарет и в целом стали звучать куда лучше. В моем хозяйстве файлы играют, дарят радость, а с помощью стрима удалось познакомиться с кучей новых исполнителей. Что то типа современного аналога радиостанций - послушал, зацепило, распробовал, порылся на барахолке и купил диск (даже пиратки через проигрыватель не оставляют файлам шансов). Как вариант можно конечно вложиться с серьезный транспорт (а это на мой взгляд самое больное место файлов), но в силу разных причин я с этим не спешу - маргинальный Beaglebone по USB играет вполне сносно, вектор близок к проигрывателю Sony, хотя понятное дело все это сильно упрощено.

В тур меня затянули ностальгия и интерес - каждый раз натыкаясь на хвалебный отзыв по Benchmark я не понимал что ж такого то я пропустил в свое время, с годами интрига только множилась. Мультибитная дельтасигма звучит гордо, хотя я где то читал что сейчас все такие.

Тестовая система:

Dynaudio Contour 1.4
Densen DM-10
Sony XA7ES
RME Adi 2 DAC FS - AK4490
Силовые Supra Lorad
Акустический моножила Mundorf
Коаксиал Oyaide DST 75 v2
Питание по отдельной линии от щитка
Комната 17 метров, без обработки кроме ковра и штор, длинная стена

Внешне Benchmark ничем не примечателен - черный кирпичик, увесистый за счет классического БП, есть рэковые ушки, без них он смотрится симпатичнее. Крутилка громкости (крутить тактильно приятно), селектор входов, гнезда под наушники - три сосны и путайтесь на здоровье. Сзади баланс и небаланс, входы и выходы, переключатель фиксированной и регулируемой громкости аналоговых выходов. USB в туровом аппарате не предусмотрен, если мне не изменяет память он там без асинхронности и ценности как таковой не имеет. Как следствие тестировать буду исключительно кружочками - у моего бигля нет плаща.

Студийный звук проф. аппаратов меня никогда не пугал - упомянутые Lavry, Apogee и RME звучат по разному, со своим почерком каждый. Общее на мой слух у них одно - звук изначально не сильно приправлен красивостями. Т.е. вкусняшки должны быть в фонограмме, либо добавлены где то в другом месте тракта. Это не значит что обладатели таких железок получают кровь из ушей на всём кроме аудиофильских тёток - я с удовольствием слушаю записи уровня Black Metal от Venom на своем RME со всеми их огрехами. Сказать что проф. это всегда баргин тоже не могу - Apogee Mini Dac на редкость неблагозвучный цап на мой взгляд.

За первый вечер я послушал три диска - King Crimson “Larks Tongues In Aspic”, Metallica “…And Justice for All” и уже на ночь Led Zeppelin “II”

С первых треков цап мне понравился - как то сразу зацепил жирком по НЧ и сверхчеткой подачей инструментов, все сфокусировано и плотно сбито, люблю такое. Тембр приятный, всякие там колокольчики имеют металлическую тяжесть, вокал живой, относительно того к чему я привык разве что сцена поуже и прозрачности поменьше.

Со временем я обратил внимание что инструменты настолько четкие, что звуки электрогитары буквально расщепляются, как будто применен Sharp эффект. Это с одной стороны интересно звучит, но с другой есть ощущение выхолощенности что ли, как будто что то хирургически удалили. ВЧ грубоваты относительно RME, вкусный панч как будто добавлен для полноты ощущений.

К окончанию второго диска уши у меня утомились - т.е. вроде бы и хочется слушать, но уже и не можешь. Переключился на плеер и отметил что источник раздражения пропал, вот оно как.

Но есть тут один нюанс - я изначально решил использовать режим Calibrated, но поскольку инструкцию не читал, то и регулятор передвинул в среднее положение вместо нужного и слушал музыку с вывернутым регулятором громкости до упора, вполне вероятно что в таком раскладе сигнал усиливается и лезут те самые искажения которые меня насторожили. В итоге я свою ошибку исправил, сегодня вечером будет повторный заход.

Часть 2

21 лайк

Да, безусловно для всех цапов с РГ выравнивание выходного сигнала просто необходима для сравнения - с Calibrated по уровень выхода существенно ниже, соответственно звук поменялся напрочь.

Ушла резкость, нездоровый панч и всё прочее - я вчера ещё удивлялся откуда такая разница с RME, так вот теперь её нет :laughing:

Сегодня послушаю Stevie Ray Vaughan “Texas Flood”, что-то из Дио и Патришу Барбер, куда без этого то.

4 лайка

Вот так прямо!?

При этом на выходе при 0dBFS +13.5 dBu у него… вру… +11 dBu.
А в Calibrated, если никто не трогал — 2vRMS (8.2 dBu), как раз сравнимо с вашими 7 dBu.

1 лайк

Не корректно написал - ушли сильные отличия в подаче :grin:

При одинаковом уровне я бы сказал что разница основная в качестве - подача плюс минус одинакова.

Немного задержал финальный отзыв по Benchmark dac1.
Все сравнения будут относительно Yamaha DX-U1.
Герой тура произвел двоякое впечатление. С одной стороны, обладает очень хорошим разрешением, очень детальный, с опорой на хороших низ. Относительно Ямахи слышно гораздо больше, разборчивей, на сложных динамичных жанрах с обилием инструментов не склонен валить в кашу. Сначала получаешь некий вау-эффект, но по прошествии времени и в сравнении с Ямахой начинаешь оценивать его по другому.
Во первых долгое прослушивание начинает утомлять, излишняя детальность (а может еще что, не могу точно сформулировать) мешает вовлеченности в прослушиваемый материал. Локализация инструментов хорошая, можно выслушать каждую партию, но нет цельности, слитности звучания. Вот та же Ямаха проигрывает по разрешению, имеет большую тенденцию сваливать в кашу, но играет слитно, музыкально, вовлеченно, единым полотном, более аналого что-ли. В Benchmark dac1 на некотором материале слышится некая неестественность, как будто синтетика.
В общем у Бенча чувствуются корни профсектора.
Уверен, все что мне не понравилось в Benchmark dac1, для кого-то другого наоборот будет преимуществом. И опять же все что я написал выше - это в сравнении с Yamaha DX-U1, к торому я привык, он мне нравится, ну наверное где-от в подсознании каждый кулик свое болото хвалит. И разница конечно не черное и белое.
В целом, очень хороший цап, у кого-то вызовет восторг, кому то не зайдет. Все зависит от пристрастий и целей.
Малая часть того что слушал:

Поменял бы Бенч на Ямаху? Нет не поменял, хотя во многих аспектах Ямаха проигрывает.
Но точно предпочел бы Бенч новодельным дельтасигма. Особенно если ориентироваться на сопоставимую цену.
Спасибо администрации Бара за организацию и поддержку в проведении туров, Дмитрию @33Tixon за предоставленную возможность ознакомиться с аппаратом, а также организатора тура @KUDR.EGOR по инициативе и деятельном участии которого смог состоятся этот тур.

13 лайков

Имелось ввиду ямаху на бенч?)

Да, конечно.
Из контекста это понятно, но написал видимо немного коряво. :smiley:

2 лайка

Всё-таки я видимо приверженец мультибита, хотя многие называют их “мутными”.
Возможно дело в возрасте, так как рос в те времена, когда был только винил, катушечные магнитофоны, позднее и кассетные.
Именно поэтому, видимо подспудно, ищу звук знакомый с детства, со схожей сигнатурой.
Так купи винил и впадай в детство.
А вот не хочу, нет у меня ни места для хранения любых кружочков, ни желения каждые 20 минут вскакивать и переворачивать пласты, не хочу себя ограничивать рамками имеющейся фонотеки.
Я в стриминге и файлах открыл для себя бескрайнее море музыкального материала о котором в молодые годы и мечтать не мог.
Нравится юзабилити цифровых форматов.
Поэтому звук моей Ямахи, турового Шарма мне ближе, понятнее и кайфовее, чем современный детальный до головной боли звук, в котором слышен каждый звук, каждый колокольчик или каждый спецэффект, но МУЗЫКИ зачастую нет.
Это я сейчас не про Benchmark dac1.
Это я для того чтобы была понятна отправная точка моей оценки и сравнения.

12 лайков

Думаю под бенч хорошо зайдёт аналогово звучащий CD, а под файлы как раз МБ типа ямахи и шарма.
Для себя тоже давно определил что не в деталях счастье. А в такой подаче, которая эмоции даёт и позволяет провалиться в музыку. Это ценно)

3 лайка

А в их качестве! :wink:

3 лайка

Разрешение устройства поначалу впечатляет, а потом начинает утомлять.

.

4 лайка

Надо все же звук в системе оценивать, а не отдельно устройство.

3 лайка

Нафлудили

Исходник тот же, но я, наоборот, наверное, ударяюсь в излишню детальность. В молодости, на аппаратах и носителях того времени, это было в принципе недостижимо. Но, естественно, не в ущерб музыкальности. (Как вспомню родительский ламповый мафон, который заездил буквально до дыр! Магомаев, Ободзинский, Высоцкий…)

2 лайка

Знаешь, чем меломан отличается от аудиофила?
Если аудиофила что-то не устраивает, он начинает “железо” тусовать, а меломан, если “деталей много” и утомляет — просто делает потише звук, а если “деталей мало” — то, наоборот, немного громче.
:face_with_hand_over_mouth:

11 лайков

Михаил, как правило я слушаю на средней громкости (среднее значение по шумомеру 60 децибел.)
И потом, почему железка должна диктовать мне условия. Она либо устраивает меня на любой громкости, либо не нужна.
Ямаха меня устраивает на любой громкости.

2 лайка

Поскольку я сегодня из дома работаю и периодически слушаю туровый аппарат вставлю свои 5 копеек - никакого цифрита и прочего утомляющего уши криминала в упор не слышу. Не так вкусно как с диска нарямую, но это не мешает потреблять альбомы полностью.

Вот тут собака и порылась скорее всего - кто к чему привык, я большей частью вырос на CD, от кассет избавился при первой возможности и не скучаю по ним.

В принципе я за сегодня вдоволь наслушался гостя и завтра-послезавтра буду его передавать, а также размещу окончальные впечатления.

1 лайк

Обзор Benchmark DAC1 - часть 2 (Часть 1)

Предположение по поводу повышенного выходного уровня подтвердились, так что второй вечер сильно отличался от первого по впечатлениям. Звук аппарата стал привычнее уху, ушли резкость и сверх напор, на выходе я получил звук очень близкий по смыслу к своему RME, но с отличиями.

Разница в основном кроется в уровне исполнения - немец прозрачнее, быстрее, лучше строит сцену в глубину и ширину и так далее. На практике это заметно либо на насыщенной, либо на не очень хорошо записанном материале - за счет меньшей прозрачности и разрешения бенчмарк подает материал менее привлекательно. На хороших записях а ля Patricia Barber разница менее очевидна - окраска звука разве что меняется, если не заморачиваться - Benchmark играет очень хорошо.

По большому счету можно открыть мой обзор на RME (⚗ ЦАП RME ADI-2 Pro FS — чип AK4490 разрываясь между умом и красотой — ЗАВЕРШЕН - #61 by only_shadow), все написанное про немца можно легко транслировать на Benchmark c той лишь поправкой что туровый аппарат справляется с материалом на оценку хорошо, в то время как немец делает это отлично. Ничего удивительного - приличная разница в возрасте и развитие технологий отражает достижения народного хозяйства в области цапов такого класса.

Вкратце на выходе мы получаем плюс минус что и на входе, с одной стороны ничего не теряется, но экспрессивной и красивой подачи там где её нет и не будет. Явной окраски звука я не заметил, звук естественный и комфортный. Цифрита, синтетики не замечено - никто не мешает где то дальше добавить лампу или что то ещё для получения нужных показателей по вовлеченности. Как и RME туровый аппарат сильно уступает проигрывателю Sony во всех аспектах, но в целом я бы сказал что вся эта троица смотрит в одну сторону и привыкшему к CD уху не придётся переучиваться.

Аппарат безусловно относится по почерку к дельта сигме, мультибит совсем про другое и искать его тут не стоит, слушайте и делайте свой выбор. Гибридность - не не знаю, за этим к r2r пожалуй.

В итоге что у нас получается - Benchmark можно рассматривать к покупке, как хороший, крепкий ДС аппарат без потребности в доработке или скрытых нюансов, возраст у него приличный, но сыпаться там особо нечему, прослужит он ещё не один год. Вопрос на мой взгляд скорее в цене - все таки в том же RME мы получим более серьезный звук, кучу функционала и нормальный USB вход. Во сколько оценить все эти плюшки я не знаю, но когда выбирал себе цап для активных АС, то переплату примерно в два раза я посчитал осмысленной. Ну и не забываем про мультибитных старцев - они могут с легкостью перекрыть и Benchmark, и RME за счет своей особой подачи, но тут уже дело вкуса.

Наушниковую часть протестировать не на чем, про нее ничего не скажу, но её наличие явно части слушателей будет очень кстати. Отмечу еще яркий синий светодиод, я бы его конечно заглушил при постоянном использовании.

Выражаю благодарность организаторам тура, всем потратившим время на чтение моей писанины и желаю Бенчмарку счастливого пути!

Муз. материал:

Этот текст будет скрыт

King Crimson Larks’ Tongues in Aspic
Black Sabbath Paranoid
Miles Davis Kind of Blue
Stevie Ray Vaughan Texas Flood
Sepultura Chaos A.D.
Patricia Barber Verse
Tom Waits Closing Time
Dio Holy Diver
The Move Message from the Country
Goblin Suspiria
Pink Floyd Wish You Were Here
Deep Puprle Burn
Antonio Vivaldi. The Four Seasons
Bach - Famous Organ Work
Queen Night In The Opera
Metallica …And Justice for All
и т.д.

18 лайков

Цап-царапыч Бенч-Бруевич

Ну вот, и добрался до меня наконец этот маленький “ушастик”. С виду такой малыш-крепыш, тяжеленький и с неброской утилитарной внешностью. Тем не менее, аппаратец весьма функциональный. Тут тебе и собственно ЦАП, и отключаемый предусилитель с регулировкой громкости, и даже наушниковый усилитель. До тестирования последнего пока не добрался, но учитывая, довольно высокий уровень выходного сигнала на балансных выходах в режиме чистого ЦАПа, с моими чувствительными Кеннертонами должен справиться.
Несколько неожиданно, нет выключателя питания. Даже ухода в стендбай нет. Втыкаю питальник и сразу огоньки загораются. Соответственно, и не выключить.
Ну вот такие первые впечатления. Ах, да, что со звуком? Звук - норм!

10 лайков