AudioStandArt Reference Analog DAC — отчёт
-
Конечная!
-
Слышь ты, башмак – конечная!
Мартин с трудом разлепил глаза и, еще толком не придя в себя, уже вскочил на ноги и рванул к выходу. В том, чтобы уехать в поезде в отстойник мало приятного, минимум что автоматический штраф, который спишется, как только вагон покинет перрон последней станции маршрута, а выход из вагона не будет зарегистрирован. Причём штраф не малый, как за проезд в самую дальнюю зону в пятикратном размере, а на эти деньги неделю можно питаться стандартным обедом категории «Эконом+» в любой городской сети робокафе. Но один только штраф – это считай отделался легким испугом. Значительно хуже, если поезд уедет на санитарную обработку. Тут уже придётся как-то пробираться мимо сонмища уборщиков самого разного типа, уворачиваясь от каждого, чтобы не отбить себе конечности и заодно не заработать еще один штраф. К тому же можно вдохнуть паров какой-нибудь гадости, применяемой для экспресс-дезинфекции, а это чревато уже серьёзным отравлением. Но самое главное – это выбраться потом обратно из отстойника на перрон. Один раз Мартин как-то уехать в отстойник метро и воспоминания о том, как он выбирался обратно на поверхность освежать совершенно не хотелось.
На перроне было малолюдно. Тонкая струйка пассажиров, просачивающихся сквозь тамбурные зоны выхода, уже успела иссякнуть, впереди лишь осталась небольшая группа подростков, один из которых его и окликнул в вагоне. И откуда у них это словечко – «башмак». Вот ведь странности выбора особых слов у разных поколений. У каждого есть какие-то свои словечки, смысл которых зачастую меняется до неузнаваемости. Вряд ли кто-то из этой группы догадывается, что когда-то так называли обувь, да и не важно им это. Сегодня «башмак» — это синоним простофили, этакого растяпы-неудачника. В равной степени безобидной и бесполезной биологической особи рода человеческого. Вот робота и андроида башмаком не назовут. Для робота слишком много чести, а андроидов лучше не задирать, мало ли что. А вот такого как Мартин – запросто.
Ну и ладно, ну и неважно. Приставать не стали – и на том спасибо. Хотя то, что не стали – это еще вопрос, кто его знает, может стоят сейчас недалеко от выхода и ждут, когда одинокий башмак выйдет из зоны контроля федеральных сенсоров наблюдения. Метро то ими под завязку нашпиговано, а что творится за пределами зоны контроля – это уже федералам не интересно, там начинается обычная жизнь нулевого уровня окраин мегаполиса, где мало естественного солнечного света даже ясным днём, а уж поздним вечером так вообще гулять без особой причины никто не станет, тем более в одиночку. С другой стороны – если ты в это время один идешь от метро, то и так понятно, что взять с тебя, в общем то, нечего.
Мартин внимательно оглянулся, стараясь и не сбавить ход, и не ускорить его трусливо. Вокруг никого не было, недавняя группа подростков успела раствориться в темноте теней от зданий уровнями выше, и лишь бездомный кот внимательно наблюдал то ли за Мартином, то ли разглядывая новое граффити на стене поблизости. Впрочем, был ли кот бездомным это еще вопрос, уж слишком сытым и довольным жизнью выглядел этот котяра. Мысль о судьбе кота как-то легко увлекла Мартина, и он не заметил, как дошел до своего дома, поднялся пешком на невысокий этаж (лифт опять не работал), попутно отметив, что в подъезде не убрано уже который день – похоже, что робот-уборщик снова сломался и сообщество владельцев апартаментов этого дома не торопиться оплачивать его ремонт. А может роботу временно навесили модули ремонтника, как в прошлый раз, и он сейчас вовсю занимается починкой чего-то ещё. Как бы то ни было – на лестнице было грязно, но жаловаться на это Мартин не собирался опасаясь, что ему напомнят про регулярную задержку оплаты аренды, а то и вовсе пересчитают стоимость съема жилья в большую сторону. Причин для этого не было, но он старался следовать принципу, прочитанному в каком-то не адаптированном к современности историческом романе – «ну буди лихо, пока оно тихо». Звучало это экзотично и Мартин любил при случае вставить эту древнюю поговорку в разговоре со знакомыми.
Дверной модуль задумался чуть дольше обычного, но разблокировал замок и впустил хозяина в дом. Хотя какой он хозяин – так, постоялец, пусть и давний. Надо будет прогнать тест дверного модуля, а то так недолго оказаться перед запертой дверью, а значит куковать пару часов, в ожидании пока прибудет универсальный сервисный робот-рабочий. А в такое позднее время, да в пятницу это двойной тариф за вызов даже у роботов, так что лучше проверить заранее.
В холле лежала посылка. Сердце учащённо забилось. Доехал, наконец-то доехал! Мартин боялся поверить, что после столь долгого ожидания и предвкушения он уже здесь. Логистика грузов в современном мире упростилась до предела, практически полностью исключив людей из процессов на всех этапах, кроме, пожалуй, особой инспекции. Вот и сегодня посыльный робот обменялся с дверью кодами и был впущен и выпущен без каких-либо заминок легко, и, одновременно, безопасно для владельца помещения. Но быстрой доставка по-прежнему была только для тех, кто был готов платить и не готов ждать. А вот это уже не про Мартина, так что посылка ехала долго, по самому дешёвому тарифу, почти два месяца с другого континента. Но сейчас все эти долгие недели ожидания не имели уже никакого значения, более того – за это время Мартин успел найти еще одного владельца того редкого аппарата, который купил и близко сойтись с ним на почве увлечения старой техникой для классического звуковоспроизведения. Большинству эта сфера уже перестала быть интересной, практически каждый имел если не нейро-сенсорный канал (штука дорогая и пока малораспространённая), то хотя бы звуковой имплант на заушной кости и, в целом, современная индустрия музыкального оборудования соревновалась в способах расширить возможности прямого человеческого звуковосприятия. Эксперты наперебой обсуждали преимущества и недостатки тех или иных устройств сходясь как один в том, что лучшим методом всё равно является максимально короткий путь сигнала. И если трансляция на входящую группу нейронов мозга была еще дорогой экзотикой, доступной немногим, то костные модуляторы или около-мембранные ретрансляторы продавались на любой вкус и кошелёк. Поставить их тоже стоило не дорого, работали они стабильно, обслуживания не требовали, а потому вся индустрия быстро и легко отказалась от всех этих устаревших способов обработки кодированного звукового сигнала, давно переведя конкуренцию за кошелёк потребителя в новую плоскость. Впрочем, нельзя сказать, что старые способы умерли совсем, всё ещё существовали немногие компании, продолжающие выпуск прежних устройств, обычных акустических систем со встроенными стриминговыми усилителями, а единицы всё ещё делали отдельные компоненты, вот прямо классика – классика, с настоящими ручками и кнопками. Но это было скорее дорогой экзотикой и данью ушедшему прошлому. Государственные программы утилизации старой электроники позволяли немного сэкономить при покупке всего нового, так что число любителей устаревших способов воспроизведения музыки в жилище уже давно сократилось до минимума.
И тем азартнее и интереснее становился процесс поиска компонентов для домашней системы, собранной по заветам прежних поколений! Мартин потратил немало времени, чтобы откопать своё новое приобретение среди тонн прочего бесполезного хлама, который программы утилизации предлагали беднякам и коллекционерам древностей со всего мира в стремлении выручить от продажи больше, чем стоимость ресурсов, которые из них можно было извлечь после переработки. Точно также, по цене лома, Мартин купил свой прежний цап MSB, штуку очень редкую, выпущено их было немного, тот бренд сильно тряхануло в финансовый кризис 20х годов, а глобальный миграционный кризис 30х добил его окончательно. Но не так давно в один из двух корпусов старого цапа попала железная тля и Мартин в ужасе срочно выбросил оба блока, боясь заразить всю остальную систему. И вот теперь в холле стояла посылка с новым приобретением. Новым – это не фигура речи. Тот цап, что лежал внутри, был в таком прекрасном состоянии, что назвать его бывшим в употребление, несмотря на десятилетия, прошедшие с момента его производства - язык не поворачивался. Ну или, по крайне мере, так было заявлено. Мартин нахмурился и начал решительно распаковывать посылку, немного нервничая и одновременно предвкушая, что сейчас увидит. Описания лотов программы утилизации редко содержали ошибки, но чего только в жизни не бывает и сердце немного сжималось в опасении, что что-то будет не так.
Внутри стандартной упаковки лежал обитый железом чемодан. Ого! Мартин вспомнил, что в описании цапа что-то было про это, но тогда он не придал этому значения. Так вот почему была столь необычная и существенная наценка за «металл, не являющийся частью товара». На удивление быстро поняв, как открыть конструкцию непривычного механического замка у чемодана, взору Мартина предстал крупный черный корпус цапа в идеальном состоянии. Вау, да он просто новый! Как вообще он сохранился в столь прекрасном состоянии сложно было даже представить, но в объявлении упоминалась частная коллекция какого-то старика-меломана, который недавно скончался. Вероятно, дедушка был уже глуховат и этим цапом пользовался очень редко, а может и не пользовался вовсе, купил давным-давно в коллекцию, да и хранил все эти годы. Да и не важно всё это было для Мартина, ведь цап уже здесь, у него и принадлежит теперь только ему!
Наскоро разведя кипятком сухую смесь для ужина со вкусом галапагосских черепах и перуанского батата - если реклама на упаковке не врёт – и перекусив по быстрому этим замечательным блюдом Мартин вернулся к чемодану с посылкой. Ему, конечно, хотелось продолжить распаковку до ужина, но нет, он намеренно потянул время, предвкушая то, как он возьмёт аппарат в руки, рассмотрит его со всех сторон, нежно протрёт и, наконец, поставит в стойку с остальными компонентами, также заботливо собранными с разных концов света. Усилитель, например, был из Объединенной Северной Америки, а акустические системы, изготовленные когда-то из ныне жутко дорогой натуральной деревянной фанеры, приехали из Поднебесной Империи. Новый цап тоже проделал долгий путь из глубин Великой России, где жил его прежний владелец, что, впрочем, не удивительно, ведь и сделан он был когда-то на её просторах.
Вытащив цап из чемодана Мартин окончательно понял, почему он стоил на аукционе так дорого. Раньше металлы особо не экономили и девайс был по настоящему тяжелым, заставляя начать уважать себя с первых прикосновений. А еще он оказался непривычно большим и еле уместился на приготовленной для него полке. Возможности коммутации были хороши для своего времени, хотя современного меломана поставили бы тупик, к чему столько редких типов разъемов для приёма цифрового потока информации? Почему нельзя всем было пользоваться одним, самым лучшим? Это Мартин понять так и не смог, но много – не мало, главное, что там был те типы, которые были у его музыкального источника другого производителя. Любопытно, что в источнике цифровых выходов тоже было несколько и это расточительство и не согласованность ставили в тупик. Впрочем, если вспомнить современную конкуренцию в способах модуляции нейро-сигналов и сколько их разных сейчас бывает, а также как нынешние компании ни в какую не хотят договариваться друг с другом, то уже вполне понятно, почему в прошлом было ничуть не лучше.
Этот провод сюда, этот кабель сюда, еще раз проверить, вроде ничего не перепутал, какой- то древнющий пульт управления, но как же это культово – нажимать физические кнопки! Это же то расточительство, которого лишен современный мир, в котором тактильный контакт последовательно сводится к минимуму. Несколько пандемий и постоянная угроза появления и быстрого распространения новых болезней на перенаселённой планете - реальность, с которой приходится считаться.
Всё включил и… работает!!! Фуф, какое же это облегчение. В лоте была заявлена работоспособность оборудования, но явно же его никто всерьез не проверял, а может и не проверял вовсе. Так что Мартин порядком волновался за своё новое приобретение, его знакомые по увлечению могли привести множество примеров, когда в лотерее с покупкой старых лотов покупателям выпадало зеро. Секундное замешательство почему играет так тихо, но пульт оказался понятным и простым для того, кто уже раньше пользовался подобным раритетом. Добавим громкости и растворимся в музыке…
Но раствориться не получилось – внезапно погас свет. Кромешная тьма, мгновенно заполнившая всё жилище дала неоднозначно понять, что свет пропал не только в доме, улицы также погрузились во тьму, а небо было где-то так далеко и его загораживало так многое, что говорить о свете с небес не приходилось ни в каком контексте. Большая часть техники, конечно, имела существенный запас автономной работоспособности, но не аудиосистема. Так что, посетовав на судьбу, которая прервала его знакомство с новым предметом на самом интересном месте Мартин, недолго думая, решил ложиться спать, ибо когда теперь появится электричество было совершенно непонятно.
Утро принесло две новости, хорошую и не очень. Хорошая заключалась в том, что электричество в доме появилось, а посредственная – в том, что Мартин получил уведомление о срочной командировке в другой город несмотря на выходные, и, судя по характеру поездки, она запросто могла затянуться на несколько дней. Но делать нечего, сама возможность заработка сейчас была вовсе не у каждого, а жить в гетто, где существовали те, у кого был только безусловный базовый доход, никто не хочет. Быстро собравшись и решив оставить систему включенной на время своего отсутствия, Мартин покинул свою скромную квартиру бросив перед уходом последний взгляд на новый цап. Хорош всё-таки, лаконичен и солидно-сдержан. Как же он звучит? Этот вопрос не покидал Мартина всю командировку, регулярно всплывая как поплавок в сознании в редких перерывах во время поездки.
Дорога обратно выдалась особенно томительной. Все задачи были выполнены в полном объеме и досрочно, так что Мартин имел полное право потратить остаток дня по собственному усмотрению. Пришлось отсутствовать не день, и даже не два, но это было хорошо, дав возможность не беспокоиться о времени наработки на новой неделе. А еще лучше было то, что назавтра был выходной, очередной праздник в Индийской Федерации, где располагался головной офис компании, в которой работал Мартин. Суть праздника он не помнил, но главное, что тот был достаточно значим и индусы объявили его выходным днём в рамках компании.
Пить хотелось неимоверно, питьевая вода, взятая на вокзале, кончилась на полпути домой, но даже жажда не помешала Мартину сначала проверить – всё ли в порядке с аудиосистемой и новым цапом. Судя по экрану цапа всё было замечательно, цап, как и вся система, исправно работали все эти дни, а значит впереди прекрасные полдня для того, чтобы наконец-таки сесть в любимое старое кресло, вытянуть ноги и погрузиться в мир магии и волшебства музыки прошлого, хотя и произведения настоящего тоже были не чужды вкусам владельца системы.
Как же он звучит? Нельзя сказать, что Мартин был прямо-таки экспертом в своём хобби, но и новичком назвать его тоже было бы неправильно. Опыта с физическими носителями у него было мало, это был путь для самых сумасшедших в их тусовке, ведь найти нетронутые временем пласты винила или, тем более, плёнку стало уже фактически нереально – время ничего не щадило. Оцифрованной старой музыке пока удавалось выигрывать гонку со временем, но многое из того, что не успели перенести в цифру, уже кануло в лету безвозвратно. Так что с цифровой музыкой в старых форматах Мартин уже успел повозиться и даже наработать неплохой опыт с цапами. Первое подобное устройство он приобрёл, толком не зная ещё что это и зачем нужно - выменял с одним своим знакомым в обмен на другой раритет, старую книгу. Затем любопытство взяло верх и Мартин потихоньку, шаг за шагом, разобрался что же он такое принёс к себе домой, а разобравшись, так же, компонент за компонентом собрал у себя полную стереосистему по всем канонам старой школы. Ну а дальше отступать уже было поздно, хобби увлекло и затянуло безвозвратно.
Свой предыдущий цап он выбирал долго, собирая по крупицам информацию из старых обсуждений. Часть цифровых ресурсов того времени успела сгинуть вместе с тоннами мнений и комментариев своих пользователей, а потому найти подробную информацию о том или ином девайсе из старины не всегда представлялось возможным. Однажды Мартин так купил вслепую цап Audio Note и лишь получив его обнаружил, что внутри него должны были стоять древнющие лампы накаливания, которых там не оказалось. После нескольких перемещений бесполезной железки по жилищу, тот цап всё же обрёл своё место в качестве винтажной подставки под настольные часы со стрелками, что были на сотню лет его старше. Они неплохо смотрелись вместе, и Мартин решил, что лучше пусть так постоит, для антуража. А еще был какой-то совсем старый цап Mark Levinson, и с ним пришлось узнать, что есть не просто старые цапы, а очень старые, фактически пионеры цифрового аудио, которые играть умеют лишь небольшую часть музыкального материала, а с более поздними форматами и способами модуляции или молчат как рыбы, или шипят как змеи. Уже потом и не сразу появился в системе цап MSB, который звучал хорошо, по-настоящему понравился и осел бы надолго, если бы не эта напасть с железной тлёй. Ища ему замену, Мартин наткнулся на информацию о крайне редком русском цапе ASA Referense, но даже и не думал его купить, справедливо полагая что такую вещь можно годами ловить на аукционах и так и не поймать. Любопытства ради проверил – и вуаля, нашёл только что выставленный лот программы утилизации. Сомнения прочь — это была судьба! Цап был выкуплен мгновенно и вот он стоит напротив, загадочное пока воплощение инженерной мысли и музыкального вкуса ушедшей эпохи.
Как же он звучит? Ждать дольше ответа на этот вопрос Мартин не собирался. Закрыл ставни, свет особо не мешал, а вот шум улицы они отсекали хорошо, сводя внешний фон до минимума. А ставни – плотными шторами. Зажёг настоящие свечи и благовония, он узнал об этой фишке на одной из тусовок и позже проникся ею, используя только в самых особых случаях – цена на натуральные свечи кусалась, да и купить их было непросто. Но почему-то Мартин был уверен, что сегодня именно такой случай, всё как-то складывалось один к одному. И командировка эта, вроде и не к месту, а в итоге новенький цап в его системе успел постоять и поработать, подружиться, так сказать, со всеми остальными. И то, что закончить её удалось быстрее, чем планировал и появилось свободное время. И даже марсианский полынник на подоконнике сегодня встретил его раскрытыми соцветиями, обнажив доступ к незащищённому ядру, а Мартин давно заметил, что если такое происходит, то день для него складывается удачно во всём.
Любимое кресло ласкового приняло тело своего хозяина, мягко обняв его со всех сторон. Массаж Мартин любил, но не сегодня, как-то не хотелось, чтобы хоть что-то отвлекало от музыки. Любопытно, а каким он был, это старик-коллекционер, владевший цапом АСА до него – подумал Мартин взяв в руки пульт… Музыка полилась легко и свободно. Расслабленно. Мартин почувствовал, как точно также расслабляются его мышцы по всему телу, от ног до шеи. Напряжение от ожидания и опасений, что новый цап окажется не тем, что надо, не тем, какой хочется, начало таять как мягкий сугроб под весенним приветливым солнцем. Но только в природе это долго, а здесь с каждой новой нотой, с каждым аккордом сугроб внутри Мартина съеживался и безнадежно таял, музыка заливала его своим светом, не оставляя никаких шансов остаться льду в душе слушателя. Мелодия сменялась мелодией, ритмы переплетались в душе и время как будто остановилось.
Пробили часы, те самые, старинные, механические, что надо было заводить особым ключом. Мартин очнулся и понял, что слушал цап фактически час, не прерываясь и даже не задумываясь на тем, что поставить дальше, какую мелодию или песню. А как это случилось он не понял. Вроде нет же никакой особой изюминки, нет этого «Вау», которое он чувствовал ранее в первые секунды с некоторыми своими прежними приобретениями. Не происходит ничего особенного. Но, тем не менее, оторваться очень сложно. Хм, а ты братец вон как не прост оказался. Не зря, ох не зря эти русские хвалили его в своих комментариях. Что там про него писали? Отличная сцена почти по всем параметрам, может только малость эшелонирования вглубь не хватает, ясных границ между слоями. Приятный тональный баланс, не то, чтобы предельно честный и беспристрастный, скорее даже наоборот – звуку придаётся некая своя оценка, этакая легкая интонация, мягкий, малозаметный акцент, который тем не менее весьма приятно слушать. Цап тонко и ненавязчиво ткёт ткань музыкального полотна на свой собственный манер. Вот смотришь на этот прекрасный ковер и видишь, что рисунок тот же, что ты видел и всегда, но, тем не менее, выглядит он по-другому. Эта ткань создана из других узелков, помягче, но и попушистее. Пожалуй, это делает картинку не такой четкой, какой она могла бы быть, но цап не обращает на это внимание как на несущественную деталь. Ему это не так важно, куда важнее взять аккуратно слушателя прямо за сердце и не отпускать пока звучит музыка. Цап тебя не держит, вовсе нет, ты свободен, но сам не хочешь быть отпущенным. Мягкая слитность, когда звук перетекает один в другой, пусть даже дорисовывая их связи, которых не было в природе изначально. Разве это важно, быть предельно точным? Этот цап про музыкальное произведение, а не про звуки, он художник со своей манерой письма, манерой тонкой и изящной. Как искусный канатоходец балансирует на канате за счет своей отточенной годами техники, так и этот цап держит некий свой внутренний баланс, заложенный в него создателем. У него есть свой собственный кодекс джентльмена и общение с окружающим миром интерпретируется через эти свои установки.
Наступил вечер, а за ним глубокая ночь. Летели часы за часами. Мартин задумчиво наблюдал как пляшет огонёк на остатке оплывшей свечи. Вот ведь незадача, он хотел погасить свечи, чтобы сохранить их еще на несколько раз, уж больно дорогое это было удовольствие, а сейчас видит, что свечи сгорели практически целиком, но это нисколько его не огорчает, ведь наблюдая за тем, как горит и плавится свеча, ты видишь тот самый аналоговый мир, что бесконечно многообразен и слитен в этой своей многогранности. Аналоговый звук. Мартин раньше особо не понимал, что кроется за этим словосочетанием. Точнее он думал, что классическая стереосистема, его любимое хобби это и есть аналоговый звук. Да, пусть снятый не с легендарных старых носителей, пластинки вживую Мартин видел на сходках друзей по хобби и слышал их разговоры об аналоговости, но только сейчас он, похоже, сам услышал, что имелось ввиду. А может и нет. Но Мартину это было совершенно не важно. Он смотрел на причудливую форму огарка свечи, на тот как мягко перетекает один наплыв в другой, на трепетный огонек пламени, что не останавливал свой танец ни на секунду, быстро, практически мгновенно меняя свою форму, но не разрываясь ни на мгновение между бесконечным рядом своих воплощений и почувствовал родство в этом танце с той музыкой, что слышал, с её способностью быть такой же слитной и подвижной. Быть аналоговой. Друзья будут спрашивать его о разных особенностях звука его нового цапа, как там с басом, не пухлой ли, не вялый ли, как там с верхом, достаточно рассыпчатый, не искрит ли чрезмерно. Какая чушь, какая всё это несущественная возня. Мартин смотрел на пламя и думал, что он расскажет друзьям именно об этом. О танце пламени и танце музыки, о том, как близки и далеки они одновременно с этим цапом. Идеален ли этот танец? Нет, отнюдь. И да, конечно. Смотря, кто будет наблюдать за этим танцем. Кому-то он вполне может не понравится, он явно будет для них не идеален, но мнение этих людей Мартина не интересовало. Он понял, что это тот танец, на который именно он готов смотреть очень долго, быть может даже смотреть бесконечно. Кому не так зайдет – хорошо, это их выбор, у них есть масса путей идти своей дорогой, искать тот танец, что будет идеален для них. И будет прекрасно, если они его найдут. Но для Мартин всё, путь поиска закончился, он уже пришёл или приехал.
Это наконец-то она, та самая - его персональная конечная.
P.S. Спасибо Антону @Anton и Дмитрию @dmitre за этот замечательный тур.
P.P.S. Copyright NightTiger ))